Урок географии "Население и политическая карта Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Барачевская Галина Владимировна

Урок географии "Население и политическая карта Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx79.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии

«Население и политическая карта Африки» - 7 «А» класс

 

Тема урока: Население и политическая карта Африки.

Цель урока: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся смогут обрабатывать информацию о населении, составлять характеристику региона стран;

Развивающие:учащиеся анализируют, называют главные расовые признаки народов Африки, устанавливают причинно-следственные связи разнообразия местных языков, обосновывают свою точку зрения; 

Воспитательные: учащиеся умеют работать в парах сменного состава; 
развивают практические навыки коммуникативного общения, учащиеся применяют теоретические знания на практике. 

Формировать УУД:

- Личностные:  формировать внутреннюю позицию  учащихся на уровне положительного отношения к школе,  ориентировать на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « успешного обучающегося», формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: учить осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, атласах и других источниках информации.

Планируемые результаты:

Знания: познакомятся  с особенностями заселения Африки, с размещением населения, странами Африки.

Умения: научатся  пользоваться политической картой Африки.

Навыки: определять  плотность населения.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,устанавливать причинно – следственные связи и строить развернутые рассуждения по географическим картам, рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить  обоснованные сообщения в устной  и письменной форме. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

Оборудование: учебник: География материков и океанов  7 класс. Авторы учебного материала: И.В. Душина, В.А Коринская, В.А. Щенев. М. Дрофа -2018г., атлас – 7 класс, презентация к уроку,

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала:

Сегодня мы продолжим путешествие по Африканскому континенту. Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного.

Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф)

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы можем, лишь людей её узнать.

- Как вы думаете, о  чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Население и политическая карта Африки».

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Что будем изучать? (О людях, которые населяют этот материк, о расах, плотности населения, народах Африки, странах).

- Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?

- Из каких источников информации можно узнать о населении?

ПРАРОДИНА человека

Многие учёные считают Африку прародиной современного человека. Возраст останков предков древнейшего человека, найденных в Эфиопии, - около 4 млн. лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился  в Африке   11 тыс.  лет назад.

Колониальное прошлое материка.

Народы Африки прошли длительный путь развития.  В  истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое. Почти всю территорию Африки наиболее развитые  страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний.

Колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Народы Африки столетиями страдали от работорговли.

Борьба против колонизаторов достигла особенно большой силы после  Второй мировой войны. В начале 20 века здесь было всего два свободных государства – Либерия и Эфиопия. Сегодня все страны континента обрели независимость.

В настоящее время численность населения оставляет около 1 млрд. человек. Учитывая огромную площадь материка, Африка имеет относительно  низкую плотность населения, а темпы роста его численности выше, чем на других материках.  - Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.22 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения.

- Каким цветом обозначены на карте эти районы?

- Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива

- Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.

- Как вы думаете, от чего зависит плотность населения ?

(Население Африки неравномерно распределено по территории материка. На его размещение влияют природные условия. Густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточной оконечности материка. Высока плотность населения в дельте Нила, де на 1 кв.км приходится 1000 человек. В Сахаре, занимающей почти 1/3 материка, проживает менее 1 % населения, а в отдельных областях его вообще нет).

- Насколько плотно населён континент, мы узнаем, если вычислим плотность населения.

- Ребята, а в чём измеряется плотность населения? (чел/кв.км).
- Как определить среднюю плотность населения ? (разделить численность на территорию).
- Произведем расчеты:  1 млрд.чел.: 30,3 млн.кв.км =?  чел/кв.км

- Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн. человек? (12%)

Какой вывод можно сделать по этой карте?(вывод делают учащиеся)

  1. Население распределено крайне неравномерно.
  2. Очень большие пространства материкп имеют низкую плотность;
  3. Значительные территории вообще не заселены;
  4. Более высокая плотность наблюдается на побережье

Средиземного моря,Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек(особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), на берегах озер.

В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения.

- На какие основные расы делится население Земли?

Перенесите  схему в рабочие листы.

Некоторые специалисты выделяют еще промежуточную расу.

А вот основную часть жителей Африки составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас – европеоидной и экваториальной.

А теперь заслушаем сообщения ребят о народах-бушмены, пигмеи, туареги…

- Теперь, ребята  мы приступим к заполнению таблицы:

Отличительные особенности народов Африки

Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

Европеоидная

Экваториальная

Монголоидная

Промежуточная

Пришлое население европейского происхождения составляетнезначительную часть населения материка и живёт в районах с наилучшими климатическими условиями.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища, любой народ или племя имеет жилище, которое отражает природные особенности и его образ жизни.

А) Шатер кочевников туарегов. «Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж». Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами.

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана.

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы.

Раскопки в среднем течении реки Нигер подтвердили существование высокой культуры народов Гвинейского побережья. Многие государства Африки имеют древнюю историю (Египет, Эфиопия, Гана, и др.). Там процветали ремёсла, торговля, строительное дело.

Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо древней строительной техники, по слоновой кости и дереву, скульптуры из бронзы.

