Средства худ. лит-ры на уроках географии
статья (география) на тему

Статья: " Художественная  литературара  на уроках географии, как средство познавательной активности обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Художественная литература на уроках географии как средство повышения познавательной активности обучающихся.

учитель географии  МАОУ «СОШ №15»                                  I квалификационной категории

Миннебаева Ф.М.

г. Набережные Челны

                                                                   2012г


Художественная литература на уроках географии как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов--использование на уроках дополнительной литературы. Всякая работа с книгой, газетной и  журнальной   статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки поэтому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. Ян Амос Коменский писал: «…напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил».

Возможности использования дополнительной литературы на уроках географии не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учат, но и воспитывают.

Изучая тему “Литосфера”, шестиклассники выявляют роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана.

Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна “Таинственный остров”. Пример: “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.

Рассказывая о происхождении островов, мы говорим о том, что острова, возникшие в результате вулканических извержений, поднимаются с больших глубин на значительную высоту над водной поверхностью и отличаются характерной формой, напоминающей форму вулкана. Вулканические острова могут и исчезать. Зачитываю отрывок из этого же романа: “…в ночь на 9-е из кратера под грохот оглушительных взрывов поднялся огромный столб дыма, больше трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара, очевидно, не выдержала давления газов, и море, проникнув через центральный очаг в огнедышащую пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал этой массе пара достаточно просторного выхода. Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась на куски и обрушилась в море. Через несколько минут волны Тихого океана покрывали то место, где был остров Линкольна”.

Не зная географических координат трудно разобраться в событиях повести Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Не понятно, почему же пришлось героям этой повести совершить такое длительное путешествие. «Дети капитана Гранта»- это очень известное всем ребятам произведение, используя его на уроках географии, легко заинтересовать ребят  этой темой,  вызвать у них желание научиться определять координаты. У них появляется внутренняя мотивация к изучению темы «Географические координаты». У ребят так же возникает желание проследить по карте маршрут яхты «Дункан». Ведь героям произведения было известно только одна координата, 38 градусов ю.ш. Поэтому им пришлось совершить такое длительное путешествие.

При изучении темы: «Гидросфера» 6 класс, значение водяного пара в атмосфере можно рассмотреть, обратившись к произведению А.Сент-Экзюпери «Планета людей».Во вступительном слове я рассказываю о том, как французский летчик-писатель оказывается в пустыне. Так можно пробудить интерес к чтению. Далее зачитывается отрывок: «В пустыне, где воздух лишен водяного пара земля быстро отдает дневное тепло. Становиться очень холодно. Встаю. Расхаживаю взад и вперед… Меня трясет, зуб на зуб не попадает». Отвечая на вопрос учителя: «Почему по ночам в пустыне холодно?», учащиеся приходят к мысли, что водяной пар – своеобразное «одеяло» планеты. А поэтому его отсутствие в воздухе способствует дневному прогреву и, наоборот, потере тепла ночью.

Объясняя тему «Сферы географической оболочки, их единство и взаимосвязь», можно использовать фразы из книги Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфера Земли»: «Этот камень рычал когда-то, этот плющ парил в облаках». Учитывая возраст учащихся в данном случае, возможность самостоятельного ими объяснения данной фразы ограничена. Поэтому целесообразно прибегнуть к методу эвристической беседы. Это небольшое высказывание вызывает в первый момент у учащихся удивление, сменяющееся напряженной работой мысли. В методике преподавания предмета это и есть эвристическая беседа, в результате которой, после вовлечения в поисковую деятельность, учащиеся приходят к выводу, что речь идет не иначе, как о круговороте веществ в природе, входят в ситуацию поиска ответа на вопрос, стремятся к раскрытию научной загадки.

