Природа Антарктиды
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Ясакова Елена Александровна

Природа Антарктиды: знакомство с особенностями природы и органического мира Антарктиды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антарктида.

тип урока – изучение нового материала

форма урока – урок-презентация

Задачи:

  1. формирование умения составлять характеристику географического положения материка, устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы;
  2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: шельфовый ледник, айсберг, движение ледников, полюс холода, стоковые ветры, антарктическая пустыня и оазис;
  3. расширить знания учащихся о природе Антарктиды и её исследованиях.

Оборудование: мультимедийная презентация, атласы.

Ход урока

  1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель географии:

- Ребята, вы умеете разгадывать ребусы? Попробуйте разгадать слово, выведенное на экран.

Слайд №1

(Ребус)

- Итак, вы считаете, что это слово Антарктида. Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем изучать Антарктиду.

- Откройте свои тетради и запишите тему урока «Антарктида».

Слайд №2

(Тема урока)

- Ребята, как вы думаете, откуда появилось слово «Антарктида», и что оно обозначает?

Слайд №3

(образование слова «Арктика»)

- Слово Антарктида образовалось от слова «Арктика», которое в переводе с греческого языка означает «северный» путём прибавления к нему приставки «анти», которая в свою очередь означает «против». Получилось слово «Антарктика».

- Как вы считаете, понятия «Антарктика» и «Антарктида» обозначают одно и тоже?

- Дайте определение Антарктики?

Слайд №4

(Антарктика)

- Антарктика – это материк Антарктида с окружающими его районами океанов Атлантического, Индийского и Атлантического. Площадь Арктики – 67, 84 млн. км2.

- Но темой нашего урока является не Антарктика, а Антарктида.

- Что такое «Антарктида»?

Слайд №5

(Антарктида – это часть света)

- Антарктида -  это часть света, состоящая из материка Антарктида и близко расположенных к нему островов.

- А что ещё скрывается под словом «Антарктида»?

Слайд №6

(Антарктида – это материк)

- Антарктида – это самый южный материк Земли, в центре которого расположен южный географический полюс Земли. Его площадь – 14,1 млн. км2.

- Ребята, вспомните, по какому плану мы изучаем материки?

Слайд №7

(План урока)

- Определите географическое положение материка? Опишите точный адрес, по которому проживает Антарктида, используя план на стр. 312.

Слайд №8

(Географическое положение Антарктиды)

Ученик:

Антарктида не пересекается экватором и лежит в южном полушарии. Антарктида пересекается 00 – меридианом и расположена и в западном и восточном полушарии. Материк не пересекают тропики, но пересекает Южный полярный круг. Большая часть материка находится за полярным кругом. Материк не имеет крайних точек. Антарктида лежит в зоне сурового антарктического и субантарктического климата в природной зоне антарктических пустынь. Она омывается водами Тихого, Атлантического и Индийского океана. Антарктида отдалена от других материков, но самый близкий к ней материк – это Южная Америка, их разделяет пролив Дрейка.

Учитель географии:

- А сейчас мы переходим ко 2 пункту нашего плана. Нам предстоит узнать о том, кто и как для нас открыл 6 континент.

Слайд №9

(Исследователи Антарктиды)

- Найдите и прочитайте в учебнике, какой вклад внесли данные учёные в исследования Антарктиды.

Слайд №10

(Исследования учёных)

- Сегодня  Антарктиду называют континентом учёных. Как вы думаете почему?

Слайд №11

(Континент учёных)

- Начало современному исследованию материка было положено в 1957 году. Этот год был объявлен  Международным Геофизическим годом (МГГ). Когда 12 государств мира решили совместно изучать материк и обмениваться своими открытиями.

Слайд №12

(Международный Геофизический год)

- Да, действительно, кроме ученых в Антарктиде нет населения. Этот материк называют самым ледяным на Земле.

Слайд №13

(Антарктида – ледяной материк)

- Толщина ледяного покрова Антарктиды не имеет  равных. Так, если в горах толщина ледников составляет десятки, редко - сотни метров, если в Гренландии она местами превышает 2000 м, то в Антарктиде обнаружена самая большая толщина льда – 4 744 м.

Слайд №14

(Ледник на земле Уилкса)

- Самым большим по площади прибрежным материком считается ледник Росса, который по площади не уступает территории Франции. Его площадь составляет 547 350 км2.

Слайд №15

(Ледник Росса)

- А самым большим движущимся ледником является ледник Ламберта. Его длина – 470 км, а ширина – 64 км.

Слайд №16

(Ледник Ламберта)

- В Антарктиде есть следующие виды ледников: малоподвижный ледниковый, который покрывает восточную часть материка, и шельфовый. Шельфовые ледники являются как бы морским продолжением ледяного покрова Антарктиды и занимают западную часть материка.

Слайд №17

(Виды ледников)

- Лёд движется от центра материка к периферии 2,7 м/год. Скорость движении материкого льда увеличивается до 120 м/год. В период МГГ США основали на Южном полюсе научно-исследовательскую станцию Амудсен – Скотт. В точке Южного полюса они поставили небольшой символический обелиск, увенчанный металлическим шаром. Прошло время и обелиск «съехал» с точки Южного полюса. Передвигать на место тяжёлый памятный знак – дело хлопотное; поэтому теперь истинный полюс вновь обозначает скромный деревянный шест с флажком, который время от времени приходится возвращать на место.

