Урок "Происхождение материков и океанов"
презентация к уроку по географии (7 класс)

Бурдакова Елена Михайловна

Цель урока  - сформировать представление о типах земной коры, ее границах, причинах и следствий ее движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proishozhdenie_materikov_i_okeanov.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

 

Происхождение материков и океанов

Цель урока

 

сформировать представление о типах земной коры, ее границах, причинах и следствий ее движения.

Задачи урока

обучающие

 

развивающие

воспитательные

-познакомить учащихся с особенностями строения земной коры, с историей развития литосферы и основными положениями теории дрейфа материков; 

-объяснять основные географические явления и процессы в литосфере;

-объяснять причины изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит.

 

- продолжать развивать основы географической культуры личности и обучение географическому языку; 

- продолжить развивать умения использовать различные источники географической информации, прежде всего карты; 

-продолжить развивать у учащихся умение работать самостоятельно, оценивать результат своей деятельности; 

- развивать навыки работы с ЭОР.

 

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

Основное содержание темы, термины и понятия

Усвоение содержания терминов и понятий: океаническая земная кора, материковая земная кора, осадочный слой горных пород, гранитный слой горных пород, базальтовый слой горных пород, гипотеза дрейфа материков, Пангея, Лавразия, Гондвана, литосферная плита, Срединно-Атлантический хребет

 

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

 

предметные

- понимание значимости знаний о строение земной коры, теории литосферных плит;

- осознание необходимости

понимать и читать карту «Тектоника Земли», «Физическая карта мира»

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

- познавательные

умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;

-развитие интеллектуальных способностей

- регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью,

выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

- коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать индивидуально и в паре

- усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»:

- умение  работать с картой (развитие картографической грамотности);

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение по· вопросам происхождения материков и океанов, движения литосферных плит, формирования современного рельефа нашей планеты; 

-прогнозировать изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит и размещении материков и океанов в будущем; 

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения литосферы Земли; 

-определять по карте подвижные, активизированные и устойчивые области земной коры; 

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

 

Организация образовательного пространства

 

 

Оборудование

 

Ресурсы, в т.ч. электронные

 

мультимедийный проектор, персональный компьютер на 2-х обучающихся,

выход в Интернет на сайт «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru

 

 

* учебник географии, географический атлас  для 7 класса, настенная карта «Физическая карта полушарий»,

карта «Строение земной коры и полезные ископаемые»

*электронные учебные модули:

1. Геологическая история Земли. Происхождение материков и впадин океанов

http://fcior.edu.ru/card/22756/geologicheskaya-istoriya-zemli-proishozhdenie-materikov-i-vpadin-okeanov.html

Формы организации учебной деятельности

индивидуальные, фронтальные, групповые

Методы обучения

- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)

 

 

Технология изучения темы

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент.

Приветствие.

(1 мин)

 

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, организует внимание.

Учащиеся приветствуют учителя.

 

Личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

I.Повторение изученного.

(4 мин)

 

Проверка домашнего задания.

Задания на умение работать с картой.

1).  Самая северная точка Европы-мыс Нордкин, южная - мыс Марроки. В каких странах находятся эти мысы?

2). Самая северная точка Азии- мыс Челюскин, южная- мыс Пиай, западная-мыс Баба, восточная- мыс Дежнёва. В каких странах находятся эти мысы?

 

Задания на проверку знания фактического материала.

Вычеркните лишнее и продолжите текст:

 

«Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5,1 тыс.км. Эта граница- условная линия, которая проходит от (…..) моря, по (…….) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (…, …) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (….) до (…) моря к Черному морю через пролив (…)…»

 

Отвечают на вопросы учителя

1). Мыс Нордкин - в Норвегии, мыс Марроки -в Испании.

2). Мыс Челюскин и  мыс Дежнёва-в России, Мыс Пиай- в Малайзии, мыс Баба -в Турции.

 

 

 

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка в парах.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

познавательные:

работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

коммуникативные:

коммуникативные: умение интегрироваться в пары и строить продуктивное взаимодействие;

 

 

II этап.

Самоопределение к деятельности

(целеполагание)

(7 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

 

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

 

Ребята, скажите, что у меня в руках?

Что мы видим на нем?

 

Вся жизнь человека происходит на поверхности нашей планеты. Абсолютный возраст Земли, по современным представлениям, принимается равным 4,6 млрд лет.

Как возникла Земля?

 Давайте вспомним, из каких основных слоев состоит наша планета? Почему у нас нет точной информации о внутреннем строении земли? (Проблемная ситуация)

 

Ребята, как вы думаете, как называется слой Земли, лежащий у вас под ногами?

