Игра "Большие буквы", посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Попова Ольга Викторовна

 

Большие буквы   «М. В. Ломоносов»

 

Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.

М.В. Ломоносов

Цель:

  • пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю.
  • обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.
  • дать возможность детям проявить свои умственные способности.

Участники: команда из 6 человек  (6 - 8 класс)

Оборудование:

  1.  Презентация  (прилагается)
  2. Экран, мультмедиапроектор
  3. Набор букв: атлас, мозаика , краеведенье,
  4. Большие буквы : УНИВЕРСИТЕТ.  Четыре восклицательных знака
  5. Карточки с названиями: Дворец Петра III в городе Ломоносов, Мемориальный дом-музей им М.В. Ломоносова, Театр Драмы имени М.В. Ломоносова Дмитриевская церковь, Московский Государственный Университет  им М.В. Ломоносова
  6. Образцы горных пород: гипс, известняк, песчаник, гранит, боксит, каменный уголь,  полевой шпат, слюда, железняк, мрамор.

Правила игры: 

Цель игры собрать БОЛЬШИЕ БУКВЫ, из которых нужно составить слово. Для того чтобы  заработать БОЛЬШУЮ БУКВУ учащимся необходимо выполнять различные задания. В каждом  задании учащиеся зарабатывают  буквы, из которых составляют слово, если слово составлено правильно, команда получает БОЛЬШУЮ БУКВУ.  В ходе игры, при выполнении дополнительных заданий, команда зарабатывает восклицательные знаки,  в конце игры учащиеся могут обменять «!» на недостающие БОЛЬШИЕ БУКВЫ, или оставить их для супер – игры. Каждый знак увеличивает время супер – игры.

         Данная игра может служить заключительным мероприятием  в неделе географии или краеведения. Также может проводиться в рамках  Ломоносовских дней в школе.

 

 

Все задания в игре составлены с помощью  сайта:

Великий сын России   http://lomonosov.ogkuipt.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры.

 

Жизнь и творчество великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной.

 НАШУ ИГРУ МЫ ПОСВЕЩАЕМ НАШЕМУ ЗЕМЛЯККУ Михаилу Васильевичу Ломоносову.

 

  1. ТУР   Дай ответ.

Вашей команде предстоит ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите букву.

Вопросы:

1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море?   10лет

2. Во сколько лет Ломоносов научился читать?   12лет

3. Кто был первым учителем Ломоносова?   Иван Шубный

4. Какие книги Ломоносов назвал “вратами своей учёности”?  “Псалтырь” Симеона Полоцкого, “Грамматику” Смотрицкого и “Арифметику” Магницкого

5.  Сколько лет исполнилось М.В. Ломоносову, когда он отправился в Москву?   19 лет

Из полученных букв, участники составляют слово.

Если на какой – то  вопрос команда не дала ответа, то они не получают букву.  Однако,  команда может попытаться отгадать слово.

 

слово  АТЛАС.

 

В 1758 Ломоносову было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии Наук. Основной задачей Географического департамента было составление “Атласа Российского”. Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны.

За правильное выполнение задания команда получает большую  букву «В»

Первая  буква «В».  За 1 минуту вам необходимо назвать 15 слов, связанных с географией начинающихся на букву «В» (За правильное выполнение задания команда получает  «!»

 

  1. ТУР   Определи объект.

За определенное время вам необходимо правильно соотнести название и изображение объекта.

На карточках названия:

Московский Государственный Университет  им М.В.Ломоносова

Дворец  Петра III в городе Ломоносов

Театр Драмы имени М.В. Ломоносова.

Дмитриевская церковь

Мемориальный дом-музей им М.В.Ломоносова

На  экране  изображение этих объектов.

 

За правильное выполнение задания команда получает букву «Т» (две буквы)

За 1 минуту вам необходимо назвать 15 географических слов, заканчивающихся на букву «Т» (слова существительные в единственном числе  в именительном падеже).

За правильное  выполнение задания команда получает  «!»

