Программа по элективному курсу «Рекреационная география»,9 класс
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 9 классов.

      Рекреационная география - это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).

    ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха (рекреация – от лат. recreatio – восстановление, синоним слова «отдых» - восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekreacionnaya_geografiya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по   элективному курсу «Рекреационная география»

 Составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  предпрофильного  обучения в 9 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. Волгоград.: Учитель,2006 г..

                                         Пояснительная записка

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 9 классов.

      Рекреационная география - это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).

    ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха (рекреация – от лат. recreatio – восстановление, синоним слова «отдых» - восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.

     Для изучения ТРС требуются совместные усилия медико -, экономико - и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, её роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.

    Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует её экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

        Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т. д.

Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

       Задачи курса:

  1. Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
  2. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.
  3. Оц6енка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.
  4. Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

         В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. - соотношение понятий «отдых» и «рекреация»;
  2. - виды рекреационной деятельности;
  3. - соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;
  4. - ТРС;
  5. - методы изучения ТРС;
  6. - главные рекреационные районы мира.

Учащиеся должны уметь:

  1. - использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своём регионе;
  2. - давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.

Учебно-тематический план:

Название тем курса

Всего часов

               В том числе

         Лекции   практ.  семин.        

 Форма      контроля

1

            2

    3

            4              5             6

          7

1

Введение

    1

                            1

2

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки

      4

            2              1             1

Самостоятель - ная работа, участие в семинаре

3

Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии

      4

            3                             1                      

Самостоятельная работа, участие в семинаре

4

Рекреационные ресурсы мира

    5

             2             2              1                                          

Самостоятель- ная работа, участие в семинаре

5

Участие школьников в рекреационных исследованиях

   2

                            2

Отчёт о проделанной работе

6

Итоговое занятие

   2

                             2                            

Тестирование

                        ИТОГО:

   17

                                         Содержание курса

Введение (1 час).

Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (4 часа).

Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация (1 час).

Лекция: Виды рекреационной деятельности (1 час),

Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма».

Семинар: Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №1 (1 час).

Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (4 часа).

 Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). Подсистемы (ТРС) (1 час).

Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час).

Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха».

Семинар: особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки (1 час).

Тема 3. Рекреационные ресурсы мира (5 часов).

Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика (2 часа).

Самостоятельная работа: Выявление и нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха.

Урок-практикум: Практическая работа№2 (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №3 (1 час).

Семинар: Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов (1 час).

Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа).

Урок-практикум: Практическая работа №4 (1 час).

Урок-практикум: Пркатическая работа №5 (1час).

Заключительное занятие (1 час).

Практическая работа.

1.Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской.

3. Обоснование маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.

4. Выявление рекреационных ресурсов и территорий своей местности. Оценка их состояния. Определение их рекреационной ёмкости. Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов. Нанесение на карту-схему области рекреационных ресурсов и территорий местности.

5. Волго-Ахтубинская пойма: оценка рекреационного потенциала территории.

                               

             

                    Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного (организационного) занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием и, самое главное, формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые и предстоит выполнить за данное время.

         Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учёт их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы и по итогам изучения курса в целом.

На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценивания. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объёма. Сообщение печатным объёмом до 10 страниц представляется достаточно. На наш взгляд, допустим вариант, при котором итоговую творческую работу учащиеся выполняют по желанию, но это отражается на их итоговом рейтинге.

                                                                                                                                                             Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной    географической науки

Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация.

Учащиеся знакомятся с рекреационной географией современной географической науки, появлением и становлением этой отрасли географии.

Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха большой части населения в современном урбанизированном и экономически неблагоприятном мире.

Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.

Лекция: Виды рекреационной деятельности.

Учащиеся знакомятся с требованиями к среде для организации различных видов отдыха. Наиболее общие свойства среды, соответствующие требованиям многих видов отдыха: комфортность, эстетичность качества, доступность, устойчивость, возможность для организации разнообразной рекреационной деятельности.

Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного спорта, восстановления здоровья и сил больных людей.

Туризм как особый вид активного отдыха, требования к среде для организации различных видов туризма, наличие экскурсионных объектов как одно из важных условий для организации туризма.

На семинаре «Отдых как основа особой отрасли экономики» группы представляют результаты исследования, проведённого на основе анализа географических карт, а также статистических материалов по таким проблемам, как «Организация обслуживания отдыхающих и необходимые для этого экономические предпосылки» и «Соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства».

На уроке-практикуме по этой теме учащиеся выступают в роли администраций туристических предприятий и разрабатывают комплексы организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

                                                                                                                                                      Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии.

                                                                                                                                                    Лекция: Территориальные рекреационные системы. Подсистемы ТРС.

