Демография России. Элективный курс.
презентация к уроку по географии на тему

Усманова Алсу Хайдаровна

 

В программе данного  элективного курса была сделана попытка соединить изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов России, что поможет учащимся понять причины разнообразия природы и хозяйства отдельных регионов, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию.

Особенность данного курса в том, что дается материал, который остался за пределами школьной программы.

Курс рассчитан на 17 ч для учащихся 9-х классов гимназий и средних общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_publikacii.docx20.59 КБ
Файл igra_litosfera.pptx490.3 КБ
Office presentation icon wvoda_susha.ppt520 КБ
Файл antarktida.pptx1.49 МБ
Office presentation icon moya_prezentaciyaantarktida.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Мои публикации

           Демография России. Элективный курс.[Текст ]   № 15/2007 газета "География" издательского дома "Первое сентября".           [Электронный ресурс]                                                  http://geo.1september.ru/view_article.php?id=200701517

Усманова  А.Х, Фатыхова И.М. Население России.  НИМЦ, Сборник программ элективных курсов География. 9 кл. Предпрофильная подготовка, 2007 г, с 16-25

           Демография России. Элективный курс. [Текст]   № 15/2007 газета "География" издательского дома "Первое сентября".           [Электронный ресурс]                                                  

Демография России

Элективный курс

А.Х. УСМАНОВА, учитель географии СШ № 118,

 И.М. ФАТЫХОВА, учитель географии СШ № 68

 г. Уфа

Пояснительная записка

Экономические, социальные, экологические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, созидательной деятельности школьников. В программе данного курса была сделана попытка соединить изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов России, что поможет учащимся понять причины разнообразия природы и хозяйства отдельных регионов, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию.

Особенность данного курса в том, что дается материал, который остался за пределами школьной программы.

Курс рассчитан на 17 ч для учащихся 9-х классов гимназий и средних общеобразовательных школ.

Цель курса. Сформировать у школьников представления и закрепить знания о населении России — его особенностях и характерных чертах.

Задачи курса. Выявить особенности размещения, формы расселения и типы населенных пунктов; освоить понятия «трудовые ресурсы», «безработица», изучить изменения в структуре занятости; рассмотреть характер миграционных потоков в России и СССР на различных этапах существования государства; раскрыть трагические последствия насильственного переселения людей — депортации; изучить географию народных промыслов и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО); познакомить подробнее с распространенными религиями в России и Республике Башкортостан.

Учащиеся должны знать:

— основные термины, понятия и определения по теме;

— основные показатели, характеризующие численность населения России и его динамику;

— структуру (состав) населения России по различным показателям — половому, возрастному, национальному, занятости;

— особенности размещения населения по территории страны;

— особенности миграции населения и связанных с ней проблем;

— основные проблемы, связанные с многонациональным характером населения России.

Учащиеся должны уметь:

— определять по картам местоположение объектов, связанных с населением, — городов и крупных поселков;

— показывать на картах районы расселения крупных народов России и распространения основных религий, исповедуемых населением;

— работать с картографическим и статистическим материалом, характеризующим население России;

— выделять важнейшие проблемы, связанные с населением России, объяснять причины их появления и предлагать возможные пути разрешения этих проблем.

Занятие 1 (2 ч)

Тема занятия: Введение в курс. Демографические процессы, происходящие в России.

Термины и понятия: демография, население России, перепись населения — подворная, подушная, всеобщая; демографический кризис, демографический взрыв, репрессии, концентрация населения; раскулачивание, коллективизация, исторические типы воспроизводства, половозрастная пирамида, миграции, депортации, беженцы.

Имена: А. Ландри (франц. демограф, автор термина «демографическая революция»), А. Гийяр (автор термина «демография»).

Практическая работа:

— дискуссия на тему «Как долго в России будет продолжаться демографический кризис?»;

— составление картосхемы «Репрессированные народы»;

— работа с таблицами «Численность населения России и СССР», «Прогноз изменения численности населения России».

Занятие 2 (2 ч)

Тема занятия: Особенности народов России. Национальный состав современной России

Термины и понятия: национальный состав населения, этнографическое положение, этнос, народ, языковые семьи, языковые группы, национальные образования — республики, автономные округа и области, титульная нация, ассимиляция, межэтнические конфликты.

Практическая работа:

— диспут: «Правомерно ли существование на территории России национально-территориальных образований?»;

— оформление сообщений или рефератов, посвященных народам, проживающим в России;

— посещение музея археологии и этнографии.

Карточка-задание:

Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно различным народам (русским, украинцам, татарам, дагестанцам).

1. Внешний вид:

• цвет волос (темный, русый и т.?д.);

• форма носа и глаз (голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).

