Открытый урок. География 8 класс. Тема: Транспортный комплекс РФ
учебно-методический материал по географии (8, 9 класс)

Ирина Всеволодовна Козева

Поан-конспект урока и материалы к нему. урок направлен на формирование читательской грамотности и прежде всего смыслового чтения. в ходе работы с текстами ученики не только получают основные сведения о транспорте РФ, но и "прокачивают" навыки работы с научными, художественными и поэтическими текстами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока283.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на лучшую методическую разработку

Частное Образовательное Учреждение Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД»

Наименование номинации:

технологические карты/конспекты  уроков по реализации ФГОС

Смысловое чтение на уроках географии

План-конспект урока географии

«Транспорт РФ»

Форма: методическая разработка урока

Автор: Козева Ирина Всеволодовна

Учитель географии, высшей квалификационной категории

2020 г

Пояснительная записка

«Транспортный комплекс РФ»

8 класс первый урок в теме «Транспорт и сфера услуг»

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: смысловое чтение. Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное. 

Не секрет, что уровень владения чтением — общим учебным умением (как говорили раньше) или метапредметным умением (как принято называть по-новому) – у многих учеников оставляет желать лучшего.

Возникают вопросы: может ли чтение быть бессмысленным и что есть «смысловое чтение»? В международных исследованиях  наряду с определением уровня математических и естественно-научных умений (или компетенций) учащихся изучаются и читательские умения. Все названные компетенции определяются как математическая, естественно-научная и читательская грамотность.

Почему вместо привычного термина «чтение» используется иной — «читательская грамотность»? Позволим длинную цитату: «Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей».


Организационная структура урока:

1.  Просматривая материалы к уроку – тексты и вопросы к ним, учащиеся определяют тему урока, его цели и задачи.

2. Учитель предлагает внимательно изучить тексты. Возможно, разбиться на группы:  «чтецы», «ораторы»,  «мозговой центр» и т.п. Подумать над  вопросами, приготовиться к ответам. Учитель  четко контролирует время подготовки.

3.  Первое задание – выразительно прочитать тексты. От каждой группы выходят три чтеца и выполняют задание. Класс оценивает выступления.

4. Второе задание – дать ответы на тестовые вопросы.

5. Третье задание – ответы на более сложные вопросы, прямого ответа на которые нет в тексте. Группы оценивают ответы. Дополняют.

6.  Четвертое задание – дискуссия по вопросам третьей части. Каждый ответ анализирую ученики и учитель, желательно возникновение дискуссии.

Итогом урока становится результат дискуссии и переход к домашнему заданию. Оно дается каждому ученику на листе и не является обязательным.

Рефлексия выводится за пределы урока и класса. На входной двери вывешивается таблица с самооценкой, взаимооценкой и оценкой учителя.

Первое читательское умение: сопоставить текст вопроса и предложенный текст.

К тексту «Транспортный комплекс РФ»

1. Специфика транспорта как отрасли в том, что он

А) только участвует в создании продукции,

Б) создаёт собственно продукцию,

В) влияет на себестоимость продукции

2. Большая часть пассажиро- и грузооборота в РФ приходится на транспорт:

А) автомобильный, Б) авиационный, В) железнодорожный

3. Наиболее дешёвые виды транспорта в грузоперевозках:

А) трубопроводный и морской, Б) авиационный и автомобильный, В) речной и авиационный

К тексту А.Беляев «Звезда КЭЦ»

1. Полуреактивный стратоплан Циолковского летел со скоростью:

А) сотни км/час, Б) тысячи км/час, В) сотни тысяч км/час

2. Реактивный поезд в повести пересекает без разгона:

А) небольшие реки, Б) озёра, В) ж/д пути

3. Почему путешествие на дирижабле больше всего понравилось герою повести?

А) как самое быстрое, Б) как самое экстремальное, В) как самое комфортабельное

К тексту А.Пушкин «Евгений Онегин»

1. Какой срок нужен для улучшения дорог в России?

А) 100 лет, Б) 200 лет, В) 500 лет

2. Чем ремонтируют европейские экипажи «сельские циклопы»?

А) русским авось, Б) российским зубилом, В) российским молотком

3. Чем же «плохи» клопы да блохи?

