Урок географии в 6 классе «Форма, размеры, движение Земли»
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Самкова Светлана Анатольевна

План-конспект урока, целью которого является формирование у учащихся представления о форме и размерах Земли; формирование умений работать с глобусом и копасом. На уроке используются различные формы работы: работа с текстом, практическая работа, анализируются рисунки и диаграммы; при рассмотрении вопроса определение сторон горизонта по компасу и Солнцу ребята выполняют практическую работу. В процессе урока учащиеся овладевают умением пользоваться компасом. Урок позволяет расширять кругозор учащихся, повышать их интеллектуальный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 628101831.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Форма, размеры, движение Земли».

Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу».

Цели и задачи: углубить знания у учащихся представление о форме и размерах Земли; продолжать формировать умение работать с глобусом.

Средства обучения:  учебник, атлас, тетрадь, компас, ПК. 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка Д/з. Проверка изученного.

  1. Северный и Южный полюсы – (показать на карте у доски)
  2. Земная ось -(показать на глобусе)
  3. Экватор-(показать на карте у доски)
  4. Луна –
  5. В каком году человек впервые ступил на луну?
  6. Что бывает на Земле от притяжения луны?

Тест

  1. Естественный спутник Земли:
  1. Икар
  2. Фобос
  3. Луна

  1. Между какими планетами располагается Земля?
  1. Венера – Марс
  2. Меркурий – Венера
  3. Венера – Юпитер
  1. Количество планет солнечной системы
  1. 12
  2. 9
  3. 8
  1. Экватор – это
  1. Линия, соединяющая Северный и Южный полюсы
  2. Линия, которая делит Землю на Северное и Южное полушария
  1. Закончите предложение. От притяжения Луны на Земле бывают…   (приливы, отливы)
  2. Влияет ли Солнце на поверхность Мирового океана?
  1. Да
  2. Нет

III. Активизация знаний.

  1. Кто впервые предложил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
  2. Кто впервые привел доказательства шарообразности Земли? (Аристотель)
  3. Плавания каких путешественников, дало полное доказательство  шарообразности Земли? (Ф. Магеллана, Х. Колумба, Васко да Гамы, А. Веспуччи)
  4. Как называется воображаемая пряма, вокруг которой происходит суточное вращение Земли и  под каким углом (Земная ось, 66,50 )
  5. Сколько примерно лет назад образовалась Земля (4,6-4,7 млрд. )

      IV.  Изучение нового материала.

   - Итак, какова же истинная форма Земли? Сплюснутая с полюсов. (Эллипсоид)

А если точно (геоид-землеподобный)

Составим схему, показывающую изменения в представлении формы Земли.

Размеры Земли

Расстояние от центра Земли до экватора – 6378 км.

Расстояние от центра Земли до полюсов – 6356 км.

Протяженность планеты по экватору 40 000 км.

Для того чтобы проехать Землю вокруг на скором поезде, потребуется около месяца.

S поверхности нашей планеты 510 000 000 км2 

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Земля является невидимым магнитным полем. Наличие этого поля заставляет стрелку всегда двигаться на север.

Глобус – модель Земного шара. На глобусе ось вращения наклонена, как ось Земли. Хорошо видны очертания материков, океанов, морей. Но практичнее карты, т.к. их удобно носить с собой, они плоские, объекты крупнее, но изображения на глобусе немного деформированные.

Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу».

  1. Компас – прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта. Магнитный компас был изобретён в Китае. ПК
  2. Нарисовать компас
  3. Подписать основные и промежуточные стороны горизонта

                                                  ссз          с         ссв        

                                               сз                  св

        зсз                                          всв

        з            в   в

                                       зюз                                                  вюв

                                              юз                                  юв

                                               

                                                                            ююз                 ююв

        ю

Правила работы с компасом

  1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
  2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
  3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулём.
  4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
  5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

  1. Определить стороны горизонта кабинета географии
  2. Определение сторон горизонта по Солнцу

Вы наблюдали утром восход солнца, видели, как оно поднимается над горизонтом всё выше и выше. В полдень оно стоит выше всего. Затем солнце начинает опускаться и вечером скрывается за линией горизонта. Стороны горизонта можно определить по солнцу. Поэтому названия сторон люди с древних времён связывали с восходом и заходом солнца.

Ориентирование- умение находить стороны горизонта. Легче всего определить стороны горизонта по солнцу. Для этого нужно выйти в солнечный день на открытое место в полдень, когда солнце стоит высоко.

Заполнить таблицу

Положение солнца

Сторона горизонта

Солнце всходит

восток

Солнце заходит

запад

Солнце в полдень

юг

Противоположно югу

север

Если встать спиной к солнцу, то перед нами будет север, позади – юг, направо- восток, налево – запад.

На северной стороне солнце у нас никогда не бывает! (записать)

Если идешь по компасу на север, возвращаться надо на юг.

  Используя карты атласа, ответьте на вопросы и вставьте в предложения пропущенные слова.

  1. Вы находитесь в самом центре Индийского океана. В каком направлении от вас находятся: а) Африка; б) Евразия; в) Антарктида; г) Австралия?
  2. Горы Анды расположены в …….. части материка .........
  3. К северо-востоку от материка ……... находится самый крупный остров Земли — …

  V. Закрепление.

  1. Чему равна протяженность планеты по экватору (40 000 км.)
  2. Сколько потребуется времени, чтобы проехать Землю вокруг на скором поезде? (около месяца)
  3. Чему равна S поверхности нашей планеты (510 млн  км2 )
  4. Перечислите основные стороны горизонта
  5. Какой саамы легкий способ нахождения сторон горизонта (по солнцу)
  6. Прибор для определения сторон горизонта (компас)
  7. Правила работы с компасом
  8. Если встать спиной к солнцу, то перед нами какая сторона горизонта будет? (север)

VI. Д/з.

§ 3,9.

Плоская

Полусфера

Шар

Эллипсоид

Геоид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

План-конспект урока географии в 6 классе "Форма, размеры и движение Земли" (ФГОС)

Конспект урока "Форма, размеры и движение Земли" содержит подробную технологическу карту изучения темы. Урок проводится с использованием ЭОР....

Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли

Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.....

Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.

Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли...

Презентация к уроку географии 5 класс "Влияние космоса на Землю"

В презентации в доступной и увлекательной форме рассказывается о влиянии космоса на Землю. В процессе урока используется проблемная технология, физкультминутка и первичное закрепление в виде теста....

Урок географии 5 класс "Форма и размер Земли"

Конспект урока для 5 класса "Форма и размер Земли" . Теория и практика, закрепление полученных знаний...