Население и политическая карта Африки.
план-конспект занятия по географии (7 класс)

Старовойтова Людмила Николаевна

Конспект урока: Население и политическая карта Африки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_otkrytogo_uroka_2.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:


Тема открытого урока: Население Африки.

Современная политическая карта.

Класс: 7.

Цель: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой.

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся смогут обрабатывать информацию о населении, составлять характеристику региона стран;

Развивающие: учащиеся анализируют, называют главные расовые признаки народов Африки, устанавливают причинно-следственные связи разнообразия местных языков, обосновывают свою точку зрения; 

Воспитательные: учащиеся умеют работать в парах сменного состава; 
развивают практические навыки коммуникативного общения, учащиеся применяют теоретические знания на практике. 

Оборудование: Физическая и политическая карты мира, презентация, учебник, тетрадь, атласы 7 класса.

Формы работы: индивидуальная, групповая с элементами исследования

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  1. Организация урока.
  2. Постановка учебных задач.
  3. Повторение домашнего задания
  4. Изучение новой темы.
  5. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.
  6. Практическая часть урока.
  7. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.
  8. Домашнее задание. (Слайд 4)

Организационный момент.

(Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.) Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы откроем еще одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным.

Я думаю, что у нас все получится. А для этого улыбнемся друг другу.

Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок…так сказал когда-то  об этом континенте Владимир Корочанцев. Как вы думаете, о каком континенте мы будем с вами говорить?

Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить несколько фактов о Африки .

Дайте характеристику географического положения Африки.

  • 1. Самая протяженная река?
  • 2. Самая большая пустыня?
  • 3. Самый крупный остров?
  • 4. Крупнейший водопад?
  • 5. Самая высокая точка?
  • 6. Единственные молодые горы?
  • 7. Самое большое озеро?

Перейдем к следующему заданию. Перед вами кроссворд, которые вы должны разгадать. Задача ясна?

По горизонтали: 1) природная зона, занимающая 40 % площади Африки.

                             2) родственник жирафа, обитающий только в Африке.

                              3) леса в которых растут баобабы, акации.

По вертикали:  1) В этой пустыне растёт вельвичия.

                           2)Вечнозелёный кустарник корни которого богаты крахмалом.

                           3) Дерево Экваториальных лесов, образующее верхний ярус.

Изучение новой темы.

Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф)

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнать.

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

 До смерти, до скончания времен –

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Население и политическая карта Африки».

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? (О людях, которые населяют этот материк, о расах, плотности населения, народах Африки, странах).

 А для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?

-Из каких источников информации можно узнать о населении?

Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением и странами Африки. Узнать, что же за люди живут в таких необыкновенных условиях, познакомиться с особенностями коренного населения материка, с расовым и этническим составом.

Численность населения и его размещение. (Слайд 9)

Эвристическая беседа. Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.

В настоящее время в Африке проживает 1 млрд 30 млн человек. (Слайд 10)

Ребята, дайте определение, что такое плотность населения? Плотность населениячисленность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км).

Средняя плотность населения континента – около 22 человека на км 2. (Слайд 11)

Сравнить карты: природные зоны Африки и плотность населения. В каких природных зонах наибольшая плотность населения, наименьшая? Объяснить закономерность. (Слайд 12)

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер. (Слайд 13)

2. Расы и народы Африки. Вы уже знаете, что такое раса. Скажите, какие расы вы можете назвать?

Народы Африка (Слайд 14)

Просмотр слайдов –население Африки.

Заполнение каждым учащимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов. (Слайд 15,16)

Население острова по этническим признакам четко делится на три типа. Это прежде всего люди смуглые, с длинными, гладко причесанными волосами, среднего или низкого роста. Второй тип - довольно высокие, чернокожие, с курчавыми волосами, , широким носом и толстыми губами. Самый распространенный - с шоколадной кожей, вьющимися волосами, коротким, слегка приплюснутым носом.

Языки. В Африке говорят более чем на 700 местных языках. Народы экваториальной расы Северной Африки говорят на суданском языке, некоторые народы Южной и Восточной Африки – на языке банту. Народы европеоидной расы, населяющие Северную Африку, в основном говорят на арабском языке, а французский язык является средством межнационального общения. Жители южной Африки наряду с местными языками используют английский. (Слайд17) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отправляемся в поход

Держим путь мы на восток (поворот на В)

А потом идем на запад (поворот на З).

Вправо, влево повернулись,

Рук коленями коснулись, улыбнулись.

Мы на звезды посмотрели

И опять за парты сели

3.Современная политическая карта. (Слайд18) Народы, которые мы назвали, живут на территории самостоятельных государств. Но эти государства не всегда были самостоятельными, они когда то были колониями.

Ребята, дайте определение, что такое колония? Колония – это страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

  • К началу XXв. – Африка превратилась в материк колоний стран Европы. (Только Либерия и Эфиопия были свободными)
  • В середине XXв. Африка стала материком национально-освободительной борьбы
  • В конце XXв. Африка превратилась в материк независимых государств

(Слайд19)

В настоящее время в Африке расположено 55 стран и 5 самопровозглашённых и непризнанных государств.

Опираясь на учебник, скажите на какие регионы Условно делят страны материка– Северную, Восточную, южную, западную и центральную Африку. (слайд №20)

Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.

Следующее задание выполняется в группах. Первый рад – первая группа и вам нужно заполнить первый столбец: Самые большие по площади страны, Второй ряд: Страны на побережье Атлантического океана; третий : Внутриконтинентальные страны.

Политическая карта Африки

На прошлом уроке я просила Вас найти и рассмотреть как выглядят флаги государств Африки. Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание.

распечатать флаги.

Закрепление материала (слайд №22-23)

Молодцы! Перейдём к следующему заданию. На партах у вас лежат тесты на закрепление  изученного на уроке материала. Возьмите их и приступайте к выполнению.

Теперь передайте соседу по парте для проверки.

Рефлексия. Подведем итоги.? Где вам пригодиться изучаемый материал

Вспомните еще раз цели урока.

У нас была цель – познакомится с народами и странами Африки. Достигли вы заданных целей?

( 1) на уроке я работал активно / пассивно;

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;

3)за урок я не устал / устал;

4)мое настроение стало лучше / стало хуже;

5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;

6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и политическая карта Африки

Урок изучения новой темы....

Тема урока: Население и политическая карта Африки

Разработка урока по географии в 7-ом классе по сингапурской системе....

Население и политическая карта Африки

Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...

Презентация к уроку. "Население и политическая карта Африки"

Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...

Ссылка на открытый урок. "Население и политическая карта Африки"

Фрагмент открытого урока в рамках районогог семинара учителей географии Лямбирского района....

Урок географии "Население и политическая карта Африки"

Урок географии "Население и политическая карта Африки"...