Урок 10 класс
методическая разработка по географии по теме

Загрязнение окружающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цель урока:

  1. Продолжить дальнейшее формирование мировоззренческих идей об антропогенном воздействии на природу как важном факторе развития окружающей среды.
  2. Углубить знания о роли географической науки в организации рационального использования и преобразования природных условий и ресурсов.
  3. Продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в природном комплексе.
  4. Развивать умение сопоставлять факты и делать выводы
  5. Продолжить формирование убежденности в необходимости познания человеком закономерностей географической оболочки и учета их в хозяйственной деятельности
  6. Воспитывать бережное отношение к природе и рациональное использование ее богатств.

Оборудование: мультимедиапроектор, фрагмент фильма, фотографии, презентация, сделанная учащимися.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы: презентация, рассказ с элементами беседы, создание проблемной ситуации, тестирование, интерактивные приёмы – работа  в группах.

«Мы не унаследовали землю от своих родителей.

Мы её взяли взаймы у своих детей»

Ли Талбот

Структура урока.

1.Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания конструкции и самого человека.

Цель нашего урока выявить главные источники загрязнения окружающей среды и найти пути решения природоохранных проблем.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Систематизация знаний учащимися – терминов и понятий темы.

1.Выполнение тестов (5 вариантов)

Вариант №1. Взаимодействие общества и природы.

1.Географическая оболочка:

А) Взаимосвязь оболочек земного шара

Б) Гидросфера

В) Атмосфера

2. Ландшафты это - …

А) Участок земной поверхности, ограниченной природными рубежами

Б) Территория, измененная хозяйственной деятельностью человека

В) ПК, не имеющей четкой границы

3. Антропогенные ландшафты это - …

А) вторичные леса

Б) тайга                                  В) Экваториальные леса

4. Мероприятия, направленные на изучение, охрану и преобразование природной среды

А) Природопользование

Б) Загрязнение

В) восстановление

5. Компоненты природы, которые человек вовлекает в производство

А) Природные ресурсы

Б) Природные условия

В) Окружающая среда

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

Вариант №2.

1.К неисчерпаемым природным ресурсам относится

А) Водные

Б) Минеральные

В) космические

2. Земельные ресурсы можно восстановить

А) Распашками

Б) Рекультивацией

В) Засолением

3.Ресурсообеспеченность

А) Соотношение мировых запасов

Б) соотношение между добычей и использованием

В) Наличие природных ресурсов

4. Интенсивный путь освоения

А) Распашка новых земель

Б)Полная переработка

В) разработка новых месторождений полезных ископаемых

5. Географический детерминизм

А) Переоценка роли общества

Б) Преувеличение роли природы

В) Недооценка роли природы

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

Вариант №3

1.Истощение земель происходит в результате

А) Мелиорации

Б) рекультивации

В) Эрозии

2. Самая богатая страна в мире

А) Бразилия

Б) Индия

В) Россия

3. Коллапс

А) естественное восстановление природной среды

Б) Начало деградации природной среды

В) Необратимая деградация природной среды

4. Окружающая среда

А) Часть земной природы, с которой общество взаимодействует

Б) Взаимодействие общества и природы

В) среда обитания и производительной деятельности человеческого общества

5. Экстенсивный путь освоения природных ресурсов

А) использование малоотходного производства

Б) Переработка сырья

В) Вырубка леса

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

Вариант №4

1.Антропогенный ландшафт

А) Сформировался под влиянием природных факторов

Б) сформировался в результате изменений в результате хозяйственной деятельности

В) участок земной поверхности

2. Географический нигилизм

А) Недооценка роли географической среды

Б) Преувеличение роли географической среды

В) Преувеличение роли общества

3. Рациональное природопользование

А) Внедрение «чистых» технологий пользования

Б) Размещение «грязных» производств капиталистических т развивающихся стран

4. Исчерпаемые – восполнимые природные ресурсы

А) Биологические

Б) Минеральные

В) Водные

5. Природные условия

А) компоненты природы, которые влияют на хозяйственную деятельность

Б) компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельность

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

 

2.Интерактивное занятие (кооперативная форма обучения)

Цель работы состоит в том, чтобы учащиеся сами создали пути решения проблемы охраны труда

Работа в группах.