2. Национальная одежда:

• ушанка, валенки;

• тюбетейка, халат;

• шаровары, черевички;

• черкеска, бурка.

3. Национальное блюдо:

• щи, окрошка, студень, блины, пельмени;

• борщ, вареники, галушки, сало;

• шашлык, лаваш, пресные лепешки, чебуреки;

• кумыс, катык (кислое молоко), сузьма (подсоленное молоко, более концентрированное, чем катык), каймак (кисломолочное изделие, подобное сметане).

4. Элементы культуры:

• гопак, былины, турнир наездников, вольная борьба.

5. Праздники:

• Рождество, Пасха, Благовещение;

• Сабантуй, Рамазан, Курбан;

• Иван Купала, Рождество, пасха, Благовещение.

6. Религия:

• православие, ислам, католицизм.

7. Известные люди:

• Л. Толстой, М. Джалиль, Р. Гамзатов, Т. Шевченко.

8. Черты характера: гостеприимство, приветливость, радушие, доброжелательность, общительность, любовь в людям, помощь своему ближнему, певучесть, широта души, гордость, родовые традиции, активность, предприимчивость, выносливость, темпераментность, настойчивость, трудолюбие и т.д.

Определите национально-государственные образования крупнейших народов России.

Занятие 3 (2 ч)

Тема занятия: Трудовые ресурсы. Безработица

Термины и понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, рынок труда, дефицит работников, пособие, зависимость безработицы от структуры хозяйства.

Форма проведения занятия — деловая игра.

Практическая работа — посещение биржи труда.

Занятие 4 (2 ч)

Тема занятия: Востребованность профессий

Термины и понятия: качества личности, пособие по безработице, престижная работа, качество трудовых ресурсов, требования к работнику в условиях рынка, работодатель.

Практическая работа:

— проведение социологического опроса населения;

— составление рейтинга наиболее ценных профессий (на основе опроса населения);

— составление прогноза востребованности определенных профессий (по результатам данных биржи труда).

Занятие 5 (2 ч)

Тема занятия: Народные промыслы России

Термины и понятия: виды росписи: хохломская, городецкая; гжельская майолика, полуфаянс, лаковая миниатюра; каргопольская, филимоновская и дымковская игрушка; вышивка, пуховые платки, кружевоплетение, макраме, ковроткачество, резьба по кости, лозоплетение, ростовская финифть, жостовские подносы, каслинское литье, кубачинский промысел.

Практическая работа:

— составление картосхемы «География народных промыслов России»;

— подготовка учащимися сообщений и докладов о разных видах народных промыслов;

— экскурсия в музей художественного объединения «Агидель».

Межпредметная связь с историей, мировой художественной культурой, рисованием; знакомство с различными профессиями.

Занятие 6 (2 ч)

Тема занятия: Геральдика городов

Термины и понятия: гардарика, городское поселение, поселок городского типа, урбанизация, мегаполис, функция города, административно-территориальное деление, иерархия городов, города-спутники, города-миллионеры.

Практическая работа:

— изучение гербов городов — выявление взаимосвязей изображения на гербе и специализации города.

Межпредметная связь с историей, культурой.

Занятие 7 (2 ч)

Тема занятия: Города-невидимки и города, сбросившие шапку-невидимку

Термины и понятия: ЗАТО — закрытое административно-территориальное образование, режимное поселение, атомные города, военно-морские базы, ЗАТО химического профиля, лазерное оружие, военное поселение, подписка о неразглашении информации, ограничение общения с «открытым» миром, инфраструктура стратегического назначения.

Практические работы:

— составление картосхемы «ЗАТО России» и обозначение профиля каждого из них (условными знаками);

— изучение таблицы «ЗАТО России» для выявления вариантов названия, расположения, года возникновения, численности населения и профиля ЗАТО.

Связь ВПК с  другими отраслями промышленности.

Занятие 8 (3 ч)

Тема занятия: Конфессиональный состав населения на территории Башкирии

Термины и понятия: религия, конфессиональный (религиозный) состав, христианство, православие, католицизм, протестантство, ислам, буддизм, иудаизм, старообрядцы, деструктивные секты.

Практические работы:

— диспут: «Каким должно быть взаимодействие государства и церкви?»;

— составление картосхемы расположения церквей и мечетей на территории Башкирии.

Межпредметная связь с историей

Литература

11. Башкортостан // Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996.

12. География, 2004, № 22, 24.

13. Заяц Д.В. Закрытая Россия // География, 2004, № 7.

14. Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие / Под общей ред. А.В. Волгина. — М.: Школьная пресса, 2001.

15. Мурзаев Э.М. Слово на карте // Топонимика и география. — М.: Армада-Пресс, 2001.

