Программа кружка "Летопись села на страницах Интернета"
методическая разработка по географии

Программа кружка «Летопись села на страницах Интернета» предназначена для учащихся 8-9 классов сельских общеобразовательных школ. Данный кружок является интегрированным: информатика, география, история.

Программа рассчитана на 68 часов. Она состоит из двух частей. Первая часть посвящена изучению и сбору информации краеведческого характера. Вторая часть  - обучению построения сайта. В первом полугодии учащиеся под руководством учителя-краеведа занимаются изучением истории своего села и собирают необходимый материал. Во втором полугодии учитель информатики обучает методам и способам построения сайта на основе собранного краеведческого материала. Если учитель-краевед обладает навыками обучения  информатике и ИКТ, то кружок ведется одним преподавателем.

По итогам работы кружка в Интернет помещается сайт, отражающий историю развития села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letopis_sela_na_stranicah_sayta.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

        

Автор:

Егорова Т.Е., учитель географии

МОБУ «Оброченская СОШ»

Ичалковского муниципального района

Республики Мордовия

Кружок «Летопись села на страницах Интернета»

«Уважение к минувшему – вот черта,

 отличающая образованность от дикости».

А.С.Пушкин

Пояснительная записка

Программа кружка «Летопись села на страницах Интернета» предназначена для учащихся 8-9 классов сельских общеобразовательных школ. Данный кружок является интегрированным: информатика, география, история.

Программа рассчитана на 68 часов. Она состоит из двух частей. Первая часть посвящена изучению и сбору информации краеведческого характера. Вторая часть  - обучению построения сайта. В первом полугодии учащиеся под руководством учителя-краеведа занимаются изучением истории своего села и собирают необходимый материал. Во втором полугодии учитель информатики обучает методам и способам построения сайта на основе собранного краеведческого материала. Если учитель-краевед обладает навыками обучения  информатике и ИКТ, то кружок ведется одним преподавателем.

По итогам работы кружка в Интернет помещается сайт, отражающий историю развития села.

Одним из критериев проявления творчества является характер выполнения учащимся предлагаемых ему заданий. Поэтому  исследовательская и творческая активность учащихся, выражающаяся в постановке и решении проблем, обеспечивает высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Работа, проводимая с учащимися на занятиях кружка «Летопись села на страницах Интернета» направлена, в первую очередь, на  нравственно-духовное воспитание школьников. На занятиях  учащиеся знакомятся с историческим прошлым своей малой Родины, людьми, проживавшими на его территории и оставившими большой след в памяти людей. Знания, полученные во время занятий, позволят учащимся воспринимать историю и культуру своего народа как единое целое с современностью. Овладение знаниями о Малой Родине, занятие исследовательской деятельностью возродит интерес  к нашим истокам, к родной земле, к ее людям и природным особенностям.

Кроме воспитания духовно-нравственных качеств учащихся,  программа кружка позволяет ученикам проявить свой исследовательский и творческий потенциал.

Данный кружок связан, прежде всего, с удовлетворением  потребностей и склонностей, учащихся в зависимости от их интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Новейшие достижения в технологии передачи информации открывают неограниченные возможности по обработке и передаче  данных практически в любую точку земного шара.

Однако, воплощение возможностей в действительность невозможно, как и любая другая работа, без удобных инструментов. Данный кружок позволит учащимся изучить основные инструментальные средства для создания и разработки Web-страниц.

Цели:

  1. формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
  2. формирование знаний об историческом прошлом своей Малой Родины;
  3. приобщение учащихся к ценностям своего народа;
  4. формирование умений создавать учащимися собственных информационных ресурсов;
  5. формирование умений применять основные инструментальные средства и приемы для создания Web-сайта;

