Население и политическая карта Африки
учебно-методический материал (география, 7 класс) по теме

Бухтеева Галина Николаевна

Урок изучения новой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии  учителя  

Бухтеевой Галины Николаевны.

ФГКОУ СОШ №24 МО РФ,

город Вольск – 18, Саратовская обл.

Тема: Население и политическая карта Африки.

Слайд1

Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.

Слайд5

Задачи:1. Продолжать формировать умения, видеть причинно-следственные связи, работать с тематическими картами и с информационно-географическим материалом;

      2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.

Оборудование : Физическая карта Африки, политическая карта Африки, школьный географический атлас(карта плотности населе- ния и народов Африки); статистический информационный материал.

Методы обучения: словесные и практические; самоорганизация поисковой и учебно-познавательной деятельности ученика; взаимоконтроль.

Термины и понятия: Расы - европеоидная, монголоидная, негроидная; размещение и плотность населения, колония, суверенное государство.

Тип урока: усвоение нового материала.

План урока.

Слайд2

  1. Организация урока.
  2. Повторение домашнего задания
  3. Изучение новой темы.
  4. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.
  5. Практическая часть урока.
  6. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.
  7. Домашнее задание.
  1. Организация урока.

Ребята, я рада вновь увидеть вас на своём уроке. Сегодня мы с Вами проводим необычный урок , на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными. На уроке нужно показать свои знания, умения и творческие способности.  

Мы продолжаем изучать материк.

Там мыс Игольный,

Мыс Альмади,

Сухие русла рек там - вади,

Там реки быстро протекают

И в разные моря впадают.

Там есть вулкан Килиманджаро

Наделал много он пожаров.

Какой  же материк мы изучаем?

Слайд3

  1. Повторение домашнего задания.

Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание.  Слайд4 

Тесты и задания для проверки.

Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики

1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.

2. Занимает около трети материка, особенно в северной части.

3. Занимает почти 40% площади материка.

4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня.

5. Выделяют сухой и влажный сезоны.

6. Иногда дожди не выпадают годами.

7. Почвы практически отсутствуют.

8. Почвы красно-желтые, ферраллитные.

9. Богатые перегноем красно-бурые почвы.

10. Лесная растительность расположена ярусами.

11. Растительность сосредоточена в оазисах.

12. Преобладают травы и редко стоящие деревья.

13. Самое ценное растение — финиковая пальма.

14. Много деревьев с ценной древесиной.

15. Самые распространенные деревья — баобаб и зонтичная акация.

16. Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек.

17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.

18. Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны

 Ответы нужно записывать в виде номера предложенной характеристики:

 

Экваториальные леса:   2,4,8,10,14,18


Саванна:   3,5,9,12,15,17.

Тропические пустыни:    1,6,7,11,13,16

3. Изучение новой темы.

Тема сегодняшнего урока: Население и политическая карта Африки.

Как вы думаете что мы должны сегодня узнать на уроке, исходя из названия темы?(ответы учеников.)

        Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель и задачи урока.

Слайд 6
Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живёт,  

Зачем живёт и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы можем лишь ее людей узнав .

Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:

  1. Африка – прародина человека.
  2. Численность и размещение население
  3. Расы и народы
  4. Современная политическая карта      Слайд 7

  1. Африка – прародина человека.      Слайд 8

Учитель. Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.(Слайд)

       2. Численность и размещение население.   Слайд 9

Учитель. В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?

- Каковы все-таки причины не слишком большой численности населения Африки? (В мире нет другого континента, который в такой степени бы пострадал от колониального гнета и работорговли, как Африка.)

- А сейчас познакомимся с размещением населения на материке. Для этого будем работать с картой плотности населения (атлас 7 класс). Для начала мы должны разобраться с системой условных знаков: цвет карты показывает плотность населения на 1 кв. км. (плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км). 

 работа со словарем географических терминов.

Средняя плотность населения Африки более 27 человек на 1 кв. км.

Практическая работа

Задание № 1. Слайд 10

На основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.

Основные районы с высокой и низкой плотностью населения

Район

Плотность, чел/км2

Причины


Северная Африка

Юго-западная Африка

Побережье Средиземного моря

Побережье Гвинейского залива

Юг материка

Вдоль реки Нил

В районе озер


Сделайте вывод.

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.

  1. Расы и народы      Слайд11;12. 

Изучив особенности размещения населения Африки сейчас познакомимся с расами и народами, населяющих этот материк.

На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга?

Ответ учащихся : отличаются расовыми признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета.

Сообщения учащихся:     о европеоидной расе (слайд),

                                      о негроидной расе (слайд),

                                      о монголоидной расе (слайд),

Население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Основную часть жителей материка составляет коренное, т. е. исконное, постоянное, население, но есть и пришлое население.

 

Практическая работа по группам

Задание № 2  Слайд13

На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу

Расы

Народы

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

(1группа)

Негроидная раса

(2 группа)


Промежуточная раса


(3 группа)

 

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Заслушать ответы представителей группы.

Посмотрите правильный ответ. Сравните со своими работами.

