Открытый урок географии в 6 классе по теме "Состав и строение атмосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Тема урока: Состав и строение атмосферы.

УМК "Полярная звезда".

№ урока: 1 урок раздела "Гидросфера- водная оболочка Земли"

Тип урока: комбинированный.

Урок построен на основе ситемно- деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Полярная звезда»

Тема: ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Урок 18. Состав и строение гидросферы

Цели урока:
сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Оборудование: физическая карта полушарий или глобус, модель «Мировой круговорот воды в природе»- электронный учебник. Песочные часы, сигнальные карточки.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями, электронным учебником.
Тип урока: комбинированный.

Изучение нового материала

Проблемная ситуация.

Учитель: Здравствуйте ребята! Мы с вами познакомились с твердой каменной оболочкой Земли. Кто может сказать,  как она называется (Литосфера). Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки, И мы вместе с гостями совершим удивительное открытие. Я держу в руках  – самый удивительный минерал на Земле.(маленькая шкатулка с образцом воды).

У.: (Что такое минералы?- Минералы -это вещества из которых состоят горные породы с. 78 учебника.)  И нас можно назвать самыми счастливыми обитателями Вселенной, т.к. мы  владеем этим минералом.  Но не будем спешить открывать шкатулку, давайте угадаем, что же это может быть?.

Нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя. Но я приведу его изречение без ключевого слова, вам придется самим догадаться, о чем идет речь?

Слайд 1.

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…

  (Если угадают, открываем шкатулку)

Если не угадали, то предлагаем следующую подсказку:

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Вы меня в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

Именно этот минерал под названием «вода» является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.

Может кто- то догадался,о какой оболочке я говорю?

ГИДРОСФЕРА («Гидро»- от греческого вода, влага; «Сфера»- от греческого шар)

В тетрадях пишем число 18.12.12. и тему урока «Состав и строение гидросферы.»

Какие вопросы у вас возникают узнав тему нашего урока, посовещайтесь в парах, запишите в тетради, а потом запишем  на доске: минута на размышление- (песочные часы) и минута на запись вопросов.

Записываем на доске:

Сколько воды на Земле?

Из чего состоит гидросфера?

Что происходит с водой в природе?

Как происходит мировой круговорот воды?

Почему мы заботимся о качестве воды?


Сегодня мы шаг за шагом изучим гидросферу.

 1шаг. Условия работы я вам буду задавать, а вы при выполнении поднимаете зеленые сигнальные карточки- значит в справились и шагаем вперед Ну а если не получается, загорается на парте красный свет, то я иду на помощь (Светофор)

У. Давайте обратимся к тексту учебника – стр.100 первый абзац- читают вслух.

У. Воды на Земле очень много.  1 задание на стр. 104.

Посмотрите на глобус или карту полушарий в атласах .

Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой. ( Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите  любыми знаками ¾ части круга.)

Кто готов поднимите зеленые сигнальные кружочки.
2 шаг У:   Как любое целое, гидросфера состоит из отдельных частей

Давайте попробуем составить  схему.

3 шаг. С помощью рисунка 71 учебника определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Сделайте вывод.

Затем учитель обращает внимание на то, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения.
4 шаг Перед вами вода, в каком она состоянии?

Разбирая вопрос о том, что происходит с водой в природе, учитель предлагает изучить схему.

5 шаг .О важном значении воды в природе учащиеся узнают, прочитав текст учебника (с. 102) и дополнив его примерами из жизни. 

(источник пресной воды; среда обитания; «2/3 массы человеческого тела состоит из воды. Человек не может прожить без воды более 8 дней; Вода создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности, транспортный путь – объединяет страны.



(Приступая к вопросу о мировом круговороте воды в природе)

У. обращает внимание на слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

Далее, используя рисунок 72 учебника, учитель объясняет, как происходит Мировой круговорот воды.

У. Что означает  слово «круговорот»?

 означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение».

Давайте все встанем, каждый ряд возьмемся  за руки, покрутимся. А теперь найдите  начало вашего круга. Ребята затрудняются.

 Но нам обязательно надо вначале  выяснить: начало круговорота и его этапы.

6 шаг. Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

(С.Щипачев).

Включаем компьютер электронный учебник «Модель круговорота воды в природе».

