охрана вод Мирового океана
видеоурок по географии (6 класс) по теме

Сокольникова Галина Александровна

урок географии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_vod_mirovogo_okeana.doc65.5 КБ
Office presentation icon ohrana_vod_mirovogo_okeana.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе

Заключительный урок в теме «Гидросфера Земли». Слайд  1

Тема : Охрана вод Мирового океана.

Цель: Систематизация знаний учащихся о водной оболочке Земли.

Задачи: 1. Развивать познавательный интерес учащихся.

              2. Формировать умения сообщать информацию.

              3.Формировать умения учащихся работать с физической и контурной картой.

              4. Воспитывать любовь к природе, видеть в ней уникальность.

Тип урока: Систематизации знаний.

Форма урока – урок  ролевая игра с фрагментами практической работы.

Научно – методическое содержание урока: Гидросфера, Мировой океан, воды суши, воды атмосферы, агрегатные состояния воды, Сибирские реки, охрана вод Мирового океана, примеры загрязнения вод, примеры охраны вод, жители океана, пищевая цепь.

Геономенклатура: Мировой океан, Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северное море, Средиземное море, Персидский залив, Мексиканский залив, Новая Зеландия, Япония, США, озёра, болота, реки: Ангара, Енисей.

Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий, фрагмент фильма ВВС «Мелководные моря», «Нефтевышка – гигант», презентация.

Методы: развивающие познавательную активность (географические загадки, поэтическое сопровождение,  ролевая игра, проектной деятельности, сообщение заранее  подготовленной информации, рефлексия), здоровьесберегающие ( эмоциональная разрядка, валеопауза).

Ход урока

  1. Предварительный этап: выбор ролей, подготовка сообщений.
  2. Организационный момент: расставить парты, место судьи у доски, прокурора – справа, адвоката слева, свидетеля справа от судьи.
  3. Эмоциональное введение в урок, сообщение темы, целей, задач.
  4. Ролевая игра  - «Суд – над человеком».
  5. Проектная деятельность – проект « Карта  экологически опасных мест в океане».
  6. Рефлексия учащихся – обратная связь.

  1. Роли: секретарь, судья, прокурор, адвокат, вода Мирового океана, океан, жители океана, технолог, эколог, человек.
  2. Объявить Д/З – подготовка к зачётной работе по теме «Гидросфера Земли».
  3. Загадаю вам загадки.

Я – сибирская река

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.                             (Лена – Луна)

Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке,

Но если «д» на «б» ты сменишь,

Во мне утонешь, как в реке.                             (Долото – болото)

С «п» я кругла. Желта, на вкус приятна,

Я прячусь под поверхностью Земли,

А с «к» - то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли.                                  (река – репа)

Я укрываю самолёты,

Когда кончаются полёты,

Но поставь союз за мной

И стану бурной я рекой.                            (ангар – Ангара)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит                          (река)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.                           (Елисей – Енисей)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки.

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

Всё в нём отражается…

Как это зеркало называется?                                          (озеро)

- Река, озеро, болото – можно назвать одним общим понятием – воды суши, которые являются составной частью гидросферы.

 - А что  такое гидросфера? – это водная оболочка Земли.                                    

 Слайд 2

-« Если на карту земли посмотреть –

Земли не Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться Вода?»

Слайд 3

- Вода – чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трёх важных ипостасях:

То ручейком, то речкой вьётся,

То из стакана на земь льётся.

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой.

То обретает лёгкость пара

Была – и, вдруг, её не стало.

Великий труженик водица,

Ну как же ей не восхититься!

Она плывёт к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает и наносит,

И так заботы нашей просит.

- Тема нашего урока: «Охрана вод Мирового океана».

Слайд 4

-Известный учёный, занимавшийся исследованиями  гидросферы Жак Ив Кусто говорил: «Самовыживание человека, как вида, зависит от сохранения океана, раскинувшегося на весь мир, чистым и живым. Океан является поясом жизни для нашей планеты».

Фрагмент фильма «Мелководные моря», без звука, сопровождая лирическим монологом.

- Седой и старый, хмурый океан

Поведал мне историю такую.

