Климат Африки. Урок географии в 7 классе.
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Двуличанская Анна Александровна

Разработка урока географии в 7 классе "Климат Африки". Основной мотод обучения - проблемное обучение. Урок разработан по требованиям  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Учитель: Двуличанская А.А.

Класс: 7

Тема урока: Климат Африки

Планируемые образовательные результаты

Предметные:обучающиеся смогут

  1. объяснять   влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
  2. определять по климатограмме показатели климата и  тип климата;
  3. объяснять особенности климатических поясов Африки;
  4. определять по карте климатические показатели (температуру и осадки)

Метапредметные

Познавательные:

  1. Смогут находить в учебнике и на карте достоверную информацию,
  2. анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать,
  3. делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  

Регулятивные:

  1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
  2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  3. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
  4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные:

  1. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
  2. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявномвиде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
  3. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
  4. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
  5. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
  6. Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
  7. Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные:

  1. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  2. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
  3. Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор
  4. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
  5. Решаемая учебная проблема: Под влиянием каких факторов формируется климат Африки?

Основные понятия, изучаемые на уроке:климатообразующие факторы, климатические пояса

Оборудование:  физическая карта Африки, климатическая карта Африки, слайды  «Климат Африки», таблица «Особенности климатических поясов Африки», атласы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Назовите факторы, под влиянием которых формируется климат любой территории.

Расскажите о влиянии  рельефа на климат.

Какой из факторов, по-вашему, является главным? Почему?

Деятельность обучающихся

Вспоминают и называют климатообразующие факторы: ГШ, постоянные ветры, течения, рельеф, удаленность от океана, высота над уровнем моря

- Рассказывают о влиянии рельефа на климат:

- горы задерживают ветры;

- с высотой температура уменьшается и т.д.

- Высказывают свое мнение о том, какой из факторов является главным.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Какой климатический рекорд принадлежит Африке?

- Найдите на климатической карте самую высокую и самую низкую температуры воздуха.

- Почему Африка является самым жарким материком?

- Посмотрите на вулкан Килиманджаро (слад из презентации)

- Почему на вершине Килиманджаро есть ледники? Ведь вулкан расположен в жарком поясе.

- Почему в Южной Африке на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?

- Некоторые ребята сказали, что Африка – самый сухой материк. Там выпадает мало осадков.

-Кто согласен?

Везде ли в Африке выпадает мало осадков?

Деятельность обучающихся

- Высказывают свое мнение:

- Самый жаркий материк – там зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58С

Высказывают свое мнение

С высотой температура понижается (на каждый километр на 6С)

Решают задачу: определяют температуру на вершине вулкана.

- Высказывают свое мнение

Ребята высказывают свое мнение, приводят доказательства, используя климатическую карту.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

- Под влиянием каких факторов формируется климат Африки?

Деятельность обучающихся

Высказывают свое мнение.

4. ЭТАП планирования работы.

Деятельность учителя

- Сегодня мы должны выполнить следующие задачи:

- роль КФ в формировании климата Африки;

- особенности КП Африки

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Деятельность учителя

- В каких широтах расположена Африка?

- Какую роль играет ГШ в формировании климата Африки? Сделайте вывод.

- Какую роль в формировании климата Африки сыграли течения? Приведите доказательства, используя климатическую карту Африки.

- Какие постоянные ветры формируют климат Африки?

- Какое влияние на климат оказывают С-В и Ю-В пассаты? Сделайте вывод.

- По климатической карте определите, какое количество осадков выпадает в Южной Африке на побережье Индийского океана.  Какую роль здесь играет рельеф?

- В центральной части Сахары на протяжении нескольких лет не выпадает ни капли дождя. Почему? Какой фактор сыграл здесь роль?

- Мы рассмотрели роль каждого КФ в формировании климата Африки. Но нужно помнить, что климат любой территории зависит от совокупности КФ.

Деятельность обучающихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

- Почему вЮжной Африки в пределах тропического пояса выделяется область влажного климата?

Какие факторы сыграли здесь роль?

- Почему в Северной Африке сформировалась крупнейшая пустыня мира?

Назовите КФ, которые способствовали этому.

- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?

Под влиянием каких факторов здесь сформировался сухой климат?

- Почему экваториальный пояс не доходит до Индийского океана?

- В каких КП расположена Африка?

- Какие из них основные, а какие переходные?

- Анализ климатограмм и заполнение таблицы «Особенности КП Африки»

Деятельность обучающихся

- Предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме

Заполняют таблицу (работа в группах)

КП

ВМ

Ср. tС

Кол-во осадков (мм)

Распределение по сезонам

зима

лето

зима

лето

ЭП

СЭП

ТП(пустынный)

СТП

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Какие цели мы наметили в начале урока?

- Удалось ли их выполнить?

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

8 ЭТАП Домашнее задание.  §15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"

Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок раработан в соответствии с ФГОС...

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок разработан в соответствии с ФГОС...

урок географии 7 класс Климат Африки

урок географии 7 класс Климат Африки...

Урок географии 7 класс "Климат Африки"

Цель: Выявить главные особенности климата Африки. Планируемые образовательные результатыПредметные: обучающиеся смогутобъяснять   влияние климатообразующих факторов на климат Африки;объ...