Технологическая карта урока
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Гильмутдинов Ильяс Гайфуллович

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе по теме: «Гидросфера»

Дидактическая цель:

    Создать условия для получения новых знаний по теме «Гидросфера» на основе   технологии уровневой дифференциации с элементами проблемного обучения ГСО, игры с ориентацией на развитие информационно-коммуникативных технологий

Место урока в изучении темы: №1 в теме «Гидросфера»

Тип урока:  изучение нового материала и первичного закрепления способов деятельности

Цели урока по содержанию.

Образовательные:

Б   Понятия: гидросфера, мировой круговорот воды в природе, свойства воды. Номенклатура:  высокие горы, крупные реки мира, моря, океаны (по тексту учебника).

П. Взаимосвязь оболочек  земли в мировом круговороте воды, влияние изменения круговорота воды на жизнедеятельность человека

У прогноз изменения влияния хоз. деятельности человека на состояние гидросферы

Развивающие:

Б Уметь называть, показывать, нанести на к/к  высокие горы, крупные реки, моря, океаны.

Уметь называть части гидросферы, классифицировать состав гидросферы; называть свойства воды

П Объяснять взаимосвязь  оболочек Земли в мировом круговороте воды

У Прогнозировать влияние изменения круговорота воды на жизнедеятельность человека

Воспитательные

Развивать информационно-коммуникативную и социальную компетентность учащихся, способствовать воспитанию бережного  отношения к объектам гидросферы, участвовать в охране водных объектов своей местности

Технология:   технология с использованием ИКТ

Формы организации учебной деятельности:   индивидуальная, парно-групповая с элементами фронтальной

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Методы познания: компьютерные презентации,  статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнение, картографический, оценки.

Оборудование: Учебник «Планета Земля» А.А Лобжанидзе и др. стр. 70-71: тетрадь- тренажер, компьютерная презентация, образовательная компьютерная программа, карты атласа, физическая карта мира, физическая карта Кировской области, раздаточный материал (открытые тесты), карточки – географический диктант «Реки», справочно – информационный материал по теме «Реки», в том числе своей местности

Реализация целей урока  будет достигнута  через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, составления кластера, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий  проведения урока, активных форм изучения материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Контрольные вопросы и задания.  С. 71 УМК «Планета Земля» 6 кл., тетрадь-тренажер

 

Результаты урока. Знания о гидросфере:  её части, свойства воды, мировой круговорот воды в природе, его значение.  Умения показывать основные части гидросферы на карте.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рефлексия

Ресурсное обеспечение

1

Орг. момент

Проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха.

Готовят рабочие места для урока, настраиваются на урок

Компьютеры

Карты

Учебная литература по теме

2

Актуализация

Обращается к жизненному опыту учащихся:

- Что такое вода?

Проводит беседу:

-В каких состояниях находится вода на Земле?

-При какой температуре вода превращается в лёд, а при какой в пар? 

- Какой воды на Земле больше: пресной или солёной?

Отвечают на вопросы учителя.

 

Самоанализ

 Субъектный опыт

3

Целеполага-

ние и мотивация

Акцентирует внимание учащихся на уровневых целях

Знать:                     

 Б: гидросфера, её части, значение, свойства воды, мировой круговорот воды

П:  Взаимосвязь оболочек  земли в мировом круговороте воды

У:  Влияние изменения круговорота воды на жизнедеятельность человека

Уметь: 

Б: Показывать части гидросферы

П: Объяснять, как взаимосвязаны оболочки Земли в мировом круговороте  воды

У:  Прогнозировать влияние изменения круговорота воды на жизнедеятельность человека


Мотивирует важность изучения темы.

Выбирают цели.

Слушают учителя.


Работа с инструкцией.

 

4

Изучение нового материала, первичное закрепление знаний.

Вводит в игровую ситуацию.  

Представьте, что мы находимся в космическом корабле. Спускаемся  сквозь атмосферу… и   что мы видим?  

Учитель подводит к выводу, что вода занимает большую часть планеты. Показывает слайд «Соотношение площадей суши и океана». Корабль совершил посадку на территории Кировской области на берегу большой реки. Назовите эту реку.


Элементы гидросферы Кировской области


Организует работу в группах

1.  

2.  











Консультирует работу групп.

Представляют себя в космическом корабле, просматривают презентацию, осмысливают и отвечают на вопрос учителя.  







 

 

Электронные ресурсы, учебник, атлас.  

5

Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации

Заслушивает ответы каждой группы.

Делают краткие записи в тетради. Слушают выступления одноклассников и рецензируют по плану:

1 Интересно

2.Оригинально

3. Важно

4.Дополнение

Взаимооценка, самоанализ, самооценка

Электронные ресурсы, инструкции

6

Проверка и оценка результатов

Предлагает составить и обсудить синквейн по группам. Докажите действие географических закономерностей на формирование особенностей природы, населения, их влияние на хозяйственную деятельность

Составляют синквейн и обсуждают в группах

Б:  

П:  6б

У:  9 б

7

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание:

  1. стр.96-97. Ответить на вопросы.
  2. Составить викторину  или кроссворд по теме «Бразилия»

 Опережающее задание:  краткая информация о Перу , используя электронные ресурсы

Выбирают домашнее задание разного уровня и записывают  в дневники.

