Урок географии 7 класс "Климат Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Цель:
Выявить главные особенности климата Африки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обучающиеся смогут
- объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
- объяснять особенности климатических поясов Африки;
- определять по карте климатические показатели (температуру и осадки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimat_afriki_makeeva_s.v.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Климат Африки
Учитель географии МБОУ «Горковская СОШ»
Макеева С.В.
Цель:
Выявить главные особенности климата Африки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обучающиеся смогут
- объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
- объяснять особенности климатических поясов Африки;
- определять по карте климатические показатели (температуру и осадки)
Метапредметные
Познавательные:
- Смогут находить в учебнике и на карте достоверную информацию,
- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать,
- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
Регулятивные:
- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные:
- Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
- Понимать позицию другого, выраженную в явном и Не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
- Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
- Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
- Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
- Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Личностные:
- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
- Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор
- Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
- Решаемая учебная проблема: Под влиянием, каких факторов формируется климат Африки?
Метод обучения:
- по традиционной классификации – словесный, практическая работа;
- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).
Тип урока - комбинированный.
Оборудование:
- ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);
- Презентация PowerPoint «Климат Африки»;
- учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация в PowerPoint , наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Ход урока:
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Мы уже изучили с вами ГП и рельеф Африки и можем охарактеризовать природу материка.
А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?
Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
|
|
|
– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)
Задание: Разгадать кроссворд «Климат Африки»
К | и | л | и | м | а | н | д | ж | а | р | о | ||||||
И | г | о | Л | ь | н | ы | й | ||||||||||
Г | в | И | н | е | й | с | к | и | й | ||||||||
А | л | ь | М | а | д | и | |||||||||||
М | А | д | а | г | а | с | к | а | р | ||||||||
А | Т | л | а | с | |||||||||||||
А | х | а | г | г | а | р | |||||||||||
р | е | л | ь | е | Ф | ||||||||||||
К | а | м | е | Р | у | н | |||||||||||
К | а | п | с | к | И | е | |||||||||||
К | е | н | и | я | |||||||||||||
С | о | м | а | л | И |
1.Гора-вулкан, визитная карточка Африки, цель всех альпинистов мира, из-за нее Африку называют «любимицей Солнца», высшая точка Восточно-Африканского плоскогорья (г. Килиманджаро).
2.Крайняя южная точка Африки (Игольный).
3. Залив, на западе Африки (Гвинейский).
4. Крайняя западная точка материка, которая своим взором обращена к островам Зеленого Мыса (Мыс Альмади).
5.«Мультипликационный» остров возле берегов Африки, который в прошлом был единой частью с материком «Мадагаскар).
6.«Сборник карт» на территории материка (Атлас).
7.Нагорье в пустыне Сахара (Ахаггар).
8.Все неровности земной поверхности (рельеф).
9.Вулкан на побережье Гвинейского залива (Камерун).
10. Горы на крайнем юге Африки (Капские).
11. Гора на Восточно-Африканском плоскогорье (Кения).
12. Полуостров Африки, который называют «Африканским рогом» (Сомали).
Колдовская страна! Ты на дне котловины,
Задыхаешься, льётся огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
(Н.С. Гумилёв)
Фронтальный опрос
- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)
- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм.давление и т.д.)
- Так почему Африка – самый жаркий материк?
- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?
- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)
(СХЕМА НА ДОСКЕ)
- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)
1. Главный фактор – географическая широта.
- Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?
А это значит, что большая часть Африки расположена … (в жарком тепловом поясе)
Африка – самый жаркий материк, потому что…
Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.
Среднемесячная температура не ниже ____________.
Отмечена самая высокая температура ____________.
2. Влияние постоянных ветров
- Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков.
- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?
Наводящие вопросы учителя
1) С какой поверхности дуют С-В пассаты?
2)Какие ВМ проникают на материк?
3) К чему это приводит?
4) С какой поверхности дуют Ю-В пассаты?
5) Какие ВМ проникают на материк?
6) К чему это приводит?
В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.
В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.
Влияние течений.
- Почему на Ю-В и С-В побережьях Африки выпадает разное количество осадков?
- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда – на побережье влажный климат.)
- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)
ФИЛЬМ
Удалённость от океана
– А сейчас попробуем разгадать одну из загадок Африки.
Почему пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?
Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария, стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары
Физминутка « Суша и вода» развивает внимание.
Учащиеся встают из-за парт.
Учитель говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки. Вместо слова «вода» или «суша» могут быть названия географических объектов: «Гибралтарский пролив», «Мадагаскар», «Суэцкий канал», «Сахара», «Намиб», «Красное море», «Атлас», «Средиземное море».
Климатические пояса
Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке
Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.
- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.
а) Экваториальный пояс.
- В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
- Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).
б) Тропический пояс.
- Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
- Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)
в) Субэкваториальный пояс
- Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
- В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)
г) Субтропический пояс
- В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)
Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)
Работа в группах: «Характеристика климатических поясов Африки»
(Работа с учебником и картами атласа).
Заполняют таблицу (работа в группах)
КП | ВМ | Ср. tᴼ С | Кол-во осадков (мм) | Распределение по сезонам | ||
зима | лето | зима | лето | |||
ЭП | ||||||
СЭП | ||||||
ТП (пустынный) | ||||||
СТП |
V. ИТОГ УРОКА
Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.
А) экваториальный |
Б) субэкваториальный |
В) тропический |
Г) субтропический |
Ключ к тесту
А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.
Рефлексия
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал
Домашнее задание.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
«Характеристика климатических поясов Африки»
(Работа с учебником и картами атласа).
Заполняют таблицу (работа в группах)
КП | ВМ | Ср. tᴼ С | Кол-во осадков (мм) | Распределение по сезонам | ||
зима | лето | зима | лето | |||
ЭП | ||||||
СЭП | ||||||
ТП (пустынный) | ||||||
СТП |
Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.
А) экваториальный |
Б) субэкваториальный |
В) тропический |
Г) субтропический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Конспект урока и презентация к уроку географии "Западная и Центральная Африка. Нигерия.
Цель данной работы: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме"Африка", познакомить с Нигерией. Основная часть урока посвящена актуализации опорных знаний учащихся, даже формирова...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".
Разработка урока географии в 7 классе по теме: "Физико – географическое положение Африки".Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.Задачи: - Познакомить с физико–географическ...