Календарно -тематическое планирование по географии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Погосян Наталия Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса составлено с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

География 5 класс (35 ч)

Учебник «География 5-6 класс» под ред. Алексеева А.И изд. «Просвещение» 2012 год

урока

тема урока

дата

основное содержание

по темам

характеристика основных видов деятельности ученика (УУД)

оборудование

домашнее

задание

План

факт

Введение. /1 ч/

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

  1. Предмет и задачи географии.
  2. Система географических наук.
  3. Географические объекты, явления и процессы.
  4. Зачем человеку нужна география.
  5. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
  6. Источники географической информации и работа с ними.

Определять понятие «география»

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты

Различать природные и антропогенные географические объекты

Осознавать роль географии в познании окружающего мира

  1. учебник
  2. тетрадь
  3. атлас
  4. контурная карта
  5. понятийный аппарат
  6. презентации
  7. дополнительная литература

§1

Раздел 1. На какой Земле мы живем/4 ч/

2.

Как люди открывали Землю

  1. развитие географических знаний о Земле
  2. представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.
  3. появление географических карт.
  1. Путешествие А.Никитана
  2. Викинги
  3. Путешествия Марко Поло.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий А.Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Наносить на контурную карту маршруты путешествий.

Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках.

Обсуждать значение географических открытий.

Определять роль результатов выдающихся географических открытий.

Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.

  1. учебник
  2. тетрадь
  3. презентация
  1. книга В.Усачёва «Весёлая География»
  2. географическая карта
  3. атлас
  1. контурная карта
  2. портреты путешественников
  3. книги А.Никитина «Хождение за три моря» и М.Поло

§2

работа с дополнительной литературой

Контурная карта

3.

Как люди открывали Землю

  1. Открытие Нового Света Х. Колумбом.
  2. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию.
  3. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк.
  4. Значение великих географических открытий.

  1. учебник
  2. тетрадь
  3. атлас
  4. контурная карта
  5. портреты путешественников
  6. презентация
  7. дополнительная литература
  8. Карта «Великие географические открытия»

§3

4.

География сегодня

§4

Раздел 2. Планета Земля /4 ч/

5.

Мы во вселенной.

  1. Земля – часть Вселенной (космоса).
  2. Состав Вселенной.
  3. Галактики.
  4. Млечный Путь.
  5. Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной
  6. Високосный год
  7. Навигационные звёзды и созвездия.
  8. Выполнение практической работы «Способы ориентирования по звездам» или экскурсия в планетарий, обсерваторию.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Находить и показывать на звёздном небе Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

  1. учебник
  2. тетрадь
  3. понятийный аппарат
  4. презентации
  5. схемы «Строение Вселенной», «Галактика Млечный Путь»

§5

6.

Движения Земли

  1. Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца.
  2. Географические следствия движения Земли.
  3. Сутки и часовые пояса.
  4. Смена времён года.
  5. Тропики, Полярные круги, Полюса Земли.
  6. Пояса освещённости.

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Составлять и анализировать:

  1. схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
  2. схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.

  1. учебник
  2. тетрадь физическая карта полушарий
  3. атлас
  4. контурная карта
  5. цветные карандаши
  6. презентации

§56

7.

Солнечный свет на земле

  1. Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.
  2. Уникальность Земли как планеты.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Выделять существенные признаки Земли как планеты.

Сравнивать планеты-гиганты и планеты земной группы.

  1. учебник
  2. тетрадь
  3. понятийный аппарат
  4. презентации
  5. схемы «Строение Вселенной», «Галактика Млечный Путь»

§7

8.

Обобщение по теме «Планета Земля»

Повтор темы

Раздел 3. План и карта /11 ч/

9.

Ориентирование на земной поверхности.

  1. Ориентирование и его способы.
  2. Компас.
  3. Определение сторон горизонта и расстояний на местности.
  4. Азимут

Определять:

  1. понятия: «ориентирование», «компас», «стороны горизонта», «азимут»
  2. направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам;
  3. расстояния с помощью шагов;
  4. углы с помощью транспортира.

Уметь ориентироваться на местности

  1. Компас
  2. Транспортир

§8

10.11

Земная поверхность на плане и карте (2)

Виды изображения земной поверхности на плоскости: план и карты, атласы, аэрокосмические снимки.

Распознавать различные виды изображений земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.

  1. Физическая карта полушарий,
  2. план местности,
  3. глобус,
  4. атлас,
  5. аэрофотоснимок
  6. фотографии местности

§9, 10

12

Определение сторон горизонта

.

 Решение практических и познавательных задач

  1. Физическая карта полушарий,

§11

13.

Географическая карта

  1. Географическая карта – особый источник информации.
  2. Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт. 
  3. Значение карт в жизни человека

Ориентирование и измерение расстояний по карте.

Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

Классифицировать (с заданному признаку: масштабу, содержанию и охвату территории.

Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории истематизировать) карты по

  1. Физическая карта полушарий,

§12

14,15

Градусная сетка.

  1. Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.

Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Объяснять назначение градусной сетки.

Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам.

Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам

Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практическихкоординатам.

Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам

Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практических и познавательных задач и познавательных

  1. Физическая карта полушарий,
  2. Атлас
  3. Контурная карта
  4. Тетрадь
  5. Учебник

13

16.

Составление простейшего плана местности

Выполнение практической работы «Составление плана местности».

Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности способом глазомерной съемки

План местности

17,18.

Географические координаты.

Выполнение практической работы «Определение географических координат и расстояний с помощью градусной сетки».

§14,15

19

Обобщение по теме «План и карта»

Повтор темы

Раздел 4.Человек на Земле /4ч/

20

Как люди заселяли Землю

  1. Основные пути расселения древнего человека.
  2. Особенности расового и этнического состава населения.

Внешние признаки людей различных рас.

Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас

21,22

Расы и народы

1Основные пути расселения древнего человека.

2Особенности расового и этнического состава населения.

Внешние признаки людей различных рас.

§18, 19

23

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Литосфера твердая оболочка Земли(9ч.)

24.

Земная кора – верхняя часть литосферы

  1. Типы земной коры.
  2. Различия континентальной и океанической коры.
  3. Литосфера, ее соотношение с земной корой.
  4. Литосферные плиты

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.

§20

Литосфера твердая оболочка Земли(12ч.)

25.

Разнообразие горных пород.

  1. Классификация горных пород по происхождению.
  2. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства.
  3. Полезные ископаемые

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород

§21

26,27.

Движения земной коры.(2).

  1. Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.
  2. Землетрясения.

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Определять географические координаты вулканов

§22, 23

27.28

Рельефа Земли.

Равнины.Горы (2)

  1. Рельеф и формы рельефа.
  2. Причины разнообразия рельефа.

.

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа

Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.

§24

§25

29,30

Литосфера и человек

  1. Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
  2. Особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности.
  3. Способы добычи полезных ископаемых и их последствия.
  4. Воздействие человека на рельеф; антропогенные формы рельефа

Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах.

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность

  1. Физическая карта полушарий
  2. Карта плотности населения
  3. Атлас

§27

31

Выполнение практического задания

32.

Итоговый урок по разделу 4. «Земная кора».

33,34

Обобщение по теме «Планета Земля»

Повтор темы

35

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...