В 7 классе при изучении географии материков и океанов невозможно обойтись без блестящих географических описаний в зарубежной и отечественной литературе – М. Рида, Ф. Купера, Д. Лондона, А.С Пушкина, И.С. Тургенева и других. Великолепный рассказ Д.Лондона «Любовь к жизни» есть не что иное, как задание на распознание образа географической территории: «…он снова окинул взглядом тот круг Вселенной, в которой теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни дерева, ни кустов, ни травы. Дно долины было болотистое, вода пропитывала густой мох, словно губку… Путник перебирал от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки… То и дело он нагибался, срывал бледные болотные ягоды, клал их в рот, жевал и проглатывал. Он знал, что ими не насытишься, но все-таки терпеливо жевал. Потому что надежда не хочет считаться с опытом».

Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Какая природная зона описана?», «Перечислите все признаки этой зоны, как их объяснить?»

В 8 классе при изучении темы “ Россия на карте часовых поясов”  задаю вопрос то, что в известном романе Ж. Верна “Вокруг света за 80 дней” флегматичный Ф. Фогг совершил кругосветное путешествие. Будучи точным, он аккуратно отсчитывал дни своего путешествия и все же … ошибся. Оказалось, что Фогг был в отсутствии не 80, а 79 дней. Он мог биться о заклад, что 80 раз вставало перед ним солнце на востоке и 80 раз садилось на западе, но выиграл ли он пари – вопрос. Ведь джентльмены из Реформ-клуба взяли бы в качестве свидетелей всех лондонцев, которые доказали бы, что с момента отъезда Фогга до той минуты, когда он вновь ступил на родную землю, прошло 79 суток. За сколько же дней Фогг совершил путешествие вокруг света – за 80 или 79?

После объяснения читаю восьмиклассникам главу тридцать седьмую, в которой дается описание счета времени при пересечении линии перемены дат.

“…Действительно, продвигаясь на восток, Ф. Фогг шел навстречу солнцу, и, следовательно, дни для него столько раз уменьшались на четыре минуты, сколько градусов он проезжал в этом направлении. Так как окружность земного шара делится на триста шестьдесят градусов, умноженные на четыре минуты, дают ровно двадцать четыре часа, то есть сутки, которые и выиграл Ф. Фогг…”

В литературе достаточно широко освещается экологические проблемы. Этот вопрос поднимается Ч. Айтматовым в романе «Плаха»: «…откуда им было знать, степным волкам, что их исконная добыча сайгаки – нужны для пополнения плана мясодобычи, что ситуация в конце последнего квартала «определяющего» года сложилась для области весьма нервозная: «не выходили с пятилеткой» и кто-то разбитной из областного управления вдруг предложил «задействовать» мясные ресурсы Моюнкумов». Это пример абсурдной экономики.

    “Прощание с Матёрой” В.Распутина  — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материал.  Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку. Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Затем перед  учащимся ставятся вопросы:

Какими океанами омывается Россия?

Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и гор.

Раскинулась моя страна.

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час,

Встаёт, встречая солнце.

Вопросы и задания:

Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?

Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.

На первом уроке перед изучением «География Татарстана» можно прочитать следующее стихотворение Николая Дружкова.

Стихи о Родине.
У каждого есть Родина своя,
 
У каждого есть маленькое солнце.             
На Родине заботы не томят;                       
 
На Родине и радостней поётся.                  
 
У каждого есть Родина своя,                      
 
У каждого есть дом,
                        где он родился,
А где родился,
 
                      там и пригодился -
Вот так у нас в народе говорят. 
 
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет;
А если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает.
У каждого есть родина своя,
А Родина для каждого святая.

В разделе «Крупнейшие природные регионы России» 8 класс изучается Кавказские горы. Эпиграфом к первому уроку темы может служить стихотворение «Кавказ» А.С.Пушкина.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

 И первое грозных обвалов движение.

