Профориентация на уроках географии
статья по географии по теме

Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientaciya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профориентация на уроках географии»

ГБОУ ЦО №173 Шустрова Н.А.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Глава I………………………………………………………………4
  3. Глава II……………………………………………………………...8
  4. Вывод……………………………………………………………...12
  5. Заключение………………………………………………………..13
  6. Список литературы.………………………………………………14

Введение

 Государственный образовательный стандарт общего образования [1], хотя и наполнен некоторыми новациями, не дает оптимизма в отношении профориентационной информированности учебного материала.

В образовательном стандарте по технологии среди целей изучения предмета отмечено «развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда» [1].

Не многим лучше обстоит дело с образовательными стандартами среднего (полного) общего образования. Здесь помимо технологии рекомендовано уделить внимание профориентации при изучении экономики: «ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, ориентация в выборе профессии и траектории дальнейшего образования»[1]. Однако экономика как отдельный учебный предмет выделен в учебных планах лишь некоторых образовательных учреждений.    

Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Но география – единственный мировоззренческий предмет в школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство». На каждом уроке учитель решает не только обучающие, но и воспитательные задачи. Мастерство учителя проявляется, в том числе, и в умении выделить из множества проблем воспитательно-образовательного процесса главные, приоритетные, требующие немедленного решения проблемы. Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты. Развитие информационных технологий предъявляют всё более высокие требования к учёту индивидуальных психофизиологических особенностей человека, ибо меняется содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются выносливость и ответственность. Современный мировой экономический кризис снова изменит профессиональные приоритеты молодёжи.

Глава I

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности, которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии.

Работа учителя в этом направлении  – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс. Набор методов и средств профориентационной работы широк и разнообразен. Преподаватель должен познакомиться с опытом работы своих коллег из других стран.

У ряда исследователей, занимающихся проблемой профориентации при изучении школьной географии, можно проследить расширение диапазона от осуществления профориентационной работы на отдельных уроках /3,4,5/ и знакомства с профессиями в обучении географии /5/ до изучения  профориентационных возможностей целых географических курсов /9,10/. Четкая интегративная связь между географией и профориентацией в научно-методической литературе не прослеживается. Изучив накопленный опыт по проблеме,  я пришла  к выводу, что сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.

В начале учебного года они получают задание рассказать о профессии своих ближайших родственников. Этот проект носит название «Калейдоскоп профессий». Таким образом, учитывается влияние одного из факторов - социальное окружение личности. На годичных курсах по географии «Теория и методика обучения» поднимался вопрос, что раньше дети учились, прежде всего, у своих предшественников, «…прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения…». В наше время взрослые учатся у своих детей. Новые технологии позволяют молодёжи приобретать опыт, которого не было у старшего поколения. Это ведёт к потере традиций и это опасная тенденция. Через мини-проекты ученики выходят на важную информацию, которая храниться в летописи их семей. Например,  ученик 8-го класса Преображенский Иван в своём проекте рассказал о профессии геолога на примере своей семьи. Его дед – геодезист преподаёт в Горном университете, папа – геолог, мама – гидролог, дедушка по маминой линии - профессор минералогии, живёт во Владивостоке и преподаёт в местном университете. Сам ученик мечтает о профессии аэрофотогеодезиста. Из проектов ученики узнают о династиях моряков, врачей, судостроителей. Работая над этим проектом, они раскрывают перечисленные ниже пункты:

  1. Общие сведения о профессии: краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
  2.  Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
  3.  Условия работы и требования профессии к человеку: санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

        Вместе с детьми мы разработали Памятку «Как работать над проектом». Она выглядит так:
1. Как должен выглядеть конечный продукт моей деятельности.
2. Этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана).
3. Поиск информации.
4. Оформление проекта.
5. Организация деятельности по созданию проекта.
6. Защита проекта.
Памятка берется за основу, но в неё можно  вносить коррективы.

Ученики с удовольствием работают над проектами. Создаётся информационная база. Мини-проекты в виде презентации могут быть использованы на уроках географии как дополнительный материал. Позволяют организовать встречи учеников с интересными людьми.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, а так же использование разных образовательных площадок.