Игра со зрителями

Вам необходимо назвать 15 наук, которые связаны с географией

За правильное выполнение задания команда получает  «!»

 

3 ТУР  Определи горную породу.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем “Слове о рождении металлов от трясения Земли” и в работе “О слоях земных” он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и фактически применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма.

 

Перед вами образцы горных пород, каждая порода сопровождается буквой, вам нужно составить слово из букв. А вот, какие буквы вам нужно использовать, вам поможет  умение определить название горной породы.

Вам необходимы горные породы:

Гипс, известняк, песчаник, гранит, боксит, каменный уголь, полевой шпат.

(Под каждой коробочкой с горной породой размещена буква, горных пород больше чем нужно)

 

Из букв составьте слово.      МОЗАЙКА.

Мозаика -  искусство, которое возродил М.В.Ломоносов. До того, как обзавёлся химической лабораторией, обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.

К мозаике М.В.Ломоносов подходил как учёный. Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Открыл фабрику в Усть-Рудицах, где трудилось несколько мастеров (примерно 40 портретов): сестры императрицы Елизаветы – Анны Петровны, её сына Петра Фёдоровича, графа П.И.Шувалова, овальный портрет Елизаветы. В течении 4-х лет работал над “Полтавской баталией” (6,5х5 м – 1млн 30 тыс кубиков смальт.)

 

За правильное выполнение задания команда получает букву «У»

Вы можете получить «!», если сможете назвать горную породу из которой получают алюминий (правильный ответ: боксит)

 

4 ТУР    Устаревшие слова.

 

Многое  сделал  Ломоносов  для  русской  науки.  И  прежде  всего  он  добился  того,  чтобы  обучение  в  Академии  велось  на  русском  языке,  а  не  на  латыни,  как  было  прежде.

Он  ввел  множество  научных  терминов.  Вот  слова,  которые  впервые  употребил  Ломоносов:  квадрат,  синус,  диаметр,  горизонтальный,  кислота,  предложный  падеж,  градусник  и  т.д.

Надо  сказать,  что  язык  времени  Ломоносова  сильно  отличался  от  современного  языка.

Сейчас в географии есть целая наука,  изучающая народы. Их традиции, культуру, язык.

Сейчас  мы  проверим,  знаете  ли  вы  устаревшие  поморские слова,  встречающиеся  в  произведениях  Ломоносова. 

 

                                  

      - У  желны:  а)  2  ноги;   б)  4  ноги;   в)  6  ног.

(Желна – это  дятел.  2  ноги).

    - Что  такое  ланиты?   а)  ткань;   б)  цветы;   в)  щеки.

(Щеки).

    - Вран – это:   а)  враг;   б)  врун;   в)  ворон.

(Ворон).

    - Пестун – это:   а)  палец;   б)  наставник;   в)  пистолет.

(Наставник).

    - Что  такое  полушка?  Сколько  копеек  в  полушке:   а)  10;   б)  ½;   в)  ¼.

(Серебряная  монета  достоинством  в  полденьги,  т.е.  ¼  копейки).

    - Для  чего  использовали  дощеник:   а)  для  плавания;   б)  для  захоронения;    в)  для  письма.

(Дощеник  (дощаник) – плоскодонное  парусное  весельное  судно).

    - Клобук  носят:   а)  на  голове;   б)  на  шее;   в)  в  кармане.

(Клобук – высокий  монашеский  головной  убор  с  покрывалом).

    - Что  необходимо,  чтобы  стать  толмачом:   а)  хорошо  рисовать;   б)  быстро  бегать;   в)  хорошо  знать  языки.

(Толмач – переводчик).

    - Покажите  десницу.

(Десница – правая  рука).

    - Что  делали  крестьяне,  когда  орали:   а)  кричали;   б)  пахали;   в)  пели.

(Орать  (орати) – пахать).

    - Простоволосый  значит:  а)  без  кудрей;   б)  без  волос;   в)  без  шапки.

(Простоволосый – с  непокрытой  головой).

