Урок в 8 классе по теме: "Численность населения в России и Тульской области"
презентация к уроку (география, 8 класс) по теме

Измайлова Ирина Алексеевна

Урок изучения нового материала. Изучение населения России и Тульской области подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России и своей области, которое они будут изучать позже. На уроке рассматриваются основные вопросы, касающиеся численности населения России и Тульсколй области, в сравнении с другими госсударствами, итоги переписи населения 2010 года, даются определения понятий "демографического кризиса", "естественного прироста", "воспроизводства населения". Используемые на уроке ресурсы: учебник, презентация, статистический материал, опорный конспект, интернет-ресурсы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Население России

Слайд 4

Численность населения России и Тульской области

Слайд 5

Население России Численность населения

Слайд 6

Крупнейшие страны мира (2010 год)

Слайд 7

Какова численность населения Тульской области? Работа с приложением учебника стр.261 Таблица «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 г.»,

Слайд 8

Численность населения Тульской области 1 января 2007г. 1580,5 тыс. чел. 1 января 2011г. 1550,3 тыс. чел

Слайд 9

Итоги переписи населения 2010 года Перепись населения РФ прошла с 14 по 25 октября 2010г. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) обнародовала первые результаты переписи населения 2010 года. Выяснилось, что в России по сравнению с 2002 годом численность населения снизилась на 2%. С учетом, что от переписи уклонился примерно 1 млн россиян, в настоящее время на территории РФ проживает 142,905 млн человек.

Слайд 10

Россия, 2010 год-66 млн. мужчин, 77 млн. женщин (это 46% и 54%) Для сравнения: в 2002 году мужчин было 47%, а женщин 53%. Россия, 2010 год-66 млн. мужчин, 77 млн. женщин (это 46% и 54%) Для сравнения: в 2002 году мужчин было 47%, а женщин 53%.

Слайд 11

По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа , на территории которых проживает более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.

Слайд 12

Россия остается высоко урбанизированной страной . Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.

Слайд 13

Население России в 2010 г по сравнению с переписью 2002 г сократилось на 2,2 млн. человек или 1,6 процентов - предварительные итоги

Слайд 14

Демографические кризисы ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС – период резкого снижения численности населения страны вследствие войн, революций, эпидемий, других социальных потрясений. XX век: 1 демографический кризис: 1914-1922 годы ( 1 мировая война, революция 1917 года, гражданская война, эмиграция) 2 демографический кризис: 1932-1937 годы ( коллективизация сельского хозяйства, голод 1933-34 г., репрессии) 3 демографический кризис: 1941-1945 годы (Великая Отечественная война) 4 демографический кризис: 1990 годы – настоящее время ( экономический кризис, нестабильность, неблагоприятная экологическая обстановка )

Слайд 15

Динамика изменения численности России

Слайд 17

Изменение численности населения между переписями определяют с помощью текущего учета: естественного движения механического движения

Слайд 18

Воспроизводство населения совокупность процессов рождаемости,смертности,естественного прироста, обеспечивающих непрерывную смену поколений ( естественное движение населения ) Формула естественного прироста ЕП = Р - С, где Р – рождаемость (число родившихся за год на 1000 жителей ) С – смертность ( число умерших за год на 1000 жителей) ЕП – естественный прирост (убыль)

Слайд 19

Численность населения СССР И России в течение XX века изменялась. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения. Задание : определите динамику естественного прироста населения, рождаемости России на 1000 жителей ( таб. 15, с.185 учебника)

Слайд 20

Задание. По статистическим данным и картам определите динамику естественного прироста населения, рождаемости и смертности по территориальным образованиям Тульской области

Слайд 21

Тип воспроизводства сложившееся в данный период определенное соотношение рождаемости и смертности Тип воспроизводства Р С ЕП Традиционный Высокая, нерегулируемая Относи-тельно низкая Высокий Современный Невысокая, регулируемая Низкая (успехи медицины ) Низкий или отрицательный

Слайд 22

Практическое задание Выявить территориальные различия в уровне воспроизводства населения в федеральных округах в 2009 году

Слайд 23

Федеральный округ ЕП, человек ЕП, на 1000 населения Центральный -173890 -4,7 Северо-Западный -52874 -3,9 Южный (до 2009г.) 45767 2,0 Приволжский -75991 -2,5 Уральский 8701 0,7 Сибирский 1221 0,1 Дальневосточный -1790 -0,3

Слайд 24

Механический прирост- Разность между числом прибывших на определенную территорию и числом выбывших за ее пределы за определенный срок таблица 15 стр. 185

Слайд 25

Закрепление материала По тексту учебника ответьте, в чем причины снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения?

