Рабочая программа по географии для 6 класса
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

 

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII , VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии ( VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_dlya_6_klassa.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мещеряковская основная общеобразовательная школа

Буинского  муниципального района  Республики Татарстан»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на МО учителей …

Протокол №__    от_____

Руководитель МО

__________________

Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ»

Ф.Ф.Фахрутдинов

Приказ №____от «__»______г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(основное общее образование)

по географии для 6 класса

учителя  второй квалификационной категории

Каримова Марселя Вагизовича

                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                    Педагогического совета

                                                                         протокол №__ от________

с.Мещеряково, 2012

Пояснительная  записка.

Статус документа

Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для создания авторских учебных программ. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7 и 8—9 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

В конце примерной программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII , VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии ( VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

Учебно-тематическое планирование по географии

Класс  6

Учитель Каримов Марсель Вагизович

Количество часов:

Всего       35  часов;  в неделю   1 час.

Плановых практических  работ   13 ч.;

Административных контрольных уроков        1   ч.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по географии , издательство «Дрофа», Москва, 2006 г

Учебник    « начальный курс географии 6класс» ,  Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова , «Дрофа»,  2007год ; 

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами 

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;

        - Примерная программа основного общего образования  www.edu.ru;

        - Учебный план МБОУ «Мещеряковская  СОШ  Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год;

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

факт

Введение (2ч.)

1

Развитие географических знаний о Земле.

1

Урок изучения новых знаний

Индивидуальная работа

Знать доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли

Устные ответы

§1,2,составить таблицу.

2

Пр.раб. №1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, (экскурсия).

1

Урок – практикум

Диалогическое общение

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, (экскурсия).

Фронтальная проверка, устные ответы, практическая работа

§3, закончить пр.раб.

Раздел I. План и карта. (10ч.)

Тема 1. План местности (4ч).

3

Масштаб плана.

1

Урок изучения новых знаний

Диалогическое общение

Знать Содержание понятий: план местности, масштаб, географическая карта, относительная и абсолютная высоты,

Фронтальная проверка, устные ответы

§4, 5, написать план.

4

Ориентирование на местности.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Уметь ориентироваться на местности

Работа с атласом

§6, подгот. пересказ

5

Изображение неровностей земной поверхности.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа с картой

Уметь читать изображения неровностей

Работа в контурной карте

§7, разобрать схемы.

6

Пр.раб. №2. Определение направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.

1

Урок – практикум

Диалогическое общение

Определение направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.

Практическая работа

§8 закончить пр.раб.

Тема 2. Географическая карта (6ч.)

7

Глобус - модель Земли.

Географическая карта.

1

Урок изучения новых знаний

Индивидуальная работа

Иметь представления о глобусе, географической карте

Работа с картой

§ 9,10 ответить на вопросы

8

Градусная сетка

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Уметь работать с картой

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 11 ,12

выуч.термины

9

Географическая долгота.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа

Уметь определять географическую долготу

Работа в контурной карте

§13 выполнить задания

10

Пр.раб. №3. Определение географических координат.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа с картой

Определение географических координат.

Практическая работа

Закончить пр.раб.

11

Изображения высот и глубин на физических картах.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа

Иметь представление о высотах

Работа в контурной карте

§14, нарисовать шкалу

12

Как использовать планы местности и географические карты человеком.

1

Урок закрепления

Индивидуальная работа с картой

Составление простейших планов.

Фронтальная проверка, устные ответы

§15, разобрать

Раздел II. Строение Земли. (21ч.)

Тема 1. Литосфера. (5ч.)

13

Строение Земли.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Знать о внтреннем строении Земли

Работа со схемами и рисунками

§16, 17 нарис. Рис.23.

14

Пр.раб. №4. Определение горных пород по образцам.

1

Урок – практикум

Работа с образцами горных пород

Определение горных пород по образцам.

Практическая работа

§17,18, закончить пр.раб

15

Движения земной коры. Вулканы, гейзеры, горячие источники.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа с учебником

Обозначение на карте сейсмоактивных зон.

Фронтальная проверка, устные ответы

§18, 19 подготовить пересказ

16

Пр.раб. №5. Определение географического положения гор и равнин.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа с картой

Определение географического положения гор и равнин.

Практическая работа

§ 20, 21, закончить пр.раб.

17

Пр.раб. №6. Определение изменений земной коры.

1

Урок – практикум

Диалогическое общение

Определение изменений земной коры

Практическая работа

 22.Дополнить пр.раб.

Тема 2. Гидросфера (8ч)

18

Что такое гидросфера.

Мировой океан и его части.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа с картой

Определять ГП объектов гидросферы; описывать использование изменение гидросферы человеком.

Работа со схемами и рисунками

§23, 24 разобрать рис

47

19

Пр.раб. №7. Описание круговорота воды.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа

Описание круговорота воды.

Практическая работа

§25, 26, выучить ьтермины

20

Течения в океане.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Уметь находить течения в карте

Фронтальная проверка, устные ответы

§27, выполнить №4 письм.