Б:  

П:  2б

У: 3б

Дневник

8

Подведение итогов . Рефлексия.

  1. Чего я достиг на уроке?
  2. Каков результат работы всей группы?
  3. Достигнуты ли цели и      задачи урока,  на каком уровне индивидуально и  класса в целом?

Учитель благодарит за работу.

Определяют уровень достижения своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

9

Постановка новых задач

Бразилию называют «железным сердцем» Южной Америки, что является национальным символом Перу?

Мотивируют себя на изучение материала следующего урока

Приложение к уроку

1. Визитная карточка Бразилии.( 3 человека)

  1. Назвать площадь, столицу, численность населения, язык, форму правления используя текст учебника стр.96.Рузультат оформить на доске.
  2. Совершить путешествие по границе Бразилии. Какие страны граничат с  Бразилией?
  3. Объяснить влияние физико-географического положения страны на природу, размещение населения и  виды хозяйственной деятельности?

2. Самое, самое, самое. ( 3 человека)

  1. Выделить уникальные особенности Бразилии по картам атласа стр. 44,45,46,47
  2. Составить презентацию,  используя  электронные ресурсы

3.  Мои географические исследования(4 человека)

  1. Выявить особенности природы Бразилии,  используя помощник стр. 96 в учебнике.
  1. На какие две  крупные части можно разделить Бразилию по рельефу?  Какие высоты преобладают?
  2. В каких климатических поясах находится территория страны? В чем проявляются особенности климата?
  3. В чем особенности речной системы Бразилии?
  1. Бразилию называют «железным сердцем» Америки. Как вы это можете объяснить?
  2. Докажите, что ФГП влияет на природу страны.    

4. Традиции и культура бразильцев. ( 4 человека)

  1. Какие народы населяют Бразилию?
  2. Где сосредоточена большая часть населения Бразилии. Почему?
  3. Продемонстрировать презентацию проекта  «Как выражается национальный характер бразильца?»(опережающее дом. задание)

5. Бразилия на мировом рынке. ( 4 человека)

  1. Какими продуктами славится страна на мировом рынке?    Стр.97 учебник.
  2. Подобрать иллюстрации для выставки рекламного проспекта.
  3.  Какие виды хозяйственной деятельности характерны для Бразилии?  Стр. атласа 20,21 .   Учебник стр.97.
  4. Объяснить влияние природных условий на  хозяйственную деятельность.      

6.Человек – друг или враг природы?    (3 человека)

  1. Какие экологические проблемы возникли  в Бразилии в результате хозяйственной деятельности человека? Ответ подготовьте на основе анализа тематической карты атласа с.20.
  2. Предложите пути решения отдельных экологических проблем.

Технологическая карта урока по теме: «Гидросфера»

УЕ и время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЕ– 0 2мин.















УЭ- 1 5мин.

















УЭ – 2. 5мин
















УЭ-3

8 мин


































УЭ – 4

10 мин.




























УЭ- 5

5 мин











УЭ- 6

5 мин.

Цель: В процессе работы на учебном занятии вы должны узнать: что такое гидросфера, её части, свойства воды, вы узнаете, что такое мировой круговорот воды в природе.

 Научитесь объяснять взаимосвязь ГП и ФГП   климата и рельефа, сравнивать с другими материками, прогнозировать их влияние на другие компоненты природы, хозяйственную деятельность человека.








Цель: Определить исходный уровень ваших знаний о природе Африки.

Выполните задания прямо в путеводителе.

  1. Завершите предложения: /Б- 1б/
  1. Выход кристаллических пород на поверхность…
  2. Устойчивые участки земной коры…
  3. В основе Африканского материка лежит…
  1. В виде схемы покажите взаимосвязь между Г П, рельефом , климатом и хозяйственной деятельностью человека. -/ П – 2б/
  2. Сделайте прогноз о влиянии климата и рельефа на другие  компоненты природы/У -3б/



Цель: Вы должны знать, что такое Г П и ФГП материка и давать его характеристику, делать прогноз его влияния на другие компоненты природы.

Для выполнения поставленной цели прочитайте учебник, выполните задания по алгоритму на стр. 66 Нанесите  элементы ГП на контурную карту ./ Б – 1 б за каждое выполненное задание, мах -6 б/

Сделайте вывод о влиянии элементов Г П на природу материка./П – 2б/.  Почему в Африке зона оледенения составляет всего 0,0000007%?

  Сделайте предположение, на каких еще материках и почему сходные особенности ГП и ФГП./У – 3б/




Вы узнаете особенности рельефа материка Африка и научитесь их объяснять, прогнозировать влияние рельефа на природу и хозяйственную деятельность человека.