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию;
  • развивать навыки краеведческого познания (анализ источников, соотнесение и синхронизация однородных событий, установление связей между ними, интервьюирование и т.д.);
  • научить создавать простые Web-сайты с помощью MS FrontPage;
  • познакомить с различными способами создания графической информации (сканирование, цифровой фотоаппарат, графический редактор), особенностями использования графических элементов при построении Web-сайтов;
  • сформировать основные навыки проектирования, конструирования и отладки, создаваемых Web-сайтов;
  • развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности;
  • совершенствовать  умение работать с различными источниками современной информации;
  • развивать навыки коллективной, групповой работы;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные занятия предков на территории села;
  • историю развития промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
  • историю развития объектов социальной сферы;
  • внешний облик села в прошлом;
  • как развивалась духовная жизнь села;
  • историю и биографию знаменитых земляков;
  • основы компьютерных Интернет-технологий;
  • основы работы с прикладными программными средствами и применять их на практике для создания Web-сайта;
  • способы создания сайтов;
  • способы оформления сайта;
  • назначение и способы создания навигационной структуры сайта;
  • методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели.
  • различия растрового и векторного способа представления графической информации.
  • основные средства для работы с графической информацией.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с архивными документами;
  • проводить беседы и интервьюирование;
  • искать и обрабатывать информацию Интернет-ресурсов;
  • применять графический редактор для создания и редактирования графических изображений;
  • готовить компьютерные графические изображения с помощью сканера и цифрового фотоаппарата;
  • готовить текст и иллюстрационный материал для сайта;
  • готовить, тестировать и размещать Web-сайт в Интернет;
  • использовать таблицы, определять структуру Web-документа, используя при этом различные анимационные графические элементы, фотографии, рисунки и т.д.;
  • создавать гиперссылки, дополнительных Web-страниц;
  • определять дизайн Web-сайта и его структурных компонентов.

Данная программа позволяет учащимся овладеть конкретными навыками сайтостроения, а также использовать их при создании собственного сайта по краеведению.

Сформулированные цели определили основные методические направления: информация, компьютер,  творчество. Каждое из них развивается по своей собственной логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.

Формы организации учебных занятий

При изложении материала курса используются теоретические и практические занятия. Основной единицей  является блок занятий, охватывающий определенную тему. Каждый блок начинается с лекции, на которой учитель объясняет основные понятия данной темы и особенности использования той или иной программной среды. Практические упражнения разработаны таким образом, чтобы учащиеся смогли  их продолжить дальше или создать свои собственные примеры.  

Практическая часть при изучении краеведческого материала предполагает исследовательскую работу по изучению  архивных данных, поиск и сбор библиографических источников в библиотеках, посещение мест района или села, особенно дорогих для односельчан,  интервьюирование жителей, анкетирование и опрос земляков, посещение ближайшего православного прихода (если есть), уход за памятником, погибшим воинам,  охрана природных объектов (родник, озеро, река и т.д.).

Основная цель практических упражнений по сайтостроению развить творческое мышление учащегося, ведь без творчества даже такое интересное занятие, как создание сайта, может стать довольно скучным.

Для успешного усвоения данного материала можно применять работу в парах и индивидуальные формы обучения, а также использовать проектный метод для реализации создания собственного сайта, на основе собранного краеведческого материала.

Актуальность

В современной период  в школьной программе по  географии отводятся часы на изучение родного края, но в них не предусмотрено детальное изучение отдельных элементов природы района, конкретного предприятия, обычаев и традиций малых народов, истории  и духовно-культурного наследия. Изучение краеведения вне школьной программы позволяет рассмотреть эти вопросы. В современный период возросла актуальность изучения темы «Малая Родина». На современном этапе одной из главных проблем школы становится нравственное и культурно-духовное воспитание учащихся. Программой кружка предусмотрено также и изучение актуальной  проблемы - проблемы вымирания  малых населенных пунктов района, вымирания сел и деревень в сельской местности.

Вопросы жизненного пути людей, которые помогали словом и силой духа многим, на уроках, как правило,  не рассматриваются. Поэтому  на занятиях кружка предоставляется возможность всем желающим начать изучение исторических особенностей развития хозяйства территории, традиционных и современных обычаев,  развитие культурной и социальной сферы, а также изучение биографии людей, о которых народ может сложить целые легенды.

Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы. Большое влияние на это оказывает духовно-нравственное воспитание, начинающееся с изучения своей Малой Родины, уважительного отношения к традициям своего народа, к окружающим  людям.