Слайд 26

Готовимся к ГИА: Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов наблюдался наибольший ЕП регион рождаемость (на 1 тыс. чел) смертность (на 1 тыс. чел) Магаданская область 10,7 13,2 Республика Тыва 19,3 12,3 Республика Алтай 19,6 13,8 Республика Калмыкия 13,3 11,1

Слайд 27

Готовимся к ГИА: Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов России рождаемость превашала смертность в 2007 г. регион Общая численность населения,тыс.чел. ЕП (на 1 тыс. чел) Тульская область 1600 -1,4 Республика Ингушетия 487 1,1 Ульяновская область 1336 -1,1 Амурская область 881 -0,7

Слайд 28

ЗАДАНИЕ По таблице ознакомьтесь с прогнозами динамики численности населения. Какая из них кажется вам наиболее реальным, почему? Варианты прогноза 2000г 2005г 2010г 2020 2025 средний 146 144 140 135 130 пессимистический 144 140 134 130 125 оптимистический 147 147 145 146 147

Слайд 29

РЕФЛЕКСИЯ сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился…

Слайд 30

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 38 стр. 188 задания №1,2 Творческое задание. Опросите своих родителей, бабушек. Дедушек. Узнайте сколько детей было в их семьях? Все ли рожденные дети дожили до взрослого возраста, до старости. Сделайте вывод о типе воспроизводства.

Слайд 31

СПАСИБО !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Муниципальный конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»

Предмет: география

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: Численность населения России и Тульской области

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс 8

               Технологии: Использование электронных образовательных ресурсов            (мультимедиа, интернет)

                                                 

                                                                   Автор работы:

                                                           Измайлова Ирина Алексеевна

                                                                      учитель географии

                     1 квалификационной категории

г. Узловая

2012

Оглавление

                                                                                   Стр.

1  Пояснительная записка                                                                3

2  Цели и задачи урока. Ресурсы.                                                    5

         Методы и формы учебной деятельности.

               Планируемый результат. Сценарий урока.

3  Приложение                                                                                 12

4  Электронный образовательный ресурс

      5  Список литературы                                                                      14

1. Пояснительная записка

        

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.    Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

 - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

         Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.   Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

          Использование информационных технологий,  ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.   Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо  стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.

Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,

структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

              Для реализации  урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России и Тульской области.» Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составленной на основе: стандарта основного общего образования по географии; примерной программы для основного общего образования по географии; программы «География России», 8-9 классы авторов И. И. Бариновой, В. П. Дронова. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».

Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.

     

2.Цели и задачи  урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат. Сценарий урока.

             Цели:

- познакомиться с численностью населения России и Тульской области;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России и Тульской области.

             Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать с презентациями, со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

            Ресурсы: учебник, презентация, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.

            Тип урока:

              - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

             Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

              - самостоятельная работа со статистическим материалом;

              - работа в реальном времени в Интернете;

             - формулирование выводов;

             - ответы на вопросы учителя.

             Планируемый результат:

              Знать\ понимать:

       -основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

            -причины изменения численности России и Тульской области.

              Уметь:

      - находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России и Тульской области;

           - рассчитывать естественный прирост населения России и Тульской области.

Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствует  учащихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего  места.

2.

Целепологание

Предлагает посмотреть слайд 1.Картинки животных, слайд 2. Картинки людей, с помощью наводящих вопросов подводит к теме изучаемого раздела и к теме урока.



Объявляет тему раздела  слайд 3.Население России и тему урока слайд 4. Численность населения России и Тульской области.

Предлагает сформулировать цели и задачи урока, корректирует ответы учащихся.

Делают вывод о том, что раздел «Природа России» изучили полностью, а следующий раздел «Население России».  

Записывают тему урока в опорный конспект


Формулируют цели и задачи урока

3.

