"День хлеба"
методическая разработка (6 класс)

материал содержит рабочую программу по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9_kl_.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании кафедры

социальных дисциплин №

«____» ___________2012г.

Протокол №

Зав. кафедрой  И.А.Суханова            

Согласовано

зам. директора по УВР

__________Л.Н.Стрельниковаа

«______» ____________2012г.


Утверждено

директор МБОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2012г.

Приказ №_____ от _________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

                                                                                                                   

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                            ПО  ГЕОГРАФИИ

                            ДЛЯ  9 КЛАССОВ

  Программа предназначена для реализации

                                                в 2012-2013 учебном году

Составитель программы

Учитель географии

высшей категории

Знаменщикова

Галина Михайловна

Липецк, 2012

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей страны, на основе комплексного подхода и показа трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

  1. Цели и задачи.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

     

  1. усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  1. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  3. воспитания любви к своей местности, региону, стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  4. формирование способности и готовности к использованию географических знаний в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально – ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности  
  5.  1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

1.Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании».

2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271.

3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  РФ от 05.03.2004г. № 1089.

4.Приказ МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год».

5.Образовательная программа МБОУ гимназии №69 г. Липецка.

6.Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».

     1.3. Сведения о программе.

     Данная рабочая программа  разработана  на основе  примерной программы основного образования по географии. Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Бариновой И.И., Дронова В.П.

     1.4. Обоснование выбора программы.

     В данной программе определены наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения конкретного результата, соответствующего требованиям стандарта.

 

     1.5. Информация о внесенных изменениях.

     Тематическое планирование 9 класса составлено с учетом 2 часов в неделю, поэтому  изменений внесено не будет.

     1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

     Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам

     1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год).

     1.8. Формы организации образовательного процесса.

     Основной формой организации образовательного процесса является урок: урок актуализации знаний и умений, урок обобщающего повторения, практикум, семинар, исследование,  - которые и будут использованы в процессе учебной деятельности.

     1.9. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Подобные умения будут особенно востребованы в период подготовки  к ГИА

     1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

     Содержание обучения географии на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, социальная, правовая, лингвистическая, картографическая, ценностно-мировоззренческая  компетенции.

     1.11. Виды и формы контроля.

     Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, тест.

     1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

     Ученик должен: 

-знать специфику географического положения и хозяйственных административно – территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов.

-природные и антропогенные причины возникновения геологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

- уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России.

-составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий.)

  1. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

     Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками предлагается учебное пособие «География России. 9 класс». Его авторами являются В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.

     Книга поможет учащимся систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по географии, она посвящена населению России, ее хозяйству в целом и каждой отрасли в частности, проблемам природопользования, демографическим проблемам, издание хорошо иллюстрировано, содержит большое количество карт, схем, фотографий.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


уро-ка

Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дидактические

единицы

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Виды,

формы

контроля

Введение.  1 ч.

1

Введение

1

Вторичный сектор экономики

Знать:

Состав вторичного сектора экономики

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

                                                                   Хозяйство России

                     Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье. 3ч.

2

Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы

1

Состав и значение ТЭК в развитии хозяйства, связь с другими комплексами. Топливный баланс. Современные проблемы и охрана окружающей среды

Знать:

-состав и специфику ТЭК;

-называть основные проблемы и перспективы его развития.

Уметь:

-анализировать экономические карты и статистические данные.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

3

Топливная промышленность

1

Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда.

Знать и показывать:

-на карте крупные месторождения нефти, газа, угля.

-важнейшие газо- и нефтепроводы.

Использовать:

-различные источники географической информации   для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

4

Электроэнергетика

Пр.раб. «Размещение ТЭК»

1

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема в России.

Приводить примеры  и показывать на карте электростанции различных типов

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

 Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. 8 ч

5

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

1

Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов.

Приводить примеры конструкционных материалов.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению карт.

6

Металлургия. География

Черной металлургии.

1

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.

Показывать  на карте

металлургические

базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз.

7

География цветной металлургии Пр.раб. «География металлургии»

1

География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы.

Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения.

Определять  меры по сохранению природы.