Слайд №18

(Движение ледников)

- Итак, лёд движется. Что является следствием этого непрерывного растекания льда?


Ученик:

Айсберги.

Учитель географии:

- Совершенно верно. При движении льда образуются айсберги. Айсберги бывают столовые, т. е имеют округлую форму. Они образуются при движении шельфового льда в Западной части Антарктиды. А также существуют пирамидальные айсберги, которые образуются в Восточной Антарктиде при движении материкового ледника. Айсберги представляют собой огромную угрозу кораблям.

Слайд №19 - 20

(Айсберги)

Ученик:

- Трещины.

Учитель географии:

- Трещины в ледяном покрове Антарктиды представляют собой огромную опасность и для людей и для техники. Таких трещин много в районе станции «Мирный», а глубина их, как говорят в Антарктиде, «До самого конца географии».

Слайд №21

(Трещины)

- Как же возникают ледники?

- Ледники возникают из напластований ежегодно выпадающего, но не тающего снега. Снежинки постепенно превращаются в ледяные зёрна, а под тяжестью вышележащих слоёв образуется лёд. В разных района Антарктиды на этот процесс уходит от 190 до 1000 лет.

В 1912г. группа, отправившаяся на поиски капитана Р. Скотта, обнаружила занесённую снегом палатку.  «В палатке они увидели три трупа. Уилсон и Бауэр казались умершими во сне, их спальные мешки были закрыты над головами, как будто они сами сделали это. Скотт, очевидно, умер позднее …тела не тронули. Когда были убраны бамбуковые подпорки, палатка рухнула и накрыла собой погибших», - писал один из членов поисковой команды. Со дня гибели Скотта прошло более 90 лет, а это значит, что над палаткой могилой накопилась сейчас почти 40-метровая толща снега. Скорость образования ледника – 15 – 16 см/год.

Слайд №22

(Скорость образования ледников)

- А что же прячет под собой ледяной панцирь Антарктиды?

Слайд №23

(Задание 1)

- Дайте характеристику подлёдного рельефа материка, используя карту Антарктиды.

Слайд № 24

(Карта Антарктиды)

Ученик:

- На материке существуют горы и равнины.

Слайд №25

(рельеф Антарктиды разнообразен)

Учитель географии:

- Трансантарктические горы делят материк Антарктиду на Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду.

Слайд №26

(Западная и Восточная Антарктида)

- В чём различия рельефа  Западной и Восточной Антарктиды?

Слайд №27

(Задание 2)

Ученик:

- Рельеф Западной Антарктиды сильно расчленён, а рельеф Восточной равнины более ровный.

Слайд №28

(Отличительные черты рельефа Антарктиды)

Учитель географии:

- Чем объясняются различия в подлёдном рельефе Восточной и Западной части Антарктиды? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь картой на стр. 4.

Слайд №29

(Задание 3)

Ученик:

Восточная Антарктида лежит на древней платформе, а Западная Антарктида лежит в зоне новой складчатости.

Слайд №30

(Строение земной коры Антарктиды)

Учитель географии:

- Западная часть Антарктиды, как вы правильно заметили, находится в зоне новой складчатости. Значит, в Западной Антарктиде часты землетрясения и вулканизм.

- Эребус – самый высокий действующий вулкан на Антарктиде. Его высота – 3794м. Его изучением занимался российский учёный Гарун Тазиев.

Эребус привлекает ученых своими тайнами, на которые пока нет однозначных ответов. Чем объясняется его непрекращающаяся  активность? Почему вязкая лава Эребуса образует озеро жидкого расплава, вместо того, чтобы застыть, окаменеть в полярном холоде? Почему Эребусу свойственен столь уникальный химический и минералогический состав лавы?

Гарун Тазиев предпринял ряд попыток спуска в кратер Эребуса с целью взятия пробы лавы и вулканических газов. Однако вулкан поставил перед исследователями ряд препятствий.

«Наблюдатели насчитали около 60 взрывов за 27 дней. Таким образом, приходилось по 2 взрыва на сутки. Но это в среднем. На самом деле жерло молчало иногда целыми сутками, а однажды – 36 часов. С другой стороны, случалось фиксировать по 2, а то и по 3 взрыва в час. Таким образом, задача сводилась к тому, чтобы, уловив затишье, успеть спуститься к лавовому озеру, взять пробы, произвести замеры и подняться на днище кратера.

Нам показалось, что в ритме взрывов прослеживается закономерность – они чаще громыхали вечером и ночью. Затем в течении утренних часов воцарялась тишина…. Мы ждали в полной готовности. Около 4 часов утра послышался довольно сильный взрыв. До нас долетели клочья лавы. Ну всё, теперь, если до следующего взрыва пройдёт хотя бы 4 часа, мы спускаемся в жерло! В течении следующих 50 минут раздались 2 взрыва. Эребус как был, так и остался непредсказуемым. Я отказался от попытки спуска». (Г. Тазиев)

Учитель географии:

- Антарктиду называют холодильником Земли. В Антарктиде около станции Восток была зафиксирована самая низкая температура на Земле - -89,20С. А самая высокая температура в Антарктиде была зафиксирована на Антарктическом п-ове +10С.

