статья Участие в исследованиях, творческих, инновационных проектах по географии.
статья по географии (9 класс) по теме

Мохамед Салем Ольга Александровна

 

ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

Участие в исследованиях, творческих, инновационных

проектах по географии.       Учитель географии    Мохамед Салем О А

В своей работе я стараюсь использовать разнообразный учебный материал, разные формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения. Также дать возможность учащимся увлечённо работать в течение урока и на занятиях факультатива «природа родного края».Известно, что при механическом запоминании урока за учащимися закрепляется позиция ведомых, исключается инициатива, активность. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, но и на сознательном применении знаний, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию, а также, чтобы шло творческое развитие каждого школьника. А развитие творчества идёт через выполнение практических работ, работы с контурными картами, наблюдения, экскурсии, творческие работы по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_v_issledovaniyah_tvorcheskih_innovacionnyh.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

Участие в исследованиях, творческих, инновационных

проектах по географии.                                                                         

                                                                    Учитель географии:  

                                                                            Мохамед Салем О А

                                                                               

В своей работе я стараюсь использовать разнообразный учебный материал, разные формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения. Также дать возможность учащимся увлечённо работать в течение урока и на занятиях факультатива «природа родного края».

Известно, что при механическом запоминании урока за учащимися закрепляется позиция ведомых, исключается инициатива, активность. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, но и на сознательном применении знаний, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию, а также, чтобы шло творческое развитие каждого школьника. А развитие творчества идёт через выполнение практических работ, работы с контурными картами, наблюдения, экскурсии, творческие работы по группам.

Мною на уроках географии применяется технология профессора В.К.Дьяченко – «Коллективный способ обучения». Групповую форму обучения использую при изучении нового материала, на уроке – практикуме с элементами творческих, поисковых заданий, обобщающих уроках.

При изучении национального состава нашего края, изучении традиций учащиеся работали в творческих группах. В результате были изготовлены макеты  традиционных типов жилищ народов. В 9 классе изготовили блок – диаграмм поверхности Земли.

Использую такие формы, как самостоятельная работа школьников с дополнительной литературой. Например, подготовка сообщений «Разнообразие животного мира Австралии» (8 кл.), «Заповедники и заказники Астраханского края» (9 кл.). Конечно, все эти задания выполняются под контролем учителя, но учащиеся стараются красиво оформить, приклеить фотографии из журналов. И в конце получить заслуженные положительные оценки.

Для развития познавательного интереса в преподавании географии,    на уроках    и во    внеклассных    работах    я    применяю  географические  игры.

В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.

Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы информации, причём делается это непринуждённо, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причём более способные учащиеся занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ведь есть исходный вопрос, на который надо дать ответ; пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску.

Используемые мной игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и на игры обучающего повторения и контроля знаний. По форме проведения – на игры – соревнования, аукционы, имитация событий, путешествие с чередованием игровых ситуаций, поиск решения проблем, игры-исследования, открытия. По типам – на познавательные игры, ролевые игры, комплексные игры на местности и в классе.

С учётом особенностей учащихся школы игры помогают мне научить школьников показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать.

Особенности игр по географии – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определённому результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки, мышления, воображения.

В  VI классе после изучения темы «Условные знаки изучения местности» я провожу игру «Географическое лото».

А воображаемые путешествия! Ученик мобилизует все свои знания и представления, если предложить такое начало в 7 классе: «Итак, моя мечта сбылась, я в тундре».

8 класс. Задание: «Представьте себе, что вы оказались на экваторе. Что вы возьмёте с собой: зонт, шляпу…». Такие игры способствуют развитию творческого воображения, мышления, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Среди игр, которые особенно влияют на эффективность обучения, следует выделить деловые и ролевые игры. Наличие сюжета развивает у ребят воображение, мышление, волю, способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход к игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Например, в ходе занятия ученик без предварительного предупреждения ставится в ситуацию «Вы капитан корабля, Ваша задача – провести груз из Мурманска до Владивостока». Этот приём экспромта хорош тем, что даёт возможность оживить урок, внести в него элемент дискуссии, способствует развитию умения быстро ориентироваться в предполагаемых условиях.

Так  же на уроках географии используются настольные игры: головоломки, ребусы, кроссворды, мозаики.

Данные анкетирования свидетельствуют, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приёмы, отмечая, что: «Если было бы больше игр, то было бы здорово»; «Хотелось бы, чтобы игр было в 2-3 раза больше, тогда учиться было бы интереснее и легче»; «Не скучно сидеть на уроке». Сравнительный анализ классов показывает, что там, где ученики не играют на уроках, они хуже владеют устной речью, закрепощены в решении нестандартных вопросов, медленнее приходят к решению проблем.