Работа с контурной картой. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт.

8

Химическая промышленность

1

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации.

Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры.

Приводить примеры по сохранению природы.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

9

География химической промышленности

1

Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы.

Анализировать  экономическую карту, показывать основные химические базы страны и главные центры.

Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации.

Работа на контурной карте. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт.

10

Лесная промышленность

1

Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химическая промышленность и экологические проблемы.

Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы.

Частично поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

11

Машиностроение. Пр.раб «География машиностроения»

1

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии.

Объяснять  роль машиностроения. Показывать главные районы и центры наукоемкого , трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы их размещения.

Работа на контурной карте. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт.

12

Пищевая и легкая промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой и пищевой промышленности в России.

Знать специфику отраслей легкой и пищевой промышленности, географию основных отраслей и центров

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа.

          Третичный сектор экономики-отрасли, производящие разнообразные услуги. 6 ч.

13

Состав и значение третичного сектора

1

Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

14

Роль и значение транспорта

Сухопутный транспорт.

1

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы.

Учебное исследование по картам, составление таблицы.

15

Другие виды транспорта

Связь.

пр.раб. «Характеристика транспортной магистрали.»

1

Особенности водного транспорта и его значение в экономике. Проблемы морского транспорта. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период НТР

Знать и показывать на карте океанические бассейны, порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

16

Сфера обслуживания. Жилищное

и рекреационное хозяйство.

1

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их использования в России.

Объяснять значения отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

17

География науки

1

Наука, ее состав и роль в современной жизни общества.  География российской науки. Города науки и технополисы.

Показывать на карте города науки и технополисы в России. Приводить примеры наукоемкости производства в России

Учебное исследование по картам ,решение географических задач

18

Урок обобщения по теме: «Хозяйство России»

1

Тестирование

                                      География крупных регионов России. 47 ч

                                               Районирование территории. 1 ч.

19

Зачем районировать территорию страны

1

Районирование России, основные задачи, принципы, проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера; их особенности и проблемы

Объяснять значение районирования, приводить примеры экономических  районов, федеральных округов

Учебное исследование по картам ,решение географических задач

                           Европейская Россия ( Западный макрорегион) 30 ч.

20

Общая характеристика Европейской России

1

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения  

Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселения и развитие хозяйства

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

21

Европейский Север. Факторы формирования района

1

Состав района. Специфика геополитического положения и его влияние на формирования района

Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства

   Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

22

Природа Европейского Севера

1

Внутренние различия природы района: Кольско – Карельская и Двино – Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера.

Сравнивать  характеристики двух частей района. Анализировать физическую карту, показывать главные объекты 

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

23

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

1

Влияние историко – географического фактора на население и его традиции, культуру, и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы

Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность 

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

24

Хозяйство Европейского Севера

1

Роль и место района в социально –экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий,   рыбоперерабатывающий  и топливно – энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК.

Объяснять связь территориальных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры анализировать экономическую карту

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

                                                          Северо-Западный район

25

Северо – западный район. Факторы формирования района.

1

Состав района. Особенности  географического, экономико –географического, геополитического и эколого – географического положения и их влияния на формирование района на разных этапах развития.  

Давать оценку географического положения района для его формирования и развития

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

26

Природа Северо –Запада. Население и хозяйственное освоение района

1

Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо – Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения.

Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры

Учебное исследование по картам, решение географических задач

27

Хозяйство Северо – Запада.

1

Историко – географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь»

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

28

Географические особенности Санкт - Петербурга и других городов Северо -

Запада

1

Санкт – Петербург – северная столица России: история создания, радиально- дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт – Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград.

Составлять характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

                                                        Центральная Россия

29

Центральная Россия. Факторы формирования района.

1

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение. Изменение геополитического положения после распада СССР.

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, работа по заполнению контурных карт.

30

Природа Центральное России . население и хозяйственное освоение.

1

Особенности природы и природные ресурсы, их влияние на заселение и хозяйственно освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, работа по заполнению контурных карт.

31

Московская столичная агломерация.

1

Москва – столица РФ, представитель России на мировой арене. Радиально – кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России.

