Урок "Байкал" 8 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Захарова Лариса Сергеевна

Байкал – чудо природы во всех отношениях

 

Цели:

1. Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.

3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.

Учебная цель: доказать, что слова Л.С. Берга « Байкал – чудо природы во всех отношениях» - верны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykal.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Байкал – чудо природы во всех отношениях

Цели:

1. Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.

3. Продолжать формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния.

Учебная цель: доказать, что слова Л.С. Берга « Байкал – чудо природы во всех отношениях» - верны.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал, компьютерная презентация , ребус « Байкал», магнитоф.запись шума воды.

План урока.

1. Приглашение в « путешествие» на Байкал. Запись темы урока в тетрадь, определение плана урока.

2. Доказательство слов Л.С. Берга.

А) географическое положение;

Б) происхождение озёрной котловины;

В) климат;

Г) свойства воды;

Д) животный и растительный мир

3. Необходимость охраны Байкала.

4. Анализ « Байкальских трофеев»

Запись на доске:

« Байкал – чудо природы во всех отношениях»

        Л.С. Берг

        Ход урока.

Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название, зашифрованное в ребусе.         

Верно, это Байкал ( показ на карте). Сибиряки говорят: « Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал». А Л.С. Берг сказал: « Байкал – чудо природы во всех отношениях». Слайд№1

    В ходе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения идёт речь. Девизом нашего путешествия возьмём слова учёного. ( запись в тетрадь: дата, тема, эпиграф). 

Слайд №2  Задачи урока .

1. Изучить природу Байкала, показать его красоту, уникальность, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

2. Оценить природные условия и ресурсы Байкала     3. Выделить экологические проблемы Байкала и определить пути их решения.

Слайд №3     План изучения.

1. Географическое положение.

2. Происхождение озёрной котловины.

3. Климат.

4. Свойства воды.

5. Животный и растительный мир.

6. Проблемы Байкала и пути их решения.

Что я знаю о Б.

Что я узнал(а) о Байкале

Каждый из вас соберёт « байкальские трофеи». Всё, что вас удивит, - запищите словом или цифрой. Итак, в путь! ( запись шума воды).

Поэт Игорь Северянин писал:

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот – я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали,

И кедры смотрели сквозь скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озёрное море,

Про этот священный Байкал.

Существует легенда о том, что Б. на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Б. дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, к каждому своё отношение.

Представьте, что вы уже на берегу Байкала

Слайд №4 « Байгал – далай», как называют его буряты, что означает « Байкал – море», « Бай – Куль» - богатое озеро в переводе с якутского, « Байкал» - богатый огонь ( монгольское). Б. окутан легендами и поверьями о происхождении моря-озера. Вот одна из них.

Легенда об открытии Б. русскими ( сообщение уч-ся)

Слайд №5 История исследования.

1643г. – Курбат Иванов вышел к Б. и открыл о. Ольхон.

1661г. – основан г. Иркутск.

Б. изучали: И.Д.Черский, Л.С. Берг, П.С, Паллас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто.

С помощью физ.карты атласа помогите мне дописать письмо домой

Слайд№6

Какой пункт плана мы описали в письме? ( ГП)

Итак, поясните слова Берга « Б.- чудо природы в отношении… ( глубины)

Запись в тетрадь. 1. Самое глубокое озеро.

В чём же причина такой глубины? Какое происхождение имеет озеро Б.?

Слайд №7 Его происхождение вызывает споры. 1-ая версия – возникло в  глубоком разломе, гигантской трещине. Котловина озера появилась 15-20 млн.л.н. Это одно из древнейших озёр мира. Формирование котловины не закончилось. Движения земной коры не прекратились. Что является доказательством этого? Здесь часты землетрясения, до 2000 в год. В 1959г. в рез-те 9-б. землетрясения дно опустилось на 5м. Чтобы заполнить котловину Б. водой, всем рекам земного шара пришлось бы работать год.

Слайд №8 Какой процесс характерен для территории Б.?

Геофизики утверждают, что Б. – это зарождающийся океан. Учёные установили, что в некоторых местах Б. как бы расширяется, его берега удаляются друг от друга до 2 см в год. Предполагают. Что не пройдёт и 50 млн.лет, как здесь, возможно, образуется настоящий океан.

Высокие волны с буйными штормами, приливы и подводные течения, трещина, достигшая верхней мантии, масса морских животных – всё это выдаёт стремление Б. сделаться океаном.

      Таким образом, Б. – чудо природы в отношении…. ( происхождения)

Запись в тетрадь:  2. Одно из древних озёр или самый молодой океан.

     Третью особенность Б. мы выясним, если вспомним, как нагревается и остывает вода в отличие от суши?

Вода в озере и летом остаётся холодной. Только самый верхний слой слегка нагревается до 12-14 град. В глубине температура около 4 град. Купаться в Б. нельзя даже в самые жаркие дни. Выкупаться, вернее окунуться. Удаётся только в немногих мелководных заливах.

