Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география", 11 класс
элективный курс по географии (11 класс)
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.
Данный курс актуален сегодня, так как в 21 веке в некоторых регионах мира туризм превратился в настолько массовое явление, что феномен рекреации стал особым предметом внимания.
Представленная программа предполагает знакомство учащихся старших классов с основами рекреационной географии. Пользуясь знаниями, полученными при изучении элективного курса «Рекреационная география», учащиеся легче освоят специальности, связанные с туризмом и рекреационной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekreatsionnaya_geografiya.doc | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.
Данный курс актуален сегодня, так как в 21 веке в некоторых регионах мира туризм превратился в настолько массовое явление, что феномен рекреации стал особым предметом внимания.
Представленная программа предполагает знакомство учащихся старших классов с основами рекреационной географии. Пользуясь знаниями, полученными при изучении элективного курса «Рекреационная география», учащиеся легче освоят специальности, связанные с туризмом и рекреационной деятельностью.
Цели и задачи программы
– дать учащимся знания о природно – географической, демографо – этноконфессиональной, культурно – исторической, социально – географической, политико – географической составляющих географических аспектов географии современного туризма;
– раскрыть факторы развития международного туризма;
– сформировать у учащихся представления об основных туристско – рекреационных системах регионов и стран мира; – раскрыть учащимся процессы формирования туристско – рекреационных зон, районов, центров и их современного использования;
– показать многообразие видов туризма и их значение в развитии личности;
– способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и развитию интереса к познанию других стран;
– дать первичные представления об организации туристической деятельности в странах и регионах мира;
– показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;
– способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников.
Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.
Из 34 часов учебного времени более 50% времени отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение в практике найдут уроки с привлечением видеоматериалов, практикумы с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов развития района, возможностей реализации комплексных целей международного туризма, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов их рекламированию, применение информационно – коммуникационных технологий.
В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно -ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.
Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом.
Содержательная часть (34 ч.)
Занятие 1. (1 ч.). Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки.
Практические работы:
1.Составление схемы «Источники знаний по географии туризма».
Занятие 2. (1 ч.). Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы. Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в настоящее время. Виды туристических ресурсов.
Занятие 3. (1ч.). Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.
Практические работы:
1. Составление схемы «Виды современного туризма».
2. Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей, родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем или иным видам туризма.
Занятие 4. (1 ч.). География основных туристических потоков в мире. Туристско – рекреационные зоны, их география. Страны – лидеры международного туризма.
Практические работы:
1. Составление картосхемы основных районов международного туризма.
Занятие 5. (1 ч.). География туризма в Зарубежной Европе. Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90 – х годах XX века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.
Практические работы:
1.Заполнение схемы «Виды туризма зарубежной Европы».
2. Работа с к/к и графом.
Занятие 6. (1 ч.).
Страны Северной Европы. Норвегия – природная, социально – экономическая. Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).Туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Норвегии.
Занятие 7. (1 ч.). Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании). Великобритания – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Великобритании.
2. Составление туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.
Занятие 8. (1 ч.). Туризм в Южной Европе (на примере Италии). Италия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Италии.
2. Классификация туристских районов Южно – европейской туристической зоны по различным признакам.
Занятие 9. (1 ч.). Туризм в Восточной Европе. Страны Восточной Европы – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Украины.
2. Оформление карты – схемы туристских районов Восточной Европы.
3. Записи в блокнот туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы
Занятие 10. (1 ч.). Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.
Практические работы:
1. Проект морского круиза от Лондона до Венеции.
Занятие 11. (1 ч.). География туризма в Зарубежной Азии. Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.
Практические работы:
1.Работа с к/к и графом Зарубежной Азии.
2. Составление схемы«Виды туризма Зарубежной Азии».
3. Оформление картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.
Занятие 12. (1 ч.). Туризм в Юго – Западной Азии. Страны Юго – Западной Азии – природная, социально–экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Турции.
2. Оценка потенциальных условий для развития туризма в Турции.
Занятие 13. (1 ч.). Туризм в Центральной Азии. Страны Центральной Азии – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Китая.
2. Оформление рекламного проспекта для Китая с использованием различных средств.
Занятие 14. (1 ч.).Туризм в Восточной Азии. Япония – природная, социально – экономическая, туристская характеристика
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Японии.
Занятие 15. (1 ч.). Туризм в Южной Азии. Индия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Индии.
Занятие 16. (1 ч.). Туризм в Юго – Восточной Азии. Индонезия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Индонезии.
2. Оформление листовки – рекламы одной из стран Юго – Восточной Азии.