А) не дают заснуть, Б) не дают поесть, В) не дают двигаться дальше

Второе читательское умение: интегрирование и интерпретация прочитанного. Ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте.

К тексту «Транспортный комплекс РФ»

1. Почему в РФ железнодорожный транспорт является наиболее важным и для перевозки грузов и пассажиров?

2. Объясните, почему транспорт относят к нематериальной сфере производства?

3. Что изображено на иллюстрации? Какое значение имеет этот вид транспорта для Сибири в целом и Бурятии в частности?

К тексту А.Беляев «Звезда КЭЦ»

1. Сопоставьте скорости фантастических средств транспорта из повести. Какие, и на каких видах транспорта достигнуты уже сейчас?

2.  Объясните, почему Памир называют «подножием смерти»?

3. Какое транспортное средство изображено на чертеже? Реальна ли его конструкция?

К тексту А.Пушкин «Евгений Онегин»

1. Почему «Сельские циклопы» благословляют «колеи и рвы отеческой земли»?

2. Какие виды транспорта «не видит» Пушкин в будущем? Почему?

3. Как Вы думаете, зачем Пушкин рисовал на полях своих рукописей?

Третье читательское умение предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию.  Особенно востребовано при чтении электронных сообщений.

Общее по всем текстам.

1. Согласны ли Вы с утверждением, что «В России две беды – дураки и дороги»?

2. Пушкин предрекает изменение транспорта РФ через 500 лет, повесть Звезда КЭЦ написана Беляевым в 1936 году, чьи прогнозы по Вашему сбылись? В какой мере?

3. Как изменяется транспорт РФ сегодня? Какие нововведения последних лет вы знаете?

4. Сделайте свой прогноз развития транспорта в РФ на ближайшие 100 лет.

Домашнее задание.

1. Найдите другие художественные тексты, отражающие тему Транспорта в РФ.

2. Начертите карту/схему пути, который проделали герои повести А.Беляева Звезда КЭЦ. Укажите все географические названия. По каким современным странам он проходит?


ПРИЛОЖЕНИЕ. Тексты к уроку.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РФ                                                       ТЕКСТ 1.

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.Superjet-100.jpg

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России

Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление "восток—запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север—юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.


Александр Беляев                                                                                                   ТЕКСТ 2.

Звезда КЭЦ

Посвящаю памяти Константина Эдуардовича Циолковского

II глава

Демон неукротимости

Я смутно помню наше путешествие от Ленинграда до таинственного Кэца. Я был слишком взволнован своей неожиданной поездкой.

Тоня не хотела терять ни одного лишнего дня и составила маршрут путешествия, использовав все быстрые современные средства сообщения.

От Ленинграда до Москвы мы летели на аэроплане. Над Валдайской возвышенностью нас здорово потрепало, а так как я не выношу ни морской, ни воздушной качки, мне стало плохо. Тоня заботливо ухаживала за мной.

В Москве мы пересели на полуреактивный стратоплан Циолковского, совершающий прямые рейсы Москва — Ташкент.

Эта машина летела с бешеной скоростью. Три металлические сигары соединены боками, снабжены хвостовым оперением и покрыты одним крылом — таков внешний вид стратоплана. Тоня немедленно ознакомилась с его устройством и объяснила мне, что пассажиры и пилоты помещаются в левом боковом корпусе, в правом — горючее, а в среднем — воздушный винт, сжиматель воздуха, двигатель и холодильник; что самолет движется силой воздушного винта и отдачею продуктов горения. Она говорила еще о каких-то интересных подробностях, но я слушал рассеянно, новизна впечатлений подавляла меня. Помню, мы зашли в герметически закрывающуюся кабину и уселись на очень мягкие кресла. Самолет побежал по рельсам, набрал скорость — сто метров в секунду — и поднялся на воздух. Мы летели на огромной высоте, — быть может, за пределами тропосферы, — со скоростью тысячи километров в час. И говорят — эта скорость не предельная.

Не успел я как следует усесться, а мы уже оставили позади пределы РСФСР. За облачным покровом земли не было видно. Когда облака начали редеть, я увидел глубоко под нами сероватую поверхность. Она казалась углубленною в центре и приподнятою к горизонту, словно опрокинутый серый купол.

— Киргизские степи, — сказала Тоня.