Изучение нового учебного материала

























































Для того, чтобы узнать численность населения России предлагает воспользоваться «Интернет-ресурсами»: сайт «Счетчик населения России» http://priroda.inc.ru/naselenie.php

Предлагает сравнить численность населения России с другими государствами слайд5.Население России. Численность населения, слайд 6.Крупнейшие страны мира




Предлагает выяснить численность населения Тульской области с помощью приложения учебника на странице 261 по таблице «Численность постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2007 года»слайд 7. Какова численность населения Тульской области


Представляет данные полученные из таблицы учащимися и предлагает сравнить данные по численности населения Тульской области с 2011г.слайд8.Численность населения Тульской области



Вводит понятие «Перепись населения». Предлагает заслушать выступления представителей групп  по темам: «История переписи населения в России», «Итоги переписи населения России 2010 года». слайды 9,10,11,12,13








Вводит понятие «Демографический кризис».слайд14.Демографические кризисы.Рассказывает уч-ся о демографических кризисах, происшедших в 20-м столетии.

 

По столбиковым диаграммам предлагает изучить динамику изменения численности населения России и Тульской области. слайд 15. Динамика изменения численности населения России. слайд 16. Динамика изменения численности населения Тульской области.

Объясняет, что снижение численности связано с действием факторов, вводит новые понятия «Естественное движение», «Механическое движение». А естественное движение населения связано с процессом (вводит новое понятие) «Воспроизводство населения»слайды17,18.

Воспроизводство населения.

Предлагает выполнить практические задания на определение естественного прироста населения России и Тульской области, рождаемости и смертности на 1000 человек. слайды 19,20. Практическое задание.










Объясняет снижение естественного прироста на протяжении 20-го столетия, которое связано с изменением типов воспроизводства населения. слайд21.Типы воспроизводства населения. 

Предлагает выполнить практическое задание по выявлению территориальных различий в воспроизводстве населения в ФО в 2009 году с помощью Интернета: сайт « Естественный прирост по субъектам федерации» http://www.dcmoscope.ru 

слайд 22,23. Практическое задание.






Объясняет понятие, влияющее на изменение численности населения «Механический прирост», предлагает  изучить данные таблицы, проанализировать их и сделать соответствующие выводы.

слайд 24.Механический прирост.

Работают с данными, конспектируют в опорный конспект.



Анализируют информацию по таблице

и столбиковой диаграмме, отвечают на вопросы, делают выводы.

Работают со статистическим материалом, выясняют с помощью таблицы численность населения Тульской области на 1 января 2007 г.

Сравнивают данные за 2007г. и 2011г. формулируют выводы об изменении численности населения Тульской области за 4 года

Записывают понятие в опорный конспект.

Выступают представители групп, по ходу рассказа анализируют полученную информацию, делают выводы по итогам переписи 2010 года, заносят в   опорный конспект

Записывают понятие и основные этапы демографического кризиса в конспект


Анализируют столбиковые диаграммы, формулируют выводы, отвечают на вопросы.



Записывают понятия в опорный конспект.







Работают с различными источниками информации, вычисляют естественный прирост, рождаемость и смертность на 1000 человек по России и по Тульской области, делают выводы по полученным результатам.

Записывают в опорный конспект





Группы работают со статистическими данными на сайте, анализируют информацию, делают выводы. Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы.

Понятие записывают в опорный конспект, работают с таблицей в учебнике, анализируют данные, делают выводы



4.

Закрепление и применение учебного материала

Предлагает по тексту учебника ответить на вопрос о причинах снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения. Корректирует ответы учащихся.слайд 25. Закрепление материала.

Предлагает выполнить практические задания «Готовимся к ГИА» на определение естественного прироста и рождаемости в разных регионах России. слайды 26,27. Готовимся к ГИА.

Предлагает ознакомиться с таблицей «Прогнозы динамики численности населения», проанализировать данные и ответить на вопрос, какой из прогнозов наиболее реальный, почему? слайд 28. Прогнозы динамики численности населения.

Работают с текстом параграфа, отвечают на вопрос.





Работают с данными представленных таблиц, анализируют, делают выводы.


Изучают данные таблицы, высказывают различные мнения.

5.

Подведение итогов. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке с помощью «Закончите предложение…» слайд 29. Рефлексия.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке.