 Развитие компьютерных технологий предъявляет современному молодому человеку (специалисту) новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу. Эти умения должны формироваться с самого начала профессиональной подготовки.

Данная программа предполагает результат - создание сайта по краеведению средствами Web-редактора FrontPage, показывающий уровень освоения технологии сайтостроения и полученные навыки работы с Web-редактором.

Материал, собранный учащимися во время занятий,  может быть использован в работе учителями географии, истории, классными руководителями, библиотекарями для докладов, внеклассных мероприятий, музейных экскурсий, а также на уроках географии и истории при изучении своей республики.

Элементы данной программы были апробированы в рамках школы. Учащиеся собирали краеведческий материал по отдельным темам и, создав сайты, поместили их в Интернет. Созданные сайты можно посмотреть по адресам:

1)  http//www.kei-ososh.narod.ru

2)  http//www.ichalki-rm.narod.ru

Техническая поддержка:

 Компьютерный класс с установленным пакетом офисных программ  с возможность выхода в Интернет; сканер; цифровой фотоаппарат; мультимедиапроектор, диктофон.

Тематическое планирование

№ п/п

Название  темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие.

1

1

Основные занятия наших предков.

4

1

3

История развития хозяйства.

6

1

5

История развития объектов социальной сферы

5

1

4

Внешний облик села в прошлом.

4

1

3

Развитие духовной жизни села

5

1

4

Нам есть, кем гордиться!

6

1

5

Особые места в жизни односельчан

4

1

3

Элементы теории компьютерной графики.

3

2

1

Подготовка иллюстраций для Web-страниц.

  1. Графический редактор.
  2. Сканирование изображений.  
  3. Цифровой фотоаппарат.

8

4

2

2

3

1

1

1

5

3

1

1

Подготовка звуковой информации.

2

1

1

Web-редактор  MS FrontPage.

6

4

2

  Проектирование сайта.

10

2

8

  Тестирование сайта  и  его размещение в Интернет.

3

1

2

Резерв

1

Всего

68

21

46

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Название темы занятия.

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение -1 ч.

1

Введение. Понятие «Малая Родина». Планирование работы. Формы и методы исследования. Основные задачи, особенности проведения занятий, рекомендуемая литература. Общая характеристика итоговых творческих проектов.

1

Тема 1. Основные занятия наших предков – 4 ч.

2

Заселение территории. Народы, проживающие на изучаемой территории.

1

3

Посещение библиотеки с целью поиска информации в печатных источниках о своем районе, селе. Изучение библиографических источников.

1

4

Жизнь односельчан в разные исторические эпохи. Опрос жителей.  Выявление национального состава своего  села.

1

5

Занятия населения в прошлом и настоящем.

1

Тема 2. История развития хозяйства – 6 ч.

6-7

Какие предприятия на территории села были в прошлом?  Предпосылки возникновения. Изучение архивных данных.

1

1

8-10

Посещение предприятий села (района) с целью сбора информации

3

11

Интервьюирование жителей о развитии хозяйства в селе.

1

Тема 3. История развития объектов социальной сферы – 5 ч.

12

Объекты социальной сферы в прошлом и настоящем

1

13-14

Посещение районного архива с целью поиска информации о развитии социальной сферы села.

2

15

Посещение сельской (районной) администрации с целью сбора информации.

1

16

Посещение объектов социальной сферы. Знакомство с работниками, выявление условий работы, значимости в жизни односельчан. Опрос жителей

1

Тема 4. Внешний облик села (района) в прошлом – 4 ч

17

Какими были села Мордовии в прошлом? Изучение печатных источников.

1

18-19

Экскурсия по селу (району).

2

20

Интервьюирование старожилов

1

Тема 5. Развитие духовной жизни села (района) – 5 ч.

21

Религиозный состав Мордовии.  Развитие православия в Мордовии

1

22-23

Посещение прихода.

2

24

Изучение Интернет-ресурсов

1

25

Анкетирование жителей

1

Тема 6. Нам есть, кем гордиться – 6 ч.

26

Наши земляки. Изучение биографии героев. (Ванин Ф.В. и другие)

1

27-28

Беседы с жителями села. Память о Ванине Ф.В. в сердцах людей. Интервьюирование родственников.

