Урок географии в 7 классе "Австралия" с использованием ЭОР
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Разработка урока содержит подробный целевой блок в рамках нового стандарта, представлена работа в группах на уроке с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_7_klasse_avstraliya.docx49.45 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Л.Зуева

География

Тема: Австралия – самый маленький материк.

Класс: 7

Цель

  1. Создать условия для формирования у учащихся представлений о материке Австралия через типовые характеристики компонентов природы.

Задачи

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению географического положения материка – Австралия, его рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах, по выявлению взаимосвязей между компонентами природы.
  2. Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для изучения природы материка Австралия, продолжить обучение методам географического исследования.
  3. Развивать навыки работы с ЭОР.

Основное содержание темы, термины и понятия: 

Австралия – самый маленький материк Земли. Географическое положение материка, основные черты рельефа, полезные ископаемые; климат и внутренние воды Австралии, и определяющие их факторы. Природные зоны.

    Физико-географическое положение материка; эндемики; крики.

Планируемые результаты

Личностные ____________________________________________________

Проявление:

  1. осознание ценности природы материка Австралия; необходимости ее сохранения и рационального использования;
  2. творческого отношения к решению практических задач;
  3. осознание ценности умения определять местоположение объектов на карте; составления таблиц.
  1. стремления к самоконтролю и анализу своих действий. 

Метапредметные ________________________________________________

Познавательные

        Умение

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; дополнительных источников информации; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в виде схем, таблиц;
  2. выделять главное, находить сходства и различия, делать обобщения;
  3. устанавливать причинно-следственные связи;
  4. создавать устные  монологические высказывания.

        Регулятивные

        Умение:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразование практической задачи в познавательную;
  2. планировать пути достижение целей;
  3. самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  4. адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в исполнение по ходу его реализации и после его завершения на основе оценки и учета ошибок.

Коммуникативные 

  1. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  2. строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
  3. осуществлять взаимоконтроль  и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  4. организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Предметные ________________________________________________________

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Знание:

  1. содержания понятий: физико-географическое положение материка; эндемики, крики.
  1. важнейшие природные объекты материка;
  1. приемы определения географического положения материка, имена исследователей; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата материка; основные речные системы, озера; особенности природных зон.

 В ценностно-ориентационной сфере:

  1. осознание ценности природы материка Австралия; необходимости ее сохранения и рационального использования; 

В сфере географической деятельности:

Умение

  1.    определять географическое положение Австралии, координаты крайних точек,  

   протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и

   км; особенности природных компонентов по картам атласа и другим

        источникам информации;

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.

Ресурсы

Учебник географии для 7 класса Н.П. Петровой, Н.А.Максимовой, карты

материка, атласы

Электронные учебные модули:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d9-a000-4ddd-fea0-5f0047fe057f/111958/?interface=themcol

http://www.fcior.edu.ru/card/22608/tipovaya-harakteristika-avstralii-prakticheskie-zadaniya.html

http://fcior.edu.ru/card/1315/praktikum-avstraliya-klimatoobrazuyushie-faktory-uglublennoe-izuchenie.html

http://fcior.edu.ru/card/8145/kontrol-avstraliya-i-okeaniya-uglublennoe-izuchenie.html

Межпредметные связи ___________________________________________

История. Великие географические открытия.

Формы работы 

Фронтальная (Ф).

В паре (П).

Индивидуальная (И).

Групповая (Г).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  1. Актуализировать имеющиеся знания о материках.
  2. Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Учитель:

  1. настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;
  2. сообщает о начале изучения нового раздела «Материки и страны», организует знакомство обучающихся по оглавлению учебника с содержанием раздела;
  3. сообщает тему урока;
  4. раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
  5. сообщает о значимости содержания урока.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель:

Для осознанного восприятия новой темы предлагает рассмотреть следующие вопросы и выполнить задания:

  1. Назовите все материки, материки северного полушария, южного полушария, западного полушария, восточного полушария.
  2. Как вы считаете, зачем нужно изучать природу материков?
  3. Послушайте стихотворение, как вы считаете, о каком материке идет речь. Почему вы так решили?

Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами.

Там на изнанку вывернутый год,

И солнышко на севере живет.

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Рождаются зверята из яиц,

Там кролики страшней, чем наводненье… (Г.Усова)

Форма работы: Ф

II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Учебно-познавательная деятельность        

Цель

  1. Обеспечить усвоение содержания понятия: географическое положение материка; 
  2. Подвести обучающихся к пониманию влияния ГП на другие компоненты природы.
  3. Познакомить с планом характеристики ГП материка.

Изучение нового материала

Вводное слово учителя

Австралия – самый маленький по площади материк, самый сухой и малонаселенный. Один из самых необычных материков: при движении на север становится жарко, а на юг - холоднее. Здесь много растений и животных, которые нельзя встретить на других материках. На материке расположено только одно государство – Австралийский Союз.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d9-a000-4ddd-fea0-5f0047fe057f/111958/?interface=themcol

Учитель:

Обращает внимание на план изучения нового материала на доске:

1. Понятие «ФГП», географическое положение материка.

