« Добыча недостающих природных ресурсов в стране из соседних планет» /Из естественного спутника Земли – Луны/.
презентация к уроку по географии (7 класс) на тему

Технология  «Развитие критического мышления»

     Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.  Она  позволяет  добиваться  таких  образовательных   результатов,   как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным  потоком  в  разных  областях  знаний;   умение выражать свои мысли  (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,  идей  и  представлений;   умение  решать  проблемы;  способность самостоятельно заниматься своим  обучением (академическая мобильность);  умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения  с  другими   людьми,  поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную,  развитую  и  образованную   личность,  владеющую определенным  субъективным  опытом,  способную  ориентироваться   в   условиях  постоянно  меняющегося  мира.

  Особое внимание в своей работе я придаю развитию критического мышления в процессе обучения биологии и обществознания. Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не только объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью моей работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Работа с различными источниками информации предполагает выработку своей точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.  В основе данной технологии лежит  –  трехфазовая структура  урока.

/Три фазы технологии развития критического мышления./

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний,  интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

 

Тема урока.   Добыча  недостающих  природных ресурсов  в стране  из соседних планет.  /Из естественного спутника Земли

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Алексеевский район РТ

Муниципальное образовательное учреждение  

Среднетиганская средняя общеобразовательная школа

Собственная методическая разработка внеклассного мероприятия

на основе  технологии развития критического мышления учащихся по теме:

            « Добыча  недостающих  природных ресурсов  в стране

из соседних планет»  /Из естественного спутника Земли – Луны/.

Учитель биологии:  Баязитов РР.

2010 г.

Технология  «Развитие критического мышления»

     Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.  Она  позволяет  добиваться  таких  образовательных   результатов,   как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным  потоком  в  разных  областях  знаний;   умение выражать свои мысли  (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,  идей  и  представлений;   умение  решать  проблемы;  способность самостоятельно заниматься своим  обучением (академическая мобильность);  умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения  с  другими   людьми,  поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную,  развитую  и  образованную   личность,  владеющую определенным  субъективным  опытом,  способную  ориентироваться   в   условиях  постоянно  меняющегося  мира.

  Особое внимание в своей работе я придаю развитию критического мышления в процессе обучения биологии и обществознания. Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не только объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью моей работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Работа с различными источниками информации предполагает выработку своей точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.  В основе данной технологии лежит  –  трехфазовая структура  урока.

/Три фазы технологии развития критического мышления./

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний,  интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Тема урока.   Добыча  недостающих  природных ресурсов  в стране  из соседних планет.  /Из естественного спутника Земли – Луны/.  

1. Цель урока:  

     1.Опираясь на знания учащихся  показать,  что на Земле стремительно уменьшаются природные ресурсы.  

2. Познакомить учащихся с основными принципами защиты окружающей среды от экологического  глобального кризиса не только на Земле,  но и  в нашей  солнечной системе. Найти пути решения этой экономической и экологической проблемы,   которая  поднята  перед государством.

 3. Ознакомить учащихся структурой,  органами управления государством и как решается вопрос – проблемы, которые подняты перед вертикалями структуры Государственной  власти.

 4. Формировать у учащихся  теоретические знания и умения по содержанию  данной темы.  Закрепить  полученные знания с практическими задачами.

2. Информационно-методическое обеспечение: Соответствующие по содержанию темы  плакаты - рисунки,  схемы – таблицы, ТСО, характеризующие экономическое,  экологическое состояние страны и мира, и Солнечную систему,  тестовые материалы. Физические,  экономические и политические карты,  атласы.  Конституция РФ.

3. Ключевые термины и понятия:  антропогенный фактор, глобальный экологический кризис, экологическая ответственность,  решение экологической  проблемы и существование  планеты «Земля», солнечной системы.

4. Ход урока:  Урок, интегрированный,  / по предметам биологии и обществознания/  и проходит в форме  ролевой, /деловой/ игры.  На подготовку урока выделяется  одна неделя. Учащиеся распределяются  по отдельным  группам – распределяют  роли.