2

29

Посещение архива

1

30-31

Оказание помощи нуждающимся

2

Тема 7. Особые места в жизни односельчан – 4 ч.

32

Памятные места наших земляков

1

33

Посещение памятника

1

34-35

Природные объекты. Экскурсия к природным объектам

2

Тема 8. Элементы теории компьютерной графики – 3ч.

36

Цветовая модель. Цвет в Web-дизайне. Восприятие цвета. Сочетаемость цветов.

1

37

Виды компьютерной графики: растровая, векторная. Характеристика часто используемых графических форматов.

1

38

Графика для Web-браузеров. Оптимизация графики для Web-страниц.

1

Тема 9.  Подготовка иллюстраций для Web-страниц – 8 ч.

  1.  Графический редактор – 4 ч.

39

Назначение и основные возможности. Знакомство с интерфейсом графического редактора.

1

40

Инструменты выделения объектов. Кадрирование изображения.

1

41

Трансформация объекта.

1

42

Палитра слоев. Коррекция изображения.

1

2. Сканирование изображений – 2 ч.

43-44

Технология сканирования. Форматы вывода. Средства улучшения изображения.

1

1

3. Цифровой фотоаппарат – 2 ч.

45-46

Получение снимка с помощью цифрового аппарата. Средства улучшения фотографии.

1

1

Тема 10. Подготовка звуковой информации – 2 ч.

47-48

Звуковая информация. Звуковые файлы. Звукозапись.

1

1

Тема 11. Web-редактор  MS FrontPage – 6 ч.

49

Знакомство с возможностями и интерфейсом

1

50

Дизайн сайта.

1

51-52

Создание сайта. Навигация сайта.

1

1

53-54

Вставка объектов сайта.

1

1

Тема 12. Проектирование сайта – 10 ч.

55-64

Проектирование сайта по материалам, собранным учащимися.

2

8

Тема 13. Итоги работы – 3 ч.

65-67

Тестирование сайта  и  его размещение в Интернет. Презентация сайта в школе.

1

2

Содержание  программы:

Введение.

Представление кружка: основные задачи, особенности проведения занятий, рекомендуемая литература. Знакомство с планом работы кружка,   формами и методами исследования, характером выполнения практической части. Воспроизводство знаний о понятии «Малая Родина». Общая характеристика итоговых творческих проектов.

Тема 1. Основные занятия наших предков-односельчан.

Теория:

Как заселялась территория, на которой мы проживаем? Люди, каких национальностей проживают? Какие из них преобладают? Как изменялась жизнь односельчан в разные исторические эпохи? Каково основное занятие людей  в прошлом? Каковы предпосылки для данного рода деятельности?  Изменилась ли занятость населения в настоящее время?

Практика:

1.  Изучение библиографических источников.

2. Изучение Интернет-ресурсов. Поиск информации.

3. Опрос жителей села.

Тема 2. История развития хозяйства.

Теория: Какие промышленные предприятия были в прошлом на территории села (района)? В какой период возникли и почему? Сохранились ли они и в настоящее время? Как изменился состав выпускаемой продукции, производственные мощности, оборудование, сырьевая база? Каков процент населения работает на данных предприятиях производственной сферы? Насколько важны они в жизни односельчан?

Практика:

1. Посещение районного архива. Цель: собрать материал о развитии производственной сферы на территории села (района).

2. Изучение картографических источников. Цель: определить, какие отрасли промышленности развивались на территории в прошлом.

3. Посещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Цель: знакомство с работой предприятий, интервьюирование работающих, сбор фотографических материалов.

4. Интервьюирование жителей села (района) с целью сбора информации о хозяйстве села в прошлом.

Тема 3.  История развития объектов социальной сферы.

Теория:

Какие объекты социальной сферы были в прошлом на территории села (района): медицинский пункт, клуб, школа и т.д. Когда были созданы? Как обеспечивались необходимым оборудованием? Какое количество населения обслуживали? Какими были здания объектов? изменилось ли их количество? Чем отличаются современные постройки объектов социальной сферы?

