Тема урока:«Япония: территория, население, традиции" ( 9 класс, СКОУ VIII вид)
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Мохамед Салем Ольга Александровна

 

 

Тема урока:"Япония: территория, население, традиции"( 9 класс)

Ребята, мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна - наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является цветом траура. О какой стране идёт речь? Вы догадались? Да, это Япония.

А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы (представление учащихся- экскурсоводов). Экскурсоводы познакомят нас с удивительной природой Японии, интересными традициями, узнаем мы секрет долголетия японцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokyaponiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

               ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

Тема урока:«Япония: территория, население, традиции»

                                                          Выполнила :учитель географии           Мохамед Салем О. А.      

 

                                                                                                   

                                                                 

                                                   город Харабали

                                                                                                                 

  Тема: «Япония: территория, население, традиции»

Цели:Образовательная: сформировать представление учащихся

о стране Японии, территории, национальном составе,  

природных  ресурсах, традициях;

Коррекционная: развивать умение составлять экономико- географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации; обогащать словарный запас учащихся; развивать монологическую речь учащихся,  через описание характеристики страны, корригировать аналитико-синтетическую деятельность, воображение, умение выделять главное;

Развивающая: развивать умение и навыки при работе с атласом, картой; развивать умение узнавать изученные объекты по фотографиям, рисункам;

Воспитательная: воспитывать интерес к урока географии, через изучение страны и ее традиций.    

Оборудование: карта Японии, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы, национальный костюм, флаг, макет жилища японцев, чайная посуда, кроссворд.

                                                    Ход урока

I.Организационный момент.

II.Изучение материала.

1.Вступительное слово учителя

Ребята, мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна - наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является цветом траура. О какой стране идёт речь? Вы догадались? Да, это Япония.

А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы (представление учащихся- экскурсоводов). Экскурсоводы познакомят нас с удивительной природой Японии, интересными традициями, узнаем мы секрет долголетия японцев.

2.Название страны. Состав территории. (Музыка: шум моря)

Отправимся туда, где зарождается день, в Страну «восходящего солнца»! Представьте себе… бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Никто точно не помнит, как попали сюда их отважные предки. Люди прозвали свою страну «Ямато», что переводится как «путь гор». А сегодня Япония. Японцы называют - Ниппон. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом- Солнцем 'в середине. Круглая золотая хризантема - национальный цветок Японии. Япония- страна-архипелаг. (Давайте вспомним понятие «архипелаг»- Работа с атласом).Япония расположена на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане.

Столица Японии (ребус)- Токио, что означает «Восточная

столица», расположена на острове Хонсю.

Рельеф Японии- горы (80% суши). Из-за того, что большая часть земли гористая, многие людей живут на узких прибрежных равнинах, где очень крупные города. Высоких гор нет, все не более 4000м. над уровнем моря, но зато на самом большом центральном острове- Хонсю, километрах в 200 от Токио, есть на весь мир знаменитая священная гора-вулкан Фудзияма. Об этой горе расскажет главный геолог Айдарбек-сан.( Сообщение учащегося)

На фоне чистого неба возвышается красавица гора с аккуратно срезанной, вершиной. Фудзияма - в переводе означает «святость».Физическая высота- 3776м., духовная высота для японца - бесконечна. Гора для японца- это особое место. Считается, что на вершине каждой горы обитает дух божества. Всегда на вершине горы стоит алтарь. Вулкан Фудзияма- потухший вулкан. В 1707 году- «ожил». До 1868 года женщинам не разрешалось восхождение на гору. Сейчас тысячи японцев и туристов ежегодно посещают эту гору. Восхождение связано с риском для жизни, но, тем не менее, паломничество к таким Святыням не уменьшается.

3. Особенности населения.

 Население Японии- 129 млн. человек (по данным 2009).  

 Япония – империя. В настоящее время император страны Акихито.            

Подавляющая часть населения живёт в городах- 76%.

Почему в городах живёт больше населения?  

В стране более 200 больших городов. 12 городов-миллионеров (что это    такое?) Япония- нация здоровых людей. Самый высокий уровень продолжительности жизни. Почему японцы живут долго ?  Сообщение уч.ся.

Вывод: Секрет японского долголетия.

1.Все продукты в магазинах свежие.

2.В пищу употребляется много морепродуктов.

                3.Отношение к жизни: японцы знают и понимают, насколько хрупка жизнь.

4. Ценят и берегут природу, леса, реки, животных, птиц.

                5.В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

                6.Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашён  лозунг: «Десять тысяч шагов

                в день ради здоровья», который стал  жизненным правилом для каждого японца.

               7.Гигиена. Каждый чихающий человек носит маску на лице.  Причём носить маску            уже в детском саду.

                 А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас ?

                 (размышления ребят)

Учитель. Государственное устройство.   Япония – конституционная монархия. Император осуществляет определенные церемониальные функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках).

      Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947 года.

4.Транспорт.  Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог. В Японии налажено внутреннее и международное авиасообщение. Государственная авиакомпания «Джапан эрлайнз» осуществляет прямые полеты из Токио в большинство государств мира. В 1995 внутренними авиарейсами воспользовались 79 млн. человек, а число пассажиров, следовавших в зарубежные пункты назначения, достигло 15,3 млн.

