рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая прогамма разработана с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-temat_plan_6_kl.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во

часов

Дата/ план

Дата/ факт

                        Планируемые результаты  

Формы контроля

Образовательный          продукт

Подготовка к ЕГЭ

Освоение

предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков)

Универсальные

учебные действия

1


























2







                                       География как

наука. Развитие географических

 знаний о Земле

пр.р№1

                                                               


                                                       

















Земля – планета                        Солнечной системы

Форма и размеры Земли.

  пр.р№2                                                          


1



























1


























Называть и показывать объекты изучения географии, называть имена путешественников, показывать маршруты

путешествий, наносить маршруты на

 к.к, описывать

и  давать характеристику первым представлениям о форме и размерах земли. Объяснять роль  геогр. путешествий в развитии       географии

Понятия: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы, чертёж, гео карта, ВГО, морские экспедиции.








Называть и показывать космич тела Сол сист. Перечислять планеты Сол. Сист. Показывать орбиту и ось вращения Земли.

Понятия: полюс, экватор, земная ось.

Мотивация обучения по предмету. Умение работать с текстом картами, дополнительной литературой, составлять вопросы к тексту, умение определять, объяснять понятия, слушать.




         











Решение и составление текстовых заданий самостоятельное формулирование выводов.

Входной



























Выборочный опрос



Нанесение маршрутов путешесвенников на контурную карту






















Рисунок схемы Солнечной системы




тесты

 



 



3











4
















5












6















7












8











9











10








Виды изображений поверхности Земли.

Пр.р№3






Масштаб и его виды.














Ориентирование на местности, по плану, глобусу и карте

Пр. р4








Основные виды  съемки местности. Составление простейших планов местности.

Пр.р№5




Градусная сеть

на глобусе и картах

 пр.р№6


                   


           




                 

Географические широта и долгота.

Географические координаты

Пр.р№7


Изображение  на плане и физической карте неровностей земной поверхности, высот и глубин.

Пр.р№8


Практическое значение планов местности и географических карт.

Пр.р№ 9

                 


1










1















1













1

















1










1










1












1







Объяснять суть понятий:

 топографический план, масштаб, географическая карта, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги ),меридианы,географическая широта и долгота, географические координаты.


 Масштаб, азимут, абсолютная  и относительная высота, горизонтали.  Приводить    

не менее трёх-четырёх отличий плана местности, карты и глобуса (по масштабу, изображению элементов градусной сети Называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сети.



 Расшифровывать условные знаки, описывать поверхность земли, изображённую на плане, карте, глобусе(читать план и карту), определять на плане карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты.


Ориентироваться на местности по компасу и местным признакам. Определять на местности направления, расстояния( различными способами) ,высоты точек и местоположение географических объектов. Составлять простейший план местности (класса, комнаты)



Градусная сетка, шкала высот и глубин на карте




 







Географические координаты: широта, долгота, методы их определения на карте.







Составлять простейший план местности (класса, комнаты), и форм рельефа.

Определение географических координат, направления и абсолютной высоты





Использование планов в практической деятельности






Знакомство с различными методами изучения Земли: полевым, картографическим

,геоинфармационным

дистанционного зондирования.




Знакомство с

геоинформационными технологиями для поиска необходимой информации.











Выделение существенных признаков понятий. например при сравнении плана, карты и глобуса.








Классификация

 по заданным признакам, например классификация карт по масштабу.  










Умение работать с текстом картами, дополнительной литературой, составлять вопросы к тексту, умение определять, объяснять понятия, слушать.




Умение работать с текстом картами, дополнительной литературой, составлять вопросы к тексту, умение определять, объяснять понятия, слушать.


Умение работать с текстом картами, дополнительной литературой,









Умение работать с картами, ориентироваться






Фронтальный

опрос










работа по карточкам




фронтальный

опрос, индивидуальные задания







фронтальный

опрос, индивидуальные задания




 







Индивидуальная работа по карточкам











тестирование













фронтальный

опрос, индивидуальные задания








тестирование










Индивидуальная работа по карточкам






Практическая работа









Задания в раб. тетради



Практическая работа








Практическая работа












Практич. работа












Географические задачи











Таблица











тест










Практич. Работа







 













http://www/gotovkege.ru































































http://www/gotovkege.ru















11








12















13















14














15

















16











17






18







19







20







21





22














Внутреннее строение Земли.