Практика:

1. Посещение архива. Цель: сбор информации, фотографий об объектах социальной сферы.

2. Посещение сельской (районной) администрации. Цель: сбор документальной информации, интервьюирование об изменениях, произошедших на территории села (района) в социальной сфере.

     3. Посещение медпункта, клуба и др. объектов с целью описания внешнего облика, расположения, условий работы.

4. Опрос жителей. Цель: сбор информации о том, как выбиралось место для строительства. Есть ли свидетели этому? Как люди восприняли это? Какое отношение было у людей к этим объектам в прошлом?

Тема 4.  Внешний облик села в прошлом.

Теория: Каким было село (район) в прошлом? Какое количество улиц и домов? Какими были первые постройки? Как изменился внешний облик села (района)? Изменилось ли покрытие дорог? В какой период? Что изменилось после этого? Какое название имеют улицы?

Практика:

1. Экскурсия по селу (району). Цель: составление плана местности, фотографирование самых старых построек и новостроек, посещение мест, дорогих для односельчан (памятника воинам, родника, поляны на опушке леса за околицей и т.д.)

2. Интервьюирование старожилов: Что они помнят о прошлом села (района)? Почему улицы получили свое название? Почему некоторые улицы имеют два названия: одно официальное, а другое народное? С чем это связано?

3. Сбор фотографий на данную тему.

Тема 5. Развитие духовной жизни села. Религиозные взгляды односельчан в прошлом и настоящем.

Теория: Развитие православия на территории Мордовии. Имеется ли приход на территории села (района) или соседних сел (районов)? Какое вероисповедание преобладает? В каком году построена церковь (если есть)? Какие трудности переживал приход в прошлом? Традиции и обычаи жителей села.

Практика:

1. Посещение прихода. Интервьюирование служителей церкви. Цель: Изменились ли взгляды односельчан на религию? Отличаются ли религиозные праздники и традиции в прошлом от современных?

2. Изучение Интернет-ресурсов. Цель: сбор информации об истории религии на территории республики, района? Данную информацию можно получить на сайтах:

«Саранская и Мордовская Епархия»,  «Официальный сайт Русской православной церкви», «Епархиальные административные здания, храмы, монастыри, подворья», «Церкви Мордовии».

3. Анкетирование жителей. Цель: сбор информации об изменениях религиозного сознания людей в прошлом и настоящем.

4. Сбор и обработка фотографий о проведении религиозных праздников, обычаев.

Тема 6. Нам есть, кем гордиться!  Изучение истории жизни земляков.

Теория: Интересные судьбы земляков: ветеранов войны и труда, тружеников тыла, воинов-афганцев и просто людей, о которых народ может сложить легенды. Сбор информации о герое земляке Ванине Ф.В.

Практика:

1. Посещение архива. Цель: сбор документальной информации о ветеранах войны и труда.

2. Беседа с жителями села об их интересных судьбах. Сбор и обработка документов, фотографий, наград, личных вещей, имеющих важное значение в жизни земляков. Сбор экспонатов для школьного краеведческого музея.

3. Оказание помощи нуждающимся.

Тема 7. Особые места в жизни односельчан. Памятник погибшим воинам.

Теория: Когда и кем поставлен памятник? Чьи имена выбиты на обелиске? Где воевали наши земляки и как погибли? Остались ли в живых родственники, однополчане?

Практика:

1. Посещение памятника. Цель: уборка территории, посадка цветов, саженцев деревьев вокруг памятника.

2. Посещение архива. Цель: сбор документальной информации о людях, чьи имена выбиты на памятнике.

3. Посещение природных объектов вблизи села или на территории района: родника, лесной поляны, озера или берега реки. Цель: знакомства с объектом, уборка территории.

Тема 8. Элементы теории компьютерной графики.

Теория:

Цветовая модель. Характеристика цветовых моделей RGB и CMYK, основные различия между ними. Как получить нужный цвет? Подбор цвета. Характеристика цвета: тон, насыщенность, яркость. Рисование заданным цветом в графическом редакторе Paint. Цвет в Web-дизайне. Цветовой круг. Восприятие цвета: холодные, теплые цвета.  Сочетаемость цветов: единство и контраст. Цветовые схемы. Текст и фон. Виды компьютерной графики: растровая, векторная, трехмерная. Сравнительная характеристика растровой и векторной графики. Растровая графика. Разрешение оригинала, разрешение экранного изображения, разрешение печатного изображения. Связь между параметрами изображения и размером файла.