 

За каждый правильный ответ команда получает Букву. Из букв необходимо сложить слово.

КРАЕВЕДЕНЬЕ.

 

Краеведенье – это комплекс наук, изучающих часть страны местным населением, для которых эта территория считается малой родиной.

В 1761 г. М. В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения.

За правильное выполнение задания команда получает букву «И» (две)

 

Вы заработали буквы «И», «И», «У», «Т», «Т», «В» ! ! ! !

 

Восклицательные знаки вы можете обменять на букву, а можете сберечь для финала.

 Из букв вам нужно составить слово.

 

 Участники составляют слово:

УНИВЕРСИТЕТ.

 

В мае 1755 г. В Москве, по проспекту Ломоносова был открыт первый в нашей стране университет. Ломоносову принадлежала не только идея создания этого учебного заведения, но и план организации в нем учебного и воспитательного процесса, разработка программы его деятельности, определение его места в общественной жизни страны. С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова.

 

 

ФИНАЛ  «Лучший игрок»

 

За 1 (+ по 1 минуте, за восклицательный знак) минуту вам необходимо составить новые слова из слова УНИВЕРСИТЕТ, игрок,  составивший большее количество слов, объявляется Лучшим игроком игры.

 

 

Подведение итогов. Награждение.

Каждый участник команды получает значок, с изображением М.В. Ломоносова, а Лучший игрок дополнительный приз!

 

 

 

Источник информации:

Сайт   Великий сын России   http://lomonosov.ogkuipt.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_bolshie_bukvy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое образовательное учреждение

муниципального образования "Город Архангельск"

"Средняя общеобразовательная школа № 60"

Игра

«Большие буквы»

внеклассное мероприятие по географии,  посвященное М.В. Ломоносову

конкурсная работа на V городской методической выставке-ярмарке

"Программы. Технологии. Методики"

Направление: Организационно-массовая работа

Автор :   Попова  Ольга   Викторовна,

учитель   географии : МКОУ СОШ 60

I квалификационная            категория

Архангельск

2013

Пояснительная записка

Большие буквы   «М. В. Ломоносов»

Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.

М.В. Ломоносов

Цель:

  1. пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю.
  2. обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.
  3. дать возможность детям проявить свои умственные способности.

Участники: команда из 6 человек  (6 - 8 класс)

Оборудование:

  1.  Презентация  (прилагается)
  2. Экран, мультмедиапроектор
  3. Набор букв: атлас, мозаика , краеведенье,
  4. Большие буквы : УНИВЕРСИТЕТ.  Четыре восклицательных знака
  5. Карточки с названиями: Дворец Петра III в городе Ломоносов, Мемориальный дом-музей им М.В. Ломоносова, Театр Драмы имени М.В. Ломоносова Дмитриевская церковь, Московский Государственный Университет  им М.В. Ломоносова
  6. Образцы горных пород: гипс, известняк, песчаник, гранит, боксит, каменный уголь,  полевой шпат, слюда, железняк, мрамор.

Правила игры:  

Цель игры собрать БОЛЬШИЕ БУКВЫ, из которых нужно составить слово. Для того чтобы  заработать БОЛЬШУЮ БУКВУ учащимся необходимо выполнять различные задания. В каждом  задании учащиеся зарабатывают  буквы, из которых составляют слово, если слово составлено правильно, команда получает БОЛЬШУЮ БУКВУ.  В ходе игры, при выполнении дополнительных заданий, команда зарабатывает восклицательные знаки,  в конце игры учащиеся могут обменять «!» на недостающие БОЛЬШИЕ БУКВЫ, или оставить их для супер – игры. Каждый знак увеличивает время супер – игры.

        Данная игра может служить заключительным мероприятием  в неделе географии или краеведения. Также может проводиться в рамках  Ломоносовских дней в школе.

Все задания в игре составлены с помощью  сайта:

Великий сын России   http://lomonosov.ogkuipt.ru

Ход игры.

Жизнь и творчество великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной.