Породы, слагающие земную кору

пр.р №10










Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Пр.р. 11







Основные формы рельефа суши. Горы и равнины  суши.

Пр.р№12








Рельеф дна Мирового океана















Неоднородность земной поверхности. Значение рельефа в жизни человека.




Гидросфер.

Мировой океан и его части.

Пр.р№13


Свойства океанической воды




Волны и течения в океане






Жизнь в Океане.  Охрана и изучение Мирового океана


Воды суши. Подземные воды и реки

Пр.р№ 14


Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Охрана вод




















1







1














1











1









1










1


















1










1







1





1









1







1





1























Объяснять суть понятий: литосфера, земная кора, сейсмический пояс, землетрясение, вулкан, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые.


Иметь представление о внутреннем строении Земли и процессах происходящих в недрах, о процессах формирующих и изменяющих рельеф Земли. Знать особенности образования горных пород (осадочных, магматических, метамарфических) и их использование в хоз деятельности.


Описывать внутреннее строение Земли, Называть основные методы изучения её недр, Объяснять причины влияющие на возникновение форм рельефа их изменение, объяснять причины возникновения землятресений, сейсмических поясов и зон вулканизма




Объяснять своими словами суть основных географических понятий: гидросфера,  Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн реки, водораздел, речная система, исток, устье, левые и правые притоки, подземные воды, многолетняя мерзлота; Описание основных форм рельефа



объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения; приводить примеры ритмичности процессов в гидросфере;

называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения;

называть основные свойства вод Мирового океана;


Особенности основных форм рельефа на земной поверхности









Гидросфера, мировой круговорот воды






Соленость вод





Движение вод в океане








Органические и минеральные богатства Мирового океана, необходимость их охраны




 Типы речных систем, элементы речной долины

Характеристика реки



(покровные/горные), озёр (сточные/бессточные, солёные/пресные, по происхождению котловины);

называть свойства подземных вод (минерализация, температура);

составлять простейшую схему, отражающую залегание подземных вод;

объяснять причины возникновения многолетней мерзлоты и показывать на карте основную зону её распространения;

приводить примеры использования человеком вод Земли;

называть пути сохранения вод планеты.


сравнение и анализ различных тематических карт для выявления закономерностей.




Выделение существенных признаков понятий, например, при определении форм рельефа;









классификация по заданным признакам, например классификация горных пород по происхождению












Выделение существенных признаков понятий











выделение существенных признаков понятий, например, при изучении частей Мирового океана;












выявление

закономерностей географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности её процессов, зональности).



Работать с картами атласа







Работать с картами атласа и текстом учебника



Умение работать с текстом картами, дополнительной литературой, составлять вопросы к тексту, умение объяснять понятия.


создание моделей, например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод;


Выделение существенных признаков понятий



Рассуждать, делать выводы на примере

обсуждения различных экологических проблем
























Выборочный опрос



Работа по группам




Работа по группам













фронтальный

опрос, индивидуальные задания













Индивидуальная работа по карточкам











тестирование

















фронтальный

опрос, индивидуальные задания







фронтальный

опрос, индивидуальные задания




фронтальный

опрос, индивидуальные задания



фронтальный

опрос, индивидуальные задания






тестирование







Выборочный опрос





тестирование






















Сообщения



Презентация





Презентация











Контурная карта
















Схема дна

океана











Сообщения

















Контурная карта









таблица







тесты





схема









доклады







Контурная карта





Доклады,

Сообщения, рисунки




Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта













































http://www/gotovkege.ru







































http://www/gotovkege.ru
































http://www/gotovkege.ru




















23











24












25









26







27







28









29




Атмосфера и ее строение. Охрана Атмосферы.

Пр.р№15





Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.







Атмосферное давление и ветер.








Водяной пар и облака. Атмосферные осадки



Погода







Распределение солнечного света и тепла на Земле.


.


Климат. Причины, влияющие на климат.


