Урок географии 7 класс "Климат Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Макеева Светлана Владимировна

Цель:

Выявить главные особенности климата Африки.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающиеся смогут

  • объяснять   влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
  • объяснять особенности климатических поясов Африки;
  • определять по карте климатические показатели (температуру и осадки)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki_makeeva_s.v.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Климат Африки

Учитель географии МБОУ «Горковская СОШ»

Макеева С.В.

Цель:

Выявить главные особенности климата Африки.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающиеся смогут

  • объяснять   влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
  • объяснять особенности климатических поясов Африки;
  • определять по карте климатические показатели (температуру и осадки)

Метапредметные

Познавательные:

  • Смогут находить в учебнике и на карте достоверную информацию,
  • анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать,
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  

Регулятивные:

  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные:

  • Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и Не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
  • Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
  • Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
  • Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
  • Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные:

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
  • Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий  выбор
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
  • Решаемая учебная проблема: Под влиянием, каких факторов формируется климат Африки?

Метод обучения:

- по традиционной классификации – словесный, практическая  работа;

- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

- ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);

- Презентация PowerPoint «Климат Африки»;

- учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, презентация  в  PowerPoint , наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание и мотивация 

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Мы уже изучили с вами ГП и рельеф Африки и можем охарактеризовать природу материка.

А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?


Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте. 


Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?


Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. 
Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с 
эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой. 


Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей
 берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и
покой, и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и
 китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
 


– Почему таких особенностей природы нет на материке? 
(Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.) 

Задание: Разгадать кроссворд «Климат Африки»

К

и

л

и

м

а

н

д

ж

а

р

о

И

г

о

Л

ь

н

ы

й

Г

в

И

н

е

й

с

к

и

й

А

л

ь

М

а

д

и

М

А

д

а

г

а

с

к

а

р

А

Т

л

а

с

А

х

а

г

г

а

р

р

е

л

ь

е

Ф

К

а

м

е

Р

у

н

К

а

п

с

к

И

е

К

е

н

и

я

С

о

м

а

л

И

1.Гора-вулкан, визитная карточка Африки, цель всех альпинистов мира, из-за нее Африку называют «любимицей Солнца», высшая точка Восточно-Африканского плоскогорья (г. Килиманджаро).

2.Крайняя южная точка Африки (Игольный).

3. Залив, на западе Африки (Гвинейский).

4. Крайняя западная точка материка, которая своим взором обращена к островам Зеленого Мыса (Мыс Альмади).

5.«Мультипликационный» остров возле берегов Африки, который в прошлом был единой частью с материком «Мадагаскар).

 6.«Сборник карт» на территории материка (Атлас).

7.Нагорье в пустыне Сахара (Ахаггар).

8.Все неровности земной поверхности (рельеф).

9.Вулкан на побережье Гвинейского залива (Камерун).

10. Горы на крайнем юге Африки (Капские).

11. Гора на Восточно-Африканском плоскогорье (Кения).

12. Полуостров Африки, который называют «Африканским рогом» (Сомали).

Колдовская страна! Ты на дне котловины,

Задыхаешься, льётся огонь с высоты,

Над тобою разносится крик ястребиный,

Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?

Пальмы, кактусы,  в рост человеческий травы…

Осторожнее! В ней притаились удавы,

Притаились пантеры и рыжие львы.

(Н.С. Гумилёв)

Фронтальный опрос

- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)

- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм.давление и т.д.)

- Так почему Африка – самый жаркий материк?

- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?

- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)

 (СХЕМА НА ДОСКЕ)

- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)

1. Главный фактор – географическая широта.

- Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие  элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?

А это значит, что большая часть Африки расположена  …    (в жарком тепловом поясе)

Африка – самый жаркий материк, потому что…

Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

Среднемесячная температура не ниже ____________.

Отмечена самая высокая температура ____________.

2.  Влияние постоянных ветров

- Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков.

- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?


Наводящие вопросы учителя

1) С какой поверхности дуют С-В пассаты?

2)Какие ВМ проникают на материк?

3) К чему это приводит?

4) С какой поверхности дуют Ю-В пассаты?

5) Какие ВМ проникают на материк?

6) К чему это приводит?

В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.

В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.

 Влияние течений.

   - Почему на Ю-В и С-В побережьях Африки выпадает разное количество осадков?

- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда – на побережье влажный климат.)

- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)

ФИЛЬМ

Удалённость от океана

А сейчас попробуем разгадать одну из  загадок Африки.

Почему  пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария, стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары

Физминутка « Суша и вода» развивает внимание.

Учащиеся встают из-за парт.

Учитель говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша»,  надо  присесть на корточки. Вместо слова «вода» или «суша» могут быть названия географических объектов: «Гибралтарский пролив», «Мадагаскар», «Суэцкий канал», «Сахара», «Намиб», «Красное море», «Атлас», «Средиземное море».  

 Климатические пояса

Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке

Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.

- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.

а) Экваториальный пояс.

  • В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
  • Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).

б) Тропический пояс.

  • Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
  • Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)

в) Субэкваториальный пояс

  • Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
  • В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)

г) Субтропический пояс

  • В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)

Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)

Работа в группах: «Характеристика климатических поясов Африки»

(Работа с учебником и картами атласа).

Заполняют таблицу (работа в группах)

КП

ВМ

Ср. tС

Кол-во осадков (мм)

Распределение по сезонам

зима

лето

зима

лето

ЭП

СЭП

ТП (пустынный)

СТП

V. ИТОГ УРОКА

Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.

А) экваториальный

Б) субэкваториальный

В) тропический

Г) субтропический

Ключ к тесту
А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.

Рефлексия
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал

Домашнее задание.

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: Ура, Земля!

Мы в Африке, Тихий прощай океан!

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.

Хвоя тихонько летит с эвкалипта,

пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.

Наверное тигр с ней устроил игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой и уют,

может быть сока берёзы  дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

щук и китов, но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

о чем сообщаю в этом письме.

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: Ура, Земля!

Мы в Африке, Тихий прощай океан!

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.

Хвоя тихонько летит с эвкалипта,

пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.

Наверное тигр с ней устроил игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой и уют,

может быть сока берёзы  дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

щук и китов, но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

о чем сообщаю в этом письме.

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: Ура, Земля!

Мы в Африке, Тихий прощай океан!

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.

Хвоя тихонько летит с эвкалипта,

пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.

Наверное тигр с ней устроил игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой и уют,

может быть сока берёзы  дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

щук и китов, но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

о чем сообщаю в этом письме.

«Характеристика климатических поясов Африки»

(Работа с учебником и картами атласа).

Заполняют таблицу (работа в группах)

КП

ВМ

Ср. tС

Кол-во осадков (мм)

Распределение по сезонам

зима

лето

зима

лето

ЭП

СЭП

ТП (пустынный)

СТП

Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.

А) экваториальный

Б) субэкваториальный

В) тропический

Г) субтропический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Конспект урока и презентация к уроку географии "Западная и Центральная Африка. Нигерия.

Цель данной работы: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме"Африка", познакомить с Нигерией. Основная часть урока посвящена актуализации опорных знаний учащихся, даже формирова...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".

Разработка урока географии в 7 классе по теме:  "Физико – географическое положение Африки".Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.Задачи: - Познакомить с физико–географическ...