статья "Интерактивное обучение на уроках географии"
статья по географии по теме

Ковтун Елена Геннадьевна

Технология интерактивного обучения дает возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовностьи положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_interaktivnoe_obuchenie_na_urokah_geografii.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа остро  нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. Технология интерактивного обучения даёт  мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.  

Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы мне очень близки .Еще в начале своей педагогической деятельности я делила ребят на группы, работая в группах они выполняли определенные задания, за что я ставила оценки. Как правило, довольны были все, ребята, особенно слабые, за полученную оценку и я- так как идет накопляемость оценок.

Современный учитель всегда думает , как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату.   Познакомившись с технологией интерактивного обучения представленной  Г.О. Аствацатуровым   «Технология проектирования современного урока и творчество учителя»2002г, работу на уроке стала строить более грамотно. Активные методы направлены не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоения умений в процессе активной совместной познавательной деятельности – интерактивное обучение.

Основные критерии при отборе тем для интерактивного обучения – современность, научность, интерес.

Основные методы работы – проблемный и исследовательский. А интерактивные формы позволяют вовлечь в познавательную деятельность почти всех учащихся, а также проследить процесс саморазвития как группы так и отдельного ученика.

Интерактивное обучение способствует решению комплекса задач:

- повысить интенсификацию урока;

- развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление;

- способствовать углубленному усвоению программного материала;

- отработать комплекс практических умений и навыков.

Конечные цели можно определить как:

Образовательная –получить знания за более короткие сроки путем перераспределения материала отдельных тем,

Воспитательная- способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся;

Развивающая- отработать практические навыки, умения.

Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении, т. к. урок , как правило, имеет преимущественно индивидуальный характер, учебное задание в классе, дома, каждый выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке , запрещаются. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не могли бы раскрыться в индивидуальной работе.

Техника интерактивного обучения привлекает не тягостным, основанном на интересе и приносящем удовлетворение всем участникам педагогического процесса, обучением. Здесь существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над задачей, а учитель корректирует их работу, помогает, направляет. Работая в группе, учащиеся в ходе обсуждения  вносят каждый свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. Эта форма работы может использоваться на разных типах уроков :при изучении нового материала в течение всего урока, только в начале урока , на уроке- практикуме с элементами творческих, поисковых заданий.

Поэтапное обучение учащихся и овладение ими технологии.

 Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

  Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

    

                           3 000º               6 000º                         10 000º                  35 000º

  По следующему вопросу «Размеры звёзд» предлагаю ребятам выполнить самостоятельную работу по тексту учебника, составить свою опору. Материал о размере звёзд они могут представить в любой форме: словесной, графической, условно-символической. Работать можно индивидуально, в парах, объединяться в микрогруппы.

Одна из групп составила оригинальную опору:

Нестандартность подхода к изучению материала – прочитать и нарисовать прочитанное, выразить в символах и знаках – мотивирует к учебной деятельности  на уроках в 6-7 классах. В 7-8 классах – составление опорного конспекта  (интеллект-карты) по отдельным вопросам темы или элементы- сжатие информации. В 9-11 классах – проектная деятельность, самостоятельная или групповая работа. Публичное выступление- защита проекта, презентация, отстаивание своего мнения.

Организация работы. Группы создаются по 5-6 человек, это занимает минимум времени. Группы могут получить одно и тоже задание. Затем, дается возможность каждой группе высказаться, дополнить или опровергнуть информацию. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал. Проблемы Байкала».Группы получили задание-описать природу озера. Выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения проблем.