Экскурсионное направление работы осуществляется за счёт посещения выставочного комплекса «Ленэкспо».Выставочный комплекс является прекрасной площадкой для изучения современного состояния промышленности, транспорта, туризма.  График выставок находится в классе и ведётся предварительная запись желающих посетить выставку. В этом году я со своими учениками посетила следующие выставки:

  1. Мехатроника и робототехника 2011
  2. Российский промышленник 2011
  3. Нева 2011 (судостроение, судоходство)
  4. 19-ая международная туристическая выставка
  5. Машиностроение 2011

Планируется посещение:

  1. ПТЯ – Петербургская техническая ярмарка 2012

Международные специализированные выставки по направлениям: "Металлургия. Литейное дело", "Металлообработка", "Машиностроение", "Автомобильная промышленность", "Инфраструктура промышленного предприятия", "Промышленные инновации". Российско-финляндский промышленный форум. IV Конференция "Нанотехнологии и Наноматериалы"

  1. III Региональный Форум поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС Северо-Запад»

III Региональный Форум-выставка поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС-Северо-Запад»

  1. Энергетика и электротехника 2012

Международная специализированная выставка энергетической промышленности и электрооборудования

Перед посещением выставочного центра ученики получают задание от учителя на тему выставки и после сдают отчёт. Например, к 19-ой международной туристической выставке ученики 11 класса получили задание:

  1. перечислить страны, активно представленные на туристическом рынке России;
  2. Какие природные объекты (рекреационные ресурсы) являются основой туристического бизнеса стран;
  3. Какие профессии задействованы в туристическом бизнесе.

Готовят собственный буклет приглашающий  посетить страну (по выбору).

Выставочный комплекс позволяет увидеть достижение стран – участниц и крупных международных организаций в области науки, техники, культуры.

Я преподаю экономическую и социальную географию мира в 10классе.  Изучение географической дисциплины в школе интегрирую с профориентационным  обучением. Это позволяет связать обучение с решением задач, стоящих перед  молодежью и хозяйством страны в условиях перехода на рыночные отношения.

С точки зрения профессиональной ориентации экономическая география является самым «выигрышным» предметом.

Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями.

Тема урока

профессия, место работы

Введение. Политическая карта мира.

Дипломат, лоббист, спичрайтер

Государственный строй стран мира.

Страновед

Международные отношения .политическая география

 экономико-географ, политолог, политгеограф, журналист место работы-СМИ, различные политические объединения

Взаимодействие общества и природы

Эколог, ландшафтовед

Загрязнение и охрана окружающей среды

Биолог

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы.

Геолог

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана

Океанограф, гидролог, лимнолог, гляциолог, туризм, гостиничный бизнес

Научно-техническая революция

Историк

Мировое хозяйство

Маркетолог, логист.

Мировое хозяйство в эпоху НТР

Риск-менеджер, кризис менеджер.

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.

Социолог, этнограф, демограф, геронтолог.

Размещение и миграция населения

Сотрудник миграционной службы

Религиозный состав населения Земли

Историк, философ

Расселение. Урбанизация.

Архитектор, урбанист.

Топливно-энергетический комплекс

Сварщик, монтажник, буровщик.

Электроэнергетика

Инженер-электрик, энергоаудитор, инженер по системе отопления, инженер теплотехник, энергетик

Черная металлургия

Технолог литейного производства

Цветная металлургия

Технолог литейного производства,

Машиностроение мира

Технолог машиностроения, инженер-конструктор, программист.

Химическая и легкая промышленность мира

Химик-технолог, инженер-химик, химик-аналитик.

Европа.

Переводчик.

Восточная Азия

Филолог, переводчик-востоковед.

Место учёбы: факультет Востоковедения; место работы: министерство иностранных дел РФ, дипломатические миссии, сферы массовой коммуникации. Туристическая деятельность.

Африка

Переводчик.

Место учёбы: факультет Африканистика; место работы: министерство иностранных дел РФ, дипломатические миссии, сферы массовой коммуникации. Туристическая деятельность.

Латинская Америка

Институт Латинской Америки в России.

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

Матиматик,астроном.Обсерватории и университеты России и  зарубежья (США,Германия,Великобритания,Финляндия,Бразилия идр.

Астрономические учреждения Российской академии наук: Пулковская обсерватория и институт прикладной астрономии в СПб, Специальная астрофизическая обсерватория

Глава II

Географические специальности

Задача каждого учителя географии заинтересовать своим предметом. Если школьник хочет сдать ЕГЭ по географии и связать свою жизнь с дальнейшим изучением этой науки, то ему необходимо дать исчерпывающую информацию о сфере применения географических знаний и показать важность этих знаний в новых экономических условиях. Наиболее широко представлены факультеты по этому профилю в СПБГУ/11/.