 НАШУ ИГРУ МЫ ПОСВЕЩАЕМ НАШЕМУ ЗЕМЛЯККУ Михаилу Васильевичу Ломоносову.

  1. ТУР   Дай ответ.

Вашей команде предстоит ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите букву.

Вопросы:

1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море?   10лет

2. Во сколько лет Ломоносов научился читать?   12лет

3. Кто был первым учителем Ломоносова?   Иван Шубный

4. Какие книги Ломоносов назвал “вратами своей учёности”?  “Псалтырь” Симеона Полоцкого, “Грамматику” Смотрицкого и “Арифметику” Магницкого

5.  Сколько лет исполнилось М.В. Ломоносову, когда он отправился в Москву?   19 лет

Из полученных букв, участники составляют слово.

Если на какой – то  вопрос команда не дала ответа, то они не получают букву.  Однако,  команда может попытаться отгадать слово.

слово  АТЛАС.

В 1758 Ломоносову было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии Наук. Основной задачей Географического департамента было составление “Атласа Российского”. Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны.

За правильное выполнение задания команда получает большую  букву «В»

Первая  буква «В».  За 1 минуту вам необходимо назвать 15 слов, связанных с географией начинающихся на букву «В» (За правильное выполнение задания команда получает  «!»

  1. ТУР   Определи объект.

За определенное время вам необходимо правильно соотнести название и изображение объекта.

На карточках названия:

Московский Государственный Университет  им М.В.Ломоносова

Дворец  Петра III в городе Ломоносов

Театр Драмы имени М.В. Ломоносова.

Дмитриевская церковь

Мемориальный дом-музей им М.В.Ломоносова

На  экране  изображение этих объектов.

За правильное выполнение задания команда получает букву «Т» (две буквы)

За 1 минуту вам необходимо назвать 15 географических слов, заканчивающихся на букву «Т» (слова существительные в единственном числе  в именительном падеже).

За правильное  выполнение задания команда получает  «!»

Игра со зрителями

Вам необходимо назвать 15 наук, которые связаны с географией

За правильное выполнение задания команда получает  «!»

3 ТУР  Определи горную породу.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем “Слове о рождении металлов от трясения Земли” и в работе “О слоях земных” он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и фактически применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма.

Перед вами образцы горных пород, каждая порода сопровождается буквой, вам нужно составить слово из букв. А вот, какие буквы вам нужно использовать, вам поможет  умение определить название горной породы.

Вам необходимы горные породы:

Гипс, известняк, песчаник, гранит, боксит, каменный уголь, полевой шпат.

(Под каждой коробочкой с горной породой размещена буква, горных пород больше чем нужно)

Из букв составьте слово.      МОЗАЙКА.

Мозаика -  искусство, которое возродил М.В.Ломоносов. До того, как обзавёлся химической лабораторией, обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.

К мозаике М.В.Ломоносов подходил как учёный. Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Открыл фабрику в Усть-Рудицах, где трудилось несколько мастеров (примерно 40 портретов): сестры императрицы Елизаветы – Анны Петровны, её сына Петра Фёдоровича, графа П.И.Шувалова, овальный портрет Елизаветы. В течении 4-х лет работал над “Полтавской баталией” (6,5х5 м – 1млн 30 тыс кубиков смальт.)

За правильное выполнение задания команда получает букву «У»

Вы можете получить «!», если сможете назвать горную породу из которой получают алюминий (правильный ответ: боксит)

4 ТУР    Устаревшие слова.

Многое  сделал  Ломоносов  для  русской  науки.  И  прежде  всего  он  добился  того,  чтобы  обучение  в  Академии  велось  на  русском  языке,  а  не  на  латыни,  как  было  прежде.

Он  ввел  множество  научных  терминов.  Вот  слова,  которые  впервые  употребил  Ломоносов:  квадрат,  синус,  диаметр,  горизонтальный,  кислота,  предложный  падеж,  градусник  и  т.д.

Надо  сказать,  что  язык  времени  Ломоносова  сильно  отличался  от  современного  языка.