А слёзы дождевые сквозь туман,

Всё тихо падали на грудь его большую…

 - Я на планете нашей всех крупней,

Водою все материки соединяю,

Не счесть богатств моих заливов и морей,

В трудах и день, и ночь – я устали не знаю.

Я принимаю с суши воды рек,

Я капельки – дождинки собираю,

Я в гневе страшен: знает человек,

Когда цунами я на берег посылаю.

Но я готов любить и понимать,

Того, кто для меня стал близким другом,

Кто будет мои воды защищать,

Спасёт меня от страшного недуга.

Я – заболел!!! Виновен – человек!!!

Казалось он, лишь малая песчинка,

Казалось так его не долог век,

Как на жаре век крошки - льдинки.

Ан, нет! Бумага, нефть и шелуха,

Остатки грязи, мутных рек потоки,

Вот, что я получил за долгие века

Совместной жизни, полной дней тревоги.

Я мог себя сначала защищать,

Я медленно и верно очищался,

Но человек так «Мудро» расстарался,

Что, остаётся мне, лишь, умирать.

- О, человек!!! Не убивай меня.

Ты сам не знаешь истины глубины:

Я повторяю – Мы едины!

И с гибелью моей – не уберечь тебя!!!

- Урок у нас сегодня необычный.

Урок – «Суд над человеком».

-  Во  время судебного процесса каждому из вас  необходимо выполнить и проектную работу  - составить карту «самых экологически опасных мест в Мировом океане».

- Для того, чтобы успешно выполнить предложенный проект, необходимо справиться с предложенными заданиями.  Слайд 5

1. Обозначьте на контурной карте полушарий самые экологически опасные места в Мировом океане.

2. Отмечать данные исходя из докладов в ходе судебного процесса (показания свидетелей обвинения).

3. Составьте перечень используемых вами условных знаков, как реально существующих, так и придуманных вами.

4. При выполнении проекта допускается использование физической карты Мира, полушарий.

  1. Секретарь. Встать, суд идёт! (Заходит судья, встают все. Судья, адвокат, прокурор занимают свои места).
  2. Судья: «Слушается дело потерпевшей – воды».
  3. Вода Мирового океана: «Землю по праву называют  «Голубой планетой». Мировой океан покрывает около 70% её поверхности. Он поддерживает существование жизни на планете: в океане образуется более половины кислорода, определяет погоду и климат на планете. А для человека Мировой океан – это ещё и транспортные пути, и источник пищи, и кладовая полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Однако бесконтрольное использование ресурсов морей и океанов ставит под угрозу здоровье этой экосистемы. Китобойный и рыболовный промысел, добыча моллюсков и водорослей уничтожают биологические ресурсы океана. Нефть, пестициды, свинец, ртуть, сотни других ядовитых веществ и просто мусор загрязняют водную толщу и дно. Затопление радиоактивных отходов создаёт «мины замедленного действия». Которые сработают спустя годы и десятилетия.
  4. Прокурор: (обращаясь к потерпевшей воде): «Правда ли, что обвиняемый – человек, загрязняет воду радиоактивными и бытовыми отходами, нефтью. Добывает рыбу, моллюсков, животных».
  5. Вода: «Да».
  6. Слайд  6  Прокурор: « У меня  нет вопросов, но есть дополнения. Улика №1 (банка с нефтью). Крушение танкера Торрей Канион в марте 1967 года около Ландс Энд в Великобритании  Согласно подсчётам, тогда в море попало около 106 тысяч тонн нефти. Крушение танкера Амоко Кадиз на британском побережье Франции в 1978 году, произошедшее из-за поломки двигателя танкера, в результате разбившегося о скалистый берег. Погибли тысячи перелётных птиц.

В 1989 г. танкер «Экссон Вальдес» сел на мель в районе Аляски, и нефтяное пятно в результате разлива почти около 50 тыс. т нефти растянулось на 1600 км вдоль побережья.  Разрешите представить видео доказательство последствий добычи нефти на дне Северного моря.  

(Фрагмент фильма «Нефтевышка – гигант»).

