мой лучший урок
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

 Людмила Николаевна Гайдамакина.

 

Хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения уроков, который как мне кажется, обеспечивает активную работу всех учащихся класса.

Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности работать самостоятельно. Для развития самостоятельности и активности учащихся я использую различные методы. Одной из форм работы  на уроке является  групповая.

Для этого я разрабатываю систему уроков сразу по всей теме. Определяю степень наиболее важных и более сложных тем, степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.

Думаю  конспектэтого урока поможет моим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

             

Региональный конкурс профессионального мастерства педагогов.

                  «Мой лучший урок»

 Участник конкурса: учитель географии

 Гайдамакина Людмила Николаевна

                                                                        МБОУ Лобойковская С. О.  школа

                                             Даниловского района

                                              Волгоградской области

                           

                               

                    Тема урока: «Байкал-жемчужина России»

 Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об уникальности и значимости  озера Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение в жизни человека.

           Задачи:

1.образовательные: учащиеся смогут определять и анализировать закономерности природных компонентов озера Байкал;

 2.развивающие: учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умение работать с картами, текстом, дополнительным материалом, критически оценивать географическую информацию из различных источников; уметь выступать перед аудиторией;

  3.воспитывающие: ученик сможет задуматься  о значении озера Байкал в его        жизни и выразить свою любовь и  отношение к красоте русской природы;

Предмет: география, класс:9.

Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, похвала, оценка, самооценка.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, поисковая.

Виды учебной деятельности:  самостоятельная работа с карточками с текстами,  ответы на вопросы, ИКТ.

Методические материалы, технические средства обучения.

1.Конспект урока, презентация

2.Компьютер, мультимедийный проектор.

3.Раздаточный материал – карточки с материалом.

4.Сообщения детей.

5.Карта «Восточная Сибирь. Физическая карта»

6.Картосхема озера Байкал.

7.УМК: Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «География России. Природа. Население. Хозяйство» 9 класс.-М.: Дрофа, 2008

8.Географический атлас. 9 класс.- М.: Дрофа, 2010

           Прогнозируемый результат:     Учащиеся получат  широкие знания об уникальности  и       значимости озера Байкал, обогатят опыт общения, повысят свою самооценку

                                Содержание урока.

1.Организационный момент.

(подготовиться к продуктивной работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой)

(На доске слова Л.С.Берга:  “Чудо природы во всех отношениях”,

 Н. Ладейщикова: “Байкалу свойственен спокойный, величавый ритм” и  А.Твардовского: “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”)

 -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы, озером, которое является объектом мирового наследия, жемчужиной России.

(рассказываю легенду о Байкале см.приложение №1

2.Повторение пройденного материала и проверка знаний.

(выявить знания детей по изученной теме)

-Итак, мы отправляемся в путешествие по Байкалу.

- Сейчас мы вспомним, что уже Вам знакомо об этом  удивительном крае.

-Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал (а) новое

 

 

 

(Ученики записывают, а затем называют известные им сведения, фронтальная беседа с классом).

1.Определите особенности географического положения Байкала.

2.По физической карте найдите следующие объекты:

Хребты: Байкальский, Баргузинский, Хамар-Дабан, Приморский.

Реки: Селенга, Баргузин, Ангара, Сарма.

Острова: Ольхон, Ушканья, Круглый, Долгий.

Заливы, бухты: Бабушка, Внучка, Аля, Песчаная, Провал.

Полуострова, мысы: Святой Нос, Шаманка.

(Один ученик у доски показывает на  карте, остальные находят у себя в атласах)

3.Изучение нового материала.

А) стадия вызова  (создать условия для формулирования учащимися темы и задач урока, принять мотивационную основу деятельности учащихся)

(на подготовительном этапе учащиеся  в группах собирали интересные сведения о Байкале, готовили презентации)

-Сегодня на уроке мы встречаем путешественников, которые побывали на Байкале и готовы поделиться с нами своими впечатлениями.

-Слушая отчет о путешествии групп, ответить на вопросы, составляя краткие заметки  и выполнить задания в карточках

Задание:№1

-Уникальный ветер на Байкале… (сарма).

-Организмы, не встречающиеся больше нигде… (эндемики).

 -Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи… (голомянка).

-Это северо-восточный ветер на Байкале… (баргузин).

-Это самый большой остров на Байкале… (Ольхон).

-Учёные, изучающие озеро… (лимнологи).

Задание№2  установите соответствие.

1. Сарма

2. Баргузин

3. Баргузинский

4. Селенга

5. Залив

6. Озеро

7. Ангара

8. Молевой сплав

а) самая крупная река, впадающая в озеро Байкал.

б) сплав брёвен не связанных в плоты.

в) ураганный ветер на Байкале.

г) вдающаяся в сушу часть озера.

д) северо-восточный ветер и река.

е) замкнутая котловина, заполненная водой.

ж) хребет на северо-восточном берегу озера

з) река, вытекающая из озера Байкал.