Практика:

Работа с цветовой моделью RGB. Определение цвета в формате RGB. Масштабирование растровых изображений. Анализ дизайна Web-страниц в сети Интернет. Поиск примеров хорошего и плохого дизайна страниц в сети Интернет.

Тема 9. Подготовка иллюстраций для Web-страниц

Теория:

Назначение и основные возможности графического редактора. Знакомство с интерфейсом графического редактора PhotoShop. Окна и панели инструментов, сохранение, просмотр, редактирование файлов. Инструменты выделения объектов. Инструменты выделения прямоугольником, овалом, ломаной линией, произвольной области. Кадрирование изображения. Трансформация выделенной области. Палитра слоев. Создание, корректировка слоя.

Технология сканирования. Получение снимка с помощью цифрового аппарата. Форматы вывода. Средства улучшения изображения и фотографии.

Практика:

Сканирование документов, собранных учащимися. Их редактирование.

Редактирование фотографий, сделанных учащимися в ходе экскурсий и интервью.

Тема 10. Подготовка звуковой информации

Теория:

Способы представления звуковой информации в компьютере, основные характеристики. Форматы звуковых файлов, их особенности. Обзор стандартных программных средств для прослушивания звуковых файлов на компьютере.

Практика:

Прослушивание звуковых файлов на компьютере, запись файлов и преобразование. Обработка звуковых файлов, полученных учащимися с помощью диктофона (магнитофона).

Тема 11. Web-редактор  MS FrontPage

Теория:

Знакомство с возможностями и интерфейсом редактора. Дизайн сайта. Создание сайта. Навигация сайта. Вставка объектов сайта. Построение гипертекстовых связей. Текстовые ссылки в пределах одного документа. Текстовые ссылки на другой HTML-документ. Графические ссылки. Таблицы. Различные оформления таблицы.

Практика:

Создание сайта с помощью мастера или шаблонов. Оформление пробного сайта. Создание схемы сайта.  Создание бегущей строки, кнопки, вставка фото, видео. Работа над пробным сайтом. Работа с таблицами.

Тема 12. Проектирование сайта

Теория:

Выбор темы и постановка задачи для разработки Web-сайта. Этапы разработки: разработка структуры сайта и принципа навигации, информационная наполняемость, разработка визуальной составляющей сайта.

Правила создания хорошего сайта: содержание, оформление, структура и удобство навигации, грамматика и стиль текста, обновление и пополнение содержимого, интерактивность, аккуратное отношение к рекламе на сайте, авторские права. Примеры удачных и неудачных решений.

Практика:

Создание Web-сайта на выбранную тему. Поиск в сети Интернет удачных и неудачных решений построения сайтов.

Тема 13. Итоги работы

Теория:

Тестирование и размещение сайта в Интернет.

Практика:

Основные этапы тестирования сайта. Публикация Web-сайта в Интернете и регистрация его в поисковых системах и тематических каталогах. Презентация сайта в школе.

Список литературы

Краеведение:

1. Гераклитов А.А. Алатырская мордва по переписям 1624-1721 г.- Мордгиз-Саранск, 1938.

2. Зеленеева Т.И. Людей неинтересных нет – Саранск, типография «Красный Октябрь», 1999.

3. Пресняков В.Н. География Республики Мордовия. Учебное пособие – Саранск, Мордовское книжное издательство, 2005.

4. Степанов П.Д. Археологические памятники на территории Мордовии. –Саранск, Мордовское книжное издательство,1969.-72 стр.

5. История Мордовской АССР. Том второй. Редактор Балабаев Б.Г.- Саранск, Мордовское книжное издательство,1981.-429 стр.

6. Мордва. Мокша, эрзя. Очерки по истории, этнографии и культуре Мордовского народа. Научно-популярное издание. Составитель Маркова С.С.- Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004.-991 стр.