1. Ученые и руководители промышленности  по добыче и обработке  нефти и газа.

2. Члены  из общества экологической группы, обычные члены общества

3. Министр экологической безопасности

4. Депутаты нижней палаты  Государственной  Думы

5.Депутаты парламента Совета Федерации  верхней палаты

6.Президент

Урок проходит в виде слушания выступлений, обмена  мнениями,  обсуждение - анализ  высказанного.                              

-1-

а. Семинар - совещание  /круглый стол/  ученых и руководителей       промышленности /олигархи/ по добыче и обработке  нефти и газа.

 

  Первая ученица этой группы:

 /краткое содержание выступления/.  Товарищи - коллеги  по  работе,  объем - темпы добываемых,  обрабатываемых   природных   ресурсов  с каждым годом увеличивается.  Скорым  временем  начнётся  процесс  нехватки  природных   ресурсов. Этот  процесс  наглядно   можно  видеть  при  помощи  экономической  карты и таблиц. /Ученик  рассказывает  по  карте/.  Тема  «Добыча  и  обработка  природных  ресурсов  в мире». Просмотр экранных  пособий. Задаётся вопрос:   В дальнейшем  как нам быть?

Вторая ученица:

/краткое содержание выступления/. Да, многие  из Вас  слышали, наверно, чтобы решить  эту  проблему  ученые   США  в  этом  направлении   делают   ощутимые сдвиги.  Чтобы  искать  полезные  ископаемые  на  Луне  они  собираются    применять отдельные  взрывы  на  поверхности  Луны.   А  мы  топчемся   на  одном  месте, успокаивая   себя  о  том,  что  у  нас  природных   ресурсов   достаточно.   А ведь это не  так.   У  нас  имеющиеся  потенциальные  природные  ресурсы  находятся  на  очень    глубоких  слоях  Земли.  И с этим добыча природных ресурсов сильно затрудняется.   И  по  составу  -  по  качеству,  природные  ресурсы,  особенно  нефть,  у нас  не  лучше.

Третий  ученик: 

/краткое содержание выступления/. Уважаемые  коллеги,  у  меня  есть  последние показатели,  данные  за  последние  годы   по  добыче  природных  ресурсов.  Если  их анализировать,  то  мы  увидим, что  по  итогам  этого  года идёт постепенное снижение  добычи природных  ресурсов.   Соответственно,  это  говорит  и  о  том,   что  и  финансово - экономическая  сторона  ухудшается  -  падает   вниз.  / Показ таблицы и графика - работа по теме  учебника/.   Вот  поэтому  и  нам  нельзя  стоять  на  месте.  Не  надо   жалеть   финансовых средств  на  исследование  Луны,   ее   подземных   природных   ресурсов. К  этому делу   необходимо   включить,   направить   и  наших   ученых,  геологов  и космонавтов.   На   другой   части  Луны  мы  должны  быть  хозяевами.   Да,  сначала расходов   будет   много,  даже огромно.   Но   это  быстро  окупится  за  счет добываемых    природных    ресурсов.

-2-

б. Совещание    /круглый стол/  членов и руководителей из общества экологической группы,  обычные члены общества.

Первая  ученица: /краткое содержание выступления/.

Да, уважаемые коллеги, времена очень быстро меняются.  Мы сегодня  достижениям  науки и техники  очень удивляемся,   мы в восторге. И нет возможности  конкретно рассказать  по данной теме.  Но в скором будущем человечество,  его социальное положение,  будет зависеть от   нанотехнологий.   Несмотря на это, на нашей планете  создаются такие глобальные  планы, переходящие в дальнейшем в глобальные проблемы,  которые могут уничтожать все человечество на Земле.   Да, на сегодняшний день об экологии, об экологических проблемах  в мире  разработано много законов.  Но нельзя себя успокаивать только законами.  Кто-то - поднял руку на нашего «соседа» Земли  – Луну.  С целью исследований и  добычи природных  ресурсов, хотят  осуществить  взрывы на Луне. Соответственно, перед нами стоит задача  противостоять,  не допустить  решения  этого плана  –  плана  разрушения  планеты  и Солнечной системы.  Вопрос:  А как быть?

