Главные вкладки

    Программа кружка "Юные лесоводы"
    рабочая программа по географии (8 класс) по теме

    Предлагаемая программа кружка юных исследователей и любителей природы "Юные лесоводы",  составлена и опробирована мной  в ходе работы ДО "Юные лесоводы". Материал содержит пояснительную записку, собственно программу, календарно-тематическое планирование, ресурсное обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_yunye_lesovody.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Ставровская  средняя общеобразовательная школа

    Собинского района Владимирской  области

    Программа кружка исследователей и любителей природы

    «Юные  лесоводы»

    Составитель: Филимонова И.А.

                           учитель географии

    2010год.

                                               Пояснительная записка.

             Программа предназначена для учащихся 8 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на  216   часов в год.

             Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового  лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник  леса», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств,  в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

           Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного леспромхоза и лесхоза, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.  

              К проведению занятий  привлекаются специалисты базового Собинского лесничества, которые организуют  лесотехническую учебу, работу школьников на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.

           В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться  другими в соответствии с потребностями учащихся и  лесничества.

    Программа  кружка  преследует следующие цели и задачи:

    -дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;

    -воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

    -углубить теоретические знания  об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека  на природу и мерах её охраны;

    -развивать практические навыки и умения  проведения  практических и исследовательских работ;

    - воспитывать качества рачительного и  разумного природопользователя;

    - вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями  выполнения  лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;

    -профориентация на профессии лесного профиля.

    Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

     -основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

    - роль лесных богатств в жизни населения региона;

    - направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

    -  способы природоохранной деятельности учащихся;

    -правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

    Учащиеся должны уметь:

    -проводить наблюдения, исследования  в природе;

    -использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

    -распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

    -устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

    -использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

    Программа.

    Тема 1. Введение  (4 часа).

               Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

               Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников  в деле охраны леса и зеленых насаждений. Выборы лесничего.Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

    Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды

     и богатство человечества (30часов).

              Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса  в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

    1. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».
    2. Экскурсия   « Фенологические наблюдения . Осень.»
    3. Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»
    4. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».
    5. Оформление гербария «»Видовой состав деревьев леса»,
    6.  Проект «Деревья нашего леса».

    Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (7 часов).

             Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

           Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

    Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

          Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

    1. «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»
    2. «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки».

    Тема 4. Основы лесной таксации (7 часов).

        Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

    1. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них».
    2. «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».

    Тема 5. Организация лесозаготовок и переработки древесины    (10 ч).

                Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

    1. Экскурсия  «Знакомство с технологиями заготовки, переработки  и охраны леса в   местном леспромхозе».
    2. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».
    3. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород  своего края.
    4. Экскурсия «История леспромхоза».
    5. Исследовательская работа «Настоящее и будущее переработки древесины во Владимирской области».

    Тема 6.Лесовосстановление ( 14 часов).

              Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

    Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

    Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание  и упаковка посадочного материала.

    Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

    Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных  схемах посева и посадки сеянцев.

    1. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».
    2. Операция «Семена».
    3. «День птиц».
    4. Операция «Скворечник».

    Тема 7.Охрана и защита лесов (17 часов).

                 Положение о государственной лесной  охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

                 Причины пожаров в лесу. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

                  Вредные и полезные для  леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.                              

     Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

    1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
    2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.
    3. Операция «Муравей» для учета и охраны.
    4. Экскурсия в пожарную часть п. Ставрово.

    Тема 8. Внеклассные мероприятия (10 часов)

    1. День работников леса.
    2. Новый год.
    3. Поездка в музей природы г. Владимир.
    4. Экскурсия на Демидовский фанерный комбинат.

    Подведение итогов работы – 2ч

    Итого – 113 час.

    +103 часа – практическая деятельность. В течение года работа отрядов школьного лесничества согласно договору (прилагается).

    Примерный календарь работ в школьном лесничестве

    Мероприятие

    Сроки

    Содержание работ

    Учебная работа

    Круглогодично

    Исследования, подготовка рефератов

    "Птичья столовая"

    Ноябрь - март

    Подкормка птиц и изучение их поведения

    "Птицелов" (борьба с отловом птиц)

    Ноябрь - март

    Воспитательная работа с другими школьниками, патрули, рейды с работниками природоохранных органов

    "Шишка"

    Ноябрь - март

    Сбор семян сосны, ели

    "Рыба"

    Декабрь - февраль

    Бурение скважин при сильном обледенении для обеспечения доступа кислорода в воду

    "Ель"

    15-31 декабря

    Охрана еловых и сосновых посадок для предотвращения их порубок перед новогодними праздниками

    "Птичий домик"

