Главные вкладки

    Разработка урока "Климат нашей местности" (6 класс)
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Аверьянова Надежда Петровна

    Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Климат нашей местности" с использованием Интернет ресурсов.Прилагается подробная пошаговая презентация, которая может быть использована вместо Интернета.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока:                       Климат нашей местности.

    Цель: повторить и обобщить знания учащихся по климату Удмуртии.

    Задачи:1. Найти в Интернет и обобщить в виде таблицы основные показатели климата по Ижевску и поселку Игра

    2.Продолжить формирование навыков работы с Интернет, таблицами, климатическими картами;

    3. Продолжить формирование навыков анализа  климатических данных;  

    4.Расширить у учащихся возможность познания родного края, через новые источники информации

    Оборудование: климатическая карта Удмуртии, схема  «Сезоны года в Удмуртии»,

    мультимедийный проектор с набором демонстрационных слайдов (иллюстративный материал), компьютеры с выходом в Интернет, таблицы , раздаточный материал для каждой группы.

                                                                    Ход урока.

    1.Повторение.

    - Что такое климат? Чем он отличается от погоды?

    -Как определяется среднемесячная и среднегодовая температура воздуха?

    - Как найти годовое количество осадков?

    -Где мы можем найти данные по средней  температуре и осадкам   территории и Удмуртии в том числе?

    - От чего зависит климат любой местности?

    - Чем климат Удмуртии отличается от климата Москвы и Екатеринбурга? Почему?

    -Какие сезоны года наблюдаются в Удмуртии?

    11. Новая тема.

       Сообщение темы и цели урока. Запись темы урока в тетрадях.

    Погода и климат всегда привлекают наше внимание. От них зависит многое в нашей жизни.

    -От куда мы узнаем ежедневный прогноз погоды? ( из сообщений по радио и телевиденью, некоторые – из Интернет).

    Мы с вами уже смотрели в Интернет прогноз погоды для Игры и Ижевска на сайте www.pogoda.ru.  К сожалению, мы не сможем работать в Интернет с фактическими и многолетними  данными для нашего поселка .Поэтому мы продолжим нашу работу по изучению климата Удмуртии  по данным Ижевской метеостанции с помощью Интернет.

    Сегодня мы будем работать с  сайтом      www.pogoda.ru.net/monitor.php  , который знаком вам по предыдущему уроку (адрес сайта записан на доске).

    С помощью его мы сможем выйти на климат Ижевска и просмотреть , проанализировать многолетние данные по температуре, осадкам и господствующим ветрам.

     Проводится   инструктаж о ходе работы.

    Работа проводится в группах.

    Работа ,с использованием Интернет, состоит из 2-х частей:

    А) заполнение таблиц по климатическим данным Игры и Ижевска.

    Для работы   розданы данные по многолетним среднемесячным температурам  в п. Игра и сводная таблица, которую учащиеся  должны будут заполнить в ходе работы.( Таблица одна на группу – образец прилагается.)

    Данная работа проводится согласно инструкции на рабочем листе.

     Б) Построение диаграммы типов погоды для Ижевска. Находим необходимые  данные по указанным  в листах датам.(  У каждой группы свой год и месяц)

    Для выполнения данной работы необходимо   вернуться к  ссылке на сайте -«климатический монитор»- выберем Ижевск.

    В нижней части страницы  группа №1 набирает дату январь 2009 г.

    2 группа – январь 2010 г.

    3 группа- июль 2009 г.

    4 группа – июль 2008 г.( т.к.  в 2010 году июля  еще не было)

    Используя второй форзац учебника, где даются температурные интервалы для разных типов погоды, посчитать по данным средних температур, сколько дней приходится на тот или иной температурный интервал, на тот  или иной тип погоды.

    Отметить  интервалы на ленте типов погоды, которая имеется  на рабочем  листе. Заштриховать и подписать каждый тип погоды. Обсудить результаты вместе 1 и 2 группам, 3 и 4 группам.

    - Какие типы погоды преобладают в нашей местности зимой, а какие летом? Ответ на вопрос записать внизу под диаграммой.

      Инструктаж по ТБ на компьютерах.

    - Какие правила ТБ вы должны соблюдать при работе на компьютере?

    Практическая работа на компьютерах:

    На доске – запись алгоритма работы для выхода на нужный сайт:

    1.Набрать в поисковике адрес сайта: www.pogoda.ru.net/monitor.php

    2.Выбрать из появившегося списка первую строчку: Погода и климат- климатический монитор.

    3.Из списка городов выбрать Ижевск.

    4.В верхней части страницы в разделе «погода» выбрать строку «Климат города» и открыть ее. Появились данные по климату- таблицы графики, диаграммы.

     С помощью них заполняется таблица. Делаются выводы и записываются под таблицей в отведенном месте.

    Затем выполняется вторая часть работы по определению типов погоды.

    После этого компьютеры отключаются и ученики возвращаются за парты.

    111.Обобщение результатов работы и подведение итогов.

    Давайте подведем итог, посмотрим, как вписываются результаты групповой  работы в общую климатическую картину по республике.

