Население Московского региона
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Виниченко Елена Владимировна

Презентация составлена по курсу "Родное Подмосковье" (ав. Л.Ф.Гиханкина), по 4 главе и первому параграфу "Численность, естественный прирост, миграция населения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon naselenie_mo.ppt719.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по курсу «Родное Подмосковье» Население Московской области Автор: Виниченко Е.В., Учитель географии МОУ СОШ №8 г.Раменское

Слайд 2

Цели и задачи урока: Определить численность населения Московской области и Раменского района; сформулировать определение понятий «демография»; «естественный прирост населения»; «миграция»; «продолжительность жизни»; «трудоспособное население»; Выяснить динамику численности населения Московской области, г.Раменское и Раменского района; Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей области и края; Ознакомиться с национальным ставом Московской области.

Слайд 3

Основные термины и понятия Демография – наука изучающая население Естественный прирост- разница между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени Миграция – передвижение людей по территории между различными поселениями Средняя продолжительность жизни – ожидаемая продолжительность жизни при рождении Трудоспособное население – люди находящиеся в трудоспособном возрасте ( мужчины: от 16 до 60лет, женщины от 16 до 55 лет)

Слайд 4

Динамика численности населения Московского региона Годы (век) Численность населения Москвы млн.чел. Численность населения Московской области млн.чел Численность населения всего Московского региона млн.чел. Численность населения Раменского 17век 200 тыс. - - 69 чел. мужского пола 1917-26 2 млн. -- -- 14 тыс. 1959-61 6,1 4,8 10,9 46,5 тыс. 1971 7,2 5,7 12,9 1989 8,9 6,7 15,6 2010 11,5 7 18,5 82 тыс. Раменский район – 223 тыс.ч.

Слайд 5

Факторы влияющие на изменение численности населения: Естественный прирост Миграция

Слайд 6

Естественный прирост жителей Московского региона Годы Число родившихся на 1000 жителей Число умерших на 1000 жителей Естественный прирост 1970 13 8 +5 1989 11 12 -1 2010 10,9 15,4 -4,5

Слайд 7

Естественный прирост г.Раменское (2010г) Число родившихся – 2147 человек Число умерших – 3552 человека Естественный прирост - ? Причины смертности: Заболевания 84% (сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и т.д.) Несчастные случаи Старость 6%

Слайд 8

Причины снижения естественного прироста населения: - общее «старение» населения, увеличение доли старших возрастов, сокращение доли детей и подростков, что является следствием сокращения рождаемости; - занятость женщин на производстве; - социальные условия жизни (сокращение уровня жизни населения, социальная психология жителей крупных городов и ближайшего окружения, имеющих стойкое убеждение не иметь много детей) - увеличение смертности младенцев, - ухудшение здоровья женщин и мужчин (влияние экологии на здоровье, социальных условий жизни и работы, психологический фактор и т.д.)

Слайд 9

Соотношение мужчин и женщин Московская область 2010г. Мужчины – 46,1%, женщины – 53,9% Раменский район: Рождается 51% мальчиков и 49% девочек 2010г. Мужчины – 46,5%, женщины – 53,2% Г. Раменское – М – 45,7%, Ж – 54,3%

Слайд 10

Ожидаемая продолжительность жизни Московская область 1990г.- 69,6 лет 2000г.- 65,4 г. 2010г. – 68,2 г.( М.- 58л., Ж – 72г.) Раменский район 2009г. – Ж- 74г. М – 61г

Слайд 11

Национальный состав Народ Численность на 1859г. В % Численность на 1989г Численность на 2012г Русские 94,1 93,4 87,4 Украинцы 2,09 2,7 1,68 Армяне 0,03 0,14 0,6 Татары 0,9 0,8 0,79 Белорусы 0,7 0,85 0,64 Узбеки 0,05 0,07 0,06 молдаване 0,03 0,09 0,16 Азербайджанцы 0,04 0,09 0.22 Мордва 0,34 0,43 0,33 таджики 0,02 0,02 0,05

Слайд 12

Миграции Трудовые Особое место в миграциях занимает маятниковая миграция: из Подмосковья в Москву, и из Москвы в Подмосковье. Ежедневно в Москву из Подмосковья на работу (учебу) приезжает около 700тыс. человек, а из Москвы в Московскую область на учебу (работу, место жительства в загородные дома) ездят около 300 тыс. человек Из города в село и наоборот Беженцы прибывшие в Москву и Московскую область из районов военных конфликтов, из стран Ближнего зарубежья(«русско-язычные») и другие.