Эффективность  учебно - воспитательного процесса определяют различные показатели ,среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Наиболее актуальна эта проблема для учителей , работающих в старших классах. Старшеклассники часто, по мере определения ими своей будущей профессии, изменяют свое отношение к изучаемым предметам. Они заинтересованы в получении глубоких прочных знаний в первую очередь по профилирующим предметам тех вузов , в которые они решили поступать. Поэтому наряду с повышением активности учащихся на уроках по одним предметам усиливается пассивность и безразличие к другим. Опыт показывает, что в большинстве случаев к этим «другим»  относится и география. Актуальность применения интерактивных форм  обучения особенно подходит для старшей школы, где большие объемы учебного материала, высокие требования к подготовке учащихся. Например: урок в 11 классе тема «Субрегионы Африки».Группы получают разные задания , работающие на общий результат - путем анализа карт атласа и текста учебника, подготовить информацию и представить ее в форме таблицы, лидеры  отчитываются перед классом. В конце урока  ребята отвечают на вопросы учителя- ответы оценивает группа, работавшая над данной проблемой. Так повышается внимание учеников в течении всего урока.

А с появившейся  возможностью использования в нашей школе современного оборудования , мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки в интерактивной форме стали еще интереснее, современнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал , в виде презентаций, слайд- шоу,  но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде Такие уроки способствуют тому, что ученики осваивают материал на уроке , минимум времени тратят на домашние задания, что очень важно при загруженности старшеклассников. Повышается интерес к предмету, география становиться легким предметом, который ребята все чаще выбирают для сдачи экзамена за курс основной школы , и успешно справляются на экзаменах.  

На районном семинаре замдиректоров по воспитательной работе « Новые технологии в профильном обучении» я проводила урок с применением различных элементов интерактивного обучения.

Урок в 11 (профильном ) классе по теме «Экономика Китая: достижения и проблемы».

Класс поделен на разноуровневые группы «А», «В», «С» - в таких группах работаем постоянно ,(в течение года некоторые учащиеся перешли из  группы»А» в  «В», из «В» в «С»). Группы получили дифференцированные задания , работающие на общий результат- охарактеризовать особенности экономических реформ , достижений и проблем в Китае-, путем представления наглядной интеллект-карты.

1этап работы- работа «с кейсами», который включает решение конкретной задачи в виде самостоятельной работы с текстом,выбора главной информации из предложенной ( обязательно дополнительная лит-ра)

2 этап работы – «мозговой  штурм» в рамках малой группы

3 этап- творческая работа – сжатие информации представление ее в виде опорного конспекта( интеллект- карты).

Требование к ОК- возможность «озвучить» ОК другой группой,

                                  - эстетическое оформление.

4 этап – публичное выступление с презентацией ОК. Защита- ответить на вопросы.

5этап –подведение итогов, выбор лучшей работы, слайд-шоу .

Повторительно- обобщающие уроки с помощью интерактивного метода превращаются в увлекательные познавательные интеллектуальные игры.

Результатом своей работы считаю, позитивную динамику «качества знаний»,  успешную сдачу ЕГЭ по географии  учащимися 11 класса, увеличение числа участников и призеров олимпиад по географии различного уровня.

Уверена, что применение интерактивных методов позволяет мне сделать информационную базу урока подлинно развивающей, поставить в центр образовательного процесса ученика как субъект познания.

Статья по теме:

«Интерактивное обучение на уроках географии»

        

Библиографический список:

1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии - методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006год.

2. Яковлева Н.В., Моргунова А.Б.и др. Уроки учительского мастерства. Из-во «Учитель». Волгоград. 2009год.

3. Бондарева Н.А.. Конструирование современного урока.Армавир. 2001 год.

4. Аствацатуров Г.О.. Технология современного урока и творчество учителя школы Армавир.2002год.

5. Максаковский В.П.Новое в мире . Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику.

6. Петрова Н.Н.. Единый государственный экзамен. География. Москва. Просвещение. Эксмо.2006-2011год.

7. География в школе –научно- методический журнал.

8. Вокруг света – научно-познавательный журнал.

9. Большой энциклопедический словарь.

10. Географический атлаc. (для учителя)

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии

Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль....

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

статья по географии "Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии"

Проблемно-исследовательское обучение на уроках географииСоколова Людмила Владимировна, учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ» Данная работа  показывает возм...

Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...