Физкультминутка (пастух-зулус-крупнейшие из народов банту) Ребята! встаньте, пожалуйста, свободно, закройте глаза, попробуйте постоять на одной ноге, досчитайте до 10, смените ногу, повторите задание еще 1 раз.

Почему зулусы в пустыне стоят на одной ноге? (На одной ноге все кочевники отдыхают - в Австралии, Африке. Они стоят то на одной ноге, то на другой. Нам это покажется трудным, как и сидеть на корточках, а для зулусов - это наиболее удобная поза)

- А теперь познакомимся с крупными городами материка.

- В Африке вообще мало городов, следовательно, большая часть населения проживает в сельской местности.

- Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)

- Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей .(Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи)

- На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано?(Наиболее благоприятные природные условия) 

- Как вы думаете, какие причины влияют на размещение населения на материке?(На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)

Политическая карта. Современная политическая ката Африки сложилась несколько десятков лет назад. На территории материка находится 55 государств, из них самые большие по площади Алжир, Демократическая республика Конго, Судан, Ливия. Самые маленькие страны обозначены на политической карте цифрами.

Самая крупная страна по численности населения – Нигерия. Большинство государств имеют выходы к морям и океанам.

- Работа со  словарями «Континенты и страны» (дать краткую характеристику страны).

Используя политическую карту,  обозначьте на контурной карте:

- Самые большие по площади государства Африки;
- Страны, не имеющие выхода к океану;
- Страны, имеющие выход к Индийскому океану;

- Страны, имеющие выход к Атлантическому океану.

III. Закрепление изученного материала:

Критерии:

7-6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 правильных ответа – «3»

Вывод: Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.

IV. Домашнее задание: выучить п.23,.

V. Рефлексия:        

Я сегодня узнал…

Мне было интересно…

     Я дальше хотел бы изучить

Приложение 1              Рабочий лист.

                                                      Дата __________

Тема урока: ____________________

  1. Возраст останков предков древнейшего человека, найденных в Эфиопии, около ___________  млн. лет.

  1. Человек современного типа появился  в Африке примерно __________ тыс. лет назад.

  1. Население Африки составляет ___________ млн. человек

  1. Народы Африки состоят из ______________________________  и ________________ населения.

  1. Дополните схему:

        

  1. Заполните таблицу «Отличительные особенности народов Африки».  (Работа в парах)

Расы

Народы

Место проживания

Особенности

Европеоидная

Негроидная раса

Монголоидная

Промежуточная раса

  1. РАБОТА С ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (работа в парах).

Самая большая по площади страна-

Самая маленькая по площади страна-…

Самая многочисленная страна -…

      Страна пирамид -…

Страна - остров

Страны , не имеющие выход к морю-..

Страны , имеющие выход к Средиземному морю- …

ТЕСТ…на закрепление полученных знании.          Ф.И……………………………

1.В  АФРИКЕ  ПРОЖИВАЕТ  ...  ЧЕЛОВЕК.
а) менее 500 млн.,    б) 500 млн. - 850 млн.,    в)более 1 млрд.
2. В  ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ  АФРИКЕ  ПРЕОБЛАДАЕТ  НАСЕЛЕНИЕ  ...   РАСЫ.
а) негроидной,         б) европеоидной,      в) монголоидной.
3. НАСЕЛЕНИЕ  СЕВЕРНОЙ  АФРИКИ:
а) малагасийцы,          б) арабские народы,        в) народы банту.
4. САМЫЕ  НИЗКИЕ  НАРОДЫ  АФРИКИ  НАЗЫВАЮТСЯ:
а) пигмеи,             б) лилипуты,             в) бушмены.
5. НАИБОЛЕЕ  ДРЕВНИЕ  ОСТАНКИ  ЧЕЛОВЕКА  БЫЛИ  НАЙДЕНЫ  В:
а) Египте, Ливии, Алжире,          б) Нигерии, Габоне, Чаде,                                                                                  в) Танзании, Кении, Эфиопии.
6. ОДИН  ИЗ  САМЫХ  ВЫСОКИХ  НАРОДОВ  АФРИКИ:
а) бушмены,       б) масаи,           в) арабы.
7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ:
а)  на экваторе,   б) на побережье Гвинейского залива,                                                         в) на северном и южном побережье материка.

             Самооценка

Я сегодня узнал…

Мне было интересно…

     Я дальше хотел бы изучить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и политическая карта Африки

Урок изучения новой темы....

Тема урока: Население и политическая карта Африки

Разработка урока по географии в 7-ом классе по сингапурской системе....

Население и политическая карта Африки

Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...

Презентация к уроку. "Население и политическая карта Африки"

Цели урока:Образовательные: познакомить с народами, населяющими Африку, показать особенностиразмещения населения, его численность и плотность, рассмотреть политическую карту.Развивающие: продолжать фо...

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...

Ссылка на открытый урок. "Население и политическая карта Африки"

Фрагмент открытого урока в рамках районогог семинара учителей географии Лямбирского района....

Население и политическая карта Африки.

Конспект урока: Население и политическая карта Африки...