5.Полезные ископаемые. Япония бедная на полезные ископаемые страна;

Минеральные ресурсы :уголь, сера, золото; руды: ртутные, серебряные, хромовые, медные, цинковые, свинцовые, марганцевые, железные(их запасы крайне скудны). 

Физкультминутка: Поклоны и улыбки

                 6.Природные ресурсы

                  Учитель

                    Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я ещё добавлю, что природа Японии скупа. Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. В год снимают 2 раза урожаи риса и овощей. Порожистые реки Японии- источники гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна. Развито садоводство.

Загадки!

1. Хоть жжет его солнце,

 Одет он в суконце

 А сукно-золотистое Гонкое и  

 чистое

 (Персик)

2.Я сладкий, рос на юге

Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый,

 Я нравлюсь детворе.

 (Апельсин)

3.На сучках висят шары, Посинели от жары.

(Слива)

4.Долгоножка хвалится -Я ли не красавица ? А всего-то косточка

(Пе

(Ап

(Ви

Да красненькая кофточка

 (Вишня)

Учитель

 

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня- сакура. Самый любимый- это праздник цветения вишни сакуры. Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения.

Сообщение учащегося

Сакура - вишнёвое дерево, или майское дерево. Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это праздник весны и молодости. Все идут любоваться красотой, которой одарила их природа.

 

                 7.Традиции Японии Учитель

                Япония- страна высокой культуры и сплошной грамотности, где      

                обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с детства.  

           

                Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых

                относятся почитание старших; кимоно, чайная церемония и т.д.

                 Ученик :  

                У японцев приняты поклоны и улыбки. Ещё, когда мать по японскому        

                обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне

                заставляет кланяться и его, давая, тем самым, первые уроки почитания          

                старших.

               Учитель

               Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное его

               украшение. Одежда японок- кимоно.

               Сообщение о кимоно (демонстрация кимоно)

               Кимоно! носят и сегодня, от мала до велика, в праздничные дни.

 Оно передаётся по наследству. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба,

 праздники, все грустные события, заставляют надеть кимоно- парадное или траурное.

 Кимоно- это прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом,

 который называют оби.

Учитель

Посмотрите, в кимоно девушка похожа на причудливый цветок, который качает ветер

 или на бабочку. Как говорят японцы: «Глаза- рыбки, Рот- лепесток, Брови - чуткость».

 Клара- сан, расскажи нам о чаепитии.

Сообщение о чаепитии

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю»,

что означает «чайная церемония». В комнате должен быть полумрак, а вся мебель и

 предметы старинные. Все садятся на пол. Насыпают в заварник порошок- растёртый

в пудру зелёный чай, заливают его кипятком и специальной метёлочкой взбивают пену.

Обряд происходит в полном молчании.

Учитель: После того, как гости попробовали чая, пришло время чтения стихов.

Ученики:        

                          ***

Ворон сидит одиноко.

                             Осенний вечер.

                                      ***

                             Старый пруд...

                             Прыгнула в воду лягушка.

                                          ***

                                 Гляжу- опавший лист.

                                 Опять взлетел на ветку.

                                 То бабочка была.

                                 Всматриваться в привычное-

                                 и видеть неожиданное;

                                 всмотреться в простое- и увидеть сложное;

                                 всмотреться в некрасивое- и увидеть красивое;

                                 всмотреться в малое- и увидеть великое !

                     Учитель

                    Каждое стихотворение- маленькая картинка, но мы должны домыслить, дорисовать

                    в воображении. Если получится, то стихотворение оживёт, наполнится смыслом.

                    Японцы не только читают стихи, но и любуются цветами, икебаной.

                    Сообщения учащихся об икебане (рассматриваются композиции)

                   Икебана- искусство составления букетов из цветов. Это целая наука, её преподают

                  в Японии с 6 лет, 3 раза в неделю.

                     Учитель

                    Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто, что при

                   строительстве зданий всегда приходилось учитывать. Японские домики-

                   строят только рёбрышки стеи- лёгкие сквозные конструкции, а между ними

                    делают нераздвижные ширмы.

                    Сообщение учащегося

                    Здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди.

                   Дома сделаны из лёгких планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа.

                   Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища.

                   Полы покрыты циновками из прессованной соломы - татами.  

                  Днём на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. Но в больших

                  городах таких домиков нет. Городские квартиры оборудуют в совершенном стиле.

                    Учитель

                    Существенный недостаток- неприспособленность к холодной погоде.

                   Зимой холодно, но жилище не отапливается, бесполезно.

                   Люди греются у жаровен с углём, а перед сном, чтобы согреться на ночь,

                  окунаются в бочку с горячей водой.

                 III. Заключение

Кроссворд «Япония»

IV. Вывод. Итог

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Кто же они, японцы? Что ими движет?

(размышления учащихся)

Вывод: культурный, интеллектуальный, физический капитал

нации играет особую роль в достижении экономических и культурных  высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»

В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....

Система упражнений по теме "Состав слова" для 5-7 классов СКОУ VIII вида

Представлена система упражнений для отработки темы "Состав слова" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И...