План-конспект урока по теме "Размещения"
план-конспект урока по математике (11 класс) на тему

Черных Елена Валерьевна

Методическая разработка плана-конспекта урока математики по теме" Размещения" для студентов II курса  СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyh_konspekt_uroka_po_teme_razmeshcheniya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Черных Елена Валерьевна

Преподаватель математики

СПб ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»

План-конспект урока

«Размещения»

Курс: II

Технология: критическое мышление

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения:

  1. Наглядные:

 Демонстрация материалов с помощью мультимедиа комплекса

  1. Практические задания:

  Письменные ответы по материалам урока.

  Задания с отложенным результатом.

Цели: 

Дидактические (общеобразовательные):

1.Ввести понятие Размещения

2.Сформулировать отличительные признаки размещения

3.Вывести формулу  подсчета количества возможных размещений

      4.Формирование умения решения задач по теме

      5.Формирование  интереса обучающихся  к математике.

6.Обеспечение  познавательной самостоятельности обучающихся.

Развивающие:

       1. Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать знания.

       2. Формирование у учащихся самостоятельности мышления.

 3.Способствование формированию ключевых компетенций: постановке  вопросов.

 4.Развитие умений использовать источники информации (конспекты, презентацию), отбирать нужную информацию.

Воспитательные:

1.Активизация познавательной деятельности обучающихся.

      2.Формирование коммуникативной  культуры: сотрудничество,  работа в группе, общение  на протяжении всей общегрупповой деятельности.

      3.Воспитание чувства ответственности за общий результат при работе в группах

      4.Воспитание взаимопомощи и взаимовыручки.

Средства обучения:

  • Компьютер
  • Экран
  • Мультимедийный комплекс
  • Презентация.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Устная.
  • Письменная.

Мотивация:

Актуальность темы урока состоит в формировании потребности обучающихся в знаниях и умениях.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение интереса к дисциплине «математика», формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные: умение обосновать свою точку зрения, умение обобщать и делать вывод из полученной информации; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнени учебной задачи

Предметные: умение решать задачи из реальной математики с использованием формулы размещения

План урока.

Этапы

урока.

Деятельность

Преподавателя.

Деятельность

Обучающихся.

I.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка явки обучающихся.

Создание эмоционального настроя на работу.

Определение целей урока.

Приветствие.

Слайд1-3: Тема,цели.

Афоризм о

жизни. Конфунций, Китай.

II.Актуализация знаний:

Тема урока : Комбинаторика изучает основные комбинации элементов конечного множества. На прошлом уроке узнали комбинацию, которая называется Перестановки, формулу подсчета  числа возможных перестановок. Задача на урок: познакомиться еще с одним видом комбинации, сформулировать отличительные  характеристики  этой комбинации, ввести формулу подсчета возможных вариантов и научиться ей пользоваться.

Опрос у доски:

1.Упростить форму записи выражения 9!10                    

 (а-2)!(а-1)а(а+1)

2.Найти значение выражения:

6!4!/8!                         9!10! / 8!11!

3Решить уравнение:

Рn : Рn-2 = 30

Фронтальная работа:

А)Историческая справка:

В)Решение задач предложенных на слайде :

1.В меню имеется 4 первых блюда, 3 – вторых, 2 – десерта. Сколько различных обедов можно из них составить?

2.В семье 6 человек, а за столом в кухне 6 различных стульев. Было решено каждый вечер перед ужином рассаживаться на эти  6 стульев по-новому. Сколько дней члены семьи смогут делать это без повторений?

В)Понятие Перестановки   и формула подсчета  

Активизация внимания, инициация беседы, формирование стремления к сознательному участию в работе.

Используют

Слайд  4

Слайд 5 – правило умножения

Слайд6-  перестановки, пояснения дают учащиеся

Слайд7, слайды 8,9

III Введение нового понятия (учебно-мозговой штурм)

Обучащимся предлагается для решения следующая задача:

А)В классе, в котором 25 учеников, нужно выбрать старосту, культорга и физорга.

Сколькими способами это можно сделать? Какое правило используется для подсчета возможных вариантов?

Как подсчитать количество вариантов?

Возможно ли использовать формулу для перестановок? Почему? Чем отличается данная комбинация от перестановок?

Вводится определение Размещения, формула для подсчета количества возможных размещений Аmn, формулируются отличительные признаки рассматриваемой комбинации.

В)Сколькими способами из восьми книг фантаста А.Беляева можно выбрать четыре книги?  Возможно ли эту комбинацию рассаматривать как размещения?

Как подсчитать количество возможных вариантов?

Для небольшого количества выбираемых элементов это удобная формула, однако как быть если осуществляется выборка 100 или 1000 элементов. Вспомним понятие факториал и попробуем записать это же выражение с помощью факториала.