С инициативной группой учеников мы оформляем стенд, посвящённый профессиям в области географии. На стенде находится информация о факультетах, датах открытых дверей и олимпиадах.

Пример информационных листов по профориентации:

Факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета

Факультет Географии.

Основой целью изучения географии в Санкт-Петербургском Государственном Университете  является подготовка специалистов, знающих природные, политические, экономические и социальные особенности территории и умеющих диагностировать их состояние, проблемы развития, способных осуществлять эффективное управление обществом, учитывая масштаб и особенности региона.

Где работают выпускники:

  1. Сферы ландшафтного дизайна ;
  2. Природоохранные территориальные структуры;
  3. Градостроительные организации, осуществляющие разработку генеральных планов городов, схем территориального планирования;
  4. Промышленные и торговые компании, банки;
  5. Организации, деятельность которых направлена на решение региональных проблем: экономических,  социальных, градостроительных, социально-экологических и внешнеэкономических;
  6. Органы государственной власти:  Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и внешнеэкономическим связям Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по  транспорту и дорожному хозяйству Ленинградской области.

Факультет Картографии и геоинформатики.

Цель программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных отображать на карте практически любые географические процессы, явления с помощью традиционных и самых современных методов картографии.

Где работают выпускники:

  1. Проектные институты, связанные с разработкой, проектированием и созданием разнообразных карт и геоинформационных систем;
  2. Государственные и коммерческие картографические и геодезические структуры;
  3. Геодезические организации, выполняющие кадастровую съемку местности;
  4. Инновационные компании, архитектурные и строительные организации.

Факультет Гидрометеорологии.

Основной целью данной программы является подготовка специалистов, разбирающихся во всём многообразии явлений, происходящих в атмосфере и гидросфере. Студенты учатся моделировать и прогнозировать развитие природных процессов, оценивать техногенное воздействие на окружающую среду

Где работают выпускники:

  1. Проектные институты, осуществляющие работы по укреплению берегов, строительству портов, морских каналов и экологии РФ;
  2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
  3. Институт Военно-Морского Флота РФ;
  4. ГУП  «Водоканал»;
  5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Факультет Почвоведения.

Подготовка кадров для работы в области почвоведенья, экологии, земельного кадастра и лесного хозяйства, контроля и управления земельными ресурсами в государственных и частных компаниях, органах власти.

Где работают выпускники:

  1. Научно-исследовательские институты Российской академии наук:  Центр экологической безопасности, НИИ физико-химических и биологических проблем почвоведения,  Институт почвоведения и агрохимии;
  2. Государственные научные учреждения РАСХН: НИИ сельскохозяйственной микробиологии, центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева, агрофизический научно-исследовательский институт, почвенный институт имени В.В. Докучаева.
  3. Федеральная служба земельного кадастра России;
  4. Государственные органы экологического контроля и управления земельными ресурсами;
  5. Частные организации, использующие знания и информацию о почвах (экология, ландшафтный дизайн, агрономия, картография и археология).

Факультет Экологии и природопользования.

Программа направлена на подготовку бакалавров способных предсказывать, выявлять, оценивать природные  и природно-техногенные воздействия на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работа по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономико-экологический аудит.

Где работают выпускники:

  1. Органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием ( федеральные и региональные учреждения министерства природных ресурсов РФ, министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ).
  2. Комитет природных ресурсов Правительства Ленинградской области и других регионов РФ.
  3. Организации экологического аудита и маркетинга;
  4. Производственные организации, такие как ЛАЭС, «Нефтегазогеодезия» ;
  5. Государственная экологическая инспекция;
  6. Органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения министерства природных ресурсов РФ, министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ).

Факультет Геологии.

Где работают выпускники:

  1. Организации министерства природных ресурсов и экологии РФ, министерство энергетики РФ, министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, Госстроя России;
  2. Институт Российской Академии Наук и Ведомственных Научно-исследовательские организации геологического профиля;
  3. Акционерные и частные компании, осуществляющие поиски, разведку и добычу минерального сырья;
  4. Преподавательская деятельность.

Факультет Экологии и недропользования.

Программа направлена на подготовку бакалавров, способных предсказывать, выявлять и оценивать природные и природно-техногенное воздействие на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работы по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономическо-экологический аудит.

Где работают выпускники:

  1. В качестве экспертов и исследователей в подразделениях Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ
  2. Государственные и районные природоохранные органы управления;
  3. Государственные и частные производительные организации;
  4. Научно-исследовательские, академические и проективные учреждения;
  5. Страховые компании;
  6. Преподавательская деятельность.

