Мастерская. "Река Нева"
материал по географии (8 класс) на тему

Зуева Галина Аркадьевна

Урок по географии 6, 8класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_reka_n_e_v_a.docx95.53 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок с элементами мастерской по географии в 8 классе.

Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии.

            Развитие умений и навыков работе с дополнительными источниками знаний.

            Развитие памяти, внимания, мышления, сотрудничество и коллективизм в группе.

Задача. Выявить особенности реки Невы с помощью дополнительных  источников знаний

ЗАДАНИЕ №1:   Создать портрет  НЕВЫ с помощью литературы, рассуждений, известных сведений, карт атласа.

ИЗОБРАЗИТЬ:  направление и течение реки, крупные географические объекты ( города, населенные пункты, памятники архитектуры и т.д) .  Время  на работу  10 минут.

ЗАДАНИЕ №2 .  Создать портрет «Река НЕВА через  50 лет».

НЕОБХОДИМО  класс разделить на группы на 4 – 5 групп (по 4-5 человек)

ИМЕТЬ  В ГРУППЕ: лист ватмана, пластилин, скотч, ножницы, нитку, фломастеры,  дополнительную литературу,  краски,  карандаши цветные, чистые листы бумаги…

1  часть.   

1  . Записать на листе бумаги каждому ученику, передавая лист другому, ассоциации связанные  с  рекой Невой.  (Нева красавица, полноводная, исток Шлиссельбург, Санкт-Петербург, течение, пороги, мосты, наводнение и т.д)                                                                          

                                                                                                                  Время работы 1 минута.

 2. Каждый учащийся озвучивает написанные слова, словосочетания в это время остальные в группе дописывают не достающие слова.

3.  В группах внимательно изучить слова и составить на чистом листе бумаги мини-сочинение, используя в каждом предложении одно или два слова. Группа обсуждает написанное мини-сочинение, исправляет, и дополняет текст.

2 часть.  Составление художественного портрета реки Невы на листе ватмана с использованием дополнительной литературы, рисунков, текстов, красок и т.д

                                                                                                                  Время выполнения работы -10 минут.

Ребята в группе проверяют работу, готовят одного выступающего от группы на защиту выполненного задания.

Работы вывешиваются по истечении 10 минут. Представитель от группы озвучивает  мини-сочинение. Слушаем группы.

Пример: Река Нева берет свое начало в Ладожском озере и течет на запад в Финский залив Балтийского моря. Протяженность реки Невы – 74 км. Ширина реки у истока, где расположен город Шлиссельбург (1200 метров). Скорость течения реки в среднем 4 км/ч. Река имеет спокойное и плавное течение т.к протекает по Приневскной незини. Наибольшая глубина 18 метров у Большеохтинского моста. Название Невы произошло от финского слова «нева» (фин. Nevajoki, Nevajärvi, от фин. neva — болото); На реке расположены четыре крупных города:  Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Санкт-Петербург. Река круглый год полноводна. Часты опасные и катастрофические наводнения в результате нагона воды из Финского залива. Юго-западные и западные ветры приводят к нагону воды в Финский залив и подъёму её уровня в низовьях Невы, что вызывает наводнения. А.Пушкин писал в поэме «Медный всадник» :

                                                «Но силой ветра от залива

                                                  Перегражденная Нева

                                                  Обратно шла, гневна, бурлива,

                                                  И затопляла острова.»

  1. ,когда вода поднялась на 421 см над ординаром.
  2. Последнее опасное наводнение (вода поднялась до 187 см от Кронштадтского футштока) было 16 ноября 2010 года, очень опасное (220 см) — 10 января 2007 года. В августе 2011 года вступил в строй «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» в Невской губе Финского залива, предназначенный для защиты Санкт-Петербурга ответровых нагонов вод. Впервые полностью он был задействован при наводнении 28 декабря 2011 года. Если бы дамбу не закрыли, то по прогнозам специалистов вода в Неве поднялась до отметки 281 см (было бы в пятёрке, по величине за всю историю наблюдений), под воду могла уйти пятая часть территории города, предотвращён ущерб, в случае наводнения, на сумму около 25 миллиардов рублей.  На данный момент в Петербурге 13 разводных мостов, из них один железнодорожный, и три моста через Большую Невку разводятся лишь в случае необходимости. Через Неву в черте города есть один мост, который не разводится никогда, - это Большой Обуховский, или Вантовый, Мост.
  3. Расстояние от истоков Невы до устья, без учета ее изгиба, - 45 км.
  4. Общая высота падения воды от истоков до устья - 4 м, за исключением Ивановских порогов
  5. Средняя высота берегов 3-6 м (от 5 до 12 м, 6-9м), в черте города - 2-3 м.
  6. Минимальная ширина Невы - 340 м - между мостами Дворцовым и Лейтенанта Шмидта.
  7. У Невских ворот Финского залива Нева имеет максимальную ширину - 1250 м (средняя же ширина Невы 400-600 м). 
  8. Нева имеет максимальную глубину - 24 м (средняя глубина Невы 8-11 м).
  9. 32 км Нева протекает по территории города.
  10. Судоходна на всём протяжении, является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала.
  11. Основным источником водоснабжения Санкт-Петербурга и пригородов является река Нева. Из неё забирается более 96 % воды, которая проходит обработку на 5 наиболее крупных водопроводных станциях: Главная водопроводная станция, Северная водопроводная станция, Южная водопроводная станция, Волковская водопроводная станция, Водопроводные очистные сооружений города Колпино. 
  12. Большое количество судов перевозят пассажиров по туристическим маршрутам в дельте Невы. 
  13. Рядом с Ладожским мостом проложен подводный тоннель для газопровода «Северный поток». Диаметр тоннеля составляет 2 метра, длина — 750 метров, максимальная глубина — 25 метров. Внутри тоннеля проложена труба диаметром почти в 1,5 метра
  14. На Неве развито рыболовство. Наибольшее промысловое значение имеет корюшка, которая поднимается из Финского залива вверх по Неве для нереста, и в меньшей степени сиги, лещокуньминога. Объектами любительского лова являются голавльязьплотва,  щукаёршсудакугорь .

                                                                                                                 Защита работ до 3 минут.

 3 часть.                                                                                                  Работа проходит в группах  - 15 минут.

1. Каким вы представляете будущее Невы к 2050 г.

2.  Что я смогу сделать для сохранения чистых вод Невы?

3. Афиширование работ, вывесить работы на доску, познакомится с ними.

Рефлексия: напишите небольшой текс по одному из предложенных начал:

- мастерская открыла мне …

- я еще раз убедился (лась) …

- мастерская натолкнула меня …

- можно придумать свое начало.

4. Высказать свое отношение к работе. (Возникшие мысли записать и обсудить в группе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Театрализация логопедического занятия "Загадочный город у устья Невы..."

Подобраны красивые стихи о городе Санкт - Петербурге: об архитектуре, о памятниках, о парках и прудах.Разработана инсценировка в стихах о городе. В разработку входят упражнения для развития слоговой с...

Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"

Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга  по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...

Урок чтения в 6 классе По С. Алексееву "На берегу Невы"

Предоставлен план урока с сопровождающей каждый этап презентацией,которая делает урок занимательней, помогает детям запомнить новые слова, активно работать на уроке....

Методическая разработка « Город на Неве заслужил и ждёт…»

Данная методическая разработка может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами...

Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...


 

Комментарии

Зуева Галина Аркадьевна

урок по географии для 6 и 8 классов