Вторая ученица:

/краткое содержание выступления/.  Да, мы, конечно, только сами не можем решать эти проблемы.  Об этом должны  уже  узнать  и в министерстве по экологическим делам.  Как они приняли эту  весть?  Давайте, послушаем их мнения  и доведем наши мнения,  советы  им.

Третья   ученица :  /Министр экологии/.

/краткое содержание выступления/.   Уважаемые коллеги,  мы эту весть слышали и видели по информационным каналам.   И  мы очень  обеспокоены  – возмущены.  Это приведет к  мировому беспокойству, дисбалансу,  негодованию  всего человечества на планете.  Вот поэтому мы безотлагательно  должны  довести  своё  возмущение и свои идеи - планы в форме тезисов  по решению этой проблемы в парламент страны – в Государственную Думу.  

На этом документе должны быть такие предложения - тезисы:  

1. Все люди  /народы/ планеты, должны беречь  нашу природу и в целом  планету.    

2. Не проводить различных испытаний и исследований, приводящих к уничтожению планет и всю Солнечную систему.

3.Ученым, исследователям мира,  вести работу по созданию альтернативных источников энергии,  которые  не влияют отрицательно  на природу планеты.

/Документ  передается  на изучение и  обсуждение депутатам Государственной Думы/.

-3-

в.  Депутаты  нижней палаты  Государственной  Думы.  

/консультативное  совещание/.

    Да, это новая возникшая проблема   перед человечеством планеты  является самым главным и неотлагательным. И эта проблема должна решаться не только на уровне России, но и всеми странами мира.  Вот поэтому этот документ  необходимо принять как закон с отдельными дополнениями  и передать на обсуждение и  принятие верхней палатой.    /Документ передается на Совет  Федерации /

г. Депутаты верхней палаты Совета Федерации. Мы  изучили, обсудили и приняли этот документ  на Совете и понимаем ответственность,   значение этого документа.  Единогласно подтверждаем и отправляем на изучение,  на подтверждение   президенту страны.

д. Президент  страны:                  /Ознакомилась  с документом/.

    Считаю, что это документ очень необходим и актуален   в этом мире и с этого момента этот документ имеет законную силу. Утверждаю и подписываю.  В дальнейшем неотлагательно подниму  эту проблему  перед другими государствами.  Особенно, странами, имеющими атомное  оружие. Доведу им о необходимости составления и заключения  договора,  основанного на этом законе,  между всеми странами мира.

5. Обобщение  урока.     Задания  учащимся.  /Краткие записи в тетрадях/.

1. Какие проблемы мы решали на этом уроке?  

/Эта тема – эта  проблема   касается не  только отдельно взятой страны.  Эта проблема на уровне планеты Земля, даже Солнечной системы.  Я отнес бы эту проблему к  глобально- экологической/.

2. Какие общественные организации, органы власти  /структуры государственного аппарата/ включены для решения этой проблемы?  

/В нашей  деловой игре для решения этой проблемы участвовали:

1. Ученые и руководители промышленности /олигархи/ по добыче и обработке  нефти и газа.

2. Члены  из общества экологической группы, обычные люди .

3.Министр экологической безопасности.

4.Депутаты нижней палаты  Государственной  Думы

5.Депутаты парламента  Совета Федерации  /верхней палаты/.

6.Президент/.

3.Что мы ещё  узнали о Государственном   аппарате - структуре  власти?

  - Определили  вертикаль власти,  ее  роль,    обязанности.

-4-

6. Домашнее  задание.  

 1.   Найти ответы к вопросам  по содержанию  данной темы.  

 2.  Готовить ответы на вопросы по карточкам о строении государственного аппарата            / а.б.в.г.д /.

 3.   Составить  кроссворд  с  использованием  основных  терминов  данной  темы.