Сравнивать планировки  Москвы и Санкт – Петербурга.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

32

Хозяйство Центральной России.

1

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

                                                            Европейский Юг

33

Европейский Юг. Факторы формирования района.

1

Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу ,хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко - географические этапы развития района.

Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения, роль в геополитических интересах России.

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

34

Природа Европейского Юга

1

Специфика природы района. Природные ресурсы, причины их разнообразия и влияния на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства, пользоваться различными источниками информации.

Обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения.

35

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

1

Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни.

Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов

Обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения

36

Хозяйство Европейского Юга

1

Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы.

Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем, объяснять их причины.

Эвристическая беседа: обсуждение особенностей хозяйства

                                                                        Поволжье

37

Поволжье. Факторы формирования района. Особенности  формирования района.

1

Состав района. Основные   историко – географические этапы формирования района.

Специфика природы:  рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны.

Знать: состав района, этапы и факторы формирования района.

Уметь : составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

38

Население и хозяйственное освоение Поволжья

1

Численность, естественный прирост. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни

Знать: историю заселения района, особенности размещения населения 

Обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения Поволжья

39

Хозяйство Поволжья

1

География важнейших отраслей, особенности его территориальной организации. Внутренние природно –хозяйственные различия.

Знать : географию важнейших отраслей  и их различие.

Уметь определять по картам основные с/х районы и сравнивать их

Обсуждение особенностей хозяйства Поволжья

                                                      География своего региона

40

Особенности ЭГП, формирования природы, территории

1

Определение географического положения региона, основных этапов освоения его территории. Оценка природных ресурсов и их использование.

Знать: особенности ЭГП региона, основные этапы освоения

Уметь: по картам оценивать природные ресурсы

Изучение и оценка природно - ресурсного потенциала области. Причины изменения ЭГП

41

Население  хозяйственное освоение

1

Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства

Знать: основные этапы заселения региона

Уметь: характеризовать современно хозяйство

Анализ карт, заполнение контурных карт.

42

Особенности хозяйства.

Промышленность

1

Характеристика внутренних различий районов и городов.

Знать: особенности развития хозяйства, важнейшие природно – хозяйственные объекты, основные виды природных ресурсов

Обсуждение особенностей хозяйства

43

АПК

1

Особенности развития АПК.

Объяснять: межотраслевые пропорции между сферами, комплексами, отраслями в структуре хозяйства.

Обсуждение особенностей хозяйства

44

Особенности    


административных центров

1

Особенности    


административных центров

Называть: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Учебное исследование по картам. Составление таблицы.

45

Социально – экономические проблемы.

1

Социально – экономические проблемы и пути их решения.

Объяснять проблемы региона. 

Прогнозировать пути решения

Учебное исследование по картам. Составление таблицы.

                                                                   Урал

46

Урал: факторы формирования района.

1

Состав района. Основные историко – географические этапы формирования района

Знать: состав района, особенности ГП, этапы формирования 

Уметь: по карте определять ГП района.

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа.

47

Природа Урала

1

Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.

Знать: специфику природы

Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе.

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа.

48

Население и хозяйственное освоение Урала.

1

Численность и естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни

Знать: историю заселения района, особенности размещения населения

Эвристическая беседа. Обсуждение особенностей населения.

49

Хозяйство Урала.

1

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы.

Знать: географию отраслей

Уметь: объяснять проблемы развития

Эвристическая беседа. Обсуждение особенностей хозяйства

                                                        Азиатская Россия

                                              Восточный макро регион 16 ч.

50

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.

Знать: особенности ГП

Уметь: показывать по карте районы Азиатской России

Учебное исследование по картам. Составление таблицы. Заполнение контурных карт

                                                           Западная Сибирь

51

Западная Сибирь. Факторы формирования.

1

Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.

Знать: состав, факторы формирования района

Уметь: определять по картам ЭГП

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа.

52

Природа Западной Сибири

1

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы.

Знать: своеобразие природы

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа

53

Население и хозяйственное освоение

1

Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура

Знать: особенности размещения населения

Обсуждение особенностей населения

54

Хозяйство Западной Сибири

1

География важных отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Знать: отрасли специализации района

Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири.