Сейчас в географии есть целая наука,  изучающая народы. Их традиции, культуру, язык.

Сейчас  мы  проверим,  знаете  ли  вы  устаревшие  поморские слова,  встречающиеся  в  произведениях  Ломоносова.  

                                 

      - У  желны:  а)  2  ноги;   б)  4  ноги;   в)  6  ног.

(Желна – это  дятел.  2  ноги).

    - Что  такое  ланиты?   а)  ткань;   б)  цветы;   в)  щеки.

(Щеки).

    - Вран – это:   а)  враг;   б)  врун;   в)  ворон.

(Ворон).

    - Пестун – это:   а)  палец;   б)  наставник;   в)  пистолет.

(Наставник).

    - Что  такое  полушка?  Сколько  копеек  в  полушке:   а)  10;   б)  ½;   в)  ¼.

(Серебряная  монета  достоинством  в  полденьги,  т.е.  ¼  копейки).

    - Для  чего  использовали  дощеник:   а)  для  плавания;   б)  для  захоронения;    в)  для  письма.

(Дощеник  (дощаник) – плоскодонное  парусное  весельное  судно).

    - Клобук  носят:   а)  на  голове;   б)  на  шее;   в)  в  кармане.

(Клобук – высокий  монашеский  головной  убор  с  покрывалом).

    - Что  необходимо,  чтобы  стать  толмачом:   а)  хорошо  рисовать;   б)  быстро  бегать;   в)  хорошо  знать  языки.

(Толмач – переводчик).

    - Покажите  десницу.

(Десница – правая  рука).

    - Что  делали  крестьяне,  когда  орали:   а)  кричали;   б)  пахали;   в)  пели.

(Орать  (орати) – пахать).

    - Простоволосый  значит:  а)  без  кудрей;   б)  без  волос;   в)  без  шапки.

(Простоволосый – с  непокрытой  головой).

За каждый правильный ответ команда получает Букву. Из букв необходимо сложить слово.

КРАЕВЕДЕНЬЕ.

Краеведенье – это комплекс наук, изучающих часть страны местным населением, для которых эта территория считается малой родиной.

В 1761 г. М. В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения.

За правильное выполнение задания команда получает букву «И» (две)

Вы заработали буквы «И», «И», «У», «Т», «Т», «В» ! ! ! !

Восклицательные знаки вы можете обменять на букву, а можете сберечь для финала.

 Из букв вам нужно составить слово.

 Участники составляют слово:

УНИВЕРСИТЕТ.

В мае 1755 г. В Москве, по проспекту Ломоносова был открыт первый в нашей стране университет. Ломоносову принадлежала не только идея создания этого учебного заведения, но и план организации в нем учебного и воспитательного процесса, разработка программы его деятельности, определение его места в общественной жизни страны. С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова.

ФИНАЛ  «Лучший игрок»

За 1 (+ по 1 минуте, за восклицательный знак) минуту вам необходимо составить новые слова из слова УНИВЕРСИТЕТ, игрок,  составивший большее количество слов, объявляется Лучшим игроком игры.

Подведение итогов. Награждение.

Каждый участник команды получает значок, с изображением М.В. Ломоносова, а Лучший игрок дополнительный приз!

Источник информации:

Сайт   Великий сын России   http://lomonosov.ogkuipt.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности М.В.Ломоносова...

День науки и искусства, посвященный дню рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" 6, 7 и 8 классах

Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его д...

классный час, посвященный 300-летию М.В.Ломоносова

классный час-беседа о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова...

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Открытый классный час, посвященный 300-летию М.В. Ломоносова

Оснащение:1. На доске:- портрет М.В. Ломоносова;- эпиграфы к мероприятию:… может собственных Платонов и быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать!М.В. ЛомоносовЖалею только о том, что не ...

Презентация реферат ной работы, посвященной 300-летию М.В.Ломоносова

Данная рефератно-исследовательская работа учащегося раскрывает тему о жизнедеятельности Великого одописца М.В.Ломоносова...