Развивать интерес, в частности, к географии можно разными путями, одним из которых является проведение экскурсий.

Экскурсия в природу – это форма организации учебно –воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она даёт возможность наблюдать то, что часто нельзя показать в школьном кабинете. В совокупности с уроком и различными видами учебно–практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в развитии познавательного интереса. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно – эстетическое отношение к действительности. Экскурсии учат наблюдать, сравнивать, сопоставлять, проводить практические работы. Это своего рода занятия под открытым небом. Красота родного края вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических  чувств. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, краеведческие.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, я использую стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы, вопросы. Сравнения, исследовательские действия. Экскурсия включает в себя наблюдение, беседу, выполнение коллективных и индивидуальных заданий. В процессе наблюдения у школьников включаются все анализаторы: зрительный – размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – шум ветра, плеск воды в реке, шелест листвы, шум капель дождя. Вкус, осязание запах. При наблюдении у школьника развивается не только зрительная, слуховая память, но и развивается любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

В процессе обучения включаю эмоционально-волевой фактор, который стимулирует эмоциональное отношение к предмету. Поскольку эмоции влияют на нравственные качества личности, то это ведёт к возрастанию интереса к предмету географии, усиление мыслительных процессов школьника.

Основное звено процесса обучения – передача знаний. Новый материал дожжен возбуждать эмоции и желания, то есть быть эмоционально действенным. Чувству сопереживания принадлежит большая роль в процессе познания. Способность к переживанию обогащает внутренний мир школьника опытом чувств других людей. Например, самые яркие проявления эмоций я наблюдала на уроке по теме «Антарктида». Чтение дневников и писем Роберта Скота, Руаля Амундсена, показ специально отобранных фотографий создавали особую обстановку на уроке. Никого не оставила равно-душным судьба исследователей Антарктиды. И напряжённая тишина в классе – свидетельство эмоционального отклика ребят. Возбуждение воображения вызывают различные путешествия по карте России, полушарий. Учащиеся с удовольствием выполняют такой тип задания.

Считаю, что создать географический образ у учащихся помогают произведения русских поэтов и художников. Ученикам среднего звена очень нравится, когда мы на уроках читаем стихи, сказки, легенды, рассматриваем картины художников, фотографии из фотоальбомов, в соответствии с темой и содержанием урока.

В 7 классе, при изучении регионов России, знакомлю учащихся с древнерусской архитектурой, которая лучше всего сохранилась в монументальных строениях: монастырях, крепостях, каменных соборах, церквях. При изучении Центральной России вспоминаем былинных героев, знакомимся с родиной Александра Невского (Переславль-Залесский). Такие уроки  заинтересовывают учащихся.

В своей работе я использую различные педагогические методы, средства, приёмы, а именно: игру, коллективный способ обучения, формирование положительной мотивации, проведение экскурсий, занятий, факультатива «Природа родного края», использование краеведческого материала на уроках географии. Эти методы и формы повышают качество ЗУН, развивают познавательную активность, положительно влияют на социализацию учащихся, воспитывают чувство любви и патриотизма к своей Родине, воспитывают уважение к людям труда, науки и культуры, повышают экологическую грамотность.

Таким образом, осуществляется главная цель образования, заключающаяся не только в овладении учащимися знаний, умений, навыков по определённой учебной дисциплине,  но и в необходимости использовать знания, умения, навыки в повседневной жизни, а значит, в формировании соцциально адаптированной, самостоятельно мыслящей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование творческой деятельности обучающихся, воспитанников во внеурочное время

Особенности и закономерности творческой деятельности воспитанников, исследование субъектно-субъектых отношений в воспитательном процессе....

Статья "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку".

Данная статья была представлена для сборника "Августовские педчтения 2010 год"...

Информация об участии обучающихся в творческих конкурсах

Информация об участии обучающихся в творческих конкурсах под руководством педагога-психолога Лукояновой Н.Г....

Статья "Обучение через исследование"

В стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных ф...

Статья по дипломному исследованию "Развитие творческой одаренности посредством нетрадиционных техник изодеятельности"

Ключевые слова: творческие способности, творческая одаренность, творческий потенциал, оригинальность и креативность мышления, дети старшего дошкольного возраста, развитие творческой одаренности, проце...

Исследование творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования

Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической...

Сертификат участие в исследовании об использовании цифровых ресурсов в образовании и современных методов повышения квалификации педагогических работников!

Сертификат участие в исследовании об использовании цифровых ресурсов в образовании и современных методов повышения квалификации педагогических работников!...