Конспект урока географии в 9 классе
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Конспект урока географии в 9 классе  "Состояние топливной промышленности на современном этапе, проблемы и перспективы развития".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_9_klasse.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 9 «а» классе

Тема урока: "Состояние топливной промышленности на современном этапе, проблемы и перспективы развития".

Цель урока:

сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности – нефтяной и газовой, состоянии на современном этапе, перспективах развития.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о территориально-производственной структуре нефтяной и газовой промышленности РФ;

Развивающие:  развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения, развивать интеллект учащихся, воспитывать настойчивость в овладении знаниями (через осуществление отбора самого главного из информации, подкрепляя и иллюстрируя информацию картографическим и цифровым материалом), готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география;

Воспитательные: воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей.

Ценностный компонент урока: значение топливной промышленности в хозяйстве страны, пути решения проблем топливной промышленности.

Оборудование:

  • карта географическая.
  • атласы «География России 8-9»
  • мультимедийная установка.
  • демонстрационные графики с показателями добычи топлива.
  • раздаточный материал – матрицы для заполнения.

 

Ход урока.

Вступительное слово учителя: 

Топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении жизнедеятельности любой страны. Особенно для России, в силу ее северного географического положения. В одном из выступлений премьер министра В. В. Путина значение энергетики было приравнено к кровеносной системе всего организма.

В настоящее время благодаря огромным размерам Россия полностью обеспечена топливно-энергетическим ресурсами, причем всеми его видами и в значительных размерах экспортирует свои энергоносители.

 Поэтому решающий критерий разработки полезных ископаемых – экономический, т.е. нужно решить, какие именно из имеющихся месторождений целесообразно и наиболее эффективно разрабатывать.

XX век называли веком нефти. Можно ли с уверенностью утверждать, что нефть и газ  в XXI веке будут рассматриваться в качестве составляющих топливной промышленности в  России? СЛАЙД

Какой из этих видов ресурсов может стать лидером в XXI веке?

На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. В ходе обсуждения мы заполним таблицу (работаете в парах) и путем сравнения выявим наиболее перспективную отрасль топливной промышленности -  лидера XXI века.   СЛАЙД

Состояние топливной промышленности на современном этапе, проблемы и перспективы развития.

Показатели

Нефтяная

Газовая

1.Экономические плюсы  отрасли

1.Большие запасы нефти,  экспорт в другие страны.

2.Разнообразие продуктов переработки нефти.

1.Самый дешевый вид топлива.

2.Ценное химическое сырье.

3.Источник валютных поступлений.

2.Экономические проблемы  отрасли

1.Недостаточные объемы геологоразведочных работ из-за отсутствия средств.

2.50% уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируются (отсутствие оборудования, средств на ремонт и пр.).

3.Из-за отсутствия современного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.

1.Освоение месторождений, находящихся в более суровых природных условиях; жесткие требования к сохранению природной среды тундры.

3.Экологические проблемы  отрасли

1.Тотальное загрязнение пресных подземных и поверхностных вод.

2.Аварии на магистральных нефтепроводах, связанные с попаданием нефти в водные объекты.

3.Аварии танкеров.

1.Нарушение растительного покрова.

2.Загрязнение оболочек Земли.

4.Перспективы развития  отрасли.

1.Полнота использования старых скважин.

2.Использование перспективных зон добычи нефти.

1.Использование перспективных районов газодобычи

Учитель:  Нефтяная промышленность – одна из ведущих отраслей ТЭК и всего хозяйства. Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Но при переработке нефти получают не только высококачественное топливо, но и разнообразные соединения. Назовите эти соединения? (пластмасса, полимеры, химические волокна).   СЛАЙД

Доля России в мировых запасах топлива представлена на слайде:

  • Нефти – 8 %
  • Природного газа – 27%
  • Угля – 19 %.

Согласно российским официальным источникам по запасам нефти наша страна занимает 4 место в мире,  а по добыче  1 место.

Задание: Рассмотрите представленную на слайде динамику добычи нефти в России, в млн. тонн с 1985 по 2007 года.

- Какая тенденция наметилась в добыче нефти?

- с 1995 года наметилась тенденция увеличения добычи нефти.                               СЛАЙД

Вопрос: Ребята, вспомните, в каких районах нашей страны находятся крупнейшие  месторождения нефти? (Западная Сибирь, шельфовые моря Северного Ледовитого океана).

  Об основных нефтяных базах нашей страны нам расскажут представители компании «Роснефть».

Выступление учащихся, презентация.

Учитель:  Ребята, давайте обобщим ту информацию, которой мы владеем. Заполним таблицу, колонку «Экономические плюсы отрасли».    БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

  • Большие запасы нефти, экспорт в другие страны.
  • Разнообразие продуктов переработки нефти – высококачественное топливо и сырье для химической промышленности.

Учитель: В нефтяной промышленности нашей страны существуют и серьезные проблемы. Предлагаю вам поработать с учебником, страница 81 третий абзац. Прочитайте и выделите главные проблемы развития этой отрасли промышленности. Давайте заполним таблицу  колонку № 3 «Экономические проблемы данной отрасли».  БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

1.Недостаточные объемы геологоразведочных работ из-за отсутствия средств.