При изучении темы « Восточно-Европейская равнина» можно зачитать отрывок стихотворения Ивана  Никитина «Русь»:

Под большим шатром,
Голубых небес –
Вижу – даль степей,
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
 
Цепи гор стоят
Великанами.
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые
Что камыш густой
Тихо движутся;

Мурава лугов 
Ковром стелется,
Виноград в садах,
Наливается.
Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
Поднимает грудь
Море синее,
И горами лед,
Ходит по морю…

При изучении темы «Погода» 6 класс можно использовать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»  Н.А.Некрасова.

Не ветер бушует над бором.

Не гор побежали ручьи

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы замели,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Ответив на вопросы учителя, «Нужен ли снежный покров?», «В чем значение ледяного покрова на реках?», учащиеся приходят к выводу, что снежный покров на земле и лед на реках предохраняют все живое от вымерзания.

При объяснении темы «Ветер» в 6 классе в заключение можно зачитать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

Затем задать вопросы: «Что называется ветром?», «Как возникает ветер?», «Как ветры участвуют в мировом круговороте воды в природе?», «Почему поэт называет ветер могучим?»

Для формирования представлений о разрушительной силе наводнений (тема «Стихийные явления в природе, связанные с водой» (8 класс) можно использовать отрывки из поэмы «Медный всадник».

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлила,

И затопляла острова

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела.

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

 К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Вопросы: «Какое явление природы описал автор?», «При каких обстоятельствах происходит указанное наводнение?» «Назовите другие причины наводнений».

После объяснения темы «Циклоны и антициклоны» в 8 классе  предлагаю учащимся вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце, день чудесный!... и т. д. или

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

А ты печальная сидела—

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Далее задаются вопросы: «Как возникают циклоны, антициклоны?» «В чем отличие циклонов и антициклонов?» «Назвать признаки циклональной и антициклональной погод».

При изучении темы «Внутренние воды России» 8 класс выделяются отличительные признаки равнинных и горных рек. Восприятию школьниками учебного материала помогают,  не только иллюстрации, но и поэтическое произведение А.С. Пушкина

Меж горных стен несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет.

Вопросы: «Горная или равнинная река Терек?» «В каких горах берет начало Терек, куда впадает?» «Какую работу производит горный поток? Как об этом рассказывает поэт?»

А сколько легенд сложено об озере Байкал, учащиеся с интересом слушают  эти легенды. Одна из них:

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре.

В мире есть много озер — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что подчеркивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.

О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара, растрачивала собранное, на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Иркута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Анкара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.

Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, питающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала» 

Слово учителя имеет особенно сильное воздействие в том случае, если он строго продумывает отбор содержания, последовательность вопросов для беседы, обращает внимание на эмоциональную сторону изложения.

Стихотворения придают уроку неповторимость, надолго сохраняя у учащихся впечатления о нем, пробуждая их творческие способности.

Приведенные примеры, несомненно, доказывают, что использование на уроках географии дополнительной литературы способствуют непрестанной работе мысли учащихся, дарит бесконечную радость момента открытия истины и дает учителю возможность разнообразить форму урока и методы преподавания.


Список произведений, рекомендуемых для использования на уроках географии.

Фридрих Людвиг Гольдберг. «Подземное путешествие Николая Клима». ( Внутреннее    строение Земли).

Ж. Верн.  «Дети капитана Гранта».    (  Координаты, течения, рельеф. )

Ж. Верн. «Пятнадцатилетний Координаты ).

В.А.Обручев. «Плутония».  ( Внутреннее строение Земли ).

Н. Некрасов. «Капитан Врунгель».  ( Приливы и отливы ).

И.С. Пушкин. «Капитанская дочка». ( Метель )

Братья Гримм.  «Бабушка Метелица». ( Осадки - снег ).

Г. Х. Андерсен.  «Снежная Королева». (  Снег ).

Р. Л. Стивенсон.  «Остров сокровищ». ( Карта).

А. Волков.  «Волшебник Изумрудного города».  ( Топографический диктант ).