6.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание: прочитать текст параграфа и выполнить задания после него, выполнить творческое задание. Слайд 30. Домашнее задание.

Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. слайд 31. Спасибо.

Записывают домашнее задание

3. Приложения                                                                                                                   Приложение 1

Демографические показатели Тульской области в 2008 году

Территориальное образование

рождаемость

смертность

убыль

Алексинский р-н

7,2

20,4

-13,2

Арсеньевский р-н

7,1

24,1

-17,0

Белевский р-н

8,2

27,0

-18,8

Богородицкий р-н

8,1

21,8

-13,7

Веневский р-н

8,8

22,1

-13,3

Воловский р-н

8,7

23,5

-14,8

Дубенский р-н

8,7

21,2

-12,5

Ефремовский р-н

8,4

21,7

-13,3

Заокский р-н

7,9

21,3

-13,4

Каменский р-н

7,6

21,7

-14,1

Кимовский р-н

7,8

27,8

-20,0

Киреевский р-н

9,4

22,1

-12,7

Куркинский р-н

8,7

21,5

-12,8

Ленинский р-н

9,5

19,8

-10,3

Новомосковский р-н

7,8

20,2

-12,4

Одоевский р-н

8,2

22,9

-14,7

Плавский р-н

7,5

18,7

-11,2

Суворовский р-н

7,0

26,3

-19,3

Тепло-Огаревский р-н

9,1

20,3

-11,2

Узловский р-н

8,7

20,1

-11,4

Чернский р-н

9,3

25,1

-15,8

Щекинский р-н

7,7

23,0

-15,3

Ясногорский р-н

8,1

23,3

-15,2

г. Тула

7,5

18,8

-11,3

г. Донской

7,9

21,2

-13,3

р.п. Новогуровский

6,7

18,6

-11,9

  Приложение 2   Опорный конспект                                                                                          Дата___________________________

Тема урока ___________________________________________________________

Численность России

Родилось

Умерло

млн. чел.

Место России среди других стран мира

место

Численность населения Тульской области

1 января 2007г.

1 января 2011г.



_____________________________________

Последняя перепись населения РФ

год

Демографический кризис

это

Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

Воспроизводство населения

это

Формула естественного прироста

Тип воспроизводства

это

Типы воспроизводства

1)__________________________

2)__________________________

Механический прирост

____________________________

Домашнее задание




Это


_______________________________________________

       

5.  Список литературы

Барабанов В. В., Кузнецов А. П., Шилина И. Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2010/ ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010.-144 с.

Ваулина Г.В Использование Интернета на уроке географии. http://klasnaocinkf.com.ua/ru/ 

Горбунов Е. Л. Социально-экономическая география Тульской области. Тула Издательский Дом «Пересвет», 2009.-160 с.

Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2006, 288с.

Курашева Е. М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-222с.

Кулева Н.В.«Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика» http://nsportal.ru

Москвитина Н. А. « Использование новых образовательных технологий на уроках географии.» http://www.uchportal.ru

Томкевич О. Б. Использование интернет-ресурсов на уроке географии. http://www.den-za-dnem.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

В ходе урока учащиеся повторят основные человеческие расы, у них сформируются представления о численности населения Земли, познакомятся с населением Тверской области.Узнают много интересного ,например...

Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области

           Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...

Урок в 9 классе по теме "Численность и естественный прирост населения России"

Урок в 9 классе по теме "Численность и естественный прирост населения России"...

Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".

Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала  в начале изучение темы в 8 - 9  классах "Насе...

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....

Урок для формирования читательской грамотности по географии в 8 классе по теме "Численность и воспроизводство населения России"

Проектирование урока в системно-деятельностном подходе, направленного на формирование читательской грамотности...


 

Комментарии

Измайлова Ирина Алексеевна

Буду рада вашим комментариям к моим публикациям.

Бухарова Надежда Викторовна

Уважаемая Ирина Алексеевна, большое спасибо за разработку. Очень помогли мне в подготовке классного часа! очень актуальные сведения, все наглядно и убедительно! Профессионального роста Вам!

Орлова Елена Алексеевна

Отличная презентация и методическая разработка урока!Обязательно использую данные материалы при проведении урока географии в 8 классе.