урок по теме "Факторы размещения производства"
методическая разработка по географии (11 класс) на тему

Разработка урока по географии в 11 классе, профильный уровень, 3 часа в неделю. Раздел программы "Введение в экономическую и социальную географию мира", тема "География хозяйства", тема урока "Факторы размещения производства".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок".

                                 Урок географии

в 11 классе

Факторы размещения производства

                                                                    Полякова Евгения Михайловна

                                                                          учитель географии  БОУ СОШ № 29

                                                 МО Динской район

2012

Учебно - воспитательные цели: расширить знания учащихся о факторах размещения производственных сил, рассмотреть вопрос о старых и новых факторах, показать взаимосвязь определённых факторов при размещении предприятия, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при изучения темы, развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, продолжить формировать умения работы с контурной картой, развивать умение анализировать, сопоставлять различные источники географической информации.

Цели урока для учащихся: представить отчёт о проведённом исследовании по вопросу «Факторы размещения производства», в течение урока составить вопросы по представленным материалам, ответить на вопросы теста.

Оборудование: презентация «Факторы размещения производства», настенная контурная карта мира, атласы «География, 10 класс», презентации учащихся, фрагмент видеофильма.

Тип урока: урок-исследование.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Отчёт учащихся о проведённом исследовании.

Учитель говорит о том, что неделю назад ребята получили индивидуальные и групповые (2 человека) задания, для выполнения которых необходимо было найти дополнительную информацию. По возможности нужно было использовать материал по Краснодарскому краю, Динскому району, станице Новотитаровской. Задание: найти материал по определённым факторам размещения производства. (Ученик или группа учеников должны были решить поставленную перед ними задачу, функции учителя – постановка проблемы, ознакомление с методами работы, корректировка).  

  Учителем используется презентация «Факторы размещения производственных сил» (1слайд).  Виды факторов размещения производства – старые и новые (2 слайд). Старые факторы возникли в эпоху промышленных переворотов, новые возникли в эпоху научно-технической революции (3 слайд). К старым факторам относят следующие: территорию, ЭГП, природно-ресурсный фактор, транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов, территориальную концентрацию (4 слайд).

Ребята представляют подготовленный материал о факторах размещения производственных сил. В процессе работы все учащиеся класса, кроме отвечающих,  составляют вопрос к каждому фактору размещения производственных сил.

1 ученик работает с настенной контурной картой мира. Задание: обозначить страны, для которых фактор территории имеет решающее значение.

2 ученик. Фактор экономико-географического положения может иметь плюсы, если это положение приморское (США, Мексика, Россия, Индия) или центральное (страны Европы). Этот фактор может иметь минусы. Если страна имеет глубинное положение, замедляется её развитие (Монголия, Чад, Боливия, Парагвай). Если страна имеет много соседей, её развитие зависит от взаимоотношений с соседями (Афганистан, Узбекистан).

 1 ученик. Фактор территории наибольшее значение имеет в странах – гигантах. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. (Страны подписаны учеником на настенной контурной карте). Большие страны имеют много ресурсов. Это минеральные, земельные, водные, лесные, рекреационные ресурсы, ресурсы Мирового океана. Но в таких странах возникают проблемы развития транспорта, инфраструктуры, освоения территории.

3 ученик. Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Но в эпоху НТР значительно уменьшились транспортные затраты, при том, что транспортный фактор продолжал оказывать значительное влияние на размещение производства особенно в больших по территории странах. При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу. Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Перемещение грузов по транспортным магистралям меняет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий. Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности бывает решающее, существенное, незначительное. Если доля транспортных расходов составляет 30-35%, то влияние транспорта будет решающим, предприятие будет тяготеть к сырью. Это чёрная и цветная металлургия, основная химия. При доле транспортных расходов 10-25%  транспорт будет оказывать существенное влияние, размещение предприятия будет зависеть от сырья и потребителя. Это молочная, мясная, мукомольная промышленность. Если доля транспортных расходов будет составлять 3 – 5%, влияние транспорта будет незначительным. Размещение предприятия будет ориентировано на потребителя (точное машиностроение, лёгкая промышленность).

4 ученик. Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой — от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 — к районам и местам потребления готовой продукции.

В станице Новотитаровской находится 9 нефтебаз, торговые базы, складские помещения. Это стало возможным благодаря подъездным путям железной дороги, которые проведены прямо к территориям этих баз. После грузы по автомобильным дорогам доставляются к потребителю. На фотографиях  -  подъездные пути с железнодорожными составами в станице Новотитаровской, автомагистраль.

5 ученик работает с настенной контурной картой мира. Задание: обозначить пути трудовых миграций населения мира.