— Уже? Вот это скорость!

Такой полет мог удовлетворить даже нетерпение Тони.

Впереди блеснуло Аральское море. И в кабине говорили уже не о Москве, которую только что покинули, а о Ташкенте, Андижане, Коканде.

Ташкента я не успел рассмотреть. Мы молниеносно снизились на аэродроме и уже через минуту мчались на автомобиле к вокзалу сверхскорого реактивного поезда — того же Циолковского. Этот первый реактивный поезд Ташкент — Андижан по скорости не уступал стратоплану.

Я увидел длинный, обтекаемой формы вагон без колес. Дно вагона лежало на бетонном полотне, возвышающемся над почвой. С обеих сторон вагона имелись закраины, заходящие за бока полотна. Они придавали устойчивость на закруглениях пути.

Я узнал, что в этом поезде воздух накачивается под днище вагона и по особым щелям прогоняется назад. Таким образом, вагон летит на тончайшем слое воздуха. Трение сведено до минимума. Движение достигается отбрасыванием назад воздушной струи, и вагон развивает такую скорость, что с разгона без мостов перепрыгивает небольшие реки.

Я опасливо поежился, сел в вагон, и мы двинулись в путь.23.jpg

Скорость «езды-полета» была действительно грандиозна. За окнами ландшафт сливался в желтовато-сероватые полосы. Но вот под нами сверкнула река, и мы мигом перескочили ее без моста. Я вскрикнул и невольно поднялся. Видя такую отсталость и провинциальность, все пассажиры громко рассмеялись. А Тоня восторженно захлопала в ладоши.

— Вот это мне нравится! Это настоящая езда! — говорила она.

Я тоскливо заглядывал в окно: когда же кончится это мутное мелькание?

В Андижане я запросил пощады. Надо же немного передохнуть после всех этих сверхскоростных передряг. Но Тоня и слушать не хотела. Ее обуял демон неукротимости.

— Вы испортите мне весь график. У меня согласовано все до одной минуты.

И мы вновь как одержимые помчались на аэродром.

Путь от Андижана до Оша мы пролетели на обыкновенном аэроплане. Его совсем немалую скорость — четыреста пятьдесят километров в час — Тоня считала черепашьей. Она нервничала, боясь опоздать в Оше к отлету дирижабля. На мое несчастье, мы не опоздали и прилетели на аэродром за полчаса до отлета дирижабля. Этот металлический гигант из гофрированной стали должен был нас доставить в город Кэц. Мы добежали до причальной мачты, быстро поднялись на лифте и вошли в гондолу.

Путешествие на дирижабле оставило самое приятное воспоминание. Каюты гондолы охлаждались и хорошо вентилировались. Скорость — всего двести двадцать километров в час. Ни качки, ни тряски и полное отсутствие пыли. Мы хорошо пообедали в уютной кают-компании. За столом слышались новые слова: Алай, Кара-Куль, Хорог…

Памир с высоты произвел на меня довольно мрачное впечатление. Недаром эту «крышу мира» называют «подножием смерти». Ледяные реки, горы, ущелья, морены, снежные стены, увенчанные черными каменными зубцами, — траурный наряд гор. И лишь глубоко внизу — зеленые пастбища…

Но вот мы идем на посадку. Я вижу с дирижабля общий вид города. Он расположен в очень длинной, узкой высокогорной долине меж снеговых вершин.

Долина имеет почти прямое направление с запада на восток. Возле самого города она расширяется. У южного края ее находится большое горное озеро. Альпинист говорит, что оно очень глубокое.

Сотни две домов сверкают плоскими металлическими крышами. Большинство крыш белые, как алюминий, но есть и темные. На северном склоне горы стоит большое здание с куполом — вероятно, обсерватория. За жилыми домами фабричные корпуса.

Наш аэродром расположен в западной стороне города, в восточной лежит какой-то удивительный железнодорожный путь — с очень широкой колеей. Он идет до самого края долины и там, по-видимому, обрывается.

Наконец-то земля.

 

А.С.  Пушкин - седьмая глава "Евгения Онегина".                                                                 ТЕКСТ 3.

Фрагмент.


"Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
....

Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но холодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы,
Благославляя колеи
И рвы отеческой земли.000003.jpg