И. Ефремов.  «На краю Ойкумены».  ( Нил капитан».  ( Координаты, компас ).

Л. Буссенар. «Похитители бриллиантов». ( Ориентирование ).

В. Каверин. «Два капитана».  

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». ( Ориентирование на местности ).

Японская легенда о соме.  ( Землетрясение ).

Казахская легенда о рыбе.  ( Землетрясения ).

Мифы Древней Греции.  ( Землетрясения ).

Легенды североамериканских индейцев. ( Землетрясения ).

Майн Рид.  «Всадник без головы». ( Ураган ).

И. Ефремов.  «Звездные корабли». ( Цунами ).

П. П. Ершов «Конек-горбунок». ( Древние представления о форме Земли ).

Л. Лагин. «Старик  Хоттабыч». ( Древние представления о форме Земли ).

М. Твен. «Приключения Г. Фина». ( Расы ).

Т. Семушкин.  «Алитет уходит в горы». ( Ориентирование в метель ).

Л. Толстой «Хозяин и работник». ( Ориентирование в метель ).

Плиний Младший.  «Везувий».  (Вулканы ).

А. Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина». ( Внутреннее строение Земли ).

А. Гайдар. «Школа». ( Карта ).

Салтыков- Щедрин.  «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».                         ( Ориентирование».)

Гомер «Одиссея». ( Гроза, землетрясение ).

А. Гайдар. «Дым в лесу». ( Ориентирование ).

Стивенсон «Остров Сокровищ». ( Карта).

Ч. Диккенс. «Холодный дом».                            

Д. Лондон. «Смок Белью». ( Пороги).                                      

И. Т. Тургенев. «Большие  капли падают…».

Е. А. Баратынский. «Гроза».

Ф.И. Тютчев. «Гроза».

В. С. Шефнер. «На кустиках нежных синеет черника…»

А. С. Пушкин. «Везувий».

В. Маяковский. «Тучки».

Карельская руна.

Карельский эпос. «Калевалы».

А. Толстой. «Колышется море…»

П. А. Вяземский. «Метель».

А. С. Пушкин.  «Бесы».

Гарун Тазиев. «Встреча с дьяволом». ( Вулкан ).

Ж. Верн.  «Дети капитана Гранта».  ( Гольфстрим, Южная Америка.)

Ж. Верн. «Двадцать тысяч лье под водой».  ( Южный полюс, Суэцкий канал, животный мир океанов. ).

А Волков.  «Семь подземных королей». ( Северная Америка ).

В. Каверин.  «Два капитана».  ( Определение местонахождения ).

И. Ефремов. «На краю Ойкумены». ( Красное море).

А. Беляев.  «Остров погибших кораблей». ( Саргассово море ).

Д.Дефо.  «Робинзон Крузо».  ( Климатические пояса ).

Ж. Верн.  «Пятнадцатилетний капитан».  ( Африка ).

Г. Уэльс.  «Остров Эспинос».   ( Атлантический океан ).

Ж. Верн.  «Ченслер». ( Ориентирование по  карте).

А.Беляев.  «Мертвая голова». ( Ориентирование).

А. Насибов.  «Безумцы».  (  Ориентирование ).

Ж.  Верн. «Путешествие и приключения капитана Гаттераса». ( Северный полюс).

К. Паустовский.  «Теория капитана Гернета». ( Природные комплексы ).

Д. Лондон.  «Любовь к жизни».  ( Северная Америка ).

С. Черевко.  «Канада»

М. Ж. « В моем саду».

С.Я. Маршак. «Собака динго».

А.Хмельницкий. «Австралия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО по теме "Проектный метод как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"

Выступление на Школьном методическом объединении по теме "Проектный метод как средство выработки коммуникативных компетенций на уроках географии"...

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ активизации умственной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯМультимедийные средства  и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ  активизации умственной деятельности...

Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности

Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...

статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второг...

Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса на уроках географии

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.Игра являет...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...