2.50% уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируются (отсутствие оборудования, средств на ремонт и пр.).

3.Из-за отсутствия современного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечено на поверхность.

Учитель:  Но добыча нефти создает ряд экологических проблем для государства и его граждан.   Слово предоставляется  группе «Экологов». А ваша задача заполнить таблицу, колонку «Экологические проблемы отрасли».

Выступление учащихся, презентация.

БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

 

1.Тотальное загрязнение пресных подземных и поверхностных вод.

2.Аварии на магистральных нефтепроводах, связанные с попаданием нефти в водные объекты.

3.Аварии танкеров.

Учитель:

Давайте поразмышляем о том, какие перспективы имеет нефтяная отрасль .

БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

  1. Полнота использования старых  скважин.
  2. Разработка перспективных зон  добычи.

Учитель: Ребята, рассмотрите диаграмму, представленную на слайде и сделайте вывод о месте России в мире по запасам природного газа.  Определите тройку лидеров. СЛАЙД (27 % мировых запасов).

Газовая промышленность – единственная отрасль, которая последние 10-15 лет стабильно развивается, в которой производство не снижается, а наоборот, за 30 лет возросло в 6 раз  (показать на графике динамики добычи газа).    СЛАЙД

Газ - это самый дешевый (добыча в 2 раза дешевле нефти) и экологичный вид топлива, так как меньше всех загрязняет атмосферу по сравнению с другими видами топлива, да и самый высококалорийный.

Учитель:   Об основных газодобывающих базах нашей страны нам расскажут представители компании «Газпром».

Выступление учащихся, презентация.

 

Учитель:         

ВОПРОС КЛАССУ: Ребята, подумайте какое значение в хозяйстве страны имеет природный газ?   БЕСЕДА

  • это ценное химическое сырье.
  • Россия является главной базой снабжения газом Ближнего Зарубежья (Украина, Беларусь), европейских стран, то есть является источником валютных поступлений для России.

       

         Транспортировка газа осуществляется по системе газопроводов (показать на схеме) на запад, которые имеют общие центры управления, что позволяет менять направления передачи газа и обеспечивать равномерную подачу газа (например, зимой газа требуется больше).   СЛАЙД

Давайте сделаем выводы и заполним таблицу, колонку «Экономические плюсы отрасли».  

БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

  • 1.Самый дешевый вид топлива.
  • 2.Ценное химическое сырье.
  • 3.Источник валютных поступлений.     СЛАЙДЫ

Учитель: Итак, в развитии газовой промышленности прослеживается та же закономерность, что и в нефтяной: для поддержания уже достигнутого уровня добычи, а тем более его увеличения, необходимо осваивать месторождения все более удаленные, находящиеся во все более суровых природных районах и поэтому менее эффективные, так как требуют больших затрат на освоение и охрану природы. Надо помнить о невозобновимости этих ресурсов и стараться использовать их с максимальной эффективностью.

Учитель:   А сейчас заполним таблицу «Газовая промышленность». Какие проблемы имеет газовая отрасль?

  • Освоение месторождений, находящихся в более суровых природных условиях; жесткие требования к сохранению природной среды тундры.

БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Учитель:     Ребята, а что вы знаете о влиянии на экологию добычи природного газа?

Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами, главным образом в период разведки месторождений (при бурении скважин). Иногда эти предприятия, несмотря на то, что газ экологически чистое топливо, загрязняют открытые водоемы, а также почву.

Загрязнение приземного слоя атмосферы при добыче  газа происходит часто во время аварий,  а также продуктами сгорания.

  • 1.Нарушение растительного покрова.
  • 2.Загрязнение оболочек Земли.

БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.              СЛАЙДЫ

Учитель: Как вы считаете, какие  перспективы имеет эта отрасль?

БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

  • 1.Использование перспективных районов газодобычи.

СЛАЙД

Учитель:  Ребята, давайте ответим на вопросы, которые мы обозначили в начале урока. СЛАЙД

    Сравните нефтяную и газовую отрасль и ответь на главный вопрос: Какой из этих видов ресурсов станет лидером в XXI веке  и почему?

Заслушиваются ответы учащихся, обсуждение вопросов о состоянии ТЭП на современном этапе развития.

ВЫВОД:      Перспективной отраслью ТЭП следует считать газовую. Не случайно, принятая Правительством России в ноябре 2009 года «Энергостратегия-2030» предусматривает, наряду с увеличением добычи газа до 880–940 миллиардов кубометров в год, еще и  инвестиции в газовую отрасль России в размере 60 триллионов рублей.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить вам свой вклад в урок.  Поднимите треугольник того цвета, который соответствует  критерию вашей самооценки,  СЛАЙД.

Критерии оценки

оценка

Понял, но не могу применить (синий)

http://festival.1september.ru/articles/212737/img7.JPG

Понял, могу применить, но объяснить другому не могу (желтый)

http://festival.1september.ru/articles/212737/img8.JPG

Понял, могу применить и объяснить (красный)

http://festival.1september.ru/articles/212737/img6.JPG

Домашнее задание: §19. Для размышления вопрос № 2 стр.89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...