                                                             Восточная Сибирь

55

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

1

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района.

Знать: состав района, особенности ЭГП

Уметь: уметь оценивать ГП района.

Прогнозировать развитие хозяйства в будущем.

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

56

Природа Севера Восточной Сибири

1

Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Знать: особенности природы района

Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурными картами

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт.

57

Население и хозяйственное освоение Севера Западной Сибири.

1

Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура.

Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Уметь: по картам определять особенности размещения населения. 

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Западной Сибири.

58

Хозяйство Севера Восточной Сибири

1

География важнейших отраслей хозяйства., особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем района

Знать: специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района

Уметь: давать оценку природным ресурсам края.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири

59

Южная  Сибирь: Факторы формирования района

1

Состав района. Особенности ЭГП. Историко – географические этапы формирования района.

Знать: состав района  отличительные черты природы

Уметь: определять возможные пути решения экологических проблем

Учебное исследование по картам. Составление таблицы по результатам сравнения карт

60

Кузнецко – Алтайский подрайон

1

Состав подрайона. Особенности развития хозяйства района.

Знать: специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа.

61

Ангаро – Енисейский и Забайкальский подрайоны

1

Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства.

Знать: давать характеристику подрайонов.

Прогнозировать развитие хозяйства в будущем.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

62

Дальний Восток: факторы формирования района

1

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района.

Знать: состав района и уникальность ЭГП.

Уметь: прогнозировать развитие экономики района.

Учебное исследование по картам, решение географических задач.

63

Природа Дальнего Востока

1

Специфика  природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы.

Знать: особенности природы района.

Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на контурных картах

Учебное исследование по картам, решение географических задач.

64

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

1

Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура.

Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов.

Уметь: объяснять неравномерное размещение населения.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока.

65

Хозяйство Дальнего Востока

1

Роль района в социально – экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.

Знать: отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства

Уметь: объяснять основные проблемы района и пути их решения.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Дальнего Востока.

                                                 Россия в современном мире. 3 ч.

66

Россия и страны СНГ (изучение одного государства или группы стран)

1

Место России среди стран мира

Знать: место России в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны.

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

67

Взаимосвязи России с другими странами.

1

Характеристика экономических, политических, культурных связей России.

Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ , называть и показывать страны СНГ. 

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт.

68

Объекты мирового природного и культурного наследия. Обобщающее повторение

1

Объекты мирового природного и культурного наследия России. Характеристика.

Объяснять: международную специализацию России в мире и СНГ.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Тестирование.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ П/П

Название раздела

Кол-во часов

Практические работы

1.

Введение

1 ч.

2.

Вторичный сектор экономики _ отрасли, перерабатывающие сырье

3 ч.

1 пр. раб

3

Отрасли, производящие конструкционные материалы

8 ч

2 пр. раб

4

Третичный сектор

7 ч

1 пр. раб.

5

Районирование территории

1 ч

6

Европейская Россия

30 ч.

4 пр. раб

7

Азиатская Россия

16 ч.

1  пр. раб

8

Россия в современном мире

3ч.

9

География своего региона

6 ч

ИТОГО

68 часов

9 пр. раб

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     В результате изучения географии в средней  школе ученик должен:

знать:

  1. специфику географического положения и хозяйственных административно – территориального устройства РФ;
  2. особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов.
  3. природные и антропогенные причины возникновения геологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  1. меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  2.   находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  3. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России.
  4. составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления
  5.  использовать   

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ( решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий.)

  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

       Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

1. Дронов В.П География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс/ В.П.Дронов И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе  - М.: Дрофа, 2010

2. Атлас. География России. Природа. Население.9 класс - М.:Дрофа;2010                            3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. Природа. Население, хозяйство и географические районы.

4.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля 8 – 9 классы/Дрофа, 2010

5. Меерова Н.Ю.Уроки географии  8 - 9 классы - Дрофа,2010

Рассмотрено

на заседании кафедры

словесности №

«____» ___________2011г.

