Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_geografii.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок:

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

(8 класс)

Цели урока:

-   обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии, литературе, истории  и математике; -  развивать интерес к изучению географии России.

Задачи урока: в игровой форме провести проверку знаний учащихся по теме; провести небольшую дискуссию по экологии, викторину и определить самых эрудированных учащихся.

Ход урока.

«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»

Академик А.А.Карпинский.

«Вода является самым важным минералом на Земле,

без которого нет жизни».

Геохимик А.Е. Ферсман

I. Постановка цели и задач урока учителем.

II. «Разминка» по терминам.

1 вариант

Найдите соответствие между термином и понятием:

Понятие           

термин

Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.

Превышение истока реки над устьем.

Поведение реки в течение года.

Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

Грязекаменные потоки.

Низкий уровень воды в реке.

Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.

Время, когда реки покрыты льдом.

Воды, пригодные для хозяйственного использования

Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.        

А) Водохранилище

Б) Водные ресурсы

В) Межень

Г) Половодье

Д) Падение реки

Е) Режим реки

Ж) Наводнение

З) Сель

И) Ледостав

К)  Многолетняя мерзлота

 

 

Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К

 

 

 

 

 

2 вариант

Понятие        

Термин

Отношение падения реки (в см) к её длине (в км).

Воды, расположенные в верхней части земной коры.

Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.

Внезапный подъём уровня воды в реке.

Начало реки

Свод сведений о водных ресурсах России.

Переувлажнённый участок местности.

Уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в лёд.

Переносимый рекой материал: песок, ил.

Скопление льда на суше.

         

А) Болото

Б) Уклон реки

В) Ледник

Г) Снеговая линия

Д) Подземные воды

Е) Артезианский колодец

Ж) Твёрдый сток

З) Паводок

       И) Исток

       К) Водный кадастр

 Ответы: 1- Б, 2-Д, 3-Е, 4-З, 5-И, 6-К, 7-А, 8-Г, 9-Ж, 10-В.

 

III.  Обсуждение темы «Реки» с элементами викторины, с использованием игры «Третий лишний», загадок.

1. Викторина.

1)  В. Маяковский: «Сверху взгляд на Россию брось - рассинелась речками...».

Вопрос: Сколько примерно рек в нашей стране, прав ли поэт?  ( 130 тысяч рек длиной от 10 км и более, но если считать и реки длиной менее 10 км, то их уже будет более 2 млн).

2)  В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».

Вопросы:

-  Каким океанам поют свои песни реки России? К бассейнам каких океанов принадлежат реки нашей страны? К какому бассейну отнесете большинство рек? Приведите примеры.

2.  Игра «Третий лишний».

Печора, Волга, Енисей.

Днепр, Дон, Амур.

Обь, Енисей, Иртыш.

Западная Двина, Лена, Колыма.

Практическая работа.

- Определите падение и уклон рек по формулам. Сделайте вывод о характере рек.

П = Н1- Н2

У= П : Д

П – падение (см)

У – уклон (см/км)

Н1 --- высота истока (м)

Н2 --- высота устья (м)

Д --- длина реки (км)

1вариант ----- река Амур

2 вариант  ----- река Лена

Ответ:

река Амур ----  П = 1000м – 0м = 1000м; У = 100000см : 4440км = 22,5см/км (река равнинная)

река Лена ----- П = 930м – 0м= 930м; У = 93000см : 4400км = 21см/км (река равнинная)

 

3.  Викторина.

• Назовите «рекордсменов»:

v Самая полноводная река России?   (Енисей)

v Самая длинная река нашей страны, полностью находящаяся на территории России?   (Обь с Иртышом)

v У какой реки России самый большой бассейн?  (Обь)

• Определите характер течения реки: А. Н. Гоголь «Чуден Днепр...»:

Чуден Днепр при тихой погоде.

Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река.)

Б. М. Лермонтов «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река.)

•  А о чем говорит следующая часть этого стихотворения?

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

(Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море-озеро.)

4. Загадки.

Существует много легенд, сказок, песен о реках. Писатели, художники прославляли реки в своих произведениях. (Задания необходимо читать частями, наиболее сложно отгадать реку по первой части, постепенно добавленная информация делает задание проще.)

А. Определите, о какой красивейшей и могучей реке идет речь:

-             Художник В. Суриков, родившийся на её берегах, предпочитал её красоту «Альпам швейцарским и итальянским...».

-             А. П. Чехов был поражен величием реки: «Я не видел реки великолепнее... Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и свою молодость».

-          И. Кокорев:

«Тебе кипучее начало дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан

И режешь горы и долины

Водой алмазною своей...»

-   Титулы реки: «брат океана», «ось Сибири».

-   Эвенки - коренные жители на берегах реки, называли её с давних пор «Большая вода» - Ионессу, Иоанессии. А русские, которые здесь поселились позже, переиначили ее название в более простое, понятное и созвучное имя. Ответ: Енисей.

