Рабочая программа по географии (7 класс)
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klimanova.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по географии

7 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы О. А. Климановой, В. В. Климанова

для общеобразовательных учреждений

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

Курс «Страноведение» содержит географические характеристики стран мира (включая страны СНГ и Россию). В нем также раскрываются термины и понятия, используемые прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с привлечением дополнительного материала по истории, культуре, демографии регионов и стран мира.

Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком (Старый и Новый Свет), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии — «родного» материка россиян. В этом одно из отличий данной программы от традиционных программ. Особо выделяются вопросы территориальных взаимодействий России со своими бывшими партнерами по СССР, а ныне странами ближнего зарубежья.

Основной материал курса подается в виде географической характеристики природных и культурноисторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, разнообразную природу, население и хозяйство). Основной блок курса предваряют введение и раздел «Земля — планета людей».

Характеристика регионов и стран базируется на классической схеме типовой географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения. При этом традиционная характеристика дополнена материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, что превращает описание стран в культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран. Подобная подача материала предполагает использование индивидуального подхода как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей.

За основу деления мира на страны и регионы взят принцип природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла.

Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии — сразу несколько десятков стран.

Выделенные регионы являются результатом естественно-исторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, во многом определившую особенности их современной жизни. Кроме этого, обычно такие регионы ограничиваются во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т. п.).

На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии России, США или Австралии отводится два урока. После изучения стран и регионов одного материка идут уроки обобщения, целью которых является формирование целостных образов материков и частей света во всем их природном и культурном многообразии.

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г. (7 класс – 2 часа в неделю).

Основные формы и методы обучения: сравнительная характеристика двух стран, выполнение самостоятельных и практических работ, объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

Учебники данной линии отличают современное содержание и методика, направленная на достижение метапредметных результатов, на развитие активной познавательной деятельности учащихся и формирование важнейших компетенций. Методический аппарат учебников позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению географии. Авторы учебников изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа — список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению. В учебниках 6 и 7 классов часть параграфов представляет собой уроки-практикумы. В учебниках 8 и 9 классов (география России) реализуется главная научно-методическая идея о формировании комплексного географического образа территории.

Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень.

Календарно-тематический план

Четв.

Сроки

Раздел

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Введение.

1

Земля – планета людей.

15

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

II

Земля – планета людей.

3

8

1

Материки, океаны и страны мира.

11

9, 10, 11, 12, 13

III

Материки, океаны и страны мира.

22

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

IV

Материки, океаны и страны мира.

11

25, 26, 26, 27, 28, 29, 30, 31,32

1

Человек и планета: история взаимоотношений.

3

Резервное время

2

31

Итого

01.09.12− 25.05.13

4 раздела

68

31

2

Поурочное планирование (68 часов, 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Дата

Тема 1. Введение  (1 час)

1/1

Введение. География в современном мире. Страноведение.

1-5

Называть: предмет изучения курса, особенности построения учебника, основные группы карт и их свойства. Показывать: материки, части света, океаны, острова; определять: роль карт в науке и жизни людей; описывать: способы изображения, применяемые на картах; объяснять: построение градусной сетки.

Тема 2. Земля – планета людей  (18 часов)

2/1

Появление человека и его распространение по земному шару.

6

Ученики должны уметь: показывать места проживания крупнейших народов Земли, крупные города и их столицы.

3/2

Колебание численности населения Земли. Размещение населения и его плотность. Практическая работа 1 «Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира»».

7

4/3

Человеческие расы.

Практическая работа 2 «Нанесение на контурную карту ареалов распространения человеческих рас».

8

5/4

Крупнейшие народы мира, их экологические и социальные проблемы.

Практическая работа 3 «Составление таблицы «Крупнейшие по численности населения страны мира» и обозначение этих стран на контурной карте»».

9

6/5

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Практическая работа 4 «Нанесение на контурную карту древнейших речных цивилизаций».

10

7/6

Возникновение и развитие хозяйства. Первичные, вторичные и третичные виды деятельности.

11

Приводить примеры:

использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции.

8/7

Современное хозяйство мира: секторы (сферы); отрасли.

12

9/8

Практическая работа 5 «Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (своей местности или по литературному описанию).

Знать/понимать: основные географические понятия и термины.

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: наблюдения за погодой, решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.

10/9

Карта строения земной коры. Соотношение между формами рельефа и строением земной коры.

13

11/10

Практическая работа 6 «Составление картосхемы «Самое удивительное на Земле»: нанесение на контурную карту точек с самой высокой и самой низкой температурой воздуха, самыми большими и самыми маленькими абсолютными высотами и т. д.».

12/11

Практическая работа 7 «Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры».

14/13

Влияние климата на жизнь людей.

14

15/14

Практическая работа 8 «Работа с климатограммами».

15

16/15

Мировой океан и его значение для природы Земли.

16

17/16

Природные богатства Мирового океана.

16

18/17

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Земля – планета людей».

6-16

19/18

Контрольная работа  «Земля – планета людей».