Слайд №33 – 34

(Холодильник Земли)

- Почему Антарктида является самым холодным материком Земли?

Ученик:

- Особенности климата Антарктиды объясняются географическим положением материка, высоким  атмосферным давлением, наличием полярной ночи, высотой материка над уровнем моря, отражающим эффектом ледяной поверхности.

Слайд №35

(Причины своеобразия климата)

Учитель географии:

- Определите тип климата Антарктиды, используя карту 18.

Ученик:

- Антарктида расположена в субантарктическом и антарктическом поясе.

Учитель географии:

Определите средние температуры января и июля, как они размещаются на территории материка?

Ученик:

- На большей части материка температура января ниже – 480С. Температура самого теплого месяца на побережье материка -160С, а самого холодного -320С, а внутри материка -320С и – 480С соответственно. То есть, чем ближе к побережью, тем теплее, потому что океан даёт материку тепло.

Учитель географии

На материке находится полюс холода Земли. Это район станции Восток.

Слайд №36

(Полюс холода)

- А на станции «Русская» находится полюс ветров.

Слайд №37

(Полюс ветров)

- Антарктиду называют страной ветров. Назовите причины образования сильных ураганных ветров на Антарктиде?

Ученик:

- Причиной сильных ветров на Антарктиде является огромная разница атмосферного давления океана и материка.

Слайд №38

(Причины возникновения ветров)

- Скорость урагана достигает 40 – 160 км/час.

Слайд №39

(Скорость ветров)

- Антарктиду называют страной пурги.

«.. Всем нам знакомое слово ветер мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанных верёвкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома видны только на расстоянии нескольких метров.. Как то на моих глазах ветер, кА листы блокнота, перебрал и унёс в море пачку кровельного железа, распакованную накануне.» (Л. Дубровин).

Слайд №40

(Пурга)

- Определите, в какой природной зоне расположена Антарктида .

Ученик:

- Антарктида расположена в зоне антарктических пустынь.

Слайд №41

(Антарктическая пустыня)

- «Оазисы на ледяном континенте – явление исключительное. Они встречаются среди необозримых льдов в виде пустынных, обнажённых , не покрытых льдом и снегом пространств и скал, между которыми сверкают озёра. Здесь сухо и холодно, как в высокогорных пустынях Памира. В воздухе сравнительно тепло ( +3,50С летом) оттого, что поверхность скал нагревается до 200С и более. Тёплый воздух от прогретых скал сплошным потоком устремляется вверх, горизонт дрожит, как в пустыне.»

Слайд №42

(Оазисы)

- Растительный мир Антарктиды не богат, но не так уж и беден, как может показаться неопытному наблюдателю. Здесь есть мхи, лишайники, грибы, многочисленные водоросли. А вот из цветковых растений встречаются только на Антарктическом п-ове, есть только щучка из семейства злаковых и один представитель гвоздичных.

Слайд №43

(Органический мир беден)

- Эндемиками Антарктиды являются пингвины.

Ученик

Рассказ о пингвинах.

Слайд №44 – 45

(Пингвины)

- Врагом пингвинов является морской леопард, который нападает на них только в воде.

Слайд №46

(Морской леопард)

- Самыми многочисленными в Антарктиде являются представители отряда птиц: поморники и буревестники.

Слайд №47

(Птицы Антарктиды)

- Вот и подходит к концу наше путешествие по Антарктиде. Материк таит в себе массу загадок. Многие тайны ледяного континента ждут своих первооткрывателей. Так ещё нет данных о температуре внутри ледяной толщи.

Слайд №48 – 49

  1. Подведение итогов.

- Подберите эпитеты к слову «Антарктида».

4. Домашнее задание.

  1. Составьте туристический маршрут по Антарктиде.
  2. Составьте «Руководство для туристов», правила определяющие их поведение на материке.
  3. Придумайте плакат в защиту антарктической природы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Природа Антарктиды» Класс: 7

Урок по теме « Природа Антарктиды» является вторым уроком при изучении материка.Проведение урока в компьютерном классе с подключенным интернетоми использованиеновых технологий ( работа с сайтом) в реж...

Природа Антарктиды

Изучить природу Антарктиды, изучить климат и рельеф материка, изучить отдельных представителей органического мира...

Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"

Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способству...

Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"

Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"Цели урока: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различ...

Урок в 7 классе "Природа Антарктиды"

Цель урока: познакомиться с различными компонентами природы материка Антарктида...

Природа Антарктиды к уроку географии в 7 классе.

Антарктида – это необъятное по своим масштабам белое, почти стерильное пространство. Здесь гигантская масса льда в некоторых местах достигает толщины десяти километров, а площадь в двадцать пять раз б...

Тестирование по теме "Природа Антарктиды"

Предлагаю тест для повторения в начале урока....