Протокол №

Зав. кафедрой        

Согласовано

зам. директора по УВР

___________И.С. Митряхина

«______» ____________2011г.


Утверждено

директор МОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2011г.

Приказ №_____ от_________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2010/2011 учебный год

по__________________________________________

учитель _____________________________________

класс вид класса ______________________________

количество часов за год ________________________

количество часов в неделю _____________________


п/п

наименование

I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

год

1.

Количество часов

2.

К/диктантов

3.

Уроков Р/Р

4.

Сочинений

5.

Изложений

6.

Сл/диктантов

7.

УВЧ

8.

Тестирование

Планирование составлено на основе государственной программы

Учебник ________________________________________________

________________________________________________________

Дополнительная литература ________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка 

Рассмотрено

на заседании кафедры

словесности №

«____» ___________2011г.

Протокол №

Зав. кафедрой        С.Н. Гуляева

Согласовано

зам. директора по УВР

___________И.С. Митряхина

«______» ____________2011г.


Утверждено

директор МОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2011г.

Приказ №_____ от_________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2010/2011 учебный год

по__________________________________________

 учитель _____________________________________

 класс, вид класса ______________________________

количество часов за год ________________________

количество часов в неделю _____________________


п/п

наименование

I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

год

1.

Количество часов

2.

К/работ

3.

Лабор/работ

4.

Практич/работ

5.

Самостоят/работ

6.

Тестирование

7.

Нетр. уроков

Планирование составлено на основе государственной программы

_______________________________________________________________

     Учебник ________________________________________________

________________________________________________________

Дополнительная литература ________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

                                                                                                                     Приложение

                                           Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата проведения

Формы контроля

Вводный урок – 1 ч.

1

Р/Р Слово о русском языке. (1ч)

2.09.10

Р/р, письменное высказывание на лингвистическую тему

Лексика и фразеология – 6 ч.

2

Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. (1ч)

6.09.10

3

Происхождение лексики современного русского языка. (1ч.)

7.09.10

Р/р, план-конспект теоретического материала

4

Омонимы и их употребление. (1ч)

13.09.10

5

Паронимы. Синонимы. Антонимы.(1ч)

14.09.10

6

Фразеологизмы и их употребление.(1ч)

20.09.10

Р/р, публичное выступление

7

Лингвистический анализ текста (упр.523) (1ч)

27.09.10

Р\р, анализ предложенного текста

Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 ч.

8

Фонетика. Графика. Орфоэпия. (1ч)

27.09.10

9

Орфоэпические нормы.(1ч)

28.09.10

Р\р, орфоэпический тест

Самостоятельные части речи – 32 ч.

Имя существительное – 8 ч.

10

Части речи. Имя существительное как часть речи.(1ч)

11.10.10

11

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. (1ч)

12.10.10

12

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.(1ч)

19.10.10

13

Правописание суффиксов имен существительных(1ч)

25.10.10

14

Правописание сложных  существительных (1ч)

26.10.10

15

К/Р по теме «Имя существительное» (тесты) (1ч)

1.11.10

Контр. работа

16

Анализ к\р, работа над ошибками (1ч)

2.11.10

17

Р\р Изобразительно-выразительные средства языка (1ч)

8.11.10

Р/р, анализ текста

Имя прилагательное – 6 ч.

18

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. (1ч)

9.11.10

19

Правописание окончаний имён прилагательных.  (1ч)

22.11.10

20

Правописание суффиксов имён прилагательных.

23.11.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

отчет о проведении урока в рамках проекта День хлеба в школе. Лабораторная работа "Определение содержания органических веществ в хлебе"

Ежегодно в школе проводится день, который посвящен его величеству Хлебу. В этот день на всех уроках говорят о хлебе. На уроке биологии мы вместе с ребятами и родителями изучили технологию изготовления...

Всемирный день хлеба

Расширить знания воспитанников  об истории хлеба, о традициях и приметах...

Сценарий познавательного досуга "От ростка до бублика", посвященного празднику День хлеба

Познавательное и увлекательное физкультурное занятие с эстафетами, танцем, стихами и поговорками....

День единого текста. Хлеб.

День единого текста. Текст Хлеб. Конспект урока....