Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география", 11 класс
элективный курс по географии (11 класс)

Гурьянова Лилия Габделахатовна

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.

Данный курс актуален сегодня, так как в 21 веке в некоторых регионах мира туризм превратился в настолько массовое явление, что феномен рекреации стал особым предметом внимания.

Представленная программа предполагает знакомство учащихся старших классов с основами рекреационной географии. Пользуясь знаниями, полученными при изучении элективного курса «Рекреационная география», учащиеся легче освоят специальности, связанные с туризмом и рекреационной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekreatsionnaya_geografiya.doc21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.

Данный курс актуален сегодня, так как в 21 веке в некоторых регионах мира туризм превратился в настолько массовое явление, что феномен рекреации стал особым предметом внимания.

Представленная программа предполагает знакомство учащихся старших классов с основами рекреационной географии. Пользуясь знаниями, полученными при изучении элективного курса «Рекреационная география», учащиеся легче освоят специальности, связанные с туризмом и рекреационной деятельностью.

Цели и задачи программы

– дать учащимся знания о природно – географической, демографо – этноконфессиональной, культурно – исторической, социально – географической, политико – географической составляющих географических аспектов географии современного туризма;

– раскрыть факторы развития международного туризма;

– сформировать у учащихся представления об основных туристско – рекреационных системах регионов и стран мира;  – раскрыть учащимся процессы формирования туристско – рекреационных зон, районов, центров и их современного использования;

– показать многообразие видов туризма и их значение в развитии личности;

– способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и развитию интереса к познанию других стран;

– дать первичные представления об организации туристической деятельности в странах и регионах мира;

– показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;

– способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников.

        Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.

        Из 34 часов учебного времени более 50% времени отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение в практике найдут уроки с привлечением видеоматериалов, практикумы с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов развития района, возможностей реализации комплексных целей международного туризма, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов их рекламированию, применение информационно – коммуникационных технологий.

        В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно -ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.

        Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом.

Содержательная часть (34 ч.)

Занятие 1. (1 ч.). Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки.

Практические работы:

1.Составление схемы «Источники знаний по географии туризма».

Занятие 2. (1 ч.). Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы. Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в настоящее время. Виды туристических ресурсов.

Занятие 3. (1ч.). Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

Практические работы:

1. Составление схемы «Виды современного туризма».

2. Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей, родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем или иным видам туризма.

Занятие 4. (1 ч.). География основных туристических потоков в мире. Туристско – рекреационные зоны, их география. Страны – лидеры международного туризма.

Практические работы:

1. Составление картосхемы основных районов международного туризма.

Занятие 5. (1 ч.). География туризма в Зарубежной Европе. Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90 – х годах XX века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.

Практические работы:

1.Заполнение схемы «Виды туризма зарубежной Европы».

2. Работа с к/к и графом.

Занятие 6. (1 ч.).

Страны Северной Европы. Норвегия – природная, социально – экономическая. Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).Туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Норвегии.

Занятие 7. (1 ч.). Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании). Великобритания – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Великобритании.

2. Составление туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.

Занятие 8. (1 ч.). Туризм в Южной Европе (на примере Италии). Италия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Италии.

2. Классификация туристских районов Южно – европейской туристической зоны по различным признакам.

Занятие 9. (1 ч.). Туризм в Восточной Европе. Страны Восточной Европы – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Украины.

2. Оформление карты – схемы туристских районов Восточной Европы.

3. Записи в блокнот туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы

Занятие 10. (1 ч.). Обобщающее занятие по географии  туризма в зарубежной Европе.

Практические работы:

1. Проект морского круиза от Лондона до Венеции.

Занятие 11. (1 ч.). География туризма в Зарубежной Азии. Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.

Практические работы:

1.Работа с к/к и графом Зарубежной Азии.

2. Составление схемы«Виды туризма Зарубежной Азии».

3. Оформление картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

Занятие 12. (1 ч.). Туризм в Юго – Западной Азии. Страны Юго – Западной Азии – природная, социально–экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Турции.

2. Оценка потенциальных условий для развития туризма в Турции.

Занятие 13. (1 ч.). Туризм в Центральной Азии. Страны Центральной Азии – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Китая.

2. Оформление рекламного проспекта для Китая с использованием различных средств.

Занятие 14. (1 ч.).Туризм в Восточной Азии. Япония – природная, социально – экономическая, туристская характеристика

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Японии.

Занятие 15. (1 ч.). Туризм в Южной Азии. Индия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Индии.

Занятие 16. (1 ч.). Туризм в Юго – Восточной Азии. Индонезия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Индонезии.