Б) стадия осмысления (создать условия для осознанного усвоения учебного материала, групповой работы)

(каждая группа отчитывается, демонстрируя свои презентации)

                    Геологи

1. Определите возраст котловины озера Байкал.

2. Какие очертания имеет озеро, почему?

3. Почему озеро является самым глубоким в мире?

4. Каков характер берегов озера?

5. Какими породами сложены берега?

6. Какие острова находятся в озере?

            Историки

1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2. Когда впервые на берегах озера появились русские?

3. Кто из учёных занимался изучением Байкала?

4. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

        Климатологи

1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры зимой и летом.

2. Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?

          Гидрологи

1. В чём уникальность воды Байкала?

2. Прозрачность воды.

3. Химический состав воды.

4. Реки, впадающие в озеро.

5. Реки, вытекающие из озера

Зоологи и биологи

1. В чем уникальность фауны озера Байкал?

2. Какую роль играет планктон озера?

3. Чем уникальна рыбка голомянка?

4. Назовите представителей фауны озера?

5. Какие животные имеют промысловое значение?

6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

(каждая группа выполняет задания по карточкам, зачитывает свои записи в тетради)

В) стадия рефлексии (обобщать и систематизировать знания, осознать продуктивность работы на уроке)

-Вернитесь к нашей таблице, смогли ли вы сегодня на уроке узнать то, что вам было особенно интересно?

-Синквейн (пятистишие).

1-я строчка – 1существительное;  Байкал

2-я строчка – 2 прилагательных;  спокойный, величавый;

3-я строчка – 3 глагола;  шумит, волнуется и плещет

4-я строчка – крылатая фраза из 4-х слов;  Байкал-  бесценный дар природы;

5 -я – строчка – синоним к первому слову;  жемчужина России.

Г)Самооценка и взаимооценка (формировать у детей способности к объективной оценки и самооценки своей деятельности)

-Наше путешествие закончилось, прикрепите магнит к следующим утверждениям.

        1.понял все хорошо

         2.хочу знать больше

         3.не все понял.

(оценки за работу на уроке комментируем вместе с учащимися)

4.Домашнее задание.(способствовать проявления творческой деятельности учащихся)

 Желающие могут составить  отчеты о заповедниках данного района. (на контурной карте подписать все географические названия, используемые на уроке)

                                        Приложение№1

                         ЛЕГЕНДА О БАЙКАЛЕ И АНГАРЕ.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочитал ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого  Иркута. Еще строже  стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжались боги над пленницей, приказали ручья и рекам размыть стены  хрустального дворца, освободить  Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать  по узкому проходу в скалах.

 Проснулась от шума Байкала, рассердился. Бросилась в погоню. Го где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студеному морю.

                                            Приложение№2
                     
Описание педагогических идей и инициатив

Хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения уроков, который как мне кажется, обеспечивает активную работу всех учащихся класса.

Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности работать самостоятельно. Для развития самостоятельности и активности учащихся я использую различные методы. Одной из форм работы  на уроке является  групповая.

Для этого я разрабатываю систему уроков сразу по всей теме. Определяю степень наиболее важных и более сложных тем, степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.

Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю,  на что при ответах учащихся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетом подготовленности каждого ученика. В каждой группе есть свой лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.

При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся  слушают и составляют конспект ответа или вопросы к группе.

Уроки в форме групповой работы более эффективны, так как способствуют сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся и развитию самоуправления в классе. Для успешного проведения урока даю нескольким учащимся опережающие задания и дополнительную литературу или сайты интернета. Класс подготавливаю во внеурочное время. Считаю, что данная форма работы способствует развитию самостоятельности, умению работать в группе.

                                                  Приложение№3

                               Новые методики и технологии обучения.

 В классической триаде целей учителя на первое место выходит развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Основной задачей учителя  является не учение определённому объёму знаний, а, скорее, всего научить добывать эти знания самостоятельно и так же самостоятельно применять их на практике.

Технология критического мышления представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его  к  деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать  развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.Она относится к открытым технологиям и может быть реализована на любых уроках.

Технология критического мышления включает в себя три стадии: вызов- осмысление – размышление (рефлексия), которые соответствуют этапам урока.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме обсуждения. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают, привести имеющиеся знания в определенную систему. Происходит настрой учащихся на тему обсуждения, развитие интереса к теме обсуждения, что является своеобразным мотивационным моментом.

На стадии вызова ученики строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.

Осмысление начинается вместе с вводом новой информации; происходит соприкосновение учащихся с новой информацией, понятиями, идеями,  увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя или учащихся, видеофильма.

Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текстов, составление таблицы, конспекта, бортового журнала и другие. Наиболее эффективно объединение приёма маркировки текста с составлением таблицы.

Стадия размышления (рефлексия) позволяет учащимся интегрировать новые и уже имеющиеся знания, т.е. осмыслить всё, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...