6 ученик. Фактор трудовых ресурсов. Трудовой фактор - затраты живого труда на изготовление продукции. Он сохраняет важное значение при размещении машиностроения, например,  приборостроения, легкой промышленности, наиболее крупных предприятий других отраслей. При организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.

5 ученик. Страны Западной Европы являются центрами притяжения рабочей силы из Азии, Африки. В США перемещаются трудовые ресурсы из Азии, Латинской Америки. В страны Юго-Западной Азии – из стран Южной Азии. Производства перемещаются из США, Японии, западной Европы в регионы Восточной, Юго-Восточной Азии. Многие развитые страны (США, Германия, Франция) привлекают из других стран учёных в университеты и научные центры.

7 ученик. Потребительский фактор

Действие этого фактора проявляется в приближении производства к местам потребления готовой продукции. Подобная тяга возникает в следующих случаях:

а)        когда готовый продукт нельзя перевозить на большие расстояния через присущие ему потребительские свойства (хлебобулочные изделия, мука, кондитерские изделия, как торты, пирожные, молочные продукты, а также серная кислота, энергия ТЭЦ):

б)        когда продукт сравнительно дешевый и перевозки на большие расстояния может существенно увеличить его стоимость (железобетон, кирпич и другие строительные материалы и
конструкции);

в)        когда массовое потребление готовой продукции локализуется в определенных центрах, например в крупных городах и агломерациях, а сырье транспортируется легко (швейное и обувное производство, изделия из пластмасс, мебель, сахар-рафинад, сталь из металлолома - "малая металлургия", подсолнечное масло, мясо, спички, нефтепродукты). К этой же группе относится производство фосфорных удобрений и азотных удобрений из газа, которое размещается в районах интенсивного сельского хозяйства, производство технологического оборудования для отраслей тяжелой промышленности, сельскохозяйственные машины, потому что их перевозки стоят дороже сырья для их производства.

Согласно потребительского фактора эти виды производства размещаются в местах массового потребления. В этом отношении показательно хлебопекарное производство: каждый хлебозавод обслуживает территорию со сравнительно ограниченным радиусом действия - до 10 км. Радиус транспортировки свежего молока составляет 25-30 км, поэтому молочные хозяйства размещаются в пригородной зоне тех центров, которые они поставляют свежей продукцией (цельное молоко, сметана, сладкий творог, кефир, сливки). Если молочные фермы удалены от мест массового потребления, то молоко идет на производство сыра и масла - более транспортабельной продукции.

8 ученик. Для транспортировки серной кислоты нужна особая ёмкость, что будет способствовать подорожанию перевозок. Поэтому производство кислоты целесообразно размещать в местах ее массового потребления (например, на заводах фосфорных удобрений), независимо от того, где расположено сырье.

Радиус подачи тепла от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) не превышает 30 км (иначе тепло растеряется в сети), поэтому ТЭЦ сооружаются только в крупных городах и не обслуживают периферию. Примером может служить Краснодарская ТЭЦ.

Потребителем стального проката и литья является машиностроение. Поэтому в крупных машиностроительных центрах создается металлургия, которая работает на металлоломе, его в виде отходов дают машиностроительные заводы.

К потребителю тяготеет производство хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей, потому что сырье для их получения транспортировать гораздо легче, чем готовую продукцию. Еще в большей степени это касается швейной промышленности.

Массовым потребителем изделий из пластмасс являются машиностроение, поэтому их производство сосредоточено в крупных машиностроительных центрах.  (Выступление учащихся сопровождается авторской презентацией).

          9 ученик. 13 декабря 2011 года наш класс побывал на производственной экскурсии на комбинат «Очаково» в г. Краснодаре. Мы узнали много нового, интересного, сделали фотографии.

Строительство завода "Очаково" в Краснодарском крае - это уникальный, случай, когда один из крупнейших российских производителей вкладывает огромные средства в экономику отдельно взятого российского региона.

29 мая 1999 года произошла закладка памятной капсулы в честь открытия филиала "Очаково", начало строительства краснодарского пиво-безалкогольного комбината. Четырёхсторонний договор подписали представители ЗАО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково", ОАО "Сатурн", мэрии Краснодара и администрации Краснодарского края.

10 ученик.

Год основания комбината «Очаково»: 1999

Позиция: одно из крупнейших пищевых предприятий на Юге России

Распространение продукции: на территории Южного Федерального Округа

Количество сотрудников: 1 003 человека

Средний возраст сотрудников: 30 лет

Территория комбината: 19 Га

Величина инвестиций вложенных в Филиал №1 ЗАО МПБК «Очаково» составляет около $200 млн.