    Открыть климатическую  карту Удмуртии в атласе.

    Анализ температурных данных ( используются заранее подготовленные слайды для демонстрации на доске) 

    - Сравнить температуру воздуха на севере и юге республики в январе месяце.

    Сравнить температуру  в июле. Сделать вывод. Указать причины различий.

      Проанализируем средние месячные температуры воздуха для Ижевска и Игры.(демонстрируется  слайд  с  таблицей на экране)

    - Какой месяц самый холодный? Самый теплый? ( январь, июль)

    -Можем ли мы эти выводы перенести на всю республику? (да)

    - В каком году отмечался абсолютный минимум температуры и какой?

    - Когда отмечен максимум температуры и какой?

    Анализируем данные по осадкам.

    - Сравнить годовое количество осадков на севере и юге республики.(демонстрируется слайд)

    - Где их больше, где меньше? В чем причина различий?

    Найти данные по  таблице (слайд ) и данные по осадкам в атласе .

    -Как изменяется количество осадков  с севера на юг?

    Рассмотрим цифровые данные по  осадкам для Ижевска и Игры. ( слайд )

    -Какой месяц является для столицы самым дождливым и самым сухим?

    - Каково годовое количество осадков? Есть ли разница с Игрой?  

    Назовите причину, почему в Игре осадков больше?

    Анализ данных по господствующим ветрам.

     Анализируем  розу ветров ( слайд).

    - Ветры каких направлений  являются господствующими?

    Делаем вывод по типам погоды.

    - Какие типы погоды характерны для января и июля?

     Делаем общий вывод:

    - Какой климат характерен для Удмуртии? Как он называется?

    После того, как все особенности климата названы, демонстрируется итоговый  слайд , который подводит итог  по климату Удмуртии.

    Итак, мы подвели итоги нашей работы.

    -Понравилась ли вам такая форма урока? Чем?

    Оценки  выставляются после проверки  рабочих   листов.

     Спасибо всем  за работу.


                                                                                           Состав рабочей группы:-_1.__________________________________

                                                       

                                                                                                                                       _2.___________________________________

                                                                                                                                     __3._________________________________

                                                                                                                                     __4.__________________________________

                                                                                                   А) Климат Удмуртии

    Населенный пункт

    Средняя температ

    января

    Минимальн. Температ. января

    Максим. Температ.

    января

    Средняя температ. июля

    Минимальн. Температ. июля

    Максимальн. Температ.

    июля

    Годовая амплитуда температ.

    Годовое количество осадков

    Господств.ветры

    Игра

    Ижевск

    В чем разница в климате Игры и Ижевска?_________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________

    Причины различий:______________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________

    Для получения данных: по Игре – таблицы, климатическая карта Удмуртии  в атласе( данные минимальных и максимальных температур)

                                              По Ижевску – www.pogoda.ru.net/monitor.php

                                                                                   Б) Типы погоды для Ижевска (в январе 2009 г., январь 2010 г. Июль 2009 г. Июль 2008 г)

       Задание:    Составить диаграмму повторяемости типов погоды, используя форзац №2 учебника.

                         Посчитать количество дней, которое приходится на тот или иной тип погоды за месяц Отложить это количество дней на ленте и   подписать тип погоды.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    Сравнить данные с другой группой у которой данные за (январь 2009 г. Январь 2010 г. Июль 2008 г. Июль 2009 г). Сделать общий вывод о типах погоды января.

    Какие типы погоды характерны для января?___________________________________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Климат нашей местности 6 класс Учитель: Аверьянова Н.П.

    Слайд 2

    Климатическая карта Удмуртии

    Слайд 3

    Температурные сезоны для Ижевска

    Слайд 4

    Средняя температура воздуха по Удмуртии ( в градусах) Январь Глазов -14,8 Игра -14,5 Ижевск -14,1 Сарапул -13,9 Как меняется зимняя и летняя температура воздуха севера на юг? Июль Глазов +17,9 Игра +17,7 Ижевск +18,8 Сарапул +19,0

    Слайд 5

    Средняя годовая температура воздуха ( в градусах) Глазов +1,8 Игра +1,6 Ижевск +2,4 Сарапул +2,7 Как изменяется среднегодовая температура с севера на юг?

    Слайд 6

    Годовое количество осадков Глазов 562 мм Игра 557 мм Ижевск 501 мм Сарапул 548 мм

    Слайд 7

    Средняя многолетняя температура для Игры ( в градусах) Январь -14,5 Февраль -13,6 Март -6,9 Апрель +2,7 Май +10,6 Июнь +15,3 Июль +17,7 Август +15,3 Сентябрь +9,1 Октябрь +1,2 Ноябрь -6,0 Декабрь -11,3

    Слайд 8

    Среднее месячное количество осадков для Игры ( мм) Январь 35 Февраль 23 Март 24 Апрель 33 Май 46 Июнь 59 Июль 76 Август 60 Сентябрь 61 Октябрь 58 Ноябрь 44 Декабрь 38 год 557