16. Митина В.И. Урок-экскурсия «Народные промыслы Рязанской области» // География в школе, 2002, № 9.

17. Национальная принадлежность и владение русским языком (таблица по данным Госкомстата) // География, 2004, № 18.

18. Рогачев С.В. Образная карта России. Среднерусское Черноземье // География, 2003, № 44.

19. Рогачев С.В. Образная карта России. Прикамье // География, 2004, № 4, 6, 20.

10. Рогачев С.В. Образная карта России. Кольский полуостров // География, 2003, № 40.

11. Численность и состав населения РФ по данным переписи 2002 г. // География, 2003, № 25–26.

12. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие. — СПб.: Паритет, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географическая игра Правила игры Литосфера

Слайд 2

Правила игры Начать игру 1. Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой. 2. Прочитай вопрос. 3. Чтобы узнать правильный ответ, щёлкни мышкой по экрану. 4. Чтобы продолжить игру, щёлкни мышкой по кнопке «Продолжить игру». Выход Литосфера 5 Равнина с высотой над уровнем океана более 500 м Продолжить игру

Слайд 3

3 8 7 6 5 4 1 2 10 11 9 12 17 13 16 15 14 18 20 19 23 22 21 30 29 28 27 26 25 24 35 34 33 31 32 Правила игры Выход Литосфера

Слайд 4

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Верхний твердый слой Земли 1 Правильный ответ Земная кора Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 5

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС К районам распространения гейзеров относятся 5 Правильный ответ Камчатка, Исландия, Северная Америка Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 6

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Низменности - это равнины с высотой 9 Правильный ответ От 0 до 200 м Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 7

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Равнина с высотой над уровнем океана более 500 м 13 Правильный ответ плоскогорье Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 8

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Горы Анды расположены на материке 17 Правильный ответ Южная Америка Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 9

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений 21 Правильный ответ Сейсмические волны Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 10

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения. 22 Правильный ответ Эпицентр Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 11

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самая большая по объему часть планеты . 25 Правильный ответ Мантия Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 12

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Материк южного полушария, образовавшийся в результате раскола материка Пангея. 30 Правильный ответ Гондвана Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 13

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Слой мантии, расположенный на глубине 150 км от поверхности земли. 3 Правильный ответ Астеносфера Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 14

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Прибор, который фиксирует колебания земной коры. 7 Правильный ответ Сейсмограф Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 15

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС 24 августа 79 г. н.э. произошло извержение вулкана 11 Правильный ответ Везувий Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 16

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС По высоте равнины делятся на 19 Правильный ответ Низменности, возвышенности и плоскогорья Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 17

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Совокупность неровностей земной поверхности 23 Правильный ответ Рельеф Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 18

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Гранит, лабрадорит относятся к горным породам 27 Правильный ответ Магматического происхождения Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 19

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Формы рельефа с плоской или холмистой поверхностью 31 Правильный ответ Равнины Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 20

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар 35 Правильный ответ Гейзеры Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 21

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самая тяжелая внутренняя часть земли. 2 Правильный ответ Ядро Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 22

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Самый высокий действующий вулкан Евразии 6 Правильный ответ Ключевская Сопка Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 23

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Действующие вулканы есть на всех материках, кроме 10 Правильный ответ Австралии Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 24

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС По своей активности вулканы бывают 18 Правильный ответ Действующие, потухшие и уснувшие Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 25

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Вылетающие из кратера вулкана камни 26 Правильный ответ Вулканические бомбы Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 26

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Застывшая лава образует 29 Правильный ответ Конусы вулкана Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 27

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Очаг землетрясения 34 Правильный ответ Гипоцентр Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 28

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Излившаяся на поверхность магма 4 Правильный ответ Лава Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 29

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Чашеобразное углубление на вершине вулкана 8 Правильный ответ Кратер Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 30

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Канал, по которому поднимается магма 16 Правильный ответ Жерло Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 31

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Процесс продвижения магмы от слоя астеносферы к земной коре 20 Правильный ответ Магматизм Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 32

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами. 24 Правильный ответ Магма Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 33

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения . 28 Правильный ответ Вулканы Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 34

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Волны, возникающие в результате землетрясения . 32 Правильный ответ Цунами Правила игры Продолжить игру Литосфера

Слайд 35

12 Увы! Количество баллов уменьшаются в 2 раза! ПЕРЕХОД ХОДА Очень жаль!

Слайд 36

14 Повезло! Заработанные баллы удваиваются! ПЕРЕХОД ХОДА Ура!!!

Слайд 37

15 Повезло! Дополнительно 10 баллов! ПЕРЕХОД ХОДА Ура!!!

