Разработка урока "Вулканы и гейзеры"
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме

Учебная презентация при изучении темы "Вулканы и гейзеры" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vulkany_i_geyzery.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВУЛКАНЫ, ГОРЯЧИЕ ИСТОЧНИКИ, ГЕЙЗЕРЫ Автор:Федуркина Т.Ю., учитель географии МКОУСОШ №38 г.Тулы

Слайд 2

Цели: получить представление о строении вулканов причинах их возникновения географии вулканов о гейзерах и горячих источниках продолжить формирование идеи о постоянном развитии земной коры

Слайд 3

ВУЛКАН Вулкан — это отверстие или трещина в поверхности земной коры, через которую выделяются расплавленные, твердые или газообразные вещества. Само слово «вулкан» произошло от названия острова Вулькано, Небольшого островка к северу от Сицилии. Там часто происходили извержения, поэтому римляне считали, что там находится кузница Вулкана — бога огня и оружейного мастера. Соответствует греческому Гефесту.

Слайд 4

РОЖДЕНИЕ ВУЛКАНА Как только в земной коре образуется трещина, идущая из глубины поверхности Земли , давление под ней резко падает и глубинные вещества превращаются в огненно-жидкую массу – магму. По трещинам она поднимается в верх, теряя часть газов и изливается на поверхность Земли, образуя – лаву.

Слайд 5

СТРОЕНИЕ ВУЛКАНА Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров. Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма. Очаг вулкана – расположен в глубине земли. Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Слайд 6

ПРОДУКТЫ вулканических извержений Газы. Водяной пар. Сероводород. Вулканический пепел. Вулканические бомбы

Слайд 7

Вулканы классифицируются: по форме (щитовые, стратовулканы), активности (действующие, спящие, потухшие), местонахождению (наземные, подводные, подледниковые) КЛАССИФИКАЦИЯ ВУЛКАНОВ

Слайд 8

Действующим вулканом принято считать вулкан извергавшийся в исторический период времени . Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения. Потухшими - на которых они маловероятны. ВУЛКАНИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Слайд 9

Основные районы вулканической активности: Южная Америка РАЙОНЫ ВУЛКАНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Слайд 10

Центральная Америка Остров Ява

Слайд 11

Японские острова

Слайд 12

Полуостров Камчатка и Курильские острова

Слайд 14

Гавайские острова

Слайд 15

Действующим считается вулкан, извергавшийся в историческое время. Всего известно примерно 2500 извержений 500 таких вулканов. На карте отмечены некоторые наиболее известные. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВУЛКАНЫ ЗЕМЛИ

Слайд 16

ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО Самая сейсмически активная зона на Земле — Огненное кольцо, пояс действующих вулканов, вокруг Тихого океана. Вулканы расположены на стыках тектонических плит, по краям континентов. В настоящее время на Земле существует более 1500 действующих вулканов.

Слайд 17

АРАРАТ - потухший вулкан на Армянском нагорье в Турции ЭТНА – действующий вулкан на Сицилии ФУДЗИЯМА - величайшая гора Японии («спящий» с 1708 г. вулкан

Слайд 18

Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше . Проблема! Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

Слайд 19

РЕШЕНИЕ Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.

Слайд 20

Подводные вулканические извержения Если над вулканическим очагом расположен водоем, при извержении пирокластический материал насыщается водой и разносится вокруг очага. Отложения такого типа, впервые описанные на Филиппинах, сформировались в результате извержения в 1968 вулкана Тааль, находящегося на дне озера; они часто представлены тонкими волнистыми слоями пемзы. В качестве примера можно привести подводное извержение вулкана Сюртсей в Исландии в 1965, в результате которого образовался остров.