Такое сырьё как лимонный сок, апельсиновый сок привозится из-за границы по железной дороге. Используется сахар, произведённый на территории Краснодарского края. На комбинате "Очаково" имеется 10 артезианских скважин, каждая из которых по 370 метров. Все скважины находятся вдали от населённых пунктов. С момента открытия на Филиале №1 ЗАО МПБК «Очаково» выпущено более 320 млн литров пива и напитков. Это по 15 литров на каждого жителя ЮФО. Кваса выпускается до 7 млн. литров в год. Продукция производится в основном для жителей ЮФО, гостей Краснодарского края. Создание комбината «Очаково» в городе Краснодаре ориентировано на потребительский фактор. (Выступление учащихся сопровождается презентацией, используются фотографии, сделанные во время производственной экскурсии на комбинат).

Учитель. Спасибо ребятам за подготовленный материал о факторах размещения, которые можно отнести к старым факторам. Какие вопросы вы составили по этой группе факторов? (Несколько  учащихся читают составленные в процессе работы вопросы).  

Физкультминутка  (проводит ученик ).

Учитель. А сейчас мы посмотрим фрагмент видеофильма о заводе минеральных вод. Видеофрагмент. Ребята, на какие факторы ориентировано размещение завода минеральных вод? (Потребительский, транспортный, сырьевой).

Сейчас мы рассмотрим новые факторы размещения производства. К новым относится фактор наукоёмкости и экологический фактор.

 Задание: Найти материал о факторе наукоёмкости, выделить главное, составить сообщение по данной теме, привести примеры технополисов в России и в мире.

Ученики 12, 13, 14 ищут материал по теме «Наукоёмкость» через сеть Интернет. В это время ученик рассказывает об экологическом факторе.

15 ученик. Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства.

В настоящее время наметились тенденции: перемещение «грязных» производств из крупных агломераций в другие районы (или страны), в отдельных случаях демонтаж устаревших экологически неблагополучных производств;  увеличение расходов на очистку промышленных стоков и выбросов; ограничение концентрации производства и населения. (Выступление учащегося сопровождается презентацией).

12 ученик.         Идее технополисов более полувека. Для обозначения сходных понятий в разных странах употребляются различные термины: «технополис», «технопарк», «технопол», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк». Цель таких образований — сосредоточить в одном месте всю необходимую инфраструктуру для развития наукоемкого бизнеса и предоставить молодым высокотехнологичным предприятиям возможность коллективно использовать данную инфраструктуру на максимально льготных условиях. В мире насчитывается около 400 технополисов. Среди наиболее крупных можно назвать всемирно известную Кремниевую долину в Санта-Клара вблизи Стэнфордского университета (США). (Ученик даёт краткую информацию по своему вопросу, найденную в сети  интернет).

13 ученик. Первым технопарком в России считается созданный в 1990 г. Томский научно-технологический парк. На сегодня создано около 80 технопарков. В нашей стране развитие технополисов происходит двумя основными путями: на базе высшей школы и на базе промышленных предприятий. В российских условиях не всегда оправдано присутствие университета в учредителях технопарка из-за слабой связи системы образования с промышленностью, а также в результате отсутствия правового механизма передачи основных фондов из вузов или академических учреждений в пользу технопарков или иных структур. Большие перспективы связывают с размещением научно-технологических парков в Сколкове (Московская область), а также в Калининградской области (город Гусев).

14 ученик.  Инновационный центр «Сколково» — строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техникаэнергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии. (Ученик даёт краткую информацию по своему вопросу, найденную в сети  интернет).

  Одним из участников «Сколково» стал Пущинский научный центр. В рамках проекта он занимается разработкой нанофильтра — волокна в тысячи раз меньше человеческого волоса. Основное назначение фильтра — обнаружение и нейтрализация особо опасных инфекций в местах скопления людей.

Центр высоких технологий «Химрар» начал разработку средства по лечению рака. Российские ученые проследили механизм, каким образом смертельные клетки выключают иммунную систему организма. Результатом исследований стало создание специальных веществ, — «одевантов» — которые при совместном применении с онковакцинами выключают механизм поражения иммунной системы организма и повышают эффективность лечения рака. Президент Дмитрий Медведев следующим образом отозвался об этом проекте: «Если удастся создать работающую вакцину, то даже если вообще в Сколкове ничего не удастся создать, я уже считаю, что наша задача будет выполнена, потому что это будет переворот в истории борьбы с онкологией, с раком».

