Программа кружка "Юные лесоводы"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Предлагаемая программа кружка юных исследователей и любителей природы "Юные лесоводы",  составлена и опробирована мной  в ходе работы ДО "Юные лесоводы". Материал содержит пояснительную записку, собственно программу, календарно-тематическое планирование, ресурсное обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunye_lesovody.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ставровская  средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской  области

Программа кружка исследователей и любителей природы

«Юные  лесоводы»

Составитель: Филимонова И.А.

                       учитель географии

2010год.

                                           Пояснительная записка.

         Программа предназначена для учащихся 8 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на  216   часов в год.

         Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового  лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник  леса», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств,  в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

       Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного леспромхоза и лесхоза, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.  

          К проведению занятий  привлекаются специалисты базового Собинского лесничества, которые организуют  лесотехническую учебу, работу школьников на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.

       В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться  другими в соответствии с потребностями учащихся и  лесничества.

Программа  кружка  преследует следующие цели и задачи:

-дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;

-воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

-углубить теоретические знания  об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека  на природу и мерах её охраны;

-развивать практические навыки и умения  проведения  практических и исследовательских работ;

- воспитывать качества рачительного и  разумного природопользователя;

- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями  выполнения  лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;

-профориентация на профессии лесного профиля.

Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

 -основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

-  способы природоохранной деятельности учащихся;

-правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

Учащиеся должны уметь:

-проводить наблюдения, исследования  в природе;

-использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

-распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

-устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

-использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

Программа.

Тема 1. Введение  (4 часа).

           Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

           Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников  в деле охраны леса и зеленых насаждений. Выборы лесничего.Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды

 и богатство человечества (30часов).

          Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса  в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

  1. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».
  2. Экскурсия   « Фенологические наблюдения . Осень.»
  3. Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»
  4. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».
  5. Оформление гербария «»Видовой состав деревьев леса»,
  6.  Проект «Деревья нашего леса».

Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (7 часов).

         Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

       Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

      Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

  1. «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»
  2. «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки».

Тема 4. Основы лесной таксации (7 часов).

    Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

  1. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них».
  2. «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».

Тема 5. Организация лесозаготовок и переработки древесины    (10 ч).

            Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

  1. Экскурсия  «Знакомство с технологиями заготовки, переработки  и охраны леса в   местном леспромхозе».
  2. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».
  3. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород  своего края.
  4. Экскурсия «История леспромхоза».
  5. Исследовательская работа «Настоящее и будущее переработки древесины во Владимирской области».

Тема 6.Лесовосстановление ( 14 часов).

          Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание  и упаковка посадочного материала.

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных  схемах посева и посадки сеянцев.

  1. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».
  2. Операция «Семена».
  3. «День птиц».
  4. Операция «Скворечник».

Тема 7.Охрана и защита лесов (17 часов).

             Положение о государственной лесной  охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

             Причины пожаров в лесу. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

              Вредные и полезные для  леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.                              

 Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

  1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
  2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.
  3. Операция «Муравей» для учета и охраны.
  4. Экскурсия в пожарную часть п. Ставрово.

Тема 8. Внеклассные мероприятия (10 часов)

  1. День работников леса.
  2. Новый год.
  3. Поездка в музей природы г. Владимир.
  4. Экскурсия на Демидовский фанерный комбинат.

Подведение итогов работы – 2ч

Итого – 113 час.

+103 часа – практическая деятельность. В течение года работа отрядов школьного лесничества согласно договору (прилагается).

Примерный календарь работ в школьном лесничестве

Мероприятие

Сроки

Содержание работ

Учебная работа

Круглогодично

Исследования, подготовка рефератов

"Птичья столовая"

Ноябрь - март

Подкормка птиц и изучение их поведения

"Птицелов" (борьба с отловом птиц)

Ноябрь - март

Воспитательная работа с другими школьниками, патрули, рейды с работниками природоохранных органов

"Шишка"

Ноябрь - март

Сбор семян сосны, ели

"Рыба"

Декабрь - февраль

Бурение скважин при сильном обледенении для обеспечения доступа кислорода в воду

"Ель"