     Раскрываются основные свойства территориальных рекреационных систем. Комфортность как необходимое условие для людей во время отдыха. Понятие о физиологичной и психологической комфортности. Устойчивость среды к рекреационным воздействиям как одно из важных условий функционирования ТРС. Классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.

                                                                                                                                                        Лекция: Методы изучения ТРС.

    Учащиеся знакомятся с методами определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень её рекреационной благоприятности. Роль природы в формировании положительных эмоций, необходимых для положительного отдыха. Понятие о рекреационных условиях. Памятники природы как экскурсионные объекты.

    Методы изучения рекреационных свойств  природной среды.

    Методы определения доступности территорий, предназначенных для организации ТРС.

    Выявление и оценка существующей сети учреждений обслуживания отдыхающих и возможностей для расширения этой сети.

    Выявление трудовых ресурсов для обслуживания учреждений отдыха и предоставления услуг, необходимых отдыхающим. Определение возможностей для снабжения отдыхающих продовольствием и другими товарами местного производства и для их доставки.

    Лекции: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.

     Раскрывается необходимость поддержания среды для отдыха в состоянии, обеспечивающем минимально возможный уровень вредных воздействий на человека.

Воздействие человека на среду во время отдыха. Роль различных видов рекреационной деятельности в нарушении состояния природных территориальных комплексов. Нарушение естественного состояния природы в процессе формирования и функционирования ТРС.

      Понятие о рекреационной дигрессии (ухудшении свойств) ПМК и её стадиях. Методы определения стадии рекреационной дигрессии.

      Меры защиты ПМК от рекреационной дигрессии.

      На семинаре «Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки» учащиеся разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств среды. Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий.

                                                                                                                                                      Тема 3. Рекреационные ресурсы мира

Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика.

      Учащиеся узнают о главных рекреационных районах мира: побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре. Доступность для отдыхающих разных контингентов и стран. Горные районы с благоприятными свойствами.

Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах. Рекреационные районы по берегам рек и озёр. Районы, богатые природными и культурными достопримечательностями. Их использование для организации туризма. Экзотические условия, привлекающие людей во время отдыха. Развитие туризма в труднодоступных районах контингентов и регионов, в полярных странах и т. п.

      На уроке-практикуме учащиеся анализируют различные виды карт, путеводителей, рекламных буклетов и другую литературу для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской; спортивно-оздоровительного путешествия – и обосновывают свой выбор. На семинаре «Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов» учащиеся представляют районы, которые могут быть использованы для организации отдыха при условии улучшения их рекреационных свойств. Создание зон отдыха межобластного и областного значения в густонаселённых районах, их рациональное размещение.

      Рекреационные зоны вокруг населённых пунктов. Рекомендации по рациональному природоиспользованию в их пределах. Меры по улучшению рекреационных свойств среды для отдыха вблизи населённых пунктов.

 

                               Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях

     Данная тема состоит из уроков-практикумов, где наряду с теоретическими материалами учащиеся на практике выявляют рекреационные ресурсы своей местности. Дают оценку их состояния. Определяют их рекреационную ёмкость.

     Наносят на карту-схему области рекреационных ресурсов и территории своей местности.

     Дают оценку рекреационного потенциала Волго-Ахтубинской поймы.

     На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Рекреационная география». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в школьный портфолио.

    Также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

    Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  1. анализ географических карт;
  2. анализ статистических данных;
  3. составление карт, схем, графиков и комментариев к ним;
  4. составление таблиц и классификации;
  5. подготовка устных сообщений с использованием различных источников информаций.

     Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.

                                                         Литература

1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе.-2003.-№4.

2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс-М, 2002

3. Веденин, Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека.- М., 1988.

4. Герасимова, И. П., Преображенский, В. С. Основы конструктивной географии-М., 1986.

5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе.–2001.-№6.

6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. –1994.–

 №2.

7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира.- М., 2002.

8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира».-2001.

9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационные системы.- М., 1981.

10. Мироненко, Н. С., Бочкарёва, М. М. Рекреационные системы.- М.,1986.

11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбассе // География в школе.-2001.-№3.

12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе.-2003.-№6.

13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе.-2003.-№4.

                                                                                                                                                   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география"

рекреация, туризм, отдых, рекреационные районы, ТРС...

Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география" 10 класс

Данная программа создана для преподавания в профильном социально-экономическом классе....

Элективный курс "Рекреационная география" 8 класс

Данный курс поможет учащимся 8 классов лучше узнать о достопримечательностях нашей страны....

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Рабочая программа по элективному курсу «Медицинская география» 11 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Медицинская география» 11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу «Рекреационная география. 8 класс»

Данная программа разработана на основе Программа элективного  курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт.: И. Н. Кузьмина  (из сборника...

Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география", 11 класс

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.Данный курс актуален сегодня, так как в 21 веке в некоторых регионах мир...