Что вы уже знаете о земной коре?

 

Хорошо, а чтобы дальше продолжить разговор о земной коре, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Но главный его научный труд касался геологии – науки о строении земной коры. Сейчас мы просмотрим с вами видеофрагмент*

 

Учитель включает видеофрагмент, в котором рассказывается, как ученый, читая научную литературу о флоре и фауне материков заметил, что на разных материках нашли  идентичные останки растений и животных, что по обеим сторонам атлантического океана схожи очертания материков. внимательно изучая береговые линии материков, Альфред впервые выдвинул теорию о дрейфе континентов.

 

Какие вопросы у вас возникли, просмотрев данный видеофрагмент? Почему?

 

 

Помогает учащимся при формулировке темы и цели.

 

Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

 

Тема нашего урока так и называется «Происхождение материков и океанов» -  запишите в тетрадь. 

 

А как вы думаете, все ли вы знаете о земной коре?

 

 

 

Каких знаний не хватает?

Итак, цель нашего урока разобраться, как образовалась материковая и океаническая земная кора, почему происходит движение земной коры.

 

 

Слушают учителя.

 

Предполагаемые ответы учащихся.

Глобус-  модель земного шара.

 

Очертание Земли-материки и океаны.

 

Предполагаемые ответы учащихся.

 

(Взрыв во Вселенной, божественное начало…)

 

(Ядро, мантия, кора)

 

(нет возможности проникнуть на большие глубины Земли.)

 

(Земная кора).

 

(земная кора - твёрдая оболочка Земли, верхняя часть литосферы, бывает двух типов - океаническая и материковая)

 

 

 

*Смотрят видеозапись о дрейфе материков

материков и впадин океанов https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материков&parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют проблему

Предполагаемые вопросы учащихся:

почему дрейфуют континенты;

- когда это началось;

-почему Альфред Вегенер выдвинул данную гипотезу?

 

 

 

 

 

Формулируют с помощью учителя тему и цель урока.

 

Предполагаемые ответы учащихся

- как устроена земная кора;

-как измениться наша планета в будущем;

-что заставляет литосферные плиты двигаться.

 

Ученики формулируют проблемный вопрос!

(мы не знаем, как образовалась земная кора, почему она движется?

 

Записывают тему в тетрадь

 

 

 

 

 

 

познавательные:

работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

коммуникативные:

умение выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество.

регулятивные: целеполагание к определенному заданию.

 

III.Знакомство с новой темой (решение проблемной ситуации) (15мин)

 

Для того чтобы достичь нашей цели,   нам необходимо ответить на проблемный вопрос.

Ученики  рассаживаются за компьютеры.

 

 

 

Каждому ученику необходимо будет ответить на один из предложенных вопросов.

Первый  ученик определяют толщину земной коры

Второй ученик  определяют слои земной коры.

Третий ученик сравнивает материковую и океаническую кору.

Первый ученик определяет , когда стал формировываться современный облик Земли.

Второй ученик выясняет, когда началось движение земной коры.

Для ответа на эти вопросы у каждой группы 5 минут.

 

По порядку приступаем к ответу.

 Отвечают по порядку.

 

 

 

 

 

Мы с вами и вспомнили характеристику земной коры!

Теперь нам предстоит разобраться в гипотезе дрейфа материков.?

 

 

 

 

Мы с вами выяснили, что такое дрейф материков, когда началось передвижение, какие были материки. Как ученые восприняли гипотезу Альфреда Вегенера?

 

А мы с вами можем ответить на этот вопрос, достаточно ли у нас знаний?

 

Итак, для того чтобы ответить на последний вопрос, что способствует движению земной коры, предлагаю выполнить практическую работу.

 

 

Группы рассаживаются за компьютеры. Изучают  новый материал

используя  Интернет-ресурс

 «Геологическая история Земли. Происхождение материков и впадин океанов». http://fcior.edu.ru/card/22756/geologicheskaya-istoriya-zemli-proishozhdenie-materikov-i-vpadin-okeanov.html

 

 

 

Ребята высказывают предположения.

 

  1. Вспомнить характеристику земнай  коры;
  2. Разобраться в гипотезе Вегенера о дрейфе материков;
  3. Выяснить, когда началось движение земной коры;
  4. Понять, что способствует движению земной коры.

 

 

Учащиеся  зачитывают ответы, используя для наглядности настенные карты, карты атласа.

 

1-я (океаническая имеет толщину 5-10 км, материковая – 30-80км. самая мощная кора в Гималаях).