15-31 декабря

Охрана еловых и сосновых посадок для предотвращения их порубок перед новогодними праздниками

"Птичий домик"

Январь - март

Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок

"Берёзовый сок"

Март - апрель

Охрана берёзовых лесов для предотвращения порчи берёз

"Первоцветы"

Апрель - май

Патрулирование с работниками природоохранных органов лесов и лугов, на которых начинают распускаться весенние цветы

"Нерест"

Апрель - май

Патрулирование рек

"Питомник"

Апрель - октябрь

Работы в школьном питомнике

"Муравей"

Апрель - август

Огораживание муравейников

"Лесной костёр"

Апрель - сентябрь

Оборудование мест отдыха, патрулирование

"Лесопосадки"

Апрель-сентябрь

Весенне-осенние лесопосадки

Экологические походы

Июнь - август

Познавательные походы

"Семена"

Сентябрь - ноябрь

Сбор семян дикорастущих растений

Агитация и просвещение

Круглогодично

Проведение экскурсий, подготовка листовок, чтение лекций

 

Ресурсное обеспечение:

  1. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979 г.
  2.  Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975 г.
  3.  Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973 г.
  4. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.
  5.  Географические карты природных зон, растительности мира, Владимирской  области.
  6.  Определители растений и животных.
  7. География Владимирской области .Карлович И.А., кузнецов В.В. и др., Владимир, 1996г.
  8. Природа и экология Владимирской области Карлович и.А. , Владимир, 1996 год

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Ведение. (4ч)

1.

Введение. Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

2.

 Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников  в деле охраны леса и зеленых насаждений. Выборы лесничего

3-4.

Праздник «День работников леса»

Лес- основной компонент окружающей среды и богатство человечества.(36ч)

5-6.

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона.

7-8

Типы леса.

9-10.

Роль леса  в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

11-12

Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса.

13-14

Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство.

15-16

Ядовитые грибы, ягоды и растения.

17-18

Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

19-22

Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову»

23-26

Экскурсия   « Фенологические наблюдения . Осень.»

27-29

Оформление гербария «»Видовой состав деревьев леса»,

30-33

Проект «Деревья нашего леса».

34-37

Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

38-41

Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».

Основы лесоводства и лесоведения (7 ч)

42-43

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины

44

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

45

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений

46

  Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

47

«Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

48

«Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки».

Основы лесной таксации (7ч)

49

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

50-52

«Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них».

53-55

«Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».

Организация лесозаготовок и перерабртки древесины (10 ч)

56-59

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

60-63

Экскурсия  «Знакомство с технологиями заготовки, переработки  и охраны леса в   местном леспромхозе».

64

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

65-66

Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород  своего края.

67-68

Иссл. Работа «Настоящее и будущее переработки древесины во Владимирской области».

Лесовосстановление (14ч)

69-70

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

71

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

72

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание  и упаковка посадочного материала.

73

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

74

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных  схемах посева и посадки сеянцев.

75

«Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».

76

Операция «Семена».

77-78

«День птиц».

79-82

Операция «Скворечник».

Охрана и защита лесов (17ч.)

83.

   Положение о государственной лесной  охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

84-85

   Причины пожаров в лесу. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

86

Экскурсия в пожарную часть п. Ставрово.

87

Вредные и полезные для  леса птицы, звери и насекомые

88-89

Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды

90

Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги.

91

Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.                              

92

Правила инвентаризации и охраны муравейников

93

Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

94-95

Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

96-97

Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.

98-99

Операция «Муравей» для учета и охраны.

100-101

Подведение итогов работы.

Внеклассные мероприятия(8ч)

102-103

Новый год.

104-107

Поездка в музей природы г. Владимир

108-111

Экскурсия на Демидовский фанерный комбинат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Программа кружка " Юный лесовод"

Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы    Цель:    ...

Рабочая программа кружка "Юный лесовод"

Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...

Программа кружка «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»

Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как...

Дополнительная образовательная программа кружка "Юный лесовод"

Организация внешкольной работы природо­охранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отно­шения детей к природе, экологической культу­ры, любви к природе родного края.Да...

Программа экологического кружка: "Юные лесоводы"

Программа экологического кружка направлена на углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природ...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...