Слайд 21

Лава – это магма, изливающаяся на земную поверхность при извержениях, а затем затвердевающая. Она стекает вниз по склону в виде лавового потока. Купола - очень вязкая лава при извержениях через основной кратер или боковые трещины образует не потоки, а купол диаметром до 1,5 км и высотой до 600 м. Маар - вулканический кратер, образующийся при взрывном извержении без излияния лавы. Туфовые кольца - также кратеров взрывов, которые обычно окружены кольцами обломочных продуктов. ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ

Слайд 22

Вулканы и климат Полагают, что после извержений вулканов средняя температура атмосферы Земли понижается на несколько градусов за счет выброса мельчайших частиц (менее 0,001 мм) в виде аэрозолей и вулканической пыли и сохраняется таковой в течение 1–2 лет. По всей вероятности, такое понижение температуры наблюдалось после извержения вулкана Агунг на о.Бали (Индонезия) в 1962. С крупными вулканическими извержениями связана еще одна проблема. Они выбрасывают в атмосферу такое количество вещества, что этим оказывают влияние на климат. Около 74 000 лет назад извержение вулкана Тоба на Суматре выбросило в воздух столько вулканического материала, что химический состав атмосферы изменился и на Земле наступило похолодание.

Слайд 23

ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб. Характер опасности зависит от действия разных факторов. Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключаются из хозяйственного использования. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота. Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта. Часто на время пеплопадов закрывают аэропорты. Вулканические газы, могут возвращаться на поверхность земли в виде кислотных дождей. Огромные разрушения вызывают также грязекаменные потоки и цунами.

Слайд 24

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ВУЛКАНЫ Вулканическая активность не всегда приносит вред. В Исландии геотермальное тепло, выделяемое подземной магмой, используется для выработки электричества и для обогрева теплиц, где выращиваются продукты питания, которые в противном случае пришлось бы импортировать. Почвы, образующиеся при выветривании лавы, очень богаты минеральными веществами и при возделывании бывают чрезвычайно плодородны .

Слайд 25

Крупнейшие вулканы планеты (практическая работа с физической и к/к картой ) Название вулкана Материк, где находится Абсолютная высота Действующий или потухший Координаты Ключевская Сопка Евразия 4750 действующий 68с.ш 160в.д. Везувий ? ? действующий ? Этна ? ? действующий ? Эльбрус ? ? потухший ? Кракатау ? ? действующий ? Фудзияма ? ? действующий ? Гекла ? ? действующий ? Котопахи ? ? действующий ? Орисаба ? ? действующий ?

Слайд 26

ВУЛКАНЫ В КОСМОСЕ Вулканическая активность существует не только на Земле. Крупнейший из известных вулканов, гора Олимп на Марсе, имеет высоту более 25 км. На снимках, сделанных с космических аппаратов, обнаружены огромные древние кратеры на Марсе и множество действующих вулканов на Ио, спутнике Юпитера.

Слайд 27

Наука изучающая вулканы — вулканология Вулканологические обсерватории. Для предупреждения возможного извержения ведутся систематические инструментальные наблюдения в специальных обсерваториях. Самая старая вулканологическая обсерватория была основана в 1841-1845 на Везувии в Италии, затем с 1912 начала действовать обсерватория на вулкане Килауэа на о.Гавайи и примерно в то же время – несколько обсерваторий в Японии. Мониторинг вулканов проводится также в США (в т.ч. на вулкане Сент-Хеленс), Индонезии в обсерватории у вулкана Мерапи на о.Ява, в Исландии, России Институтом вулканологии РАН (Камчатка), Рабауле (Папуа - Новая Гвинея), на островах Гваделупа и Мартиника в Вест-Индии, начаты программы мониторинга в Коста-Рике и Колумбии. ВУЛКАНОЛОГИЯ

Слайд 28

Вулканы – это «окно в глубины Земли» Извержения дают сведения о составе и свойствах веществ находящихся на глубине нескольких десятков километров Помогают открыть тайны образования вулканов Иногда можно предсказывать извержения вулканов

Слайд 29

Гейзеры Гейзеры (исл., ед. ч. geysir, от geysa — хлынуть), источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканическую деятельности. Гейзеры могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих куполов, небольших чашеобразных углублений, котловинок, неправильной формы ям и др.; в их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов. При одном извержении гейзера может выбрасываться более 1000 л воды на высоту до 60 м.