21

Пр.раб. №8. Нанесение на контурной карте объектов гидросферы.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа

 Нанесение на контурной карте объектов гидросферы.

Практическая работа

§28, 29 подг.пересказ

22

Реки.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа с картой

Знать географическую номенклатуру

Работа со схемами и рисунками

§30, выуч.термины

23

Пр.раб. №9. Определение географического положения рек.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа

Определение географического положения рек.

Практическая работа

§30, закончить пр.раб.

24

Пр.раб. №10. Определение географического положения ледников.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа с картой

Определение географического положения ледников.

Практическая работа

§31, 32, закончить пр.раб.

25

Искусственные водоемы.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Приводить примеры

Фронтальная проверка, устные ответы

§33, 34 ответить на вопросы

Тема 3. Атмосфера. (6ч.)

26

Атмосфера и ее строение.

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа с учебником

Давать определения терминам

Фронтальная проверка, устные ответы

§35, 36 выуч термины

27

Пр.раб. №11. Аналитические работы с календарем погоды.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа

Аналитические работы с календарем погоды.

Практическая работа

§38 подг днев набл.

28

Пр.раб. №12. Построение графика годового хода температуры.

1

Урок – практикум

Диалогическое общение

Построение графика годового хода температуры.

Практическая работа

§37, заполнить табл 7, 8

29

Пр.раб. №13. Составление розы ветров.

1

Урок – практикум

Индивидуальная работа с картой

Составление розы ветров.

Практическая работа

§ 39, 40, закончить пр.раб.

30

Атмосферные осадки.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Знать о атмосферных осадках

Работа со схемами и рисунками

§41, 42 разобрать рис 82

31

Климат.

1

Урок закрепления

Индивидуальная работа с картой

Уметь определять тип климата

Объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения.

§43, 44 разобрать рис 83

Тема 4. Биосфера. (1ч.)

32

Распределение организмов. Почвы, растительный и животный мир нашей местности.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Приводить примеры

Фронтальная проверка, устные ответы

§46- 49написать план

Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек. (1ч,)

33

Природный комплекс.

Воздействие человека на природный комплекс

1

Комбини-рованный урок

Индивидуальная работа с учебником

Давать определения терминам

Объяснять взаимосвязь между компонентами природы.

§50, 51, подготовить сообщения

Раздел III* Природа и население своей местности. (1ч.)

34

Численность населения Земли. Расовый состав.

1

Комбини-рованный урок

Диалогическое общение

Взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха.

Читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы.

§52, 53

выуч. таблицу

Повторение и обобщение. (1ч.)

35

Главные особенности оболочек Земли.

1

Урок закрепления

Индивидуальная работа с картой

Знать о взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха.

Работа со схемами и рисунками

§54, сост.кроссворд

Литература

Программа

Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Основная литература

Базовый учебник

  Т.П. Герасимова,   Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.

Методическое пособие для ученика

  1. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
  2. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  1.  Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
  2. Барабанов В.В. – Планета Земля (тетрадь-экзаменатор) – М.: Просвещение, 2007.
  3. Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
  4. Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
  5. Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
  7. Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
  8. Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  9. Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  10. Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ   ЭНАС, 2005.
  11. Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  1. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. - М.: Экзамен, 2009.
  2. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
  3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2007.
  4. Дронов В.П., Савельева Л.А. – Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.- М.: Экзамен, 2006.
  7. Летягин А.А. – Примерное  поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  8. Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  9. Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
  10. Нагорная И.И. – Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
  11. Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. – Волгоград: Учитель, 2004.
  12. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.
  13. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
  14. Петрова Н.Н.  – Темы шк. курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
  15. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
  16. Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
  17. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М: Глобус, 2008.

      Дополнительная

   литература

  1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  2. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
  3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  4. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
  5. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  6. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
  7. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
  8. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
  9. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
  10. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
  11. Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.
  12. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
  13. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
  14. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
  15. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
  16. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
  17. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
  18. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
  19. Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания

  1. Географическое положение России
  2. География: 6 класс («1С»)
  3. Геоэнциклопедия.
  4. Гидросфера
  5. Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
  6. Занимательная география («Новый диск»)
  7. Планета Земля (часть 2), 6 класс (Сфера)
  8. Планета Земля: аудиэндиклопедия, 2008. Современные чудеса света («Новый диск»)
  9. Страны мира (справочные сведения + таблицы)
  10. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
  11. Чудеса света («ИДДК»)

ИИнтернет-ресурсы

  1. http: //www.gao.spb.ru/russian
  2. http: //www.fmm.ru
  3. http: //www.mchs.gov.ru
  4. http: //www.national-geographic.ru
  5. http: //www.nature.com
  6. http: //www.ocean.ru
  7. http: //www.pogoda.ru
  8. http: //www.sgm.ru/rus
  9. http: //www.unknowplanet.ru
  10. http: //www.weather.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...