Педагогические технологии на уроках географии
методическая разработка по географии по теме

Сюльгина Ирина Ивановна

Описание некоторых пед.технологий, которые я использую на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стилл, С.Уолтер)

  1. Суть технологии.

Технология формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении отдельных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения,  работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и адаптацию к меняющимся условиям общения, работы в диалоге, получение знаний самостоятельно, ответственности за приобретение знаний в течение всей жизни.

На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.

  1. Структура урока в рамках технологии.

Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как  её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.

Первая стадия урока – вызов

Вторая стадия урока – осмысление

Третья стадия урока – рефлексия

Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу.

Определяются цели чтения или исследования текста.

Непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания.

Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Формируются навыки анализа, творческого переосмысления информации.

Рассмотрим стадии учебного занятия:                                                                        

  1. Вызов (дотекстовая дискуссия):
  1. Какова тема? (назовите её);
  2. Что вы уже знаете об этом? (напишите на доске, тетради или озвучьте);
  3. Что вы ожидаете, хотите и/или испытываете потребность узнать по этой теме? (напишите на доске, тетради или озвучьте);
  4. Почему это важно знать?
  1.  Смысловая стадия (работа с текстом).

Осуществляется учеником по мере того, как он ищет информацию, связанную с новыми смыслами.

  1. Рефлексия (послетекстовая дискуссия):
  1. Что вы выяснили?;
  2. Ответьте на ключевые вопросы для того, чтобы получить важную информацию, которая отсутствовала на стадии вызова;
  3. Прокомментируйте свои ответы.

  1. Технологические приёмы.

Каждой стадии технологии критического мышления соответствуют определённые приёмы:

Стадии урока

Приёмы, используемые на стадии урока*

Вызов

Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм», таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник.

Осмысление

Бортовой журнал, взаимообучение, двухчастный дневник, дискуссия, зигзаг, «лови ошибку», маркировка текста (инсерт), составление кластера, многоуровневая рефлексия, «оставь за мной последнее слово», таксономия вопросов, трехчастный дневник.

 

Рефлексия

Бортовой журнал, десятиминутное сочинение, кубик, «шляпы» мышления, зигзаг, многоуровневая рефлексия, пятиминутное эссе, синквэйн, трехчастный дневник.

*Описание приёмов в учебном пособии Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 281.

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» (К.Поппер)

  1. Суть технологии.

«Дебаты» как развивающая технология помогает учащемуся:

  1. расширить общекультурный кругозор;
  2. развить интеллектуальные способности;
  3. развить исследовательские и организаторские навыки, умения;
  4. развить творческие качества;
  5. развить коммуникативные умения;
  6. развить ораторские способности;
  7. сформировать гражданскую позицию.

«Дебаты» как игра состоит из участников: спикеров (по три человека в каждой из двух команд), тьютора (наставник команды), таймкипера (следит за соблюдением регламента во время игры), судей. Включает в себя такие элементы и понятия, как тема, аспект, доказательство, поддержка, аргумент, тезис, истина, регламент, кейс.

Подготовка к игре начинается с заданной темы, которая должна всегда формулироваться как утверждение. Например: «Африка в будущем – сплошная пустыня». Темы «Дебатов» на уроках географии должны затрагивать значимые проблемы, быть интересными, пригодными для споров. Участники команд (их две по три спикера в каждой) готовят кейсы, т.е. строго структурированные выступления, в ходе которых необходимо убедить судей в позиции утверждения или отрицания темы. Каждый спикер имеет в команде свою строго определённую роль, в зависимости от которой он строит своё выступление, рассматривая тему в различных аспектах, аргументируя и приводя доказательства в пользу своей правоты. Параллельно в своих выступлениях каждый спикер должен суметь «разбить» позицию оппонентов.

  1. Структура урока в рамках технологии.

Технология «Дебаты» помогает учителю решить ряд образовательных задач, связанных с предметным и межпредметным материалом:

  1. обучающих;
  2. развивающих;
  3. воспитательных;
  4. коммуникативных.

Урок, в рамках которого введены «Дебаты», включает ряд последовательных шагов:

  1. Выдвижение проблемного вопроса (темы).
  2. Формирование ученических групп: команды «утверждения», команды «отрицания», судьи, таймкипер.
  3. «Мозговой штурм». Сбор материала по избранной теме.
  4. Составление кейсов (обработка материалов), распределение ролей и речей межу спикерами.
  5. Игра «Дебаты».

Использование технологии на уроке географии

План проведения урока:

  1. Сформулировать тему «Дебатов» на уроке при изучении материала.
  2. Разбить учащихся на команды.
  3. Дать задание для команд: привести аргументы и поддержки «за» и «против». Можно заполнить таблицу: аргументы, поддержки.
  4. По окончании работы записывает на доске или вывешивает лист на доску с одним из разработанных аргументов, вторая группа подбирает контраргумент и также записывает. Группы представляют все свои наработки парами «аргумент» – «контраргумент».
  5. В конце приводятся «аргументы», на которые не нашлось «контраргументов».
  6. Учащиеся-эксперты оценивают качество предложенных аргументов и контраргументов.
  7. Домашнее задание. Вариант 1. Найти контраргументы к оставшимся аргументам. Вариант 2. Составить кейс «утверждения», «отрицания» по теме.
  1. Технологические приёмы.

«Дебаты» – система структурных дискуссий, в которой две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса (темы), чтобы убедить судей в соей правоте.

В «Дебаты» Карла Поппера играют две команды: «отрицания» и «утверждения». Спикеры команд обозначаются в зависимости от позиции и роли: О1, О2, О3 – в команде «отрицания», и в другой команде соответственно – У1, У2, У3. Каждая команда имеет свой кейс.

Схема структуры кейса

        

        акту        

        

Аспект 1*

Аспект 2**

Аспект 3***

Аргумент 1*

Аргумент 1**

Аргумент 1***

Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты)

Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты)

Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты)

Аргумент 2**

Аргумент 2**

Аргумент 2***

Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты)

Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты)

Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты)

*обязательные элементы любого кейса команд любого уровня;

** наличие данных элементов определяется опытностью команд;

***данные элементы присутствуют в кейсе очень опытных команд.

ТРИЗ–технология

(Г.С.Альтшеллер)

  1. Суть технологии.

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ-технологи ставит перед собой целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

  1. Структура урока в рамках технологии.

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать множество фигурок. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности конструкции: механические, гидравлические, электронные… Владение ТРИЗ-технологией позволяет учителю «собирать» урок как конструктор. Для этого следует на каждый этап урока подобрать несколько методов и приёмов, отвечающих определённым целям и задачам.

  1. Технологические приёмы.

Под методами решения изобретательских задач,  прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамка ТРИЗ,  а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности и т.д.

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  1. Суть технологии

До недавнего времени основным средством обучения школьников была книга. Сегодня же каждый современный человек живёт в медиатезированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нём, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты.

В основе мадиаобразования лежат материалы средств массовой коммуникации – телевидения, кинематограф, видео, Интернет. Именно экран становится новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию.

Уроки с использованием медиатехнологии требуют новых методологических и методических навыков от учителя:

  1. Изменять структуру и содержание традиционных текстовых занятий;
  2. Разрабатывать систему обучения с помощью экрана, мультимедийных компьютерных систем;
  3. Вводить экранный текст, экранные художественные средства, проводить презентации.

Способы учебной деятельности при работе с медиатекстами (отражает шесть уровней мышления Блума):

  1.  Репродуктивный.
  2. Ассоциативный.
  3. Объяснительный.
  4. Аналитический.
  5. Классификационный.
  6. Оценочный.
  1. Структура урока в рамках технологии.

При проведении урока с использованием медиатекстов следует учитывать возраст аудитории и цели учебного задания. Понятно, что с изменением возраста учащихся усложняются цели и задачи, стоящие перед учителем, использующим медиатехнологию. Е.А.Бондаренко считает, что при работе со школьниками средней и старшей ступеней обучения необходимо делать упор на: развитие эстетического суждения; формирование этической позиции в связи с ситуацией; совершенствование представлений о взаимодействии экранных искусств с другими видами искусства.

Занятие с использованием медиатекста условно можно разделить на следующие этапы:

  1. Вступительное слово ведущего (учителя или заранее подготовленного ученика).
  2. Коллективный просмотр медиатекста или его фрагмента.
  3. Обсуждение медиатекста через разбивку его на сюжетные блоки.
  4. Выявление степени воздействия медиатекста на аудиторию через анализ эпизодов, вызвавший яркий эмоциональный отзвы.
  5. Обоснование личного отношения к увиденному (отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат).
  1. Технологические приёмы.

   Деловые и ролевые игры

  1. «Юридические» ролевые эпизоды, включающие расследование  

    преступлений главного персонажа медиатекста.

  1. Театрализованная «пресс-конференция» с «авторами»              

    медиатекста.

  1. Кинопроба на роль главного героя.
  2. Литературно-имитационные задания.
  3. Изобразительно-имитационные задания.
  4. Презентация.

  Виды презентаций

  1. Учебный материал – иллюстрация к рассказу.
  2. Пояснительные материалы или задачи.
  3. Иллюстрация алгоритмов.
  4. Поисково-исследовательские.
  5. Представление – реклама.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО

  1. Суть технологии

Портфолио как технология может применяться в образовательном процессе для отработки умений по сбору, хранению, структурированию, анализу информации в пределах отдельных предметов и тем. Источниками информации являются учебники, Интернет, справочная литература, печатные издания. Портфолио может быть посвящено разработке социальной проблемы и созданию проекта с его целями, задачами и способами решения проблемы. При этом решаются следующие задачи:

  1. перегруппировка разнородной информации в тех или иных учебных целях;
  2. объединение в отдельные группы (разделы);
  3. создание рубрик.

Портфолио соответствует целям, задачам практико-ориентированного обучения, так кА является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.

  1. Структура урока в рамках технологии.

План урока географии в 7-ом классе по теме «Как люди открывали и изучали свою Землю»:

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока, цели, задачи.
  3. Интерактивная лекция учителя по теме урока.
  4. Практикум по созданию портфолио темы.
  5. Создание портфолио.
  6. Презентация и экспертиза портфолио.
  1. Технологические приёмы

Работа учащихся портфолио предполагает выполнение следующих шагов:

  1. Выбор вида портфолио (разделов, рубрик) согласно поставленной цели.
  2. Структурирование отобранных материалов в соответствии с избранной логикой.
  3. Выделение наиболее значимых документов или информации.
  4. Оформление портфолио (возможно электронного). Приём коллажирования.
  5. Обсуждение портфолио.
  6. Качественная оценка портфолио экспертами (учителем или учащимися).
  7. Самооценка портфолио.

Тема дебатов*

Актуальность темы*

Определение основных понятий*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий на уроках географии

Статья содержит материал "Из опыта работы учителя географии"...

«Современные педагогические технологии на уроке географии»

Выступление на ШМО по  теме «Современные педагогические технологии на уроке географии»...

Педагогические технологии на уроках географии с учётом ФГОС

   презентация на педсовет по обмену опытом с коллегами...

Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)

В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии....

Использование современных педагогических технологий на уроке географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...