    Январь - март

    Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок

    "Берёзовый сок"

    Март - апрель

    Охрана берёзовых лесов для предотвращения порчи берёз

    "Первоцветы"

    Апрель - май

    Патрулирование с работниками природоохранных органов лесов и лугов, на которых начинают распускаться весенние цветы

    "Нерест"

    Апрель - май

    Патрулирование рек

    "Питомник"

    Апрель - октябрь

    Работы в школьном питомнике

    "Муравей"

    Апрель - август

    Огораживание муравейников

    "Лесной костёр"

    Апрель - сентябрь

    Оборудование мест отдыха, патрулирование

    "Лесопосадки"

    Апрель-сентябрь

    Весенне-осенние лесопосадки

    Экологические походы

    Июнь - август

    Познавательные походы

    "Семена"

    Сентябрь - ноябрь

    Сбор семян дикорастущих растений

    Агитация и просвещение

    Круглогодично

    Проведение экскурсий, подготовка листовок, чтение лекций

     

    Ресурсное обеспечение:

    1. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979 г.
    2.  Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975 г.
    3.  Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973 г.
    4. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.
    5.  Географические карты природных зон, растительности мира, Владимирской  области.
    6.  Определители растений и животных.
    7. География Владимирской области .Карлович И.А., кузнецов В.В. и др., Владимир, 1996г.
    8. Природа и экология Владимирской области Карлович и.А. , Владимир, 1996 год

    Календарно-тематическое планирование

    Дата

    Тема занятия

    Ведение. (4ч)

    1.

    Введение. Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

    2.

     Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников  в деле охраны леса и зеленых насаждений. Выборы лесничего

    3-4.

    Праздник «День работников леса»

    Лес- основной компонент окружающей среды и богатство человечества.(36ч)

    5-6.

    Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона.

    7-8

    Типы леса.

    9-10.

    Роль леса  в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

    11-12

    Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса.

    13-14

    Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство.

    15-16

    Ядовитые грибы, ягоды и растения.

    17-18

    Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

    19-22

    Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову»

    23-26

    Экскурсия   « Фенологические наблюдения . Осень.»

    27-29

    Оформление гербария «»Видовой состав деревьев леса»,

    30-33

    Проект «Деревья нашего леса».

    34-37

    Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

    38-41

    Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».

    Основы лесоводства и лесоведения (7 ч)

    42-43

    Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины

    44

    Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

    45

    Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений

    46

      Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

    47

    «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

    48

    «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки».

    Основы лесной таксации (7ч)

    49

    Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

    50-52

    «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них».

    53-55

    «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».

    Организация лесозаготовок и перерабртки древесины (10 ч)

    56-59

    Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

    60-63

    Экскурсия  «Знакомство с технологиями заготовки, переработки  и охраны леса в   местном леспромхозе».

    64

    Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

    65-66

    Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород  своего края.

    67-68

    Иссл. Работа «Настоящее и будущее переработки древесины во Владимирской области».

    Лесовосстановление (14ч)

    69-70

    Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

    71

    Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

    72

    Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание  и упаковка посадочного материала.

    73

    Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

    74

    Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных  схемах посева и посадки сеянцев.

    75

    «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».

    76

    Операция «Семена».

    77-78

    «День птиц».

    79-82

    Операция «Скворечник».

    Охрана и защита лесов (17ч.)

    83.

       Положение о государственной лесной  охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

    84-85

       Причины пожаров в лесу. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

    86

    Экскурсия в пожарную часть п. Ставрово.

    87

    Вредные и полезные для  леса птицы, звери и насекомые

    88-89

    Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды

    90

    Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги.

    91

    Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.                              

    92

    Правила инвентаризации и охраны муравейников

    93

    Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

    94-95

    Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

    96-97

    Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.

    98-99

    Операция «Муравей» для учета и охраны.

    100-101

    Подведение итогов работы.

    Внеклассные мероприятия(8ч)

    102-103

    Новый год.

    104-107

    Поездка в музей природы г. Владимир

    108-111

    Экскурсия на Демидовский фанерный комбинат


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Юный исследователь "

    Программа кружка эколого-географического направления ....

    Программа кружка " Юный лесовод"

    Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы    Цель:    ...

    Рабочая программа кружка "Юный лесовод"

    Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...

    Программа кружка «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»

    Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как...

    Программа кружка "Юный эколог-исследователь"

    Пояснительная записка, планирование работы кружка....

    Дополнительная образовательная программа кружка "Юный лесовод"

    Организация внешкольной работы природо­охранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отно­шения детей к природе, экологической культу­ры, любви к природе родного края.Да...

    Программа экологического кружка: "Юные лесоводы"

    Программа экологического кружка направлена на углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природ...