Слайд 38

33 Увы! Минус 5 баллов от общего количества! ПЕРЕХОД ХОДА Очень жаль!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антарктида

Слайд 4

Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно 50 ° - 60 ° ю . ш . Антарктида Северный полюс Южный полюс Антарктика назад

Слайд 5

Антарктика

Слайд 6

Какие океаны омывают Антарктиду? Тихий, Атлантический, Индийский Атлантический, Северный ледовитый, Индийский Южный, Тихий, Атлантический Индийский, Атлантический, Южный назад

Слайд 7

Какие материки имеют площадь меньше площади Антарктиды? Южная Америка Австралия Евразия Северная Америка назад

Слайд 8

Какова площадь Антарктиды? 16 млн.км 10 млн.км 14 млн.км 18 млн.км 2 2 2 2 назад

Слайд 9

Какова средняя толщина ледяного покрова? 2000 м 3500 м 1500 м 1000 м назад

Слайд 10

Когда впервые был покорён Южный полюс? 14 декабря 1999г 14 декабря 1911г 27 сентября 1911 15 декабря 1992г назад

Слайд 11

Представители какой страны покорили первыми Южный полюс? Англии Монголии Швеция Норвегии назад

Слайд 12

Представители какой страны первыми открыли Антарктиду? Россия США Испания Англия

Слайд 13

Первооткрыватели Антарктиды Фадей Фадеевич Беллинсгаузен Михаил Петрович Лазарев

Слайд 14

Какому государству принадлежит Антарктида? Россия США Алжир Ни одному государству назад

Слайд 15

Представители какой страны покорили Южный полюс вторыми? Монголия Норвегии Англии Швеция назад

Слайд 16

Путешествие к Южному полюсу в 1910-1912 гг. Руаль Амундсен Роберт Скотт

Слайд 17

Какова максимальная толщина ледникового покрова? 4744 м 5000 м 4500 м 1500 м назад

Слайд 18

Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? 50 90 80 20 назад

Слайд 19

Самый крупный шельфовый ледник на территории Антарктиды? Бирдморо Ледянёнок Росса Айсберг назад

Слайд 20

Какой вулкан есть в Антарктиде на о. Росса? Эребус Ленок Камень Бырранга назад

Слайд 21

Как называется платформа ,которая лежит в основании материка Антарктида? Антарктика Кит Арктическая Антарктическая назад

Слайд 22

Какова средняя высота материка с учётом ледникового покрова? 2040 м 1500 м 3000 м 1900 м назад

Слайд 23

Какой климатический пояс преобладает в Антарктиде? Субарктический Умеренный Субумеренный Антарктический назад

Слайд 24

На какой научной станции была зафиксирована самая низкая температура на земле? Запад Восток Юг Север назад

Слайд 27

Полярные станции в Антарктиде

Слайд 29

Какое атмосферное давление возникает во внутренних областях Антарктиды? Высокое Пониженное Слабое Нормальное назад

Слайд 30

Какова самая низкая температура на Земле, которая была зафиксирована в Антарктиде? -89,2 ° С -100,2 ° С -80,2 ° С -50,5 ° С назад

Слайд 32

Какое животное может быть символом Антарктиды? Морж Тюлень Пингвин Белый медведь назад

Слайд 34

Какой вид пингвинов является самым распространённым в Антарктиде? Императорский Антарктидский Адели Королевский назад

Слайд 35

Как называют огромные ледяные плавающие горы обломки материкового льда, сползшего в океан? Росса Бирдморо Шельф Айсберг назад

Слайд 38

Пресс-конференция «Какое будущее ожидает Антарктиду?» Докладчики: Экономист- Соболева Наталья Эколог- Матвеев Вячеслав Социолог- Бикбулатов Рустем Политолог- Кирия Александра

Слайд 39

Современные исследования Антарктиды

Слайд 42

Каким должен быть полярный исследователь? «Побеждает тот, у кого все в порядке: кое- кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер: это называется везением”. Р.Амундсен.

Слайд 43

Синквейн Итог урока Существительное Глагол глагол Прилаг . прилаг . прилаг . Предложение существительное

Слайд 44

Совершить путешествие по Антарктиде


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

элективный курс "Великие полководцы России"

Роль и место элективного курса «Великие полководцы России» в подготовке учащихсяв комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личнос...

демография России

В этой презентации рассказывается о демографической  ситуации, сложившейся в России....

Текущий тест. Демография России.

Тест к уроку обществознания в 11 классе....

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Учебное пособие "Святыни России" - элективный курс для обучающихся 10-11 классов

Автор: Манджиева С.Б. – учитель истории и обществознания МБОУ «РНГ»Программа элективного курса «Святыни России» посвящена актуальной проблеме – развитию интереса к ...

Статья "Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания"

Статья "Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания" предлагает варианты изучения темы "Демография" в 10 - 11 классе , Интернет ресурсы по теме....