Нарисуйте схему этого явления или изобразите с помощью демонабора.

У. Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми?  Что вы забыли изобразить у себя на схеме ?(Солнце) Первоисточник воды на нашей планете –Мировой океан.

Оказывается, солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.

Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы

У. Как вы думаете Вся ли вода возвращается с суши в Океан одновременно? Составьте список частей гидросферы в порядке убывания скорости круговорота.

7 шаг. На основе текста учебника на с.103. составьте список частей гидросферы в порядке убывания скорости круговорота.

1.Вода в живых организмах.

2.Вода материковых ледниковых полярных широт.

3.Воды болот и горных ледников.

4. Воды океанов.

5.Вода озер.

6.Глубокие подземные воды.

7.Воды рек.

8.Вода в атмосфере.

 Живые организмы-1;Вода в атмосфере -8; воды рек 7; вода озер-5; вода болот и горных ледников- 3; воды океанов- 4; глубокие подземные воды- 6; Вода материковых ледниковых полярных широт-2.

1, 8, 7, 5, 3, 4, 6, 2. – ключ

Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле. 

  1. Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?

 8 шаг-   Прочитать   текст параграфа «Почему мы заботимся о качестве воды», составить  и заполнить схему.

9 шаг не забудьте отметить свои достижения за урок.

Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду, в результате чего происходит загрязнение воды. Предложите меры по преодолению этого явления.

Домашнее задание
1. Изучить § 18.
2. Ответить на вопросы 3—8.
3. Выполнить задания 1—2, 9—12 (по выбору).

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Можно ли сказать, что Мировой круговорот воды происходит на Земле в результате нагревания ее поверхности Солнцем?
  2. Что происходит с водой, выпавшей на сушу?
  3. Какими путями она возвращается в океан?
  4. Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?
  5. Что такое Мировой круговорот воды в природе?

Пятая группа — задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога: Как вы считаете, можно ли согласиться с таким высказыванием: «Вода — это жизнь, а жизнь — это вода»?»


1 шаг-  Перед вами круг,  разделите его на одинаковые  четыре части, выделите  любыми знаками ¾ части круга.

 


2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.

3 шаг.  С помощью рисунка 71 учебника определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Сделайте вывод.

 

4 шаг. Заполните схему «Три состояния воды»


5 шаг. Прочитав текст учебника на с.102 сделайте вывод о значении воды в природе  и  в жизни людей, дополните  его примерами из жизни.

6 шаг. Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

(С.Щипачев).

Нарисуйте схему этого явления или изобразите с помощью демонабора.

7 шаг. На основе текста учебника на с.103. составьте список частей гидросферы в порядке убывания скорости круговорота.

1.Вода в живых организмах.

2.Подземные воды и материковые ледники полярных широт.

3.Воды болот и горных ледников.

4. Воды океанов.

5.Вода озер.

6.Глубокие подземные воды.

7.Воды рек.

8.Вода в атмосфере.

8 шаг-   Прочитать   текст параграфа «Почему мы заботимся о качестве воды», составить  и заполнить схему.

9 шаг не забудьте отметить свои достижения за урок.

Я ЗНАЮ

Я УМЕЮ

 Мне интересно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

…., у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни : ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете… Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 4

Состав и строение гидросферы Океаны и моря Ледники Подземные воды Реки, озера, болота Атмосфера и живые организмы

Слайд 5

Три состояния воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок география 7 класс "Евразия . Рельеф."

Развёрнутый конспект открытого урока географии 7 класс "Евразия. Рельеф"...

Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок географии 6 класс «Строение реки»

Открытый  урок географии 6 класс «Строение реки»...

Открытый урок. География 8 класс. Тема: Транспортный комплекс РФ

Поан-конспект урока и материалы к нему. урок направлен на формирование читательской грамотности и прежде всего смыслового чтения. в ходе работы с текстами ученики не только получают основные сведения ...

Открытый урок географии 8 класс. Тема: Агропромышленный комплекс РФ. Контроль знаний

Урок контроля знаний. В ходе урока, отвечая на вопросы тестов и выполняя практичнскую работу на контурной карте, ученики обобщают и проверяют свои знания. тем же целям служит просмртр видеофргамента....

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...