Слайд 13

Миграции Движение москвичей, выезжающих на отдых в Подмосковье, наиболее интенсивно в радиусе до 50 км(90% миграций). Основные передвижения отдыхающих, выезжающих с вокзалов: Ленинградского, Савеловского, Ярославского- 50% Киевского, Белорусского, Рижского- 33% Курского, Павелецкого – 15 % Казанского – 2 % Ежедневно в выходные дни из Москвы в Подмосковье выезжает до 3 млн. человек. Это вызывает некоторые социальные проблемы: транспортные, медицинские и другие.

Слайд 14

Социологический опрос Опрос или анкетирование – субъективный количественный метод исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов на основе заранее разработанной анкеты. Важную роль здесь играет количество респондентов – чем больше человек опрошено, тем объективнее будет результат

Слайд 15

Социологический опрос 1. Воспроизводство населения. Родословная семьи. - Сколько детей было в семье бабушки?, прабабушки? (дедушки, прадедушки) - Сколько детей было в семье твоей мамы? (папы, мамы) - Сколько детей в вашей семье? - В каком возрасте вы хотели бы вступить в брак? - В каком возрасте вы хотели бы иметь детей? - Сколько бы вы хотели иметь детей? 2. На основе опроса членов своей семьи, составьте таблицу «Эти милые хлопоты о ребенке»(что нужно малышу первого года жизни) Что нужно иметь малышу Количество Материальные затраты Мин. Средн. Макс. Сделайте подсчеты и выводы? 3.Какова средняя продолжительность жизни ваших предков (по маминой и папиной линии)? 4. Факторы, влияющие на продолжительность жизни ваших пред- ков? (социальные условия, войны, несчастные случаи, болезни и др.)

Слайд 16

5.Миграции моей семьи. - Место рождения членов семьи, включая предков по маминой и папиной линии; - причины миграций после рождения; - география городов и сел в жизни моей семьи (сельское и городское население родословной моей семьи) - были ли в вашей семье внешние миграции за границу, назовите причины; - хотели ли бы вы уехать из страны ? Укажите причины. 6.Трудовые ресурсы моей семьи. - каковы профессии и род деятельности в вашей семье; - есть ли трудовые династии, сколько им лет; - какое образование имеют члены вашей семьи. Назовите учебные заведения, в которых обучались члены вашей семьи (место их нахождения); - какую профессию и в каком учебном заведении вы хотели бы получить? - хотели бы вы уехать из России для (после) получения образования? - уверены ли вы, что после получения профессии, вы найдете работу по специальности? Назовите возможные варианты вашего места работы.

Слайд 17

7. Социальные проблемы населения. - Считаете ли вы, что в стране имеются все необходимые условия для рождения здоровых детей? - Курите ли вы? В каком возрасте начали? - Пробовали ли вы спиртное? В каком возрасте и как часто употребляете сейчас? Пробовали ли вы наркотики? Как влияют эти факторы риска на Ваше здоровье, здоровье ваших родителей, родственников, друзей?

Слайд 18

8.Социальные условия жизни в нашем микрорайоне (поселке, селе) Для ответа на данный вопрос Вам предлагается провести исследование учреждений сферы услуг своего микрорайона: наличие школ, детского сада, аптек, поликлиник, стадионов, театров, концертных залов, магазинов, банков, служб быта (мастерских, химчисток и) и др. В ходе изучения этих учреждений составьте таблицу: Виды услуг Виды учреждений Общее количество После подсчетов ответьте на вопросы: Какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возраст- ной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, людей среднего или старшего возраста)? Укажите на план - схеме микрорайона размещение учреждений сферы услуг. Чем можно объяснить сложившуюся структуру и концентрацию учреждений сферы услуг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Страны Европы. Состав, природные ресурсы и население региона.Разработка урока.

Разработка урока в 11 классеУчитель Г.Е.Кадыкова  Тема.  Страны   Европы.   Состав, природные ресурсы  и население региона.ЦЕЛИ:А)   изучить   со...

Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

  Данный урок  проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Практическая работа «Изучение и объяснение географических особенностей половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира»

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира»...

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Открытый урок географии по теме: Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион....

Московский столичный регион

Изучение региона Центральной России в 9 классе....