"Профориентация обучающихся на уроках географии, как одно из важнейших направлений современного образования"
статья

Карлова Валентина Константиновна

В настоящее время целью современного образования является развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этой связи определены задачи: вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество. В статье расмотрены пути профориентации обучающихся на уроках географии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация обучающихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования.

В настоящее время важнейшим социальным требованием к образовательной организации является ориентация образования не только на усвоение обучающимися программного материала, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Ключевое слово обучения в условиях реализации ФГОС - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ведь цель современного образования - развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этой связи определены задачи: вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество.

Ежегодно большое количество выпускников 9-х классов сдают географию. Многие из них выбрали географию для сдачи в форме ОГЭ, так как считают ее интересным и наиболее понятным предметом, но больше половины из них не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии. Как правило, они считают, что географ —это путешественник, географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ преподает географию в школе. И все! Вот такие скудные знания о профессии географа.

А ведь география - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности,  но немало профессий, тесно связанных с географией и все они очень разнообразны.

Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями.

Рабочая программа 6 класса

  1. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения

6. Озёра. Профессия гидролог. Практическая работа "Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации"

8. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота

20. Профессия метеоролог. Практическая работа «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды»

21. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог

23. Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог

Задания на уроках:  Сиквейн об океанологе  

На начальном этапе изучения географии в шестом классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность   профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить учащихся   различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность.  

В 7, 8, 9  классах  обучающиеся «примеряют» на себя профессии рекламного агента, туроператора, экскурсовода.

Например, на уроке при изучении Европейского Севера можно предложить задание с элементами детектива, которое покажет, что знания полученные на уроках географии могут пригодиться и в работе следователя.  

При изучении экономической и социальной географии мира в  10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями учащихся, формировать устойчивую позицию выбора.  Например, учащиеся пробуют себя в роли биолога, эколога при изучении темы «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Уроки географии  приводят к тому, что обучающийся, «примеряя» на себя различные профессии, заинтересовывается той или иной профессией. И я надеюсь, что тот опыт, который они получают на моих уроках,  может помочь им в дальнейшем при выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание является одним из важных направлений воспитания

Слава Отечеству, слава России, С Родиной наши сердца. Мы победим любое насилие, Выполним долг до конца   Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и  респуб...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОП В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС – ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ»

Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивы...

«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё б...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...