2. Оформление листовки – рекламы одной из стран Юго – Восточной Азии.

Занятие 17. (1 ч.). Обобщающее занятие по географии  туризма в зарубежной Азии. Оформление проспекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».

Занятие 18. (1 ч.). География туризма в Австралии. Австралия – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Австралии.

Занятие 19. (1 ч.). География туризма в Латинской Америке. Равнинный Восток. Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской Америке.

Практические работы:

1. При помощи метода географических зарисовок создание яркого, образного описания Бразилии

Занятие 20. (1 ч.). География туризма в Латинской Америке. Горный Запад. Страны Горного Запада. Туристские районы.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Чили.

2. Сравнительная географическая характеристика Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации.

Занятие 21 – 22. (2 ч.). География туризма в Латинской Америке. Страны Центральной Америки и Вест – Индии. Субрегионы Латинской Америки. Туризм в Центральной Америке и Вест – Индии.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки республики Гаити.

Занятие 23. (1 ч.). Обобщающее занятие по географии  туризма в Латинской Америке. Составление классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.

Занятие 24. (1 ч.). География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки. США – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки США.

2. Составление географо – туристской характеристики одного из наиболее интересных для учащихся городов США.

3. Работа с к/к и графом.

Занятие 25 – 26. (2 ч.). География туризма в Северной Америке. Канада. Канада – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Канады.

Занятие 27. (1 ч.). География туризма в Африке. Северная Африка. Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.

Практические работы:

1. Заполнение визитной карточки Египта.

2. Составление туристического маршрута по арабским странам Африки.

2. Подготовка памятки туристам.

Занятие 28. (1 ч.). География туризма в Африке. Центральная Африка. Развитие туризма в Центральной Африке. Гвинея и Конго – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Занятие 29.(1 ч.). География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка. Развитие туризма в Восточной и Южной Африке. Кения и ЮАР – природная, социально – экономическая, туристская характеристика.

Практические работы:

1. Собираемся в Африку.

Занятие 30.(1 ч.). География туризма в России. Развитие туризма в России. Россия – природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы России. Виды туризма в России.

Занятие 31. (1 ч.). География туризма в России.

Практические работы:

1. Подготовка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

Занятие  32.(1 ч.). География туризма в Республике Татарстан. Развитие туризма в Республике Татарстан. Республика Татарстан – природная, социально – экономическая, туристская характеристика. Туристические районы Республики Татарстан. Виды туризма в Республике Татарстан.

Занятие  33. (1 ч.). География туризма в Республике Татарстан. Очная или заочная экскурсия в туристические районы Республики Татарстан. Отчет об экскурсии.

Занятие  34. (1 ч.). Итоговое занятие. Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы».

Требования к знаниям и умениям школьников

Задачи и предмет изучения рекреационной географии:

– содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, устойчивое развитие в туризме, историко – культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско – рекреационный район;

– физиико – географические, экологические, населенческие, историко – культурные, экономико – географические, политические факторы развития туризма;

– масштабы и типы современного туризма;

– виды рекреационных ресурсов и образы рекреационного пространства;

– типологию туристских районов;

– главные туристские районы регионов и основных стран мира;

– рекреационные ресурсы России и зарубежных стран;

– наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое внимание туристов в странах и регионах мира;

– соотношение понятий «отдых» и «рекреация», виды «рекреационной деятельности»;

– уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие внимание туристов из разных государств мира;

– примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Учащиеся должны уметь:

– устанавливать связи географии туризма с другими географическими дисциплинами;

– выявлять природные черты природных зон и высотных поясов, привлекательных для туристов;

– определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности;

– анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических и многонациональных стран;

– составлять историко – культурную характеристику страны, района или города;

– анализировать по видео – и иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира;

– использовать карты, таблицы, дополнительную литературу для изучения рекреационной географии;

– характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;

– устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно – ресурсном потенциале страны или региона;

– выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне;

– оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем;

– давать характеристику различных типов туризма;

– выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма;

– составлять (проектировать) на основе литературных, картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;

– картографировать туристские районы мира;

– классифицировать туристские районы региона по различным признакам;

– оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;

– называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.

Ключевые компетенции

В ходе организации учебных занятий формируются:

– навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

– навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;

–умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации;

– навыки работать в команде, так как идея деятельности подхода заложена в парной и групповой формах работ;

– навыки самоконтроля.

Формы и методы контроля: практическая работа, проектная работа, работа с к/к, с учебником, таблицей, атласом, групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, беседа, комбинированная работа.

Литература для учителя:

1. Ананьев  М. А. Международный туризм. – М., 2001.