2. Рельеф и полезные ископаемые.

3. Климат.

4. Внутренние воды.

5. Природные зоны.

Учитель:

Организует работу по усвоению понятия «географическое положение». Результаты совместной деятельности с обучающимися фиксируются в тетради в виде схемы:

Рис. 1. Содержание понятия «географическое положение»

ГП - положение географического объекта относительно поверхности Земли, по отношению к другим географическим объектам, с которыми он находится во взаимодействии.

- Изучение каждого материка начинается с географического положения. Почему?

Учитель:

Объясняет характер деятельности обучающихся на уроке с использованием ЭОР, текста и иллюстраций учебника.

Разъясняет при необходимости сущность знаний, оказывает консультативную помощь.

Задание 1

Откройте электронный ресурс: 

http://www.fcior.edu.ru/card/22608/tipovaya-harakteristika-avstralii-prakticheskie-zadaniya.html

Изучите текст учебника (§ 20, п. 2), физическую карту Австралии в атласе, пользуясь планом, выясните, особенности географического положения Австралии. Оформите таблицу.

План характеристики ГП материка

Ответы

Как вы считаете, как географическое положение материка будет влиять на другие компоненты природы материка? (На какие компоненты природы будет влиять ГП материка?)

Форма работы: И

Задание 2

(1 группа)

Познакомьтесь с материалами учебника, картами атласа: 

(Результаты оформите в схему (кластер))

- охарактеризуйте рельеф и полезные ископаемые Австралии по плану.

- выясните, какие формы рельефа представлены на материке; сопоставьте тектоническую карту  с физической, установите связь тектонического строения с рельефом Австралии; полезными ископаемыми;

- обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа;

- объясните, почему на материке отсутствуют вулканы, не наблюдается землетрясений и отсутствует современное оледенение;

(2 группа)

- Докажите, что Австралия - самый сухой материк?

Для этого вспомните климатообразующие факторы, изучите климатическую карту Австралии, проанализируйте климатические показатели, сделайте вывод.

Прочитайте учебник, сравните свои предположения и истину.

Выполните практическое задание (Откройте электронный ресурс: 

http://fcior.edu.ru/card/1315/praktikum-avstraliya-klimatoobrazuyushie-faktory-uglublennoe-izuchenie.html

(3 группа)

Нанесите крупные водные объекты материка на контурную карту. Ознакомьтесь с  

содержание параграфа.

- Почему реки обозначены пунктиром? Что такое крики?

- Почему питание рек в основном дождевое и подземными водами?

- Объясните, почему в Австралии стоит проблема пресной воды?

Предложите решение данной проблемы.

 Сформулируйте выводы, оформите в тетрадь.

(4 группа)

Изучите материалы учебника (параграф 20, п.5) о природных зонах Австралии, атласа. Заполните таблицу.

Природная зона

Почвы

Животные

Растения

Объясните:

 -Кто такие эндемики?

Почему органический мир Австралии уникален и неповторим?

Творческое задание. Составьте буклет для туристов «Уникальная Австралия»

Подготовьте отчет и выступите перед классом (все группы).

Форма работы: Г.

Учитель заслушивает отчеты и систематизирует изученный учебный материал.

III этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель

Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний полученных в процессе изучения темы.

Задание 1.

На севере Австралии больше всего осадков выпадает с декабря по февраль.

Объясните, почему?

Задание 2.

Почему в Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках?

Учитель:

Обобщает изученный материал темы.

Этап IV _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы «Австралия – самый маленький материк».

Учитель:

Предлагает выполнить тестовые задания

Откройте электронный ресурс: 

http://fcior.edu.ru/card/8145/kontrol-avstraliya-i-okeaniya-uglublennoe-izuchenie.html

Форма работы: П.

V этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Рефлексивная деятельность

Цель

Развивать умения школьников:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

Оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите предложение:

Мне было легче работать над выполнением заданий:

А. в паре;

Б. индивидуально,

В. В группе

потому что:__________________________________________.

Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Домашнее задание:

Повторить материал по учебнику - §20. (Петрова, Н.Н. География. Материки и страны 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. - / М.: «Мнемозина», 2008. – 287 с.), выполнить задания № 3-5, стр.129,

Ознакомьтесь с материалами «Для любознательных» стр.134

Литература и сайты

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная  школа.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).

5. Петрова, Н.Н. География. Материки и страны. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. - / Москва «Мнемозина», 2008. – 287 с.

http://festival.1september.ru/articles/582904/

8. Разработка урока «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=40077&cf_id=24 

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/ 
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/
  4. Педсовет. ORG // http://pedsovet.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...