Вводится определение Размещения, формула для подсчета количества возможных размещений Аmn, формулируются отличительные признаки рассматриваемой комбинации.  

Слайд 10

Записывают в тетрадь

Слайд 11

Слайды 12,13

IV.Формирование навыка использования формулы:

Задача1: Для проведения серии футбольных матчей надо создать бригады из трех судей. Сколько бригад можно составить, если имеется шесть судей-кандидатов?

 А103 = 10*9*8 = 720

Для самостоятельного решения с последующей проверкой  

2.Сколько трёхзначных чисел можно составить из чисел 1, 2, 3, 4 без повторений?

3.Из 5 членов команды «Знатоков» нужно выбрать капитана и секретаря. Сколькими способами это можно сделать?

4.Сколько трёхзначных чисел можно составить из чисел 1, 2, 3 без повторений?

Р3 = А33 = 3! = 6

5.В соревнованиях участвуют 12 команд. Сколько существует вариантов распределения призовых (I, II, III) мест?

Слайд14 – решается вместе

Слайды 15,16

Работа в группах

V.Дополнительный материал

Историческая справка: 

Ученик Лейбница Якоб Бернулли - швейцарский математик -  один из основателей теории вероятностей и комбинаторики. Он первым занимался изучением размещений и в 1713 г. в своей книге "Ars conjectandi" (искусство предугадывания) изложил известные к тому времени комбинаторные факты. Сочинение состояло из 4 частей, комбинаторике была посвящена вторая часть, в которой содержатся формулы. Для вывода формул автор использовал наиболее простые и наглядные методы, сопровождая их многочисленными таблицами и примерами. В этом труде Якоб Бернулли впервые употребил термин «перестановки» (permutation) и термин «размещения» (arrangement) и были изучены свойства основных комбинаций комбинаторики. (Термин  «сочетание» (combination) впервые встречается у Паскаля (1653, опубликован в 1665 году).  Современная символика сочетаний была предложена только в XIX в.

Слайд17

Если образуется экономия времени,

обучающийся зачитывает историческую справку.

VI.Рефлексия.

Подведение итогов.

1.Проверка,оценка работы обучающихся.

2. Отметить наиболее активных участников урока, самые интересные вопросы, заданные ребятами  в ходе занятия.

3. Понравился ли урок?

Обучающиеся отвечают на вопросы

Слайд 18.

VI.Домашнее задание.

Решить задачи:

  1. Сколько слов можно образовать из букв слова фрагмент, если слова должны состоять:

(а) из восьми букв,         (б) из семи букв,         (в) из трех букв?

2. Сколькими способами можно составить трехцветный флаг из полос разного цвета, если имеются материи из 8 тканей?

3. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, если: а) цифры не повторяются? б) цифры могут повторяться?

4. В классе 10 различных учебных предметов и 5 разных уроков в день. Сколькими способами могут быть распределены уроки в день?

Текст домашнего задания выдаётся обучающимся в печатном виде.

Желающие могут взять текст дополнительных задач.

Дополнительные задачи

  1. Сколькими способами можно дать клички четырём щенкам, имея набор из семи имён?
  2. Сколько существует способов выбора из 13 лиц на пять вакантных должностей?
  3. Дано множество чисел {1,2,3,4,5}. Сколько чётных трёхзначных чисел, не содержащих одинаковых цифр, можно получить?
  4. Дано множество чисел {1,2,3,4,5}. Сколько трёхзначных чисел, не содержащих одинаковых цифр и кратных 3 (4,5,6 ….) можно получить?
  5. Сколько существует пятизначных чисел, которые одинаково читаются справа налево и слева направо?
  6. Сколько шестизначных чисел можно составить из цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9, если каждое число состоит из трёх четных и трёх нечётных цифр, причём цифры в записи числа не должны повторяться?
  7. Из двух математиков и восьми экономистов нужно составить комиссию из восьми человек. Сколькими способами это можно сделать при условии, что в комиссии должен присутствовать хотя бы один математик?
  8. Сколькими способами можно расставить на полке пять книг при условии, что определённые две из них должны стоять рядом?
  9. Набирая номер телефона, абонент забыл две последние цифры. Сколько различных вариантов нужно набрать, чтобы дозвониться, если он помнит, что цифры различные и не нуль?
  10. В школьной олимпиаде по биологии оказалось четыре победителя. Однако на районную олимпиаду можно отправить только двоих. Сколько существует вариантов выбора этих двух человек?
  11. В однокруговом турнире по футболу участвуют 8 команд. Сколько существует вариантов призовой тройки?
  12. В восьмом классе изучается 15 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на среду, если известно, что в этот день должно быть 6 уроков?
  13. В финальном забеге на 100 м участвуют 8 спортсменов. Сколько существует вариантов протокола пробега?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...