Занятие 17. (1 ч.). Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Азии. Оформление проспекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».
Занятие 18. (1 ч.). География туризма в Австралии. Австралия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Австралии.
Занятие 19. (1 ч.). География туризма в Латинской Америке. Равнинный Восток. Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской Америке.
Практические работы:
1. При помощи метода географических зарисовок создание яркого, образного описания Бразилии
Занятие 20. (1 ч.). География туризма в Латинской Америке. Горный Запад. Страны Горного Запада. Туристские районы.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Чили.
2. Сравнительная географическая характеристика Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации.
Занятие 21 – 22. (2 ч.). География туризма в Латинской Америке. Страны Центральной Америки и Вест – Индии. Субрегионы Латинской Америки. Туризм в Центральной Америке и Вест – Индии.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки республики Гаити.
Занятие 23. (1 ч.). Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке. Составление классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.
Занятие 24. (1 ч.). География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки. США – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки США.
2. Составление географо – туристской характеристики одного из наиболее интересных для учащихся городов США.
3. Работа с к/к и графом.
Занятие 25 – 26. (2 ч.). География туризма в Северной Америке. Канада. Канада – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Канады.
Занятие 27. (1 ч.). География туризма в Африке. Северная Африка. Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.
Практические работы:
1. Заполнение визитной карточки Египта.
2. Составление туристического маршрута по арабским странам Африки.
2. Подготовка памятки туристам.
Занятие 28. (1 ч.). География туризма в Африке. Центральная Африка. Развитие туризма в Центральной Африке. Гвинея и Конго – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Занятие 29.(1 ч.). География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка. Развитие туризма в Восточной и Южной Африке. Кения и ЮАР – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.
Практические работы:
1. Собираемся в Африку.
Занятие 30.(1 ч.). География туризма в России. Развитие туризма в России. Россия – природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы России. Виды туризма в России.
Занятие 31. (1 ч.). География туризма в России.
Практические работы:
1. Подготовка рекламного проспекта одной из туристических зон России.
Занятие 32.(1 ч.). География туризма в Республике Татарстан. Развитие туризма в Республике Татарстан. Республика Татарстан – природная, социально – экономическая, туристская характеристика. Туристические районы Республики Татарстан. Виды туризма в Республике Татарстан.
Занятие 33. (1 ч.). География туризма в Республике Татарстан. Очная или заочная экскурсия в туристические районы Республики Татарстан. Отчет об экскурсии.
Занятие 34. (1 ч.). Итоговое занятие. Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы».
Требования к знаниям и умениям школьников
Задачи и предмет изучения рекреационной географии:
– содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, устойчивое развитие в туризме, историко – культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско – рекреационный район;
– физиико – географические, экологические, населенческие, историко – культурные, экономико – географические, политические факторы развития туризма;
– масштабы и типы современного туризма;
– виды рекреационных ресурсов и образы рекреационного пространства;
– типологию туристских районов;
– главные туристские районы регионов и основных стран мира;
– рекреационные ресурсы России и зарубежных стран;
– наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое внимание туристов в странах и регионах мира;
– соотношение понятий «отдых» и «рекреация», виды «рекреационной деятельности»;
– уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие внимание туристов из разных государств мира;
– примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.
Учащиеся должны уметь:
– устанавливать связи географии туризма с другими географическими дисциплинами;
– выявлять природные черты природных зон и высотных поясов, привлекательных для туристов;
– определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности;
– анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических и многонациональных стран;
– составлять историко – культурную характеристику страны, района или города;
– анализировать по видео – и иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира;
– использовать карты, таблицы, дополнительную литературу для изучения рекреационной географии;
– характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;
– устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно – ресурсном потенциале страны или региона;
– выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне;
– оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем;
– давать характеристику различных типов туризма;
– выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма;
– составлять (проектировать) на основе литературных, картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;
– картографировать туристские районы мира;
– классифицировать туристские районы региона по различным признакам;
– оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;
– называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.
Ключевые компетенции
В ходе организации учебных занятий формируются:
– навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
– навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;
–умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации;
– навыки работать в команде, так как идея деятельности подхода заложена в парной и групповой формах работ;
– навыки самоконтроля.
Формы и методы контроля: практическая работа, проектная работа, работа с к/к, с учебником, таблицей, атласом, групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, беседа, комбинированная работа.
Литература для учителя:
1. Ананьев М. А. Международный туризм. – М., 2001.
2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.
3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 2002.
4. География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М., 1973.
5. Григорьев А. А. Природные святыни. СПб, 2005. – 124 с.