Расы

Народы

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

Алжирцы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

Марокканцы

Египтяне

Берберы

Туареги

Негроидная раса

Тутси

Южнее Сахары

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны

Хими

Пигмеи


Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые

Бушмены

В полупустынях и пустынях

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны

Готентоты

Промежуточная раса

Эфиопы

Масаи

Эфиопское плоскогорье

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы

Рассмотрите рис 59 в учебнике. Жилища народов Африки               

   и дайте объяснение: почему так различно построены жилище разных народов, что на это оказало влияние?        Слайд14 - 17

Заслушать сообщения или презентации  учащихся о жилищах, одежде, праздниках народов Африки (индивидуальное д/з)

Задание по группам. О жизни африканцев в окружающей природе.

Дан текст. Прочитайте и дайте объяснение

Текст для 1 группы

 Пигмеи занимаются охотой, сбором плодов съедобных растений, дикого мёда, ведут полукочевой образ жизни.  

Вопрос. Почему не занимаются   они земледелием?(Это жители леса. )

Текст для 2 группы

        Алжирцам не прост выращивать финиковые пальмы

         Почему? (движущиеся пески, надо постоянно расчищать и освобождать пальмы. Подземная вода на глубине 6-15 метров. )

Текст для 3 группы

Пастух-зулус (крупнейшие из народов банту) отдыхает в безлюдной саванне на одной ноге. Он напоминает в такой позе цаплю, фламинго! Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке как делает это наш пастух где-нибудь в средней полосе России?(пустынные просторы кишат змеями и скорпионами, чем меньше площадь соприкосновения с поверхностью, тем лучше и комфортнее пастуху-зулусу)

Заслушать различные варианты ответов

4.Современная политическая  карта Африки       Слайд18

Учитель:  - о политической карте;

                         -  о колониальном прошлом материка;

 ( колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности).  

                    - о формирования современной политической карты мира.(суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внешних и внутренних делах).

Практическая работа.

Задание №3   Слайд 19

Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.

Политическая карта Африки

Самые большие по площади страны Африки

Страны на побережье Индийского океана

Страны на побережье Атлантического океана

Внутриконтинентальные страны.

Заслушать варианты ответов учащихся

Заключение: Что узнали?                       Слайд  20 

                         Чему научились?

                        Ваше мнение об уроке?

Вывод учителя: Человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный и неважно какого он цвета кожи. Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Все люди ровны, мы об этом должны помнить и воспитывать в себе толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности.

Домашние задание § 22

 Выставление оценок

            Спасибо за внимание,         Слайд21.

     за активную работу,

 за понимание.

                                                Урок окончен.                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по географии на тему «Население и политическая карта Африки» учителя Бухтеевой Галины Николаевны ФГКОУ СОШ №24 МО РФ, город Вольск – 18, Саратовская обл.

Слайд 2

План урока. Организация урока. Повторение домашнего задания Изучение новой темы. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся. Практическая часть урока. Итог урока. Оценивание ответов учащихся. Домашнее задание.

Слайд 3

Там мыс Игольный, Мыс Альмади, Сухие русла рек там - вади, Там реки быстро протекают И в разные моря впадают. Там есть вулкан Килиманджаро Наделал много он пожаров.

Слайд 4

1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора. 2. Занимает около трети материка, особенно в северной части. 3. Занимает почти 40% площади материка. 4. Осадки — весь год, особенно после 12 часов дня. 5. Выделяют сухой и влажный сезоны. 6. Иногда дожди не выпадают годами. 7. Почвы практически отсутствуют. 8. Почвы красно-желтые, ферраллитные. 9. Богатые перегноем красно-бурые почвы. 10. Лесная растительность расположена ярусами. 11. Растительность сосредоточена в оазисах. 12. Преобладают травы и редко стоящие деревья. 13. Самое ценное растение — финиковая пальма. 14. Много деревьев с ценной древесиной. 15. Самые распространенные деревья — баобаб и зонтичная акация. 16. Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек. 17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле. 18. Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны

Слайд 5

Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой

Слайд 6

Не так названье важно для страны И очертания не так важны, Как важно то, кто в том краю живёт, Зачем живёт и чем живет народ. Узнать любой страны особый нрав Мы можем лишь ее людей узнав .

Слайд 7

Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы: Африка – прародина человека. Численность и размещение население Расы и народы Современная политическая карта

Слайд 8

Африка – прародина человека Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.

Слайд 9

2. Численность и размещение население. В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли? ( плотность населения - численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).

Слайд 10

Практическая работа Задание № 1. На основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.

Слайд 11

Расы и народы

Слайд 12

Народы. Бушмен Масай Пигмеи

Слайд 13

Практическая работа по группам Задание № 2 На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу

Слайд 14

Жилища народов Африки

Слайд 18

Современная политическая карта Африки суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внешних и внутренних делах колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности

Слайд 19

Практическая работа. Задание №3 Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу. Политическая карта Африки

Слайд 20

Заключение: Что узнали? Чему научились? Ваше мнение об уроке?

Слайд 21

Спасибо за внимание, за активную работу, за понимание. Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Население и политическая карта Африки

Разработка урока по географии в 7-ом классе по сингапурской системе....

Население и политическая карта Африки

Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...

Презентация к уроку. "Население и политическая карта Африки"

Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...

Ссылка на открытый урок. "Население и политическая карта Африки"

Фрагмент открытого урока в рамках районогог семинара учителей географии Лямбирского района....

Население и политическая карта Африки.

Конспект урока: Население и политическая карта Африки...

Урок географии "Население и политическая карта Африки"

Урок географии "Население и политическая карта Африки"...