Происхождения материков и океан
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_klass.doc193.5 КБ
Microsoft Office document icon geografiya_7_klass.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

Цели: -называть отличия материковой коры от океанической;

-показывать крупные литосферные плиты, складчатые области;

-объяснять существенные признаки понятия «плита»;

-прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит;

-обучить приемам работы с картами строения земной коры.

Оборудование:  физическая карта мира, плиты литосферы, рисунки учебника № 8, 10, рисунок в атласе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.        Устный опрос по вопросам:

  1. Что такое карта? Роль карты в жизни человека.
  2. Виды карт.

2.        Работа на доске.

К какой группе по содержанию принадлежат карты: климатическая карта мира, политическая карта мира, карта народов и плотности населения мира, почвенная карта мира; карта, на которой показаны горы, равнины, реки, озера, моря, а также размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Задаются дополнительные вопросы после ответов учащихся по темам: «Исследование Земли».

III. Объяснение нового материала.

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - его дом. Абсолютный возраст Земли, по современным представлениям, принимается равным 4,6 млрд лет.

Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Первые гипотезы, то есть научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVIII в., когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе. Познакомимся с некоторыми из этих гипотез.

 Краткие сообщения учащихся о гипотезах возникновения Земли.

Рекомендуемые сообщения.

На доске фотографии ученых.

Французский ученый Жорж Бюффон (1707-1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.

По-другому объяснял возможность образования небесных тел немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804). Он предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспокойстве, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Пьер Лаплас (1749-1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу, объясняющую образование и развитие Солнечной системы. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.

Рассказ учителя.

Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространенным считается гипотеза нашего соотечественника, известного ученого Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

 Работа с рисунком 8 (учебник, с. 23).

Задание. Проанализируйте рисунок 8 и заполните таблицу:

1-й слой - осадочный

мощность - 1 м

2-й слой - базальтовый

3-й слой -магматические породы общая мощность - 5-7 км

1 -й слой - осадочный

мощность - 20-25 км

2-й слой - гранитный

3-й слой - базальтовый  /

в горных районах - 60-75 км

на равнинах - 30-40 км

общая мощность - 50-100 км

Вопросы:

  1. Назовите среднюю мощность материковой и океанической земной коры.
  2. Какой слой, в отличие от материковой, отсутствует в океанической коре.

5.        Работа с картой атласа «Плиты литосферы».

Земная кора вместе с частью верхней мантии не является однородным панцирем планеты. Она разбита глубокими трещинами, которые уходят на большую глубину, достигают мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на плиты.

Вопросы:

  1. Назовите и покажите плиты литосферы.
  2. Сколько их?
  3. Какие два вида границ разделяют плиты?
  4. Сопоставьте с физической картой и скажите, по каким районам проходят границы и чему они соответствуют.
  5. Назовите направления плит и их скорость перемещения.
  6. Где скорость движения больше: на границах раздвижения или столкновения?
  7. Что располагается в районах столкновения?

6.        Работа с рисунком 10 на с. 25.

Задание. Выясните, как образуются глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты. Приведите примеры.

7.        Работа с рисунком в атласе «Литосфера»Задание. Расскажите, как образовались современные материки. Заполните схему.

Пангея

200 млн.лет назад

Гондвана                                                                        Лавразия

                                        180 млн.лет назад

   ?                                                                                        ?

IV Закрепление урока:

Задание: В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры:

1   Возраст Земли около _________.

2. Наиболее распространенной гипотезой считается ________.

3. Земная кора бывает __________________.

  1. Средняя мощность материковой коры        , а океанической ______..
  2. В океанической коре отсутствует _________        слой.
  3. Литосфера делится на __________ плит.
  4. Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают        .
  5. Причинами движения литосферных плит являются ______________.
  6. В результате разлома Лавразии возникли _________________.

10.        В результате разлома Гондваны возникли______________.

V. Домашнее задание: § 4 (с. 22-27); в контурной карте указать границы и названия плит литосферы.

Земная кора

материковая

океаническая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

Происхождение материков и океанов

Цель проведения видеоурока: Выявить различия материковой и океанической земной корыПознакомиться с гипотезой литосферных  плитВыявить процессы, происходящие в земной кореОпределить роль гипо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

Происхождение Материков и океанов - презентация

Предложенная презентация является наглядным пособием для учащихся 7 класса по теме «Происхождение материков и океанов»На уроке предусмотрены различные виды деятельности учащихся:1. Инициация - Проверк...

Урок-презентация: Литосфера – твердая оболочка Земли. Происхождение материков и океанов

Цель урока:Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».Дать представление о происхождении материков и океанов.Развивать пространственно...

Урок "Происхождение материков и океанов"

Цель урока  - сформировать представление о типах земной коры, ее границах, причинах и следствий ее движения....

Модульный урок по теме « Происхождение материков и океанов»

Учебный материал с указанием заданий.Интегрирующая цель:  - узнать основные гипотезы, объясняющие происхождение Земли.-научиться называть отличия материковой земной  коры от океанической;- н...


 

Комментарии