Из недавних событий можно представить следующие факты: разлив нефти в мексиканском заливе 10 мая 2010 года, разлив нефти из аварийной скважины в Северном море 13 августа 2011 года.  Разлив нефти у берегов Новой Зеландии 5 октября 2010 года. 14 января 2012 года у берегов Итальянского острова Джильо в Средиземном море потерпел крушение лайнер  Коста – Конкордиа, произошла утечка более 2000 тон топлива.

  1. Секретарь: Попрошу зафиксировать полученные данные не только в протоколе суда, но и в своих контурных картах.
  2. Океан: «Для водных организмов нефть смертельно опасна даже в минимальных количествах».
  3. Прокурор: «Однако даже лучшие очистные сооружения не дают стопроцентного результата. Обычно удаляется 80-85% загрязняющих веществ. В России такую воду называют нормально – очищенной, но её необходимо разбавлять в 5-10 раз. Чтобы она приблизилась к естественной норме. Вода – основа жизни. В том или ином виде её потребляет всё живое. Вызываются свидетели обвинения – жители океана».
  4. Слайд  7 - житель океана 1: « Исследователи подсчитали, что вся вода Мирового океана дважды в год проходит через организмы живых существ, населяющие его просторы. Микроорганизмы, процеживая через себя воду и получая таким путём питательные вещества, вместе с ними получают и загрязняющие вещества. Эти микроорганизмы поедаются более  крупными, те ещё более крупными организмами. В водных экосистемах, проходя из организма в организм, опасное вещество может оказаться в тканях рыбы, а та, в свою очередь, на столе у человека. Обычно такие «путешествия» совершают стойкие , плохо разлагающиеся вещества. Они по мере прохождения по пищевой цепочке могут даже усиливаться, т.к. более крупные существа поедают большое количество мелких организмов».
  5. Житель океана 2: «Осевшие на дно мазут битум губят донные организмы (бентос), а местами, например, в акваториях крупных портов, они образуют на дне сплошную корку, напоминающую асфальт. Жизнь в таких условиях невозможна».
  6. Житель океана 3: «Ещё страшнее нефтяная плёнка на поверхности воды. Она преграждает доступ атмосферному кислороду в верхние слои океана.  Тогда начнёт задыхаться и гибнуть планктон и молоть рыб».
  7. Слайд 8 Житель  океана 4: «Большую опасность нефтяные плёнки представляют и для морских птиц. Нефть уничтожает тонкую жировую плёнку на перьях птиц. Вода легко пропитывает оперенье, птицы замерзают и гибнут. Даже незначительного количества нефти, попавшего на скорлупу яиц, достаточно для гибели зародыша».
  8. Слайд 9 Житель океана 5: «Воды Средиземного моря полностью обновляются раз в 70 лет Атлантическим океаном, с которым оно сообщается. До 90 % сточных вод поступало сюда из 120 прибрежных городов, а другие загрязнители приходятся на долю 360 млн. людей, живущих или проводящих отпуск в 20 средиземноморских странах. Это море превратилось в громадную загрязнённую экосистему, куда ежегодно поступает около 430 млрд. т отходов. Наиболее загрязнены морские побережья Испании, Франции и Италии, что объясняется наплывом туристов и работой предприятий тяжёлой промышленности».
  9. Слайд 10 Житель океана 6: «К опасным химическим веществам, способным нарушить экологический баланс, относятся и такие тяжёлые металлы, как кадмий, никель, мышьяк, медь, свинец, цинк и хром. Согласно подсчётам только в Северное море ежегодно сбрасывается до 50 000 т этих металлов. Ещё большую тревогу вызывают пестициды — накапливающиеся в животных тканях. Пока неизвестны отдалённые последствия применения таких химикатов».
  10. Слайд 11 Житель океана 7: «К наиболее вредным отходам относятся сточные воды. В малых количествах они обогащают воду и способствуют росту растений и рыб, а в больших — разрушают экосистемы. В двух крупнейших в мире местах сброса стоков — в Лос-Анджелесе (США) и Марселе (Франция)». 
  11. Слайд 12 Житель океана 8: «12 марта  на АЭС "Фукусима-1" после сильного подземного толчка прогремел взрыв.

