Рабочая программа по географии для 9 класса.
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Рабочая программа для 9   класса по экономической географии России по учебнику:  Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya9kl_moya.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа курса

«География России. Население и хозяйство»

для 9 класса

Составитель:

Колмакова С. В. учитель географии

высшей квалификационной категории

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  2. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. программа регионального курса «Краеведение»;
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

  1. приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению     производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
  2. изучение природно-ресурсного  потенциала  России;
  3. анализ закономерностей, факторов  и условий  размещения производительных сил;
  4. изучение отраслевой  структуры экономики России;
  5. знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
  6. изучение территориально-административного и экономического  районирование России,   основных  принципов районирования;
  7. анализ внешнеэкономических  связей, обоснование  их роли в экономике России.

В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
  4. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
  5. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
  6. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
  7. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).

Учебник:  Ром В. Я. , Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002, 2008.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008.

2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007

 3.Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 9 кл.СПб 1996 г.

Дополнительная литература: 1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005; 2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс; 3. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова, География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2002. 4. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил. 5.  Интерактивные географические карты.

Дополнительная литература ( региональный компонент)

  1. Местные краеведческие издания, научно-популярная и краеведческая литература.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы,  семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.

Распределение материала по содержательным линиям.

Тема 1. Введение (1 час) Геополитическое положение России

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Знать: основные особенности  ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Тема 2. Население России и новых независимых государств

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;

Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Тема 3. Экономика Российской Федерации

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа  хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности.

Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Тема 5. Территориальная организация и районирование  России

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.

Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Тема 7.  Восточный макрорегион – Азиатская Россия

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Тема 8. Россия и мир

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тема 9. Страны ближнего Зарубежья

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не приступал к выполнению работы;
  2. Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Календарно тематическое планирование по географии 9 класс (1 час в неделю , 34 часа в год)

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательно го минимума образования

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата  проведения

Введение (1 час)

1

Что мы будем изучать?

Изучение нового материала

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.

Фронтальный

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА

Политико-государственное устройство РФ. Россия и Страны СНГ. Географическое положение России (2 часа)

2/1

Российская Федерация.

Изучение нового материала

Основные особенности ГП России. Страны СНГ.

Субъекты РФ, их различия.

Работа с картами

§1

3/2

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Комбинированный

Государственная территория. Сектора границы. Соседи России

Самостоятельная работа

П/р «Определение ГП России»

§2§3

Население Российской Федерации и новых независимых государств (2 часа)

4/1

Исторические особенности заселения и освоения территории. Численность и естественный прирост населения России.  Национальный состав России и СНГ.

Изучение нового материала

Исторические особенности заселения и освоения территорий России. Численность населения России и причины, её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Определение типа воспроизводства своего региона (Новосибирская область)

Фронтальный опрос.

П/р Изучение и анализ статистических и графических материалов, характеризующих численность, движение населения, тенденции его изменения.

§4§ 5-6

5/2

Миграции населения. Городское и сельское население. Демографическая ситуация

Урок-Семинар

Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Виды миграции в пределах Новосибирской области. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупных городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем.

Анализ карт, фронтальный опрос.

§ 7, табл 12,карта

Общая характеристика экономики России ( 3часа)

6/1

Экономические системы в историческом развитии России. Командная экономическая система в СССР. Рыночная и смешанная экономики.

Изучение нового материала

Географические особенности традиционной и командной систем. Государственный сектор, частный сектор, теневая экономика.

Индивидуальный устный опрос Устный опрос

§ 9-10, §11, табл.15, карта

7/2

Социально-экономические реформы в России Структурные особенности экономики России.

Урок актуализации знаний и умений.

Разгосударствление и приватизация, необходимость НТП и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия.

Опрос и элемент беседы

§ 12, таб.16,17,18§ 13

8/3

Проблемы природно-ресурсной основы экономики  России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития

Урок актуализации знаний и умений.

Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Уровни развития страны. Большие циклы

Работа с к/к

§ 14, таб 77, к/к§ 15, проблема.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 1час)

9/1

Научный комплекс

лекция

Научный комплекс: его значение, состав, связь с другими комплексами.

Работа с картами

П/р Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

§16, таб 21,22,23

Машиностроительный комплекс( 2 часа)

10/1

Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения Факторы размещения машиностроения.

Лекция с элементами беседы

Его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Особенности размещения.

Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос.

П/р Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

§ 17, карта России

§ 18, рис.35, таб. 24

11/2

География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.

Практикум

Основные районы машиностроения. Крупные районы.

Работа с к\к, индивидуальный опрос

§ 19-20, карта, таб. 25,26

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК )( 2 часа)

12/1

Роль, значение и проблемы ТЭК Топливная промышленность.

Лекция с элементами практической работы

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, угольные и газовые бассейны. Их географическое положение География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.

Составление характеристики отрасли Сравнение между собой крупных угольных бассейнов

П/р Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.

§ 21, рис.39-40, карта§22, рис. 41-42, карта

13/2

Электроэнергетика.

Практикум

Основные типы электростанций. Факторы из размещения.

Индивидуальный опрос, работа с к/к

§23, таб.28, рис.43

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (2 часа)

14/1

Состав и значение комплексов Металлургический комплекс. Факторы размещения. Черная металлургия.