1










1












1










1







1







1









1

Знать понятия:

атмосфера, тепловые пояса, воздушная масса, циркуляция воздуха, климат, погода, атмосферное давление, ветер, влажность воздуха, атмосферные осадки



раскрывать значение атмосферы для живых организмов и процессов, происходящих на планете;

называть причины ритмичности и зональности процессов в атмосфере и иллюстрировать эти закономерности;


выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей и закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам;




объяснять особенности циркуляции воздушных масс;измерять с помощью приборов состояние приземного воздушного слоя;

фиксировать метеорологические данные в общепринятой форме (таблицы, графики, роза ветров, диаграммы осадков и др.);


раскрывать значение прогнозирования погоды и климата для природы и жизнедеятельности людей;называть пути сохранения состава и чистоты воздуха.



Климатообразующие факторы, типы климатов

выделение существенных признаков понятий (например, погода и климат, воздух и воздушная масса, тепловые и климатические пояса, ветер и циркуляция воздуха в атмосфере);


выявление закономерностей географической оболочки на примере атмосферы (ритмичности её процессов, зональности, целостности);




устанавливать причинно следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются;


создание моделей, например, вертикального строения атмосферы, изменения давления и температуры воздуха Составление календаря погоды








Анализ карт атласа









Анализ карт атласа


Решение задач










Фронтальный опрос











Географический диктант









Географический диктант






Взаимоопрос







Географический диктант








Групповая работа


Сообщения, доклады








график годового хода температу









роза ветров









практическая работа





Календарь погоды






Сообщения, доклады







Диаграмма погоды















http://www/gotovkege.ru

































http://www/gotovkege.ru





30


































Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера

Пр.р№16




























1


Понятия:

биосфера, почва и представлений о живом, косном и биокосном веществе, плодородии почвы;

доказывать уникальность планеты Земля возникновением и развитием живых организмов;раскрывать взаимосвязи биосферы с другими оболочками на конкретных примерах;пояснять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота;выявлять и называть причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам;сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания высказывать мнения о воздействии человека на биосферу


выделение существенных признаков понятий, например, биосфера, почва;

создание моделей, например, круговорота вещества и энергии в биосфере, изменения разнообразия живых организмов от экватора к полюсам; обсуждение различных экологических проблем.









.

             









Самостоятельная работа


Рассказ о природной зоне
















31





































Природный комплекс. Составление описания природного комплекса на местности.

Пр.р№17






























1


географическая оболочка, природный комплекс; природная зона, широтная зональность, высотная поясность;


приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки;

иллюстрировать свойства географической оболочки;

называть компоненты, входящих в состав природного комплекса и выявлять причинно-следственные взаимосвязи между ними;

объяснять особенности пространственного размещения природных комплексов (в т.ч. природных зон);

показывать природные зоны по одноимённой карте;

выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации;


сравнение и анализ различных данных, например, для выявления состава и свойств географической оболочки;

создание моделей, например, круговорота вещества и энергии в географической оболочке, взаимосвязей в природных комплексах;

обсуждение различных экологических проблем



















Групповая работа


Исследовательский отчёт


http://www/gotovkege.ru


32

















33









34







35


Человечество – единый биологический вид. Расы












Население мира.  Государства и населенные пункты на карте мира




Стихийные природные явления




Итоговый урок



1
















1










1





1


Понятия:

население, раса, политическая карта мира;

показывать на карте основные направления расселения человечества по планете;

называть основные человеческие расы и по внешним признакам определять принадлежность человека к определенной расе;


показывать на «Политической карте» крупнейшие государства и их столицы; называть численность населения Земли и России;называть крупнейшие народы России и своей местности



Стихийные явления природы в современном мире


работа с различными источниками информации;

сравнение и анализ, например, для группировки людей по внешним признакам;

классификация по заданным признакам, например классификации рас и народов.





Анализ карт










работа с различными источниками информации;


Карточки с заданиями







Фронтальный опрос








Тестирование










Индивидуальная работа




Контрольная

работа


Презентация
















Кроссворд









Доклад сообщение



Контрольная работа
































Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по географии Министерства образования РФ/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.:Дрофа, 2009

Главная цель курса – формирование  представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях, расширение географических представлений школьников о Мурманской области; развитие интереса к изучению  историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.

Цели:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий, в том числе Мурманской области; взаимообусловленности природных компонентов;

овладение умениями ориентироваться на местности; развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического, картографического и краеведческого содержания; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;

развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического, картографического и краеведческого содержания;

способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании окружающей среды;

создать основу для патриотизма и любви к своей стране, родному краю;

формировать у школьников навыки общей и повседневной географической культуры, приучать их к выполнению основных правил поведения в природе.

      Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Региональный компонент географического образования исходит из установки на живое впечатление, без которого невозможно ни убедить, ни возбудить интерес, ни сформировать личностно-ориентированное отношение у подрастающего поколения к окружающему миру.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Планируемые результаты обучения

1. Оценивать  и прогнозировать на доступном для  школьников уровне тенденции развития природных объектов и явлений: влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;  изменение природных объектов своей местности под  воздействием человеческой деятельности; погоду на ближайшие сутки.

2. Объяснять:  

последовательность приемов построения планов местности;

построение градусной сетки на картах;

черты сходства и различия  плана местности и географической карты;

происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами; особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования;

влияние рельефа на направление и  характер течения рек;

образование ледников;

нагревание атмосферы;

зависимость температуры воздуха  от угла падения солнечных лучей;

образование атмосферных осадков, ветра;

изменение погоды,  народные приметы ее изменения;

причины смены дня и ночи, времен года;

зависимость климата от географической широты;

значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

применение в процессе учебного познания  географических понятий:  план местности,  азимут, масштаб, географическая карта,  абсолютная и относительная высота,  географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс.

3. Описывать:  внешний вид форм рельефа суши; влияние рельефа на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира гидросферы;  внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;  времена года своей местности; особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений; природные комплексы своей местности

4. Определять (измерять): на местности стороны горизонта, направления, расстояния;  по плану местности и географической карте географические объекты,  направления, расстояния, высоты и глубины точек;  по картам и глобусу географические координат; по картам  протяженность, средние и абсолютные высоты одной и  равнин и горных систем земного шара;  принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и  метаморфическим генетическим группам;  по картам основные природные особенности объектов гидросферы; при помощи приборов температуру, давление воздуха,  направление и скорость ветра;  по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду температуры, преобладающее  направление ветра; на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами; результаты мероприятий по охране природы своей местности.

5. Называть (показывать): примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт; крупнейшие равнины и горные системы земного  шара;  океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения;  источники питания рек; элементы речной долины;   среднюю соленость вод Мирового океана;   основные мероприятия по охране гидросферы; источники поступления тепла на Землю; форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; положение Солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных причин;  основные следствия суточного и годового движения Земли;  мероприятия по охране атмосферного  воздуха; границы распространения живого вещества; представителей  животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу МСОП; наиболее  характерных животных и растений своей местности; основные мероприятия по охране органического мира; примеры взаимосвязей между земными оболочками.

Тема

 Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено программой

Литосфера

Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская,  Великая Китайская, Великие Североамериканские;  плоскогорья – Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское;  горы – Гималаи,  Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы – Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи; места распространения гейзеров – острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Гидросфера

Моря -  Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское; заливы -  Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский; проливы -  Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский; острова -  Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф,  Новая Гвинея; полуострова -  Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали; течения – Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки – Нил,  Амазонка, Миссисипи с Миссури,  Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ; озера – Каспийское море-озеро, Арал, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее; области оледенения – Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Аляски.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 РАЗДЕЛ 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Наша малая родина – Мурманская область. Земля – планета Солнечной системы. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Движение Земли вокруг Солнца.

Глобус. Способы изображения земной поверхности на глобусе.

        План местности. Условные знаки. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота.

        Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Карты Мурманской области.

        Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

        Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; еестроение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Полезные ископаемые Мурманской области. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

            Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф. Формирование рельефа Мурманской области.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Реки и озёра Мурманской области. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Значение для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.                                                Климат Мурманской области.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению. Охрана природы в Мурманской области. Заповедники Мурманской области.

Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Литература:

Для учащихся:

Учебник Т.П.Герасимова. Н.П.Неклюкова Начальный курс географии

            Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений , 5-е издание. Стереотипное. Москва «Дрофа» 2010

География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 6 Класс. .М.: «Дрофа», 2010.

Для учителя:

О. В. Крылова Интересный урок географии. М.: Просвещение, 2009

Тесты по географии 6-10 классы. М.: «Олимп», 2009.

Уроки географии 6-9 классы с применением информационных технологий М.: «Планета», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...