7. Мордва. Историко-этногеографические очерки. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1981.-336 стр.

8. Мордва. Историко-культурные очерки. Редактор Нижегородцева А.Н.- Саранск, Мордовское книжное издательство, 1995.-623 стр.

Интернет-ресурсы:

Сайты:

1. Народная электронная энциклопедия «Многоликая Мордовия».

2. ООПТ РОССИИ. Официальный сайт Национального парка «Смольный»

3. Патриархия_RU Саранская и Мордовская епархия.

4. Религия и СМИ - Лекция седьмая_ Национальное язычество_ Мордовия

Информатика:

  1. Microsoft Front Page 2003. Русская версия: Практическое пособие: пер. с англ.. – М.: СП ЭКОМ, 2005. – 384 с.: ил.
  2. Давыдова Е. В. Как устроен Интернет? Информатика и образование. 2004 № 6-8.
  3. Давыдова Е.В. Искусство разработки проекта. Информатика и образование. 2005 № 8.
  4. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов. Информатика и образование. 2003 № 7.
  5. Давыдова Е.В. Создание графики для Web-страниц. Информатика и образование. 2001 № 5-8.
  6. Дуванов А.А. Web-конструирование. Элективный курс. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
  7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  8. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  10. Миронов Д.Ф. Создание Web-страниц в MS Office 2000 / Д.Ф. Миронов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2000. – 320 с.: ил.
  11. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. Министерство образования и науки РФ. Москва, 2007.
  12. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  13. Смирнова И.Е. Начала Web-дизайна. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2003
  14.  Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений /А.В. Хуторский, А.П.Орешко. – М.:Дрофа,2007
  15. Усенков Д.Ю. Уроки Web-мастера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  16. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
    Режим доступа:
    http://school-collection.edu.ru/ 
  2. Российский образовательный портал. Информатика и ИКТ.
    Режим доступа:
    http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=11&pg=13
  3. Федеральное государственное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». Классифицированный список www-серверов России.
    Режим доступа:
     http://informika.ru/text/intern/russ/frinter1.html 
  4. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Список литературы для учащихся

  1. Баричев С. Ваш  Office 2000/ С.Баричев, О.Плотников// Москва, 2000.
  2. Интернет. Энциклопедия, 2-е изд./под редакцией Л.Г.Мелиховой.// Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2000.
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова /Д.Кирсанов// электронный вариант.
  5. Миронов Д.Создание Web-страниц в MS Office 2000/Д. Миронов// Санкт-Петербург, 2000.
  6. Пауэл Т. Web-дизайн/ Т.Пауэл// Санкт-Петербург, 2002.
  7. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е изд./ В.Соломенчук// Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2000.
  8. Усенков Д. Уроки Web-мастера/ Д.Усенков// Москва, Бином, 2003.
  9. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл./ Ю.А.Шафрин// Москва, Лаборатория базовых знаний, 1999.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://www.microsoft.com/frontpage
  2. http://tower.botik.ru
  3. http://joker.botik.ru
  4. http://study.krr.ru
  5. CD 1С. Мир компьютера. Самоучитель TeachPro. MS FrontPage 2003/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....

Программа кружка "Заповедные места Мордовии на страницах Интернет"

Проект «Внедрение этнокультурного (регионального)  компонента  во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий» предназначен для основных и средних общеобразовательных учреждений. Данн...

Образовательная программа « Родное село»

В последние годы значительно снижается интерес к истории родного края, теряется связь времени, идет отторжение от культурного наследия, с исчезновением мелкопоместных усадеб забывается такое понятие к...

Образовательная программа "Родное село"(туристско-краеведческой направленности)

Программа по внеурочной деятельности, рассчитанная на среднее звено...

Авторская программа "Топонимика села Чувашское Дрожжаное"

Курс «Топонимика села Чувашское Дрожжаное» рассматривается как универсальный, где кроме изучения родного  края   представлены знания по географии,  истории, этнографии, родного язы...

Свидетельство о публикации на странице интернет-проекта "Копилка уроков-сайт для учителей"

Свидетельство о публикации на странице интернет-проекта "Копилка уроков-сайт для учителей"...