Например:

1

Э

к

о

н

о

м

и

к

а

2

з

а

К

о

н

о

т

в

о

р

ч

е

с

т

в

о

3

С

О

в

е

т

Ф

е

д

е

р

а

ц

и

и

4

Ф

е

д

е

р

а

Л

ь

н

о

е

С

о

б

р

а

н

и

е

5

П

О

т

е

н

ц

и

а

л

6

Г

о

с

д

у

м

а

7

П

р

е

з

И

д

е

н

т

8

З

е

м

л

Я

                                                                                                                                                                                                                                 

1.  Наука  о  ведении   хозяйства…

2.  Госдума  работает   над…

3. Федеральное  Собрание состоит …

4. Самый высокий орган государственной власти…

5. Природные ресурсы в запасе…

6. Федеральное   Собрание состоит….

7. Глава государства…

8. Общий  дом  человечества…

-5-

    Таблица .    ЗАПАСЫ НЕФТИ И ГАЗА И ДОБЫЧА НЕФТИ

                         

                    Страны

Разведанные запасы на начало 2005г.

Добыча нефти

в средн. 

Нефть,
млн.т

Газ,
млрд. м3

(млн. т/год)

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)

Австралия

213,7

568,3

25,3

Китай

3288,0

1669,7

150,3

Индия

796,5

706,6

33,7

Индонезия

707,9

1929,6

74,9

589,1

1924,4

32,5

Всего (АТР)

6021,6

9297,5

346,8

Западная Европа

Дания

141,3

113,9

9,3

Нидерланды

14,6

1843,9

3,4

Норвегия

1153,8

1352,7

139,1

Великобритания

588,1

659,6

128,2

Прочие

235,8

785,9

16,0

Всего (Зап. Европа)

2133,6

4756,0

296,0

Восточная Европа и страны СНГ

СНГ

7809,0

55949,1

356,0

Всего (Восточная Европа и СНГ)

8108,8

56671,0

368,1

Ближний и Средний Восток

Объединенные Арабские Эмираты

13 439,7

5790,1

110,0

Иран

12 083,4

20 987,5

180,6

Ирак

13 700

3098,8

30,0

Кувейт

12 878,0

1482,9

89,6


Саудовская Аравия



3544,2



5246,8



392,6

Сирия

342,5

198,1

30,2

Йемен

548,0

424,5

16,9

Катар

506,9

7075,0

22,7

Прочие

33 316,4

897,5

69,6

Всего (Ближний и Средний Восток)

90 359,1

45 201,2

942,4

Африка

Алжир

1260,4

3622,4

38,2

Ангола

741,5

50,9

31,0

Египет

531,5

625,4

46,1

Габон

183,6

14,1

18,2

Ливия

4041,5

1296,1

69,5

Нигерия

2853,4

3104,8

94,5

Прочие

410,2

756,6

21,6

Всего (Африка)

10 022,1

9469,3

319,1

Западное полушарие

Аргентина

304,9

525,9

36,0

Бразилия

575,4

146,3

34,5

Канада

671,1

1896,9

90,3

Колумбия

479,5

283,0

28,7

Мексика

6819,2

1936,1

136,1

США

3076,6

4636,6

328,0

Венесуэла

8833,3

3959,2

130,4

Всего (Западное полушарие)

21 378,9

14 229,8

820,3

Итого по миру

138 024,0

139 624,9

3092,8

Некоторые  таблицы       плакаты и  рисунки, использованные во время проведения семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛУНА - СПУТНИК ЗЕМЛИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Луна-естественный спутник Земли

Презентация к уроку природоведения "Луна естественный спутник Земли" 5 класс...

Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»

Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации. Задачи урока:Образовательные:  изучение особенностей ...

Технологическая карта урока по теме: "Луна-спутник Земли"

Технологическая карта урока по теме: "Луна-спутник Земли"...

Мини-тренажер по теме "Луна - спутник Земли" 5 класс

Мини-тренажер по теме «Луна – спутник Земли»Класс: 5Цель: закрепление материала по теме, формирование понимания процессов, происходящих на планете Земля....