Главные вкладки

    Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)
    статья по географии на тему

    Панова Ольга Петровна

    В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_tehnologii_na_urokah_geografii.rar1.28 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»

    Современные педагогические технологии на уроках географии

    (из опыта работы Пановой О.П.)

    (Слайд 1)

    Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. (Слайд 2)

    В. А. Сухомлинский

    Основные цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

    Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

    Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

    Для того, чтобы урок прошел продуктивно, необходима смена деятельности обучающихся на каждом его этапе. В этом помогают современные педагогические технологии, методы и приемы.

    В моей педагогической практике ведущее место занимают приемы технологии критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

    Технология критического мышления: (слайд 3 – 6)

    Прием «Кластер» - графический систематизатор, схема. Как правило, применяю в начале изучения темы и при закреплении. Данный прием позволяет систематизировать знания по теме, выявить пробелы в знаниях.

    Виды кластера:

    Классический – используется ключевое слово или термин. Например, АПК.

    Бумажный – когда учащиеся из слов, записанных на карточках, выбирают те, которые относятся к конкретной теме, например, машиностроение России.

    Прием «Верные и неверные утверждения» помогает быстро провести опрос как по всей теме, так и по отдельному явлению.  Может использоваться на любом этапе урока, в том числе и для закрепления.  Проводить его можно как письменно (в виде географического диктанта), так и устно (используя сигнальные карточки).

    Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии и формирует способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

    Например,

    Солнце

    Раскаленное, газообразное

    Освещает, нагревает, обжигает

    Солнечное излучение несет энергию

    Звезда

    Река (равнинная)  - 6 класс

    Спокойная, широкая

    Течет, переносит, разливается

    Издалека долго, течет река

    Поток

    Тундра – 8 класс

    Безлесная, холодная

    Кормит, исцеляет, завораживает

    Беспросветная тьма гнуса летом

    Болото  

    Прием «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет ребятам развивать речь, извлекать из большого объема информации главное, логически мыслить, составлять рассказ по теме.

    Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 6 классе, изучив дополнительный текст, ребята составили такие вопросы:

    А) С помощью какого прибора измеряется АД?

    Б) Кто и в каком году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?

    В) Какой барометр удобнее применять и почему?

    Г) При каких условиях давление принято называть нормальным атмосферным давлением?

    Прием «Плюс – минус – интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или стадии осмысления. Это способ активной работы с текстом.  Данный прием помогает провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

    Игровые технологии (слайд 7 – 10)

    Применение игры на уроке очень разнообразно и, самое главное, ее можно использовать на любом этапе урока. Игру можно организовать в начале урока для определения темы, при проверке  домашнего задания; при изучении нового материала; для снятия напряжения после сложной работы; в конце урока – для закрепления изученного.

    Приведу примеры некоторых игровых моментов.

    1. При изучении береговой линии Евразии предлагаю ребятам игру-путешествие «Вокруг Евразии»
    2. При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово, дав координаты объектов. Определив, какие города соответствуют заданным координатам, ребята отгадают зашифрованное слово.

    1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
    2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
    3. 13 ю.ш. 76 з.д.                 Лима
    4. 52 с.ш. 105 в.д.                Иркутск
    5. 52 с.ш. 113 в.д.                Чита
    6. 42 с.ш. 78 з.д.                   Нью – Йорк
    7. 46 с.ш. 75 з.д.                  Оттава

    1. Прием «третий лишний» или «белая ворона»
    2. Определить тему уроку, отгадав ребусы, загадки и т.д.

    Также это может быть урок-игра при закреплении темы или раздела («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и др.)

    Информационно – коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Их главная задача – повысить качество образования, пробудив устойчивый интерес к предмету. Урок с применением ИКТ – различные ЭОР, как готовые, так и разработанные учителем, применяемые как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения, обобщения и систематизации.  Это мультимедиа-презентации, обладающие наглядностью и выразительностью.  Современные школьники легко ориентируются в Интернет-пространстве и самостоятельно готовят презентации, выбирают нужную информацию. (слайд 11)

    Используемые в моей практике педагогические  технологии позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС. Подтверждением того, что я на верном пути, является результативное участие моих обучающихся в конкурсах, олимпиадах от школьного до международного уровней. (слайд 12-14)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационные технологии на уроках истории ( из опыта работы)

    представлен опыт работы с использованием ИКТ на уроках истории...

    Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

    ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

    Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)

    Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...

    «Современные педагогические технологии на уроке географии»

    Выступление на ШМО по  теме «Современные педагогические технологии на уроке географии»...

    Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)

    В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....

    Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

    В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на ур...