2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 2002.

4. География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М., 1973.

5. Григорьев А. А. Природные святыни.  СПб, 2005. – 124 с.

6. Даринский А. В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. – СПб., 2005.

7. Дмитревский Ю.  Д. Страноведение и география международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002

8. Дмитревский Ю. Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М., 2003.

10. Квартальнов В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. – М., 2004.

11. Котляров Е. А. География отдыха и туризма. – М., 2006.

12. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.

13. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.

14. Мироненко Н. С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004.

15. Журнал «Вокруг света».

Литература для учащихся:

1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. – М., 2005.

2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

3. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

4. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2.- М., 2003

5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002

6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.

7. Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 1967-1982.

8. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.

9. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.

10.Журнал «Вокруг света».

Тематическое планирование элективного курса «Рекреационная география»

п/п

Тема занятий

Всего

часов

Вид занятий

Образовательный

продукт

Дата

проведения

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение. Основные понятия туризма. Функции современного                                        туризма.

1

1

Выборочная проверка записи лекции.

Фронтальный опрос.

2

Туристическая отрасль – одна из основных отраслей   непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

3

Классификация видов современного туризма. Влияние туризма             на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

1

1

Проверка составления схемы «Виды современного туризма».

Проверка социологического опроса.

4

География основных туристических потоков в мире.   Туристско – рекреационные зоны, их география.

1

1

Проверка картосхемы основных  районов международного туризма.

5

География туризма в Зарубежной Европе.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к и графом Зарубежной Европы.

Проверка заполнения схемы «Виды туризма в Зарубежной Европе».

6

Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).

1

0,5

0,5

Участие в семинаре.

7

Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).

1

1

Проверка туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов. Проверка группировки предложенных архитектурных памятников по странам.

8

Туризм в Южной Европе (на примере Италии).

1

1

Участие в семинаре.

9

Туризм в Восточной Европе.

1

1

Проверка заполнения карты – схемы туристских районов Восточной Европы. Проверка «Записей в блокноте туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы».

10

Обобщающее занятие по географии  туризма в зарубежной Европе.

1

1

Проверка проекта – презентации «Морской круиз от Лондона до Венеции».

11

География туризма в Зарубежной Азии.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции. Работа с к/к и графом Зарубежной Азии. Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

12

Туризм в Юго – Западной Азии.

1

1

Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой.

13

Туризм в Центральной Азии.

1

1

Оформление рекламного проспекта Китая с целью привлечения туристов.

14

Туризм в Восточной Азии.

1

1

Участие в семинаре «Япония».

15

Туризм в Южной Азии.

1

0,5

0,5

Пр.раб.: «Описание одной из стран южной Азии».

16

Туризм в Юго – Восточной Азии.

1

0,5

0,5

Пр.раб.: «Оформление листовки – рекламы страны Юго –Восточной Азии».

17

Обобщающее занятие по географии туризма в Зарубежной Азии.

1

1

Защита проекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».

18

География туризма в Австралии.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции. Проверка рабочих тетрадей.

19

География туризма в Латинской Америке.

Равнинный Восток.

1

0,5

0,5

Работа с к/к. Самостоятельная работа. Участие в семинаре.

20

География туризма в Латинской Америке.

Горный Запад.

1

1

Проверка сравнительной географической характеристики Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации на компьютере.

21 – 22

География туризма в Латинской Америке.

Страны Центральной Америки и Вест – Индии.

2

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции. Работа с к/к. Участие в семинаре. Пр.раб.: «Рассказ об одной из стран Северной Америки с целью привлечения туристов».

23

Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

1

0,5

0,5

Работа с к/к. Участие в семинаре. Проверка классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.

24

География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки.

1

0,5

0,5

Работа с к/к. Тест.

25 – 26

География туризма в Северной Америке. Канада.

2

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой. Практическая работа «Экскурсовод». Участие в семинаре.

27

География туризма в Африке. Северная Африка.

1

0,5

0,5

Работа с картой. Участие в семинаре. Экскурсия.

28

География туризма в Африке. Центральная Африка.

1

1

Тестирование. Защита проектов.

29

География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка.

1

1

Работа с картой. Пр.раб.: «Собираемся в Африку».

30

География туризма в России.

1

1

Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой.

31

География туризма в России.

1

0,5

0,5

Проверка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

32

География туризма в Республике Татарстан.

1

1

Выборочная проверка записи лекции. Работа с картой.

33

География туризма в Республике Татарстан.

1

1

Отчет об экскурсии.

34

Итоговое занятие.

1

1

Защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс

Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся...

Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс

Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"

География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...

Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе

Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе " Экономическая география мира"...