    Слайд 9

    Средние месячные температуры для Ижевска( в градусах) Январь -13.5 Февраль -12.1 Март -5.4 Апрель 3.7 Май 11.6 Июнь 17.0 Июль 18.7 Август 15.6 Сентябрь 9.8 Октябрь 2.5 Ноябрь -5.6 Декабрь -10.3 Год 2.7

    Слайд 10

    Среднее месячное количество осадков (мм) для г.Ижевска Январь 31 Февраль 22 Март 18 Апрель 30 Май 39 Июнь 60 Июль 59 Август 64 Сентябрь 57 Октябрь 50 Ноябрь 40 Декабрь 31 Год 501

    Слайд 11

    Осадки ( г. Ижевск) Голубой цвет – норма, красный – месячный минимум Фиолетовый – месячный максимум, зеленый - суточный максимум

    Слайд 12

    Роза ветров для Ижевска Январь Июль

    Слайд 13

    Температура воздуха в Ижевске. Январь, 2010 года

    Слайд 14

    Норма среднемесячной температуры января: -13.5°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: -18.1°. Отклонение от нормы: -4.6°. Норма суммы осадков в январе: 31 мм. Выпало осадков: 23 мм. Эта сумма составляет 74% от нормы. Самая низкая температура воздуха (-33.8°) была 6 января. Самая высокая температура воздуха (-3.3°) была 4 января.

    Слайд 15

    Температура воздуха в Ижевске. январь, 2009 г.

    Слайд 16

    Норма среднемесячной температуры января: -13.5°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: -12.7°. Отклонение от нормы: +0.8°. Норма суммы осадков в январе: 31 мм. Выпало осадков: 60 мм. Эта сумма составляет 194% от нормы. Самая низкая температура воздуха (-30.6°) была 12 января. Самая высокая температура воздуха (0.5°) была 15 января.

    Слайд 17

    Температура воздуха в Ижевске в июле 2009 г.

    Слайд 18

    Норма среднемесячной температуры июля: 18.7°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: 17.3°. Отклонение от нормы: -1.4°. Норма суммы осадков в июле: 59 мм. Выпало осадков: 48 мм. Эта сумма составляет 81% от нормы. Самая низкая температура воздуха (4.6°) была 21 июля. Самая высокая температура воздуха (30.2°) была 15 июля.

    Слайд 19

    Температура воздуха в Ижевске в июле 2008 года

    Слайд 20

    Норма среднемесячной температуры июля: 18.7°. Фактическая температура месяца по данным наблюдений: 19.3°. Отклонение от нормы: +0.6°. Норма суммы осадков в июле: 59 мм. Выпало осадков: 60 мм. Эта сумма составляет 102% от нормы. Самая низкая температура воздуха (8.8°) была 5 июля. Самая высокая температура воздуха (32.6°) была 23 июля.

    Слайд 21

    Характеристика климата. Удмуртия находится в зоне умеренно- континентального климата. Среднегодовая температура колеблется от 1,0 до 2,5С Самый холодный месяц- январь(-14 -15С), самый теплый – июль(+17,5 - +19С) Абсолютный минимум зафиксирован 31.12.1978 г.- -50С Среднегодовое количество осадков составляет 500-600мм Максимум осадков- в июле, минимум – в феврале

    Слайд 22

    Метеостанция в Ижевске Метеостанция расположена на территории аэропорта. Метеорологи каждые 3 часа производят замеры .

    Слайд 23

    Замеры температуры и влажности воздуха Температура воздуха измеряется термометрами, которые находятся в психрометрической будке в 2 метрах от земли. Влажность воздуха определяется с помощью гигрометра.

    Слайд 24

    Осадкомер Определение уровня осадков ведется с помощью осадкомера. Это оцинкованное ведро с носиком. Снег (град) набранный за 3 часа растапливается и сливается через носик в осадкомерный стакан.

    Слайд 25

    Флюгер Силу и направление ветра определяют анеморумбометром. Он состоит из флюгера ( похожий на самолет предмет, поворачивающийся в направлении ветра) и датчика. Направление ветра обозначается на датчике в румбах, а сила- в метрах в секунду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Факультативный курс "Экология нашей местности"

    Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в це...

    Презентация "Ядовитые растения нашей местности"

    Представлена презентация ядовитых растений нашей местности - Чувашии....

    Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"

    Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла....

    Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"

    Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...

    открытый урок в 8 классе Природная зона нашей местности - лесостепь

    Урок в 8 классе на основе краеведческого материала нашей местности - села Палатово Красногвардейского района Белгородской области....

    Проект "Синицы нашей местности". 6 класс. Курс. Природа родного края

    Проект "Синицы нашей местности"Область исследования: природа родного края.Орнитология- наука о птицах.Объект исследования:виды синиц, обитающие в Лужском районе Ленинградской области. П...

    Урок ИКН в 6 классе по теме «Легенды о возникновении географических названии нашей местности».

    Урок ИКН в 6 классе по теме «Легенды о возникновении географических названии нашей местности».Цель урока:  1. Повторить знания детей о топонимике....