Каждая группа работает над своим заданием.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП

ГРУППА 1

Составьте опорную таблицу:

  1. Каковы источники загрязнения атмосферы?
  2. Каковы последствия загрязнения литосферы?
  3. Каковы пути решения проблемы охраны литосферы?

ГРУППА 2

Составьте опорную таблицу:

  1. Каковы источники загрязнения гидросферы?
  2. Каковы последствия загрязнения гидросферы?
  3. Каковы пути решения проблемы охраны гидросферы?

ГРУППА 3

Составьте опорную таблицу:

  1. Каковы источники загрязнения атмосферы?
  2. Каковы последствия загрязнения атмосферы?
  3. Каковы пути решения проблемы охраны атмосферы?

Презентация результатов обсуждения в группах. При работе в микрогруппах учащиеся делают выводы по каждому вопросу, записывая их маркером на листе бумаги. Один ученик дает пояснение и формулирует выводы, прикрепляет лист на доску в соответствующем порядке. Все выводы формируют целостную систему.

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Обобщение и систематизация знаний. (Схема на доске)

Создание очистных сооружений

ПУТИ ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОБЛЕМПереработка мусора

Создание сети охраняемых природный территорий

Рациональное размещение «грязных» производств

Формы ОПТ: заповедники;

заказники;

резерваторы;

национальные парки.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:

  1. Природоохранные законы;
  2. Общественная организация «Гринпис»,

                                                                                      партия «зеленых»;

  1. международные конференции;
  2. долгосрочные программы улучшения

                                                                                        окружающей среды.

4.Усвоение системы знаний

Задание для групп

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

В центральном Казахстане открыто месторождение угля – Щебаркольское, находиться оно в Тенгизском районе, имя которому дало заповедное озеро Тенгиз, известное гнездящимися колониями фламинго. Обрабатывать месторождение можно открытым способом. Запасов топлива – 2 млрд.тонн. добыча в год -  1млн тонн.

Условие – целинные земли, степи. Толщина почвенного покрова – 50 см. Скорость образования почв – 2 см за 100 лет.

Задание: 1. Сколько лет необходимо для выработки данного месторождения?

2. Сколько лет потребуется для восстановления почвенного покрова?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Человек потребляет в основном речную воду, объем которой в руслах составляет 12000км3+1840км3 сотка зарегулировано озерами и водохранилищами. Количество сточных вод около 450 км3. Сточная вода, сбрасываемая в реку и водоёмы, портит в 15 раз больший объем чистой естественной воды.

Задание: 1.Сколько воды будет загрязнено в год?

                2. Какой % вод от общего объёма будет загрязнен?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

За последние 100 лет в результате деятельности человека в атмосферу поступило 360 млрд.тонн СО2, что привело к увеличению его содержания в атмосфере на 13%.

Задание: 1.Посчитайте, на сколько увеличится в атмосфере СО2 в 2008 году?

2. Сколько % это составляет?

Слово учителю:

Мы возвращаемся к эпиграфу  нашего урока

«Мы не унаследовали землю от своих родителей.

Мы её взяли взаймы у своих детей…»

Ли Талбот

Что означают эти слова?

Почему охрана природы должна стать долом всех людей нашей планеты?

Человеку необходимо развивать экологическое мышление, чтобы уметь анализировать хозяйственную деятельность для сохранения условий окружающей среды, проанализировать нарушение естественного равновесия.

Чтобы сохранить природу для последующих поколений нужно приложить усилия, труд, умения. Природа щедра для тех, кто умеет бережно к ней относиться. Мы должны сохранить природу для грядущих поколений.

Природа и сама способна к совершенству

Не мучайте  её, а помогите ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Презентация к УМК Биболетовой М.З. урок10 2 класс

Презентация содержит комплексный материал по отработке транскрипции, повторение и изучение новах глаголов, активизацию чисел от 1-10, введение новой буквы Ii, рефлексию.рекомендуется в качестве дополн...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....