13 марта в районе еще одной японской АЭС "Онагава"в префектуре Мияги был отмечен уровень радиационной, превышающий нормальный в 400 раз.

      Радиоактивный материал или будет распространяться в направлении  Тихого     океана».

  1. Секретарь:  «Прошу продолжить работу над проектом  и отметить вновь вскрывшиеся факты в своих контурных картах».
  2. Судья: «Слова для заключительной речи даётся защите».
  3. Адвокат: «Уважаемый суд! Конечно, человек загрязняет океан, гидросферу, но он старается очищать сточные воды, ставит изоулавливатели на трубы заводов и т.д., он старается  бороться и с нарушителями».
  4. Прокурор: «Вопросов нет»
  5. Адвокат: «Вызывается свидетель защиты – технолог по очистке сточных вод».
  6. Технолог: «Вся современная промышленность основана на «Мокрых» технологиях. Без воды, как и без энергии, она и не могла бы работать. Люди то же живут благодаря воде. Человеку необходимо в день потреблять 2 литра воды. Предприятия потребляют 1300 кубических километра воды в сутки, человечество потребляет 4400 кубических километра воды. В процессе производства часть воды испаряется, другая загрязняется. Кроме химического загрязнения есть ещё и загрязнение бытовыми отходами и мусором».
  7. Адвокат: «Вызывается свидетель защиты – эколог».
  8. Эколог: «В 1991 году был принят базовый экологический закон России – «Об охране окружающей среды». Прежде всего, он определяет принципы охраны окружающей среды – приоритет охраны жизни и здоровья человека. Сочетание экономических и экологических интересов. Рациональное использование природных ресурсов, открытость экологической информации. Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования – виды экологических правонарушений и ответственность за них.
  9. Судья: «Слово для заключительной речи даётся обвинению».
  10. Прокурор: «Уважаемый суд! В данном случае можно говорить о том, что человек непредумышленно губит природу, человек тоже часть природы, поэтому он губит и себя. Коме того, предприятия транспорта, промышленности, сельского хозяйства отбирают право человека на пользование чистой водой, право на благоприятную окружающую среду.
  11. Судья: «Слово предоставляется обвиняемому – человеку.
  12. Человек:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как  слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

  1. Судья: «Слушание дела о воде завершается, и суд признаёт человека виновным в соответствии с уголовным кодексом Российской Федерации по статьям:

246 Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, при добыче, транспортировке нефти, в промышленном производстве и сельском хозяйстве;

254 Порча земли вообще и в частности прибрежных территориях при авариях на нефтетанкерах;

259 Уничтожение критических местообитаний организмов.

За эти преступления предусмотрены различные меры наказания – вплоть до 3 лет лишения свободы.

Суд закончен.

Благодарю всех участников спектакля.

Сейчас прошу доделать ваши проекты по составлению карты экологически опасных мест в океане (составьте перечень используемых вами условных знаков, как реально существующих, так и придуманных вами).

По возможности заслушать представления нескольких проектов.

Рефлексия: «Выскажите своё мнение на проблему сегодняшнего урока».

Человек загрязняет воды мирового океана?

  1. Сознательно, т.к. это необходимо для работы заводов и фабрик, которые дают рабочие места и продукцию для людей.
  2. Непредумышленно, т.к. аварии на морских судах никто не может предвидеть.
  3. Не все люди, а только конкретные, от которых зависят важные решения.
  4. Не может этого быть.

Поднимите руки кто склонен к первому ответу, ко второму ответу, к третьему ответу, к четвёртому ответу ( как правило бывают все варианты ответов, кроме 4).

Мне бы хотелось завершить урок следующими словами (последний слайд)

           Солнца луч и блеск волны,

           Невероятной красоты

           Природа будет раем

           Ведь будущее за нами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок -суд "Охрана вод мирового Океана"

Урок 38 (вариант 2)Обобщение по теме «Гидросфера»(урок-игра «Морской бой»)Цель урока:         Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения уча­щихся.Об...

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

6 класс. Урок №16.  к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле.  Части Мирового океана...