Для этого:

  1. Исследуйте физическую и тектоническую карту материка, рассмотрите рисунки электронного приложения, рисунок в учебнике стр. 67 и ответьте на вопросы:
  1. Почему основными формами рельефа Африки являются приподнятые равнины?
  2. На сколько частей и почему вы бы разделили материк по рельефу?
  3. Какие полезные ископаемые и почему преобладают в северной и южной частях материка?
  4. Обратитесь к словарю электронного приложения. Объясните значение терминов нагорье и плоскогорье. Сравните их межу собой.  Приведите примеры. /П2б/
  5. Исследуйте береговую линию материка,

нанесите на контурную карту элементы береговой линии и рельефа: полуостров Сомали, о. Мадагаскар, Гвинейский залив, Суэцкий канал, г. Атлас, Драконовы, Капские, влк. Килиманджаро, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, впадину Конго, Великий Африканский разлом./Б1б/

  1. Сделайте вывод о закономерностях формирования современного рельефа и полезных ископаемых  с учетом строения земной коры./У3б/ мах – 10баллов


Цель: Вы  познакомитесь с закономерностями распределения температур января и июля, давлением, осадками на материке. Сравните климатические пояса между собой, узнаете различия в климате каждого пояса. Вы усовершенствуете свои умения чтения климатических диаграмм.

Для этого исследуйте климатическую карту атласа стр. 6-7. Прочитайте климатические диаграммы электронного приложения, сделайте вывод о типе климата./Б – по 1баллу за каждую диаграмму/

Заполните таблицу:

                                   Элементы климата

Климатические

пояса

Темп. января


Темп.

июля

Год.

Кол-во О

Режим

О

Экватор. пояс





Субэкв. пояс





Троп. пояс





Субтроп. пояс





Сравните элементы климата по климатическим поясам. Предположите, на каких еще материках есть такие же климатические пояса. Почему? / П/за каждый правильный элемент – 1балл+5баллов. /

Спрогнозируйте возможные влияния климата на природу и хозяйственную деятельность человека. /У -3балла/ Мах – 24балла


Цель: Закрепить знания по теме «Особенности природы».

Выполните тест из тетради-тренажера стр. 38 №№2-9, -/Б/, №№1-2 стр.42,№1 стр.44. -/П/

По климатограмме №1 стр. 44 оцените влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека./У/






Цель: Определите уровень усвоения знаний.

  1. Вернитесь  к целям  урока,  УЭ -0.
  2. Как вы считаете, достигли Вы этих целей?
  3. Поставьте себе отметку за урок.
  4. Что вам сегодня на уроке понравилось?
  5. Хотелось бы вам повторить урок географии в таком режиме? Почему?
  6. Знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни? Где?
  7. Выберите для себя домашнее задание. Повторите тот УЭ, который вы слабо усвоили.
  8. Если вы хорошо усвоили все УЭ урока, выполните опережающее задание. Если Африка, как историко-культурный регион привлекательна для вас, предлагаем разработать проект « Африка- глазами туриста».





Спасибо за работу на уроке!

Внимательно прочитайте цели урока. Выберите для себя задачи. Сделайте установку, что вы с поставленными задачами справитесь. Проверьте готовность к уроку. На рабочем месте должны быть учебники, атласы, путеводители, тетрадь-тренажер.


Работайте самостоятельно, ответы заносите  в путеводитель.


Сделайте вывод для себя, где пробелы в ваших знаниях, скорректируйте их, для этого обратитесь за помощью друг к другу.




Работаем в парах, анализируем свои ответы.

Выставляем отметки за каждый вопрос. Если вы не справились с каким – то вопросом, это будет вашим домашним заданием. Если вы набрали:

 6б-«3»;8 б- «4»;11б- «5».






Работаем в парах или индивидуально. После того, как проработаете различные источники информации, приступайте к ответам на предложенные вопросы. Можете сами сконструировать вопросы для класса, учителя.

Если ваши ответы совпали с верными ответами товарищей или с эталонами, предложенными учителем, поставьте себе отметку «5», если один ответ неверный – «4». За три неверных ответа поставьте «3». 5б.-« 3», 7б.- «4», 10б.- «5»





Работайте в группах. Занесите данные по климатическим поясам в сводную таблицу, сверьте с образцом  на доске. Поставьте себе «3».

За правильную расшифровку климатических диаграмм поставьте себе «4».

Если вы приняли результативное участие в обсуждении влияния климата на природу и хозяйственную деятельность человека, поставьте себе «5».

15-16б –«3»

18-20б- «4»

24б – «5»






Работайте индивидуально. Выполните тест, проведите взаимопроверку. Сверьте ответы с эталоном на доске.

Подведите итоги урока:

26б-«3», 26-35- «4», 35-45- «5».


Если вы не усвоили какой-либо элемент УЭ, прочитайте стр. 66-67

Выберите одно из предложенных опережающих заданий:

  1. Презентация
  2. Кроссворд
  3. Проект
  4. Рисованный фильм
  5. Дневник путешественника
  6. Рекламные проспекты
  7. Буклеты
  8. Эссе «Что меня удивило…»
  9. Конкурс стихов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...