Рабочая программа по географии (6 класс)
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klimanova.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по географии

6 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы О. А. Климановой, В. В. Климанова

для общеобразовательных учреждений

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. В связи с этим в программу курса включен целый ряд вопросов, касающихся основных природных закономерностей, ранее изучавшихся в курсе «География материков и океанов». Однако объем содержания этих тем значительно упрощен как в связи с возрастными особенностями учащихся, так и в связи с нецелесообразностью изучения многих механизмов глобальных природных процессов в рамках базового школьного курса географии.

Первый раздел программы направлен на изучение Земли как планеты и ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее школьниками материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено необходимостью создания у учащихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.

Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов взаимосвязан со всеми остальными, поэтому результирующая часть курса — изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, а также человек.

В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат основные принципы системного подхода. Это подтверждается в первую очередь изучением основных географических закономерностей, являющихся логическим следствием существования географической оболочки как новой географической системы.

В то же время из тематики курса исключены вопросы, затрагивающие иерархию и организацию природных комплексов. Такие вопросы представляются слишком сложными для школьников. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как арена проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.

Исходя из того, что кругозор современных школьников все более расширяется, авторы решили включить в программу тему «Путешествия и их географическое отражение», нацеленную на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения за действительностью. Приобретение собственных навыков в этом вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты

Важно отметить, что в теме «Путешествия и их географическое отражение» план местности и географическая карта являются не только объектом изучения, но и средством для разрешения конкретных географических ситуаций.

Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой — основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картами основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическими материалами — знакомству с основным содержанием карты, выявлению основных картографируемых явлений и объектов и использованию карты для решения простейших географических задач — определения местоположения объекта и составления несложной географической характеристики.

Авторская программа рассчитана на изучение курса по системе – 2 ч в неделю. Отличительной особенностью данной рабочей программы является планирование материала исходя из базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю, что авторская программа делать полностью разрешает. Уменьшено количество часов на теоретическое изучение отдельных тем, с которыми учащиеся были знакомы, изучая «Окружающий мир», «Природоведение», а также более подробно будут знакомиться на уроках географии – «Страноведение» (7 класс), «География России» (8-9 классы). Практическая часть сохранена на 100 %.

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г. (6 класс – 1 час в неделю).

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

Учебники данной линии отличают современное содержание и методика, направленная на достижение метапредметных результатов, на развитие активной познавательной деятельности учащихся и формирование важнейших компетенций. Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. Авторы учебников изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению. В учебниках 6 и 7 классов часть параграфов представляет собой уроки-практикумы. В учебниках 8 и 9 классов (география России) реализуется главная научно-методическая идея о формировании комплексного географического образа территории.

Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень.

Календарно-тематический план

Четв.

Сроки

Раздел

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Земля во Вселенной.

4

1

Развитие географических знаний о земной поверхности

4

2, 3, 4, 5

II

Развитие географических знаний о земной поверхности

5

6, 7

1

Природа Земли.

2

III

Природа Земли.

11

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

IV

Природа Земли.

4

17, 18, 19

1

Географическая оболочка – среда жизни

4

20, 21, 22, 23, 24

Итого

01.09.12− 25.05.13

4 раздела

34

24

2

Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Дата

Тема 1. Земля во Вселенной  (4 часа)

1/1

Солнечная система. Вращение Земли и его следствия.

1, 2

Знать/понимать основные географические понятия и термины.

Уметь сопоставлять географические следствия движения Земли.

Выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

2/2

Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе.

3

Знать/понимать основные географические понятия и термины.

Уметь определять координаты по глобусу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3/3

Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты.

4,5

4/4

Практическая работа 1 «Определение по глобусу географических координат точки».

6

Тема 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (9 часов)

5/1

Путешествие как способ познания окружающего мира. План местности.  Практическая работа 2 «Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимся».

7

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния: читать план местности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

6/2

Стороны горизонта на местности и на плане. Практическая работа 3 «Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек».

8

7/3

Практическая работа 4

«Составление плана местности по ее описанию».

Практическая работа 5

«Чтение плана местности».

9

8/4

Географическая карта.

Практическая работа 6 «Определение расстояний и направлений по географической карте».

10, 11

9/5

Географические открытия древности и средневековья.

13

10/6

Великие географические открытия.

11/7

Географические открытия XVII-XX вв.

Практическая работа 7 «Составление таблицы «Как люди открывали Землю»».

14-15

12/8

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Развитие географических знаний о земной поверхности»

13/9

Контрольная работа  «Развитие географических знаний о земной поверхности».

Тема 3.  Природа Земли (17 часов)

14/1

Материки и океаны

17

Знать/понимать состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

15/2

Свойства вод Мирового океана.

18

16/3

Движение вод в Мировом океане.

19, 20

17/4

Горные породы. Практическая работа 8 «Знакомство с горными породами».

21, 22

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, прогнозировать  их изменение в результате деятельности человека; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных.

18/5

Земная кора и литосфера. Практическая работа 9 «Определение на карте сейсмических районов земного шара».

Практическая работа 10 «Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера».

23-25

19/6

Рельеф и его значение для человека.

Изображение рельефа на физических картах. 

26-27

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, географическую зональность и поясность; прогнозировать  их изменение в результате деятельности человека.

20/7

Основные формы рельефа. Горные области.

28-29

21/8

Равнины суши. Практическая работа 11 «Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей».

Практическая работа 12 «Нанесение на карту некоторых элементов географической номенклатуры».

30

22/9

Атмосферный воздух и его значение для человека. Практическая работа 13 «Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы»».

31

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: наблюдения за погодой, состоянием воздуха в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

23/10

Температура воздуха и ее измерение.

32

24/11

Атмосферное давление. Ветер. Облака. Практическая работа 14 «Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»»

33-34

25/12

Погода и климат. Циркуляция атмосферы.

35-36

26/13

Климатические пояса Земли. Практическая работа 15 «Знакомство с климатической картой и картой «Климатические пояса и области земного шара»; составление краткой характеристики одного из климатических поясов». Практическая работа 16 «Наблюдение за погодой».

37-39

27/14

Круговорот воды в природе. Река в природе и на географической карте. Практическая работа 17 «Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе»».

40-41

Знать/понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в гидросфере; прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

28/15

Озера. Подземные воды. Практическая работа 18 «Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира».

42-43

29/16

Ледники и их строение. Практическая работа 19 «Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности».

44

30/17

Контрольная работа  «Природа Земли».

Тема 4. Географическая оболочка – среда жизни. (4 часа)

31/1

Возникновение жизни на Земле. Почва как особое природное тело. Практическая работа 20 «Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (степей и тундр)». Практическая работа 21 «Знакомство с рисунками различных почвенных профилей».

45-47

Знать/понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в биосфере; прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

32/2

Оболочки Земли. Практическая работа 22 «Работа с картой «Природные зоны земли» и составление комплексного описания одной из зон.

48-50

Знать/понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

33/3

Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли и его масштабы. Практическая работа 23 «Знакомство с основными  видами воздействия человека на природу и их последствиями в своей местности».

51

Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

Называть: меры по охране природы

34/4

Человек как жертва природных воздействий. Мирное сосуществование человека и природы. Практическая работа 24 «Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них».

52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...