 

2-я (океаническая- состоит из базальтового и осадочного слоя;

Материковая состоит из 3х слоев: базальтовый, гранитный и осадочный слои).

 

 

 

3-я (Согласно А. Вегенеру, ранее единый про континент Пангея, который  раскололся на Гондвану и Лавразию.

 

(как предполагал Вегенер, материки расходились по нескольку сантиметров в год десятки миллионов лет. За это время сантиметры сложились в тысячи километров. Так и образовались современные 6 материков. Предположительно 65млн лет назад.)

 

( проанализировав модель мы пришли к выводу, что первый материк сформировался более 200 млн. лет назад, распад на Лавразию и Гондвану начался 180млн лет назад.)

 

(его гипотезу приняли за научное хулиганство, так как он не смог объяснить, что заставляет континенты двигаться)

 

(нет, причину движения земной коры мы так и не узнали)

Личностные: ценностное отношение к окружающему миру;

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

коммуникативные: умение интегрироваться в пары и строить продуктивное взаимодействие;

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Физкультминутка

Ориентирование. Полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или азимута.

По команде учителя поворачиваются в названную сторону горизонта (по часовой стрелке)

 

IV. Практическая работа (цель-решение проблемного вопроса

 (7 мин)

Обсуждение в группах вопросов.

  1. Что способствует движению литосферных плит?
  2.  Почему важно изучать и наблюдать за изменениями в земной коре?
  3. Какое это имеет практическое значение?

Учащиеся выполняют задание учителя, находят информацию в атласе, обсуждают в малых группах.

 

Представляют ответы на общее обсуждение.

личностные: ценностное отношение к окружающему миру;

познавательные: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей;

коммуникативные: умение интегрироваться в группы и строить продуктивное взаимодействие;

регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

V.Обобщение и систематизация (ответ на проблемный вопрос (5 мин)

 

А теперь скажите, верна ли гипотеза Альфреда Вегенера о том, что материки движутся?

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие процессы способствует движению литосферных плит? Объясните?

 

Скажите, как называется плита, на которой  живём  мы с вами?

 

Как вы думаете, измениться ли облик Земли в будущем?

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы учителя.

(не совсем, так как Вегенер говорил, что движутся материки, а на самом деле океаны расширяясь в зоне срединных хребтов, двигают материки. Их называют литосферными плитами. Самые крупные из них включают в себя материки и части океана.)

 

(Литосферные плиты скользят по полужидкому веществу мантии.

Это можно объяснить на примере Срединно-Атлантического хребта. Его центральная часть рассечена трещиной, через которую на поверхность поступает вещество мантии.)

 

(Евразийская)

 

 

(да, ведь поверхность Земли движется по нескольку сантиметров в год)

Коммуникативные: умение точно отвечать на поставленный вопрос.

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия 

(1 мин.)

 

Завершите предложение:

  • сегодня я узнал...
  • я научился…
  • было трудно…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…

Теперь прошу вас оценить работу каждого ученика в вашей группе. Для этого у вас на столах лежат оценочные листы, поставьте друг другу оценку за урок и сдайте мне.

 

 

Учащиеся выбирают предложение и завершают его.

 

 

 

 

Учащиеся оценивают друг друга в оценочном листе и отдают их учителю.

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные: умение точно и ясно выражать свои мысли.

Домашнее задание

 

Сделать прогноз положения материков через 100 млн.лет. Изобразить на рисунке облик планеты Земля через 100 млн.лет.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и работа с дистанционным курсом по географии материков и океанов "Южная америка"

Дистанционное обучение - это технология индивидуальной подготовки учащихся в результате их погружения в интерактивную технотронную обучающую среду, обеспечивающую полный контроль учащегося, индивидуал...

Справочный материал по географии Материков и океанов 7 класс

Представлен справочный материал по всем разделам курса география Материков и океанов  7 класс. Возможно использовать на уроках и внеурочной деятельности. Полезен при подготовке к ЕГЭ и ГИА....

Практическая работа по итогам курса «География материков и океанов»

Итоговая работаТема работы:Практическая работа по итогам курса «География материков и океанов»Характеристика государства по картам атласа и другим источникам....

Тест для итогового контроля по курсу географии материков и океанов 7 класс

Тест включает 24 задания. К каждому дается несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. К учебнику В.А.Коринской и др."География материков и океанов 7 класс" (М., Дрофа). Программа ...

КВН "По материка и океанам"

КВНТема : «По материкам Южного полушария»Цели: развивать познавательный интерес, воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.О...

Диагностическая контрольная работа по курсу "География материков и океанов"

ДКР по курсу географии (7 класс) составлена с учетом особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.

 Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...