6. Даринский А. В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. – СПб., 2005.
7. Дмитревский Ю. Д. Страноведение и география международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002
8. Дмитревский Ю. Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.
9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М., 2003.
10. Квартальнов В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. – М., 2004.
11. Котляров Е. А. География отдыха и туризма. – М., 2006.
12. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.
13. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.
14. Мироненко Н. С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004.
15. Журнал «Вокруг света».
Литература для учащихся:
1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. – М., 2005.
2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.
3. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.
4. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2.- М., 2003
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002
6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.
7. Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 1967-1982.
8. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.
9. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.
10.Журнал «Вокруг света».
Тематическое планирование элективного курса «Рекреационная география»
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Вид занятий | Образовательный продукт | Дата проведения | |||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||||||
1 | Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма. | 1 | 1 | Выборочная проверка записи лекции. Фронтальный опрос. | ||||||
2 | Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выборочная проверка записи лекции. | |||||
3 | Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма. | 1 | 1 | Проверка составления схемы «Виды современного туризма». Проверка социологического опроса. | ||||||
4 | География основных туристических потоков в мире. Туристско – рекреационные зоны, их география. | 1 | 1 | Проверка картосхемы основных районов международного туризма. | ||||||
5 | География туризма в Зарубежной Европе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с к/к и графом Зарубежной Европы. Проверка заполнения схемы «Виды туризма в Зарубежной Европе». | |||||
6 | Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии). | 1 | 0,5 | 0,5 | Участие в семинаре. | |||||
7 | Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании). | 1 | 1 | Проверка туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов. Проверка группировки предложенных архитектурных памятников по странам. | ||||||
8 | Туризм в Южной Европе (на примере Италии). | 1 | 1 | Участие в семинаре. | ||||||
9 | Туризм в Восточной Европе. | 1 | 1 | Проверка заполнения карты – схемы туристских районов Восточной Европы. Проверка «Записей в блокноте туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы». | ||||||
10 | Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе. | 1 | 1 | Проверка проекта – презентации «Морской круиз от Лондона до Венеции». | ||||||
11 | География туризма в Зарубежной Азии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с к/к и графом Зарубежной Азии. Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии. | |||||
12 | Туризм в Юго – Западной Азии. | 1 | 1 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой. | ||||||
13 | Туризм в Центральной Азии. | 1 | 1 | Оформление рекламного проспекта Китая с целью привлечения туристов. | ||||||
14 | Туризм в Восточной Азии. | 1 | 1 | Участие в семинаре «Япония». | ||||||
15 | Туризм в Южной Азии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Пр.раб.: «Описание одной из стран южной Азии». | |||||
16 | Туризм в Юго – Восточной Азии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Пр.раб.: «Оформление листовки – рекламы страны Юго –Восточной Азии». | |||||
17 | Обобщающее занятие по географии туризма в Зарубежной Азии. | 1 | 1 | Защита проекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии». | ||||||
18 | География туризма в Австралии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выборочная проверка записи лекции. Проверка рабочих тетрадей. | |||||
19 | География туризма в Латинской Америке. Равнинный Восток. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с к/к. Самостоятельная работа. Участие в семинаре. | |||||
20 | География туризма в Латинской Америке. Горный Запад. | 1 | 1 | Проверка сравнительной географической характеристики Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации на компьютере. | ||||||
21 – 22 | География туризма в Латинской Америке. Страны Центральной Америки и Вест – Индии. | 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с к/к. Участие в семинаре. Пр.раб.: «Рассказ об одной из стран Северной Америки с целью привлечения туристов». | ||||
23 | Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с к/к. Участие в семинаре. Проверка классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки. | |||||
24 | География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с к/к. Тест. | |||||
25 – 26 | География туризма в Северной Америке. Канада. | 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой. Практическая работа «Экскурсовод». Участие в семинаре. | ||||
27 | География туризма в Африке. Северная Африка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картой. Участие в семинаре. Экскурсия. | |||||
28 | География туризма в Африке. Центральная Африка. | 1 | 1 | Тестирование. Защита проектов. | ||||||
29 | География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка. | 1 | 1 | Работа с картой. Пр.раб.: «Собираемся в Африку». | ||||||
30 | География туризма в России. | 1 | 1 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой. | ||||||
31 | География туризма в России. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка рекламного проспекта одной из туристических зон России. | |||||
32 | География туризма в Республике Татарстан. | 1 | 1 | Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой. | ||||||
33 | География туризма в Республике Татарстан. | 1 | 1 | Отчет об экскурсии. | ||||||
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Защита проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе " Экономическая география мира"...