На базе Российского федерального ядерного центра в городе Сарове нижегородской области создан технопарк «Система-Саров». Здесь возводятся офисные здания, лаборатории, производственные цеха. Технопарк занимается экспертизой проектов, претендующих на работу в рамках «Сколково». Специалистами уже оценено более 2000 проектов, несколько их них уже реализуются:

- разработка системы голосования по мобильному телефону, что позволит проводить процедуру выборов дистанционно. Заказчиком проекта является Центризбирком России;

- моделирование поведения авиалайнера в тяжелых метеоусловиях, а также посадку с неполностью выпущенными шасси;

   - разработка линейки противовирусных препаратов нового поколения. Реализацией этого  проекта занимается Уральский центр биофармацевтических технологий. (Ученик даёт краткую информацию по своему вопросу, найденную в сети  интернет).

Учитель. Спасибо ребятам за подготовленную информацию. А теперь я обращаюсь ко всем. Какие вопросы вы составили по этой группе факторов? (Несколько  учащихся читают свои вопросы).

  1. Закрепление.

Учитель. Ребята, вы защитили свои работы. Сейчас мы закрепим полученные на уроке знания. Вам необходимо выполнить задания, которые вы видите на экране. Можно работать в парах, помогать друг другу, но каждый должен сделать свой вариант. (Работа с тестовыми заданиями)

1 вариант.

 1. Какие факторы размещения производства должны быть учтены при строительстве следующих производств и предприятий?

А -Добыча нефти

Б - Производство электроэнергии

В - Производство обуви

Г - Производство алюминия

Д - Производство молочной продукции

Е- -Производство самолётов

          2.Для какой страны территориальный фактор имеет наибольшее значение?

          А – Иран, Б – Австрия, В – Китай, Г – Колумбия.

          3. Как глубинное положение территории может сказаться на ее развитии?

          А – ускоряет развитие, Б – замедляет развитие, В – зависит от соседей, Г – никак не влияет.

          4.В какой стране появились первые технополисы?

          А – США, Б – СССР, В – Великобритания, Г – Япония.

          Ответы. 1 - сырьевой; потребительский и сырьевой; электроэнергетический; потребительский; научый.

          2 – В, 3 – Б, 4 – А.

2 вариант. 

1.Какие факторы размещения производства должны быть учтены при строительстве следующих производств и предприятий?

А - Добыча угля

Б – Нефтеперерабатывающий завод

В – Производство мясной продукции

Г- Туристический центр

         Д- Производство минеральной воды

Е -Производство комбайнов        

          2.Для какой страны территориальный фактор имеет наибольшее значение?

А – Египет, Б – Норвегия, В – Непал, Г – Австралия.

          3.Укажите одну из причин перевода многих производств из развитых стран в Китай:

А – высококвалифицированные специалисты, Б – большой рынок сбыта, В – дешёвая рабочая сила, Г – близость природных ресурсов. 

4.Какие факторы относятся к новым факторам размещения производства?

А – научный и экологический, Б – экологический и трудовой, В – транспортный и сырьевой, Г – ЭГП и научный.

Ответы. 1 – сырьевой; потребительский и транспортный; потребительский; природных ресурсов и потребительский; потребительский и сырьевой, потребительский.

2 – Г, 3 – В, 4 – А.

Взаимопроверка тестовых работ.

Учитель. Ребята, проверьте правильность выполнения проверочной работы. Ответы вы видите на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. 9 баллов – оценка «пять», 7 - 8 баллов – оценка «4», 5 - 6 баллов – оценка «3». Напишите количество баллов и сдайте тетради.

4. Подведение итогов урока.

Учитель. Наш урок – исследование подходит к завершению. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? Что не удалось? Над чем нам нужно еще поработать? (Ответы учащихся).

Сегодня оценки получили ребята (называются фамилии, имена учащихся).

Домашнее задание. Тема следующего урока – «Географическое разделение труда». Подготовьте краткую информацию по данной теме.

Творческое задание:  подготовить презентацию.

Выставление оценок в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."

Класс.  11  (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)Тема.  Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.Учебно-методическое обеспечение. У...

Презентация "Факторы размещения производства"

Факторы размещения производства...

Конспект урока+презентация "Факторы размещения машиностроения"

Данный урок проводился  в рамках проведения городского методического семинара для руководителей школ и заместителей директоров по УВР....

План-конспект урока по теме "Размещения"

Методическая разработка плана-конспекта урока математики по теме" Размещения" для студентов II курса  СПО...

Анализ факторов размещения производства предприятия тяжелого машиностроения

Материал представляет собой схему ,позволяющие проанализировать факторы размещения производства и производственные связи предприятия тяжелого машиностроения...