урок географии "Безмолвная Арктика"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Глотова Наталья Сергеевна

Урок путешествие.Раскрывает загадки притяжения человека к холодной и пустынной Арктике. А также проблемы, возникшие в результате деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezmolvnaya_arktika_8_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация урока. «Широка страна моя родная! Много в ней морей, лесов и рек…2 – это строчки популярной песни. Действительно, Россия – самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по ее территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, не так богаты лесом, они привлекают чем-то человека и влияние его велико, что заставляет задуматься о разумном использовании природных богатств, сохранении их для будущих поколений.

Знания данной темы понадобятся на уроках 9 класса при изучении курса «Экономическая география Росси»

Тема урока: Природно – хозяйственные зоны. «Безмолвная Арктика»

Цели и задачи урока.

Обучающие: Продолжить формирование знаний о ПТК; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне  Арктики; начать формирование представления о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем.

Развивающие: продолжить развивать умение работать с картой.

Воспитательные: воспитание экологической культуры учащихся, прививать бережное отношение к окружающей среде.

Учебно-наглядный комплекс.

Карты России – физическая, климатическая, почвенная, растительности; атласы, картины, таблицы, гербарии, видеофильм, книги, атлас.

Формы проведения урока

Игровая

Тип урока

Изучение нового материала

Новые слова урока

Арктика, Северный морской путь

Географические объекты

Острова Арктики: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка.

Имена

Федор Литке, Семен Челюскин, двоюродные братья Лаптевы, Георгий Седов

Ход урока:

I .Организационный момент

I I. Изучение нового материала

  1 учитель – капитан (сообщение темы и задач урока . Здравствуйте, уважаемые гости и участники экспедиции! Мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне Арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас есть цель путешествия.

Слайд №2(задачи)

Перед нами стоит задача:

1.  Выявить характерные особенности природы.

2. Рассмотреть возможное хозяйственное использование природной зоны.

3.  Назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

2. На столе у вас лежат бланки наблюдения, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.  

Слайд №3 карта «природные зоны»

Прежде чем, мы отправимся в путешествие нам нужно проложить маршрут нашей экспедиции. Для этого мы воспользуемся картой, и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынь.

Задание №1 определить по карте «Природные зоны России» какие территории России занимает зона арктических пустынь (Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка).

3. Итак, мы определили интересующий нас объект. Но мы не можем отправится в путь, как вы думаете, почему?  (наводящие вопросы: когда вы отправляетесь куда-нибудь, то что вы делаете первым делом?(собираем вещи), а как узнать, какие вещи нам потребуются? (узнать климат) значит нам нужно определить климат Арктики.

Слайд №4  «климатическая карта»

 Задание №2. Определите по плану климатические особенности Арктики.

План

1 климатический пояс (арктический пояс)

2.  суммарная солнечная радиация ккал/см² в год. (70 ккал/см² в год→так как много радиации отражается от ледников и снега)

3. t ◦ ср. июля (+2+4◦)

4. t ◦ ср. января (-20-40◦)

5. ГКО, мм (100-200 мм)

6.. Воздушные массы (арктические, на границе арктических и умеренных в.м. возникают сильные ветра)

7. по отношению к Северному полярному кругу (за полярным кругом →длительная полярная ночь→долгая зима с низкими t ◦ →30% (s всех арктических островов) занято покровными ледниками→достигают уровня моря→образуются айсберги).

 Недавно было выяснено, что в современную эпоху, из-за человеческого вмешательства,  происходит потепление климата и, соответственно, деградация ледников – ежегодно теряется около 0,2% всех запасов льда, и, возможно когда-то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300м.

Вывод: для  Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность.

Такие условия будут сказываться на растительный и животный мир.

4. Ну, что же теперь мы можем отправляться в путь и посмотреть, как влияют такие суровые условия на органический мир Арктики.

А, сей час давайте посмотрим в иллюминатор. (просмотр слайдов «животные Арктики)

Задание №3. В процессе просмотра фильма записать в таблицу представителей флоры и фауны.

Слайд №5(Животный мир Арктики)

Уроу№41 слайд 3 (животные Арктики и оазис)

Уроу№41 слайд 4(белый медведь и моржи)

Уроу№41 слайд 9 (лемминг)

 Уроу№24 слайд 10 (песец)

Уроу№24 слайд 8 (розовая чайка)

Физкульт. Минутка. Ребята! Нам на встречу плывет иностранное судно, его нужно предупредить об опасности при встрече с айсбергами.

5. Ребята! Мы уже довольно хорошее имеем представление об Арктике, но пока мы не знаем о местном населении и их занятиях. Как вы думаете,  есть ли в Арктике постоянные жители? (нет.) Почему? (так как суровые климатические условия). Действительно, для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Но, Арктический Север, где практически нет постоянных жителей, все время вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?