Б. Эту реку называют «Русской Амазонкой». Что это за река? В чем она схожа с Амазонкой? (Ответ: Обь.)

В. Определите, о какой великой реке идет речь в отрывке из стихотворения А. Твардовского «За далью - даль»:

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих вдаль, - семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых - до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

- Эта река с давних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра».

-  Арабы в эпоху Средневековья величали ее «Итиль», то есть «река рек».

-  Некоторые ученые считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Ответ: Волга.)

 

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока.

Как женщина усталая, оно

Раскинулось внизу и смотрит в небо,

Туманится и даль поит туманом,

И отняло у неба весь закат.

- О чем нам в своем стихотворении так поэтически красиво, передал свое восприятие поэт? («Над озером»)

 

IV.  Обсуждение темы «Озера».

А)  - Озер в России тоже очень много – около 3 млн. Знаете ли вы их?

1-е задание. Загадки.

1.   Одна из героических страниц истории Руси - борьба против тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая произошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Ответ: Чудское озеро.)

2. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.)

3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.             (Ответ: Каспийское).

4. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия.

 (Ответ: Телецкое)

5.  Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от Студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 690 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.

(Ответ: Онежское)

6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.

(Ответ: Таймыр)

7. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.

(Ответ: Ханка)

8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.

(Ответ: Байкал).

 

2-е задание. Узнай по описанию.  Используя таблицу 10 на с.116 учебника, определите известные вам типы озерных котловин по описанию:

1. Неглубокие котловины, образованные при проседании грунта и заполненные талой водой, на территориях, имеющих вечную мерзлоту (термокарстовые).

2. Возникают при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками, т.е. путем образования естественных плотин  (запрудные).

3. Образовались в кратерах вулканов  (вулканические).

4. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению  (ледниковые).

5. Это обычно самые глубокие озера, образованные на местах разломов и прогибов земной коры   (тектонические).

6 . Искусственные озёра (вдх.).

 

 

 

Б) Искусственные сооружения

5) Какие искусственные сооружения вы знаете?

(Водохранилища: Саратовское, Волгоградское, Рыбинское, Куйбышевское, Братское. Каналы: Волго-Донской, Беломоро - Балтийский, им. Москвы).  

6) Какие экологические или другие проблемы возникают при их строитель­стве? - В водохранилище замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков.

- Вода теряет способность самоочищаться.

- Водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей.

- Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием.

- На дне водохранилища остаются деревни, и даже города.)  

 

V.   Тема «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота».

1)  Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверхности суши.)

2)  Назовите самые крупные горные ледники России. (Ответ: Богдановича - в Ключевской группе вулканов — самый большой по площади (37,8 км2); Безенги - в верховьях Терека -самый длинный (длина 17,6 км, площадь 36,2 км2.)

3)  Что такое вечная мерзлота?  (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет).

4)  Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в России? (1500м в Якутии).

5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека?  

 - Тормозит развитие растений и процессы почвообразования;  

-  Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий;  

- Зимой лишает подземного питания рек, и они промерзают до дна;  Взрывается лед на реках,  и образуются наледи - тарыны;

-  Формирует мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, бугры вспучивания)

- Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых;

- Мерзлота – естественный холодильник, где можно хранить продукты.

6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? Расскажите об этом используя текст учебника с. 119

 

 VI .  Тема «Болота, искусственные сооружения».

1) Назовите два типа болот в зависимости от питания (Верховые и низинные).

2) Как они отличаются по источникам питания, где обычно расположены?

(Низинные болота непроходимы, при накоплении торфа отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для верховых болот необходимо главное условие – избыточное увлажнение)

3) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (небольшая дискуссия).

 (На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц).

4) Какие стихийные явления, связанные с внутренними водами, вы знаете?

(наводнения, сели, цунами, гололед, ливни, лавины)

7) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы?

(Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.)

8) Объясните пословицу «Без воды нет жизни», возникшую у наших далёких предков, с позиций современных условий жизни. Докажите её справедливость.

Что объединяет высказывания академика А.А.Карпинского

 «Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»,  геохимика А.Е. Ферсмана «Вода является самым важным минералом на Земле,  без которого нет жизни» и пословицу  наших предков?

 

9) Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений Россиян?

-  Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на том же предприятии.

- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

VII.   Рефлексия:

Закончи предложения:

- Я знаю, что…..

- Я умею….

- Мне понравилось …

IX. Подведение итогов урока. Оценки.

- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс

Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....

Мультимедийная разработка урока географии на тему: «Внутренние воды Австралии».

Данная разработка составлена с использование технологии развития критического мышления. Предложены разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на разных стадиях урока....

Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

«Организация практической деятельности обучающихся при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы России». География 8 класс»

В эпоху информатизации и глобализации возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социо...