Итак, Б. летом холоднее окружающей суши. Но зато зимой у озера теплее. Почему? Б. покрывается льдом только в январе. В Иркутске, в 70 км от Б. , зимой холоднее, чем на берегу озера, приблизительно на 10 град.

К какому типу климата близок климат Б.? ( умеренному морскому)  Какой климат на окр. его территории? Что характерно ?

Г. Дроздов писал своему другу: « Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 – верховик. Низовик, сивер, култук, полуденник и, наконец, жуткий, смерчевой, до 60 м/сек, сарма».

Почему озеро Б. богато ветрами?  Слайд №9 . Неравномерное нагревание суши и воды вызывает разницу в атм.давлении, что и порождает ветер.

  Б. – чудо природы в отношении…. ( климата).

Запись в тетрадь: 3. Самый ветреный климат Сибири

 

  Б. называют «» колодцем планеты». Почему?  Слайд № 10  

В чём причина уникальности воды? Одна из причин – котловина озера сложена кристаллическими породами, они плохо растворяются и дают минимум примесей, т.к.при выветривании образуется песок.

Б. -  чудо природы в отношении …( воды)

Запись в тетрадь: 4. « Колодец планеты», вода чистая пресная.

Главными смотрителями за чистотой и прозрачностью Б являются его обитатели – рачки  эпишура. Слайд №11 Рачок – эпишура дворник Б. он – естественный фильтр воды, пропускает через себя воду, очищая её. Размер-15мм. Но под каждым 1 кв.м поверхности воды до глубины 50 м насчитывается до 3 млн. Погибает при потеплении воды до 4 град. Слайд Орг.мир уникален. В озере встечается 1500 видов животных, более 1000 видов растений, большая часть растений-водоросли. Как называют редкие виды растений и животных ? На Б. – 70% обитателей –эндемики. Кого же мы встречаем в водах Б.?

        Бледно-розова, нежна ,студена вода нужна.

        Что за рыбка-невеличка, меньше вашей рукавички?

        А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

        Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта – голомянка.( Сообщение)

Омуль – ранее ловился весом до 5кг; 50см длиной, а теперь растёт медленно. Самого большого можно поймать до 1кг. Почему?

Водятся хариус, сиг, налим, таймень, щука. Самая крупная рыба – осетр ( 1,5-1,8м, вес более 100кг)

В снежном логове родятся, простудиться не бояться.

Подрастут, начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезёт – лет с полсотни проживёт.

Многие учёные до сих пор ломают голову: откуда в Б. нерпа?

В какой природной зоне находится Б.? « Будет лес- будет и Б.» - говорят старожилы.

Откройте атлас на стр.20-21 Какие породы деревьев здесь произрастают?

Слайд №12 В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и др.

Байкал – чудо природы в отношении… ( раст.и жив.мира)

Запись: « Музей живых экспонатов»

Продолжим слова Берга: Байкал – чудо природы в отношении: глубины, происхождения, климата, воды, растительного и животного мира.

Слайд №13 Уникальные черты Байкала

1. Байкал – самое глубокое озеро планеты.

2. Б –прообраз будущего океана.

3. Климат Б. близок к умеренному морскому.

4. Б. содержит огромное количество пресной, уникально чистой воды.

5. В Б. обитают эндемичные животные и растения.

Б. – уникальная природная лаборатория, является рекреационным объектом Сибири. Что привлекает сюда множество туристов? ( чистый воздух,  чистая прозрачная вода, минеральные источники). Какими ресурсами богато озеро и его окружающая территория?

        Стихотворение « Байкал» А. Вознесенского.

Проблемы Б. Послушайте  и назовите проблему.

        Слайд

1. Подъём уровня воды в озере.

2. Обмеление рек.

3. Молевой сплав древесины

4. промышленное загрязнение.

5. Перелов рыбы.. К чему это приводит?  Пути решения проблем. Слайд Для сохранения уникальной природы Б. разработан ряд природоохранных мероприятий. Байкальский ЦБК должен был быть закрыт в 1999 году. Идёт уже 2010 год, а он продолжает не только работать, но и несмотря на построенные мощные очистные сооружения, загрязняет своими стоками Байкал. Таким образом, решение экологических проблем Б. наше поколение оставляет вам – будущим руководителям заводов, фабрик, республик и областей, страны в целом. 5 декабря 1996г в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить о. Б. в список участников Всемирного наследия, куда включены 506 объектов из 105 стран мира  

Какие « байкальские трофеи» вы привезли и почему?

Я рада. Что не зря взяла вас с собой в виртуальное путешествие на Б. У Б. уникально многое: и тектоника озёрной котловины, и кристально чистая вода, и музейная сохранность сотен видов древних животных. Сложно забыть громовую мощь прибоя и упорные ветра. А красотой озера любуются даже космонавты.

Дом.задание    п.39, кроссворд из 10-15 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....