Тема 3.  Материки, океаны и страны мира (44 часа)

20/1

Евразия: особенности географического положения и природы. Практическая работа 9 «Описание географического положения Евразии».

17

Называть и показывать: имена путешественников и исследователей Евразии, определять географическое положение Евразии, описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; называть и показывать основные формы рельефа Евразии, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору).

21/2

Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана.

18

22/3

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.

19

23/4

Северная Европа. Практическая работа 10 «Составление маршрута морского путешествия в архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов».

20

Называть и показывать большинство стран Европы, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения, описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору), особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности)стран по картам атласа и другим источникам информации, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны.

24/5

Средняя Европа. Британские острова. Практическая работа 11 «Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона)».

21

25/6

Франция и Бенилюкс. 

22

26/7

Германия и Альпийские страны. Практическая работа 12 «Составление по картам атласа и дополнительным источникам информации комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы)».

23

27/8

Восточная Европа. Страны западных славян (Польша, Чехия, Словакия). Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония).

24

28/9

Страны восточных славян (Белоруссия, Украина, Молдавия).

25

29/10

Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове.

26

30/11

Страны на Апенинском полуострове. Практическая работа 13 «Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны»» (на примере Италии).

27

31/12

Дунайские и Балканские страны. Практическая работа 14 «Обозначение на контурной карте стран, расположенных в пределах одного речного бассейна, и составление маршрута речного путешествия (на примере путешествия по Дунаю)».

28

32/13

Россия – самая большая по площади страна мира.

29

33/14

Природа, население, хозяйство.

30

34/15

Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан). Практическая работа 15 «Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья)».

31

Называть и показывать большинство стран Азии, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору), особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; объяснять особенности размещения населения стран Азии, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны.

35/16

Юго-Западная Азия. Практическая работа 16 «Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых (на примере стран Юго-Западной Азии)».

32

36/17

Практическая работа 17 «Составление краткой характеристики рекреационных ресурсов региона и нанесение на карту крупных рекреационных районов (на примере стран Балтии или Южной Европы)».

37/18

Центральная Азия.

33

38/19

Китай и Монголия. Практическая работа 18 «Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)».

34

39/20

Япония и страны на Корейском полуострове.

35

40/21

Южная Азия. Практическая работа 19 «Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан).

36

41/22

Юго-Восточная Азия.

37

42/23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Евразия». Практическая работа 20 «Нанесение на контурную карту самых крупных и наиболее значимых природных объектов Евразии».

17-37

43/24

Африка. Особенности географического положения. Регионы Африки. Практическая работа 21 «Географическое положение и особенности природы Африки. Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток».

38

Называть имена исследователей Африки и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение Африки, ко-

ординаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

44/25

Северная Африка. Практическая работа 22 «Нанесение на контурную карту ареала проживания народов (на примере арабов)».

39

45/26

Западная и Центральная Африка.

40

46/27

Восточная Африка.

41

47/28

Южная Африка. Практическая работа 23 «Нанесение на контурную карту наиболее значимых природных объектов материка».

42

48/29

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Африка». Практическая работа 24 «Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору)».

38-42

49/30

Особенности географического положения и природы Северной и Южной Америки. Практическая работа 25 «Нанесение на контурную карту важнейших природных объектов Северной Америки».

43

Называть и показывать большинство стран Нового Света, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны.

50/31

Канада. Особенности географического положения. Канадский Арктический архипелаг.

44

51/32

Соединенные Штаты Америки. Государственное устройство. Географическое положение.

45

52/33

Население и хозяйство США. Практическая работа 26 «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США)».

46

53/34

Центральная Америка и Вест-Индия. Практическая работа 27 «Описание географического положения Южной Америки».

47

54/35

Бразилия. Практическая работа 28 «Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)».

48

55/36

Андские страны. Практическая работа 29 «Составление схемы высотной поясности (на примере Экваториальных Анд)».

49

56/37

Лаплатские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах.

50

57/38

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Северная и Южная Америка».

43-50

58/39

Австралия – страна-материк. Практическая работа 30 «Выявление влияния рельефа на климат материка (на примере Большого Водораздельного хребта и Центральной Австралии).

51

Определять географическое положение Австралии и Океании, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

59/40

Австралийский Союз. Океания. Практическая работа 31 «Составление географического описания острова (на примере одного из островов Новой Зеландии)».

52-53

60/41

Особенности природы и хозяйственного использования Тихого океана.

54

61/42

Полярные области Земли. Арктика. Практическая работа 32 «Составление краткой характеристики  Северного Ледовитого океана».

55-56

Определять географическое положение  Антарктиды, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

62/43

Антарктика и Антарктида. Ледниковый покров и строение материка.

57

63/44

Контрольная работа  «Материки, океаны и страны мира».

Тема 4. Человек и планета: история взаимоотношений. (3 часа)

64/1

История изменения природы Земли человеком. Воздействие первобытных людей на природу, использование огня.

58

Называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.

65/2

Изменение человеком природы материков.

59

66/3

Прошлое и будущее Земли. Образование планеты и земных оболочек.

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...