1.Прежде всего, это богатейшие запасы полезных ископаемых (нефть и газ на шельфе Баренцева моря)

2. Северный морской путь к морям тихого океана, который существенно короче, чем плавание через Суэцкий канал. А об этом нам расскажет специалист (доклад учащегося «Северный морской путь»). Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина  (то Карских Ворот до бухты Провидения) 5600км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участков с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79г. шведской экспедицией Н.А.Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932г) Северный морской путь пройден экспедицией О.Ю.Шмидта на судне "Сибиряков" .

Задание №4. Найдите на карте основные порты Северного морского пути: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

3. Рыболовство.

4. Охота на промыслового зверя (белый медведь, песец, белек, морж) привели к резкому сокращению численности арктических животных.

5. Испытание ядерного оружия (остров Новая Земля), радиоактивное загрязнение.

Задание №5.. Какие меры, вы можете предложить по вышеизложенным проблемам?

1. Прекращение испытаний ядерного оружия.

2. Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти.

3. ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрана редких животных.

Слайд №6 «карта заповедников"

 Уроу№41 слайд 16 «остов Врангеля» единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.

В  этом заповеднике самые крупные скопления моржей. На острове Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведицы появляются малыши. Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.

Уроу№41 слайд 24 «Таймырский заповедник»

В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягиваются не а годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

I I I.  Закрепление изученного материала

Наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем, мы сойдете с палубы, мы должны пройти таможенный контроль.

Слайд №7-10(тесты)

1. Природная зона Арктических пустынь расположена на островах:

А) Северная Земля;

Б) Командорские»

В) Новосибирские;

Г) Сахалин.

2. Площадь, занятая зоной тундры, в России составляет:

А) 40%;

Б) 10%;

В) 18%;

Г) 30%.

3. для зоны арктических пустынь характерны животные:

А) белый медведь;

Б) волк;

В) зубр;

Г) овцебык;

Д) куница;

Е) морж.

4. отметьте характерные признаки природной зоны Арктики:

А)  полярное сияние;

Б) средняя температура июля около +2◦С;

В) выпадает много осадков;

Г) поверхность сильно заболочена;

Д) ) практически отсутствуют почвы;

Е) на скалистых берегах много птичьих базаров.

Ж ) обилие ягодных кустарников.

Слайд №11 (дом.зад)        

IV. домашнее задание.

§ 32, на контурную карту нанести:

 1) цветом территорию Арктики;

 2) пунктиром Северный морской путь и пунсонами крупнейшие порты;

 3) заповедники

V. итоги урока.

«Визитная карточка» зоны арктических пустынь

Географическое положение природной зоны

Климатическая характеристика

почвы

растения

животные

 t ◦ ср. июля

 t ◦ ср. января

ГК, мм

В.м.

ккал/см² в год

Острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Колгуев, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка, Канин.

+2

+4◦

-20

-40◦

100

арктические

70 ккал/см² в год

Слабо выражены

Мхи и лишайники, полярный мак. Не образуют сплошного покрова. Оазисы.

Белый медведь, морж, тюлень, песец, лемминг, белуха, гагара, финвал, розовая чайка, длиннохвостый поморник, кайры.

Основные виды хозяйственной деятельности.

Природная зона

Возделываемые культуры

Направления животноводства

Основные промыслы

Система расселения

Влияние на природу

Меры по предотвращению и восстановлению

Арктическая пустыня

-

-

Охота на морского зверя, рыболовство

Практически нет  постоянного населения.

Уничтожение отдельных видов животных, испытание ядерного оружия

Запрещение охоты на редкие виды, создание заповедников, временное ограничение отстрела и отлова.

Прекращение ядерных испытаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок Загадочная Арктика

Цель: Познакомить обучающихся с историей покорения русскими исследователями Арктики, формирование и закрепление системы знаний, умений по теме “Арктика” путем интеграции школьных предметов: англ...

Технологическая карта урока "Животные Арктики"

Технологическая карта урока английского языка  по теме "Животные Арктики"...

Разработка урока "Безмолвная Арктика" 8 класс

Разработка урока для 8 класса по теме "Безмолвная Арктика"...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"

Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...

Конспект тематического урока географии «Арктика – фасад России»

Конспект тематического урока  географии «Арктика – фасад России» в рамках Всероссийского образовательного проекта «Большая арктическая экспедиция»...

Технологическая карта урока географии "Арктика"

Технологическая карта урока географии. МБОУ гимназия №45 г. Владикавказ,Класс, учитель: 8 класс,  Гурциева Альбина АлинбековнаТема урока:  «Арктика – фасад России»Тип ...

конспект урока "Животные Арктики"

Данный материал будет полезен для  учителей английского языка начальной школы, для введения лексики по теме: "Животный мир" Задачи:1. Повторение ранее пройденного грамматичес...