Слайд 30

Проблема! Почему гейзеры встречаются там , где есть вулканы?

Слайд 31

Решение Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды , которые начинают фонтанировать.

Слайд 32

СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕЙЗЕРА

Слайд 33

Были обнаружены в 1941 в долине р. Гейзерной, вблизи вулкана Кихпиныч. Всего на Камчатке около 100 . Из них около 20 — крупные, по величине и силе извержений не уступающие действующим Г. Исландии, Йеллоустонского национального парка США и Новой Зеландии. Самый большой Г. Камчатки — Великан, выбрасывающий струи воды высотой 40 м и пара высотой несколько сот метров. ГЕЙЗЕРЫ на Камчатке

Слайд 34

Гейзеры Исландии Действует около 30 , среди которых выделяется Прыгающая Ведьма (Грила), извергающий пароводяную смесь на высоту 15 м приблизительно через каждые 2 ч .

Слайд 35

Гейзеры Йеллоустонского национального парка Среди (около 200) самые большие — Гигант и Старый Служака. Первый выбрасывает пар и воду на высоту до 40 м с периодом в 3 дня, второй — на высоту 42 м через каждые 53—70 мин .

Слайд 36

Гейзеры Новой Зеландии Мощный и самый красивый— Тетарата, располагался на террасированном холме из розового кремнистого туфа, исчез во время извержения вулкана Тараверы в 1886. Ваймангу — самый большой и мощный на Земле — действовал нерегулярно с периодом от 5 до 30 ч с 1899 по 1904. Он выбрасывал при каждом извержении около 800 т воды и захваченные струей камни поднимались до высоты 457 м . Действие прекратилось вследствие понижения на 11 м уровня воды в соседнем озере. Таравера. Из современных выделяется Похуту, периодически фонтанирующий на высоту 20 м .

Слайд 37

Как человек использует гейзеры для обогревания помещений, строит теплицы и оранжереи для выращивание цветов, овощей, фруктов, минеральные воды - для лечебных целей

Слайд 38

Викторина 1. Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывая земную кору, изливается на поверхность? 2. Что такое лава? 3. Что такое кратер вулкана? 4. Что такое жерло? 5. Назовите продукты вулканических извержений? 6. Виды вулканов?

Слайд 39

Проверь себя 1. Вулканизм 2. Излившаяся на поверхность магма 3. Впадина, находящаяся на вершине вулкана 4. Канал, по которому поднимается магма 5. Газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, вулканические бомбы, частицы горных пород 6. Действующие, уснувшие, потухшие

Слайд 40

Домашнее задание § 15, стр. 99-102 Учебник под редакцией Е.М.Домогацкого, Н.И. Адексеевского) Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Вулканы, гейзеры"

Урок ориентирован прежде всего на учителей и   учащихся 6 класса свободно  владеющими  компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

Урок географии в 6 классе "Вулканы и гейзеры"

Открытый урок по географии в 6 классе. «Вулканы и гейзеры». Цель урока:1. Сформировать представления  о происхождении и строении  ...

Урок- презентация по теме "Вулканы и гейзеры" 6 класс

Интегрирование предметов география и информатика....

разработка урока на тему "Вулканы.Гейзеры и горячие источники"

Конспект урока по теме "Вулканы.Гейзеры и горячие источники" разработан для 6-го класса для начального курса   "География" по  учебнику Герасимовой Т.П., с элементами краеведения....

План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."

Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...

Разработка открытого урока по географии "Вулканы и гейзеры" 5 класс

Разработка открытого урока для учащихся 5-6 классов, сопровождающееся мультимедийной презентацией. Данный  урок был показан на конкурсе "Учитель года - 2013"...