Изучение нового материала

Металлургические базы. Типы предприятий. Состав, место и значение в составе страны. Факторы размещения, типы предприятий.

Составление характеристики отрасли, работа с картами Составление характеристики отрасли, работа с картами

/р Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.

§24-25, таб. 29-30

§26, рис.43, карта

15/2

Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс Факторы размещения химических предприятий.

География лёгких и тяжёлых цветных металлов. Группировка отраслей химической промышленности. Особенности размещения. Экологические проблемы.

Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики отрасли, самостоятельная работа, заполнение таблицы

П/р Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

§27-28, таб. 31, карта

Агропромышленный комплекс (АПК) (1часа)

16/1

Состав и значение АПК Земледелие и животноводство

Урок изучения нового материала

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон и Земле. Интенсивный и экстенсивный пути развития

Работа с к/к, фронтальный опрос

П/р Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§31, таб.35§ 32, таб. 36

Инфраструктурный комплекс (2 часа)

17/1

Состав комплекса. Роль транспорта. Сухопутный транспорт

Лекция

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущество и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда.

Учебное исследование по картам.

§ 34§35

18/2

Водный и другие виды транспорта Связь. Сфера

обслуживания.

Урок -исследование

Особенности водного транспорта. Проблемы морского транспорта. Связь и её роль в эпоху развития НТР.

Учебное исследование по картам.

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

§ 36§ 37

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (2 )

Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России ( часа)

19/1

Экономическое районирование.

Урок изучения нового материала

Экономическое районирование. Специализация территории. Географическое разделение труда. Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.

Работа с к/к, индивидуальный опрос

§ 38

20/2

Районирование России.

Урок - семинар

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Работа с к/к, индивидуальный опрос

§  39

Западный макрорегион – Европейская Россия( час)

21/1

Общая характеристика.

Урок – путешествие

Различия территории по условной степени хозяйственного освоения.

Работа с картами и атласом

§ 40

Центральная Россия ( часов)

22/1

Состав, историческое изменение географического положения. Природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Экономика Центральной России.

Комбинированный

Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и

человека. Прогноз развития региона.

Фронтальный опрос. Работа с картами

§41

23/2

Москва и Московский столичный регион. Узловые районы Центральной России.

Практикум

Учебное исследование по картам

П/р Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

§ 42-43§45§44

Северо-Западная Россия ( час)

24/1

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район

Практикум

ГП, особенности природы. Регионы экологически неблагоприятные.

Работа с к/к

П/р

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

§46, таб. 56

Европейский Север ( 1час)

25/1

ГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Урок актуализации умений и знаний

Состав района. Специфика геополитического и географического положения Влияние историко-географических факторов на население и его традиции. Внутренние различия природы района. Природные ресурсы и их использование..

Учебное исследование по картам

§47

Европейский юг - Северный Кавказ ( 1час)

26/1

ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Урок изучения нового материала

Состав района. Особенности ГП. Ресурсы региона. Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Хозяйство района. АПК.

Работа с картами

П/р Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

§ 50§ 51,52

Поволжье ( 1 час)

27/1

ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Урок актуализации знаний.

Состав района. Особенности ГП. Ресурсы региона Численность, естественный прирост. Миграция.

Особенности территориальной организации.

Составление таблицы

П/р Экологические и водные проблемы волги.

§ 53§ 54, 55

Урал (1 час)

28/1

ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Урок актуализации знаний.

Состав района. Особенности ГП. Ресурсы региона. Численность, естественный прирост. Миграция.

Особенности территориальной организации

Работа с картами

П/р Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

§ 56§ 57, 58

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (3 часа)

29/1

Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона.

Лекция с элем. беседы

Различия территории по условиям  и степени хозяйственного освоения. Этапы освоения. Перспективы макрорегиона

Составление конспекта

§ 59, рис83§ 60, таб 64-65, карта

30/2

Западная Сибирь. Восточная Сибирь.

Практикум

Состав района. Особенности ГП. ГП, природный и хозяйственный потенциал. Особенности природы.

Работа с картами

П/р Хозяйственная оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни человека.

§ 61§ 62

31/3

Дальний восток.

Практикум

ГП, природный и хозяйственный потенциал. Особенности природы.

Работа с картами

п/р Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

§ 63

Россия и страны нового зарубежья ( 4 часа)

32/1

Страны нового зарубежья. СНГ.

Урок -практикум

Место России среди стран СНГ.

Работа в группах

§ 64

33/2

Белоруссия. Страны Балтии.

Комбинированный урок

Особенности хозяйства стран Балтии и СНГ.

Работа с картами, индивидуальный опрос.

§ 65, 66

34/3

Европейский Юго-запад

Комбинированный урок

Особенности ГП, природа, население и хозяйственная деятельность.

Работа с картами, индивидуальный опрос.

§ 67

35/4

Закавказье. Азиатский Юго-восток.

Комбинированный урок

Особенности ГП, природа, население и хозяйственная деятельность. Особенности ГП, природа, население и хозяйственная деятельность.

Работа с картами, индивидуальный опрос.

§68§ 69

Учитель географии                                                                                                                                                            /Колмакова С.В../


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...