Игра- один из приемов работы на уроке
статья по географии на тему

Каргина Светлана Владимировна

Игра не должна наносить психологическую травму ученикам, поэтому надо создавать игровую ситуацию такую, с которой ребенок может эмоционально справиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лицей № 590

Учитель географии Каргина С.В.

Игра- один из приемов работы на уроке.

Игра на уроках помогает воспитательному процессу. Сюжет каждой игры дает возможность раскрыть конкретную, поставленную учителем задачу- более активно усваивать изученный материал, научить ученика проявлять или сдерживать эмоции, оценивать уровень своих знаний, формировать умение работать в команде, уважать чужое мнение, видеть проблемную ситуацию, решать самостоятельно те или иные вопросы, возникающие по ходу игры, радоваться и за себя, и за своего товарища.

К игре необходимо учителю и ученикам готовиться намного тщательнее, чем к обычному уроку.

Игра не должна наносить психологическую травму ученикам, поэтому надо создавать игровую ситуацию такую, с которой ребенок может эмоционально справиться. Нельзя перенасыщать уроки играми в течение года. Уровень сложности вопросов на уроке будет зависеть от класса и конкретно и конкретной учебной ситуации. Типы вопросов должны быть простые; цели вопросов - назвать факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию, а речевой оборот это - кто, что, когда.

Вопросы, требующие краткого ответа

Вопросы, требующие ответа - рассуждения

- Кто...?

-Что…?

-Может…?

-Будет…?

-Могли ли…?

-Как звали…?

-Как называется…?

-Было ли…?

-Согласны ли вы…?

-Верно ли…?

-Дайте три объяснения, почему…?

-Объясните, почему…?

-Почему вы думаете…?

-Почему вы считаете…?

-В чем различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-Что, если…?

Детям особенно нравятся сюжетно-ролевые игры. Многие ученики представляют себя артистами и вкладывают душу в ту или иную доверенную им роль. Например- для сюжета игры «Лесник» ребята придумывают дома правила в виде знаков предупреждений в природе. На уроке используют элементы костюма и экипировки  костюма лесника: фуражку, сапоги, ружье, бинокль, лук и т.д. Каждый ребенок ощущает ответственность за каждую былинку-травинку, при составлении дома рассказа «Мы в лесу».

Хорошо прочитать им сказку «Планета - наш дом»

«Однажды Художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - подумал он. – Лес - это, конечно, деревья». И стал рисовать деревья - березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошие получились у него деревья. А в углу картины Художник нарисовал маленького человечка с большой бородой - старичка - Лесовичка. Потому что, какой же это лес без Лесовичка?

Повесил Художник картину на стену и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине одни сухие стволы.

-Что случилось?- удивился Художник. – Почему засох мой лес?

-Какой же это лес? – вдруг услышал Художник. – Это не лес, а одни деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок -Лесовичок разговаривает с ним.

- Разве может быть лес без кустов, травы и цветов?- Продолжал Лесовичок.

-Не может - согласился Художник и начал рисовать новую картину.

Он опять нарисовал деревья. Они получились еще лучше, потому, что рядом были красивые кустарники, а на земле, среди зеленой травы, много ярких цветов.

- Вот теперь хорошо,- сказал Художник. – вот теперь у меня получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали сохнуть.

- Ты забыл нарисовать грибы,- сказал Лесовичок Художнику.

-Да,- согласился Художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз был в лесу, а грибы находил нечасто.

-Это ничего не значит, - сказал Лесовичок,- грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И Художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал сохнуть.

Художник взял кисти и нарисовал бабочек, разноцветных жуков, гусениц, птиц,  лягушек, зайца, белку, лису.

-Вот теперь это настоящий лес. –сказал Лесовичок. Теперь он будет жить. На прощанье, Художник, я хочу тебе подарить стихотворение:

Зябнет вешний лес перед восходом.

Из оврагом тянет холодком.

Солнышко прошло по небосводу,

И не позабыло ни о ком.

Каждому листочку и растенью

Солнышко согреться помогло…

Может, и мои стихотворенья

Принесут кому-нибудь тепло.»

(Планета – наш дом /  Сост. И.Г.Белавина  Н.Г. Найденская. – М.: Лайда,  1995.- с. 237-239)

А какая замечательная форма опроса учеников  в игре «Дуэль», где дети, отвечая и задавая друг другу по теме вопросы «стреляют» в своего оппонента из игрушечного пистолета. Происходит настоящая дуэль знаний!

Иногда, для большей убедительности, приходится и самому учителю принять активное участие в игре, облачив себя в элементы костюма, соответствующие теме урока. Например, «Горные породы». «Медной горы хозяйка» (Корона, блестящий шарф, волшебная палочка и т. д.)

Ученики старших классов более сдержаны, но и они с удовольствием готовы принять условности любой игры. Готовы одеть, к примеру, элементы костюма той страны, которую готовили для урока по теме.

Сюжетно-ролевые игры могут сопровождаться иллюстративным материалом- это черно-белые и цветные фотографии, схематические рисунки, графики.

Учебно-ролевые игры помогают каждому ребенку самовыразиться, усвоить максимально пройденную тему по предмету, дают ученику возможность с интересом провести урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые приемы работы на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности

На уроках в начальной школе учащиеся знакомятся с народными промыслами: Дымково, Гжель, Хохлома. Внеклассные занятия дают возможность расширить рамки: для более глубокого изучения или ознакомления с д...

Активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ

Автором представлен опыт работы по использованию активных форм и приемов работы на уроках ОРКСЭ, а также разработки дидактических игр (домино, кроссворды и др.)...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Игры и игровые приемы, используемые на уроках хореографии

Игры и игровые приемы, используемые на уроках хореографии...