Факультет Биоразнообразия и охраны природы.

Основная задача программы -  подготовка высококвалифицированных экологов-практиков, способных плодотворно решать различные задачи по охране и управлению использованием природных ресурсов, владеющих методами и способами развития правовой и экономической баз охраняемых природных территорий и регламентации хозяйственной деятельности на них.

Где работают выпускники:

  1. Государственные природоохранные службы и комитеты природопользования в том числе департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-западному федеральному округу, комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, комитет по природопользованию, охране окружающей среды и по обеспечению экологической безопасности правительства СПб.
  2. Научно-исследовательский институты российской академии наук и различных ведомств;
  3. Производственные объединения экологического профиля и организации, предоставляющие консалтинговые услуги;
  4. Предприятия реального сектора экономики в области экологии и рационального природопользования;
  5. Некоммерческая экологическая организации я «Оптимальный мир», центр экологического аудита и консалтинга «РАВНОПРАВИЕ»

Факультет Землеустройства и кадастра.

Программа направлена на подготовку специалистов высокой квалификации по землеустройству и кадастру недвижимости. Комплекс дисциплин, изучаемых в рамках данной программы позволяет сформировать знания по широкому спектру актуальных вопросов в сфере землепользования и управления земельными ресурсами в контексте сложившихся рыночных отношений.

Где работают выпускники:

  1. Росреестр, система управления земельными ресурсами;
  2. Государственные проектные институты по землеустройству;
  3. Земельные кадастровые палаты и департаменты земельных ресурсов регионов РФ;
  4. Коммерческие организации, осуществляющие кадастровую оценку земель.

Выводы

  1. Актуальность исследования по теме профориентация на уроках географии, обусловлена, во-первых, новой парадигмой в педагогике: переходом от коллективно-центрической к человеко-центрической концепции формирования личности; во-вторых, очевидным противоречием между социальным заказом и возможностями системы школьного географического образования в реализации интегративного подхода к формированию личности школьника. Она обусловлена социальным заказом огромной важности: дать школьнику прочные географические знания, помочь выбрать специальность и научить работать, не нанося ущерба окружающей среде.
  2. Работая с проектами, ученики с уважением и пониманием относятся к труду своих близких. Ценят их вклад в общество, через личностное восприятие. Крепнет связь между прошлым поколением и молодым.
  3. У школьников расширяют представление о мире профессий. Посещая выставки,  они видят истинную, современную картину рынка труда, Происходит более осознанный выбор своего места в мире.
  4. В процессе профориентационной работы возникают доверительные отношения между учителем и учащимся, ведь преподаватель помогает в сложной ситуации выбора дальнейшего пути. Как следствие уроки географии проходят с повышенным интересом

   

 

Рекомендации

Следует увеличивать количество часов географии в учебном плане в старших классах (9-11 кл.), создавать дополнительные пособия в помощь учителю географии по профориентации .

Список используемой литературы

  1. Государственные образовательные стандарты. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
  2. Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: ВентанаГраф, 2008. – С. 183.
  3. Агапова Г.Г. Подготовка учащихся к выбору профессии в США// Шк. и пр-во,1991,№ 2.-С.90-92.
  4. Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профес-сии//Сов.педагогика, 1990,№ 2.-С.25-30.
  5. Апостолов С.П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,1991,№ 3.-С.73-76.
  6. Бабосов Е.М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 1988.-158с.
  7. Бабанский Д.К.,Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся.-Киев:Радянска шк., 1985.-256с.
  8. Климов Е.А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 1985.-241с.
  9. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педа-гогика, 1988.- 184с.
  10. Чернов Б.А.,Рекита И.Ю. Краеведческий принцип в профориентации учащихся сельской школы// География в шк.,1978,№ 5.-C.58-59.
  11. Санкт-Петербургский государственный университет.. Образовательные программы бакалавриата и подготовки специалиста. 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"

"Если человек не знает, к какойпристани он держит путь, для негодля него ни один ветер не будет попутным"                         ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Профориентация на уроках столярного дела как средство социализации личности.

Этот доклад был выполнен для выступления на педсовете....

Элементы профориентации на уроках в начальных классах школы VIII вида

В статье раскрывается тема важности проведения профориентации учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, начиная с 1-ого года обучения....

Профориентация на уроках иностранного языка. Выступление на педагогическом